RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Поиск сослуживцев /

Свидетельства командира звена Ми-8 Каганского полка ст. л-та Ашурова Сергея Рахимовича о том, как шла подготовка первой группы вертолетчиков для Афганистана

"Когда прочел следующий текст из истории 280 овп на момент ввода в Афганистан:
«В Афганистане остались лишь несколько экипажей (не более шести на Ми-8т). Среди них были экипажи, сформированные из гражданских летчиков Таджикского управления ГА (г. Душанбе). Это была, так называемая, «туземная эскадрилья». Вот как описывает этот факт В.Маковский  в своей книге «Жаркое небо Афганистана». «На некоторых оставшихся "восьмерках", скрывая их принадлежность,  поверх кое-как закрашенных красных звезд нанесли афганские опознавательные знаки. Их включили в "туземную  эскадрилью" для которой специально собирали со всего Советского Союза летно-технический состав из таджиков, лицом и речью похожих на афганцев. Но "чистокровной" эскадрилья не стала: нужного числа таджиков набрать не удалось, к тому же не все из них обладали должной  классностью, и шестерых "белых" летчиков все же пришлось оставить.
Командование "национальным формированием" принял опытный пилот майор В.Г. Сидоров. Правда, маскировку изрядно нарушала русская речь со слышимыми за версту специфическими оборотами, да и нанесенные, на скорую руку, афганские звезды и колосья были далеки от оригинала»
очень долго не мог потушить в себе негодование из-за грубого искажения событий.
Когда ко мне обратился один «писака» по фамилии В.Кошман, я добросовестно поправил весь текст по освещению истории ввода 280 овп в Афганистан. Однако этот «писака» проигнорировал мои правки и запустил неисправленный текст в «производство». Что тут сказать? К тому же и второй «писака» В.Маковский, видимо позаимствовал часть материала у В.Кошмана. Нечистоплотные люди, без совести и чести!
Прошло без малого 35 лет с момента создания необычной эскадрильи, которую какой-то непорядочный человек назвал «туземной», и чтобы пролить свет на истинное положение дел, решил отыскать очевидцев и членов экипажей из числа военных и пилотов Таджикского управления ГА. Время, конечно, свое берет, и многие моменты стерлись в памяти, однако многое еще помню, и мои слова могут подтвердить люди из той необычной эскадрильи.
В 1979 г. Советское и афганское руководство согласовали возможность направления в ДРА одной эскадрильи (3 Ми-24А, 7 Ми-8т) для решения задач в интересах военных и гражданских властей. Было принято соответствующее решение ЦК КПСС и Совмина, и началась работа по поиску личного состава из числа военнослужащих таджикской национальности. Оказалось, что людей с такими параметрами и летной специальностью нашлось в МО СССР очень мало. Чистых летчиков отыскали только три: ст.летчик на самолетах МиГ-17 л-т С.Р.Ашуров (г. Овруч, Прик.ВО) и правый летчик на самолетах Ту-16 ст. л-т З.Ф.Уразов (г. Стрый, Прик.ВО), один вертолетчик нашелся после окончания ДОСААФ мл. л-т С.Г.Мухитдинов. Другие военные были из представителей разных специальностей: техники самолетов, вооруженцы, связисты, тыловики и прочие.
Окончательно военных собрали в Главном штабе ВВС в начале мая 1979 года, где состоялась беседа с каждым на самом высоком уровне Главкомата. К нам были прикреплены кураторы от Управления кадров ВВС, которые нас «опекали» дистанционно с момента направления на медицинское обследование в 7 ЦНИИАГ и до окончания переучивания на вертолет Ми-8т в г. Пугачев (Сызранское ВВАУЛ). По итогам обследования было принято решение часть наземных и вполне здоровых специалистов переучить на летчика-штурмана вертолета Ми-8т. Вот и мой летчик-штурман бывший начальник группы вооружения самолетов Ан-12, а у З.Уразова – заместитель командира ОБАТО из Венгрии. Получилось, что набралось всего три экипажа из числа военных, и нужно было что-то решать дополнительно.
Тогда и возникла необходимость призыва из запаса пилотов ГА, которые отвечали бы основным требованиям. В Душанбе отобрали 7 потенциальных экипажей, но только два пилота раньше летали на вертолетах, один (М.Батыров) имел огромных опыт полетов на Памире на Ми-4 и немного на Ми-8 (общий налет 7900 часов), второй (М.Файзуллаев) летавший в то время на Ми-8 (общий налет 3500 часов). Остальные же пилоты были с самолетов Ан-2 и Як-40 и большим налетов часов (2500-4000 часов).
