Вступительное слово
Обращаемся к читателям, не имеющим отношения к авиации, - прочитав хронологию потерь советской авиатехники в Афганистане у вас может возникнуть мнение, что многие аварии и катастрофы произошли по вине самих экипажей и война тут, собственно, не причем, но, в действительности, это не так! Экипажи шли на сознательный риск для того, чтобы выполнить боевое задание: летали "на бреющем", спасаясь от обстрела ракетами с земли (отсюда столкновения с землей в маловысотном полете), выполняли посадки на обдуваемые ветрами "пятачки" в горах, чтобы забрать тяжелораненого (отсюда падения при посадках на высокогорных площадках), старались не выйти за пределы охраняемой зоны аэродромов (отсюда выходы на закритические углы и режимы полета).
В мирных условиях на подобный риск не идут, а война требует... В моральном плане не важно, как погиб экипаж - от вражеской пули или разбился в результате рискованной попытки выполнить боевое задание, важно, что все авиаторы погибли, честно выполняя свой долг, не струсив и не предав! Мы можем гордиться ими.
В описаниях обстоятельств потерь Вы также найдете много случаев спасения летчиков-истребителей и штурмовиков. Один из них через 25 лет написал вот такие строки:
«За нашу память это нам надо благодарить вашего "брата", кто не просто "пахал" на "пчелках", как пчелка (на "шмелях" и "кишкалдаках", естественно, аналогично), а вынес всю тяжесть боевых утрат настоящих друзей, парней-пилотов. Благодаря ВАМ живы много солдат и офицеров, память которых о ВАС уже вторична, производная ваших подвигов больших и малых, но ежедневных. ВЫ спасали нас из такой, пардон, ж..., что лично мне до сих пор не верится, что живой, как Станиславскому. Но у него театр и все "понарошку", а в Афгане до боли реально и...,порой, обидно за нашу доблестную и самую порядочную АА, когда умаляют ВАШИ боевые заслуги».
Чтим и помним!