19 декабря 1983 г.
авария самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), перелет с аэродрома Кандагар на
аэродром Баграм. При выполнении вылета с аэродрома Баграм старший летчик ст.
л-т Алексенко Александр Иванович катапультировался и совершил посадку в районе
н.п. Дурнама. ПСО выполняла пара Ми-8МТ 262-й овэ С.Ефимов-А.Скиба. Ст.
л-т А.Алексеенко благополучно эвакуирован экипажем к-на С.Ефимова (л-шт
Вячеслав Хныков, б/т Юрий Заика).
25 апреля 1984 г.
боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Баграм.
Пара: ведущий ст. л-т Соколов Сергей Александрович, ведомый ст. л-т
Грушковский. Полет на поиск передвижной радиостанции в районе аэродрома Баграм.
В горизонтальном полете на Н=1500м ведущий почувствовал сильный удар по
самолету и тут же доклад ведомого “Серега, прыгай!!!”. Летчик катапультировался
, после приземления сразу вступил в перестрелку и был тяжело ранен. Вертолета
ПСО в данном районе не было (должна была работать пара Ми-8 50-го осап) и
пришлось перенацеливать из другого района ближайшую пару Ми-8МТ 262-й овэ
капитанов С.Ефимова - А.Бойкова. Всегда в районе работы в 5-6 км висел
вертолет, но не в этот раз. Вертолетчики слышали доклад ведомого на едином боевом
канале, и уже знали что сбит самолет. По команде с самолета-ретранслятора
они направились на выручку летчику, но пара находилась у входа в Панджшерское
ущелье, и, даже выжимая максимальную скорость из машин, смогла подойти только
через 20 минут. Вышли в квадрат и, ориентируясь по по дыму горящего на
земле самолета, стали снижаться на ПМВ. Вскоре к-н Бойков на фоне желтых
барханов заметил кресло летчика, а с борта Ефимова заметили в стороне, на
пригорке, отстреливающегося окровавленного Соколова, лежащего на животе.
Вертушка Сергея Ефимова подоспела в последний момент. Когда группа ПДГ и б/т
ст. л-т А.Марчук подбежали к пилоту, он был уже без сознания, подняли его на
борт в таком же положении. Борттехник ст. л-т Анатолий Марчук уже в
кабине стал осматривать пилота, чтобы уточнить ранение, и увидел, что под
животом в руке сжата граната с выдернутой чекой. Он осторожно разжал ладонь и
выбросил гранату за борт, в еще открытую на взлете дверь. Сергей
Соколов прошел долгое лечение, в ИБА он уже не летал. Герой РФ. Для к-на
С.Ефимова это был уже второй спасенный летчик.
13 мая 1984 г.
боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Шиндант.
НШ АП п/п-к Бузов Геннадий. Удар в составе звена в 15 км юго-западнее Герата.
После сброса АБ с горизонтального полета летчик почувствовал сильный удар в
хвостовой части (явный признак попадания ПЗРК). Летчик катапультировался и
через 15 мин подобран вертолетами ПСО.
16 декабря 1985 г.
боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (371 орап Чимкент), вылет с
аэродрома Баграм. Ком звена капитан Фрай Владимир Владимирович. Западнее
Баграма 67 км (Аз=260) в районе долины Бамиан на высоте Н=1500м обстрелян из
ДШК. Заклинило управление. Летчик катапультировался, подобран группой ПСО.
17 мая 1986 г.
боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Какайды.
НШ аэ майор Рассказов Владимир. В 27 км от Баграма самолет получил повреждения
от огня с земли из ДШК и загорелся. На горящем самолет летчик планировал 17 км
по ущелью. Затем катапультировался. Приземлился в 800м от кишлака. Из кишлака
начался обстрел места приземления. Когда подошли вертолеты ПСО, бросил НАЗ и
парашют и побежал в сторону вертолета. Борттехник ближайшего вертолета перед
посадкой в кабину сказал “Забери парашют, не бросай добро”. Летчик вернулся за
парашютом и НАЗом, подобрал их и после чего был подобран вертолетом ПСО.
16 августа 1986 г.
боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома
Баграм. Замполит аэ майор Фадеев Александр Владимирович. Сбит из ПРЗК (или из
ДШК) в 30 км юго-западнее Джелалабада на Н=400м. Летчик почувствовал отказ
управления самолетом, падение давления в гидросистеме, без доклада по радио
катапультировался. Ведомый ст. л-т Дробовский И. заметил сброс фонаря и выход кресла,
засек место покидания самолета, доложил на КП и вертолетам ПСС, вертолетами ПСО
с аэродрома Джелалабад подобран через 40 минут и доставлен на аэродром.
Возможная причина потери самолета повреждение гидросистемы.
22 сентября 1986 г.
боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома
Баграм. Ком. звена к-н Александров Михаил Александрович. При выполнении
фотографирования ущелья Горбанд (район нп Бамиан) самолет получил повреждения
от разрыва снаряда ЗГУ. Самолет начало вращать вправо. Летчик с помощью педалей
сумел остановить вращение, выправить самолет в ГП