Поскольку набранный состав эскадрильи не имел соответствующих командных кадров, решено было включить в состав эскадрильи руководящий состав из числа военных с вертолетных частей, но уже не таджикской национальности. Командиром ВЭ назначили п/п-ка В.В.Бухарина (Заб.ВО), зам.ком. ВЭ м-ра Б.Б.Реджепова (туркмен, из советнического аппарата в авиаполку в Кабуле), зам.ком. ВЭ по ПЧ м-ра В.С.Нечаева (САВО), зам.ком. ВЭ по ИАС м-ра Н.А.Богуш (Заб.ВО). Для наземных специалистов ограничений по национальности не было.
Руководящий состав и наземные специалисты прибыли непосредственно в г. Каган, туда же были пригнаны вертолеты Ми-8т (номера с 44 по 50) и Ми-24А (номера с 41 по 43) после капитального ремонта в АРЗ, а вот специальная наземная техника поступила новая. На вертолетах были нанесены опознавательные знаки ДРА, позже их перекрасили в советские звезды.
Переучивали нас в учебном полку в Пугачеве, теорию преподали за 12 дней, потом один месяц полетов (25 летных смен, налет составил не менее 50 часов). За 1-2 экипажами закрепили по одному инструктору и мы освоили программу переучивания по упражнениям №1-60 (зачетное), кроме того еще отлетали на боевое применение с применением бомб и НУРСов на полигоне Шиханы. Особенностью подготовки было то, что нам дали допуск для посадки на площадку с правом подбора.
Тем временем события в ДРА развивались по иному сценарию и президент Н.Тараки был смещен, нас тут же «притормозили» в Союзе и мы лишний месяц отсидели в Пугачеве без полетов. После нашей настойчивой просьбы к кураторам в Москве, нам дали чуть подлетнуть, чтобы навыки не потерять. Точную дату сейчас не помню, но где-то во второй половине августа или начале сентября нас перебросили в г. Каган (Турк.ВО). Спустя какое-то время приступили к полетам, а часть людей даже в отпуск отпустили (НПП никто не отменял). На вещевой склад ОБАТО завезли гражданскую одежду, так как задача еще не была снята по дальнейшему предназначению эскадрильи. Буквально перед нами в ДРА была направлена сводная авиагруппа 280 овп на вертолетах Ми-8т (командир п/п-к Г.А.Белов).
И только 11-12 декабря 1979 г. по сигналу из штаба Турк.ВО весь полк и наша эскадрилья с личным составом и имуществом Одшб из Чирчика были перебазированы под Кушку (сначала в Калаи-Мор, потом – Сандыкачи). А уже 1 января 1980 г. вместе с 280 овп эскадрилья оказалась в Афганистане (Шинданд) и последующим местом постоянного базирования в Кандагаре (с 2 января). По различным причинам (по большей части из-за болезней) еще до перебазирования в Афганистан часть людей из группы ГА были отправлены домой (смотри ниже). С первых дней пребывания в Кандагаре общее руководство «сборной» эскадрильи осуществлял первый заместитель командира 280 овп м-р В.И.Харитонов.
П/п-к В.В.Бухарин в январе 1980 г. перегнал единственный вертолет Ми-24А в Союз, так как были обнаружены большие зазубрины на лопатках двигателей и эксплуатировать такую машину было небезопасно. Больше В.В.Бухарин в Кандагар не возвращался и был направлен в Чирчик на формирование 50 осап в должности заместителя командира полка по ЛП. Новым командиром ВЭ назначили м-ра В.Г.Сидорова, который прибыл в эскадрилью в феврале 1980 г. из Ашхабада, когда она базировалась уже в Газни.
В марте 1980 г. гражданские пилоты решили отказаться летать в качестве обычных военных и потребовали своей отправки в Союз. Так как не прошло еще целого года с момента их призыва для специальной командировки в ДРА, их направили дослуживать в вертолетный полк в г. Нивенское (Калининградская обл.).
Если подытожить освещение событий, то хотелось бы сказать о следующем. Гражданские пилоты наравне с профессиональными военными достойно выполняли интернациональный долг и не хуже нас летали в различных условиях и не их вина, что контракт с ними был не реализован с материальной точки зрения. Большинство из них и сейчас живут в Таджикистане, некоторые еще летают на самолетах и вертолетах.

Летно-подъёмный состав эскадрильи после переучивания и сформирования:
- командир ВЭ – п/п-к Владимир Васильевич Бухарин (Ми-24А, Ми-8т)
- заместитель командира ВЭ – м-р Баллы Батырович Реджепов (Ми-8т, умер в 1999 г.)
- заместитель командира ВЭ по ПЧ – м-р Владимир Сергеевич Нечаев (Ми-8т)
на вертолетах Ми-8т:
- командир звена – л-т Сергей Ашуров
  штурман звена – к-н Туйчи Холмурадов
  бортовой техник – к-н Евгений Аюбджанов
- командир звена – ст. л-т Зафар Уразов (позже - летчик-оператор Ми-24А; штурман 3 ВЭ, потом
  штурман 4 ВЭ)
  штурман звена – м-р Борис Юсупов (в ДРА не был)
  штурман звена – ст. л-т Вячеслав Нарзикулов (позже – штурман 3 ВЭ)
- командир вертолета – мл. л-т Сергей Мухитдинов (умер в 2013 г.)
  летчик-штурман – к-н Хикматулло Ходжиев
на вертолетах Ми-24А:
- командир вертолета – л-т Наиль Шафигуллин (переведен в 302 овэ; погиб в 1992 г. в Таджикистане)
- командир вертолета – л-т Салом Темиров (переведен в 302 овэ)
  летчик-оператор – л-т Михаил Останаев(переведен в 302 овэ)

Группа из ГА, переученных на вертолет Ми-8т:
- командир вертолета – Муродали Батыров (старший группы, в ДРА не был)
- командир вертолета – Музафар Файзуллаев (в ДРА не был)
- командир вертолета – Самеджан Кахаров
- командир вертолета – Толиб Сардоров (умер)
- командир вертолета – Ильхомутдин Рахматов
- командир вертолета – Шухрат Алимов
- командир вертолета – Негмат Мирзабаев
  летчик-штурман – Даврон Сабуров
  летчик-штурман – Махмуд Мухамедов
  летчик-штурман – Джамшед Абдурахманов (умер в 1992 г.)
  летчик-штурман – Фирдавс Юсупов
  летчик-штурман – Мухитдин Алимов
  летчик-штурман – Шариф Амонов (в ДРА не был)
  летчик-штурман – Акбар Газибеков (в ДРА не был)
  бортовой техник – Рахмонали Хамидов
  бортовой техник – Фаёз Умаров (умер)
  бортовой техник – Файзулло Пулатов (умер)
  бортовой техник – Бахрулло Кароматов
  бортовой техник – Саъди Одинаев (в ДРА не был)
  бортовой техник – Ильхом Каюмов (в ДРА не был)
  бортовой техник – Абдурашид Саидов (Ми-24А)

Группа авиаторов из ГА на подготовке к командировке в Афганистан. Сызрань, май 1979 г. (фото из архива Ашурова С.Р.)http://s018.radikal.ru/i509/1403/7f/202aca33145e.jpg


                                                                                12 марта 2014г.



                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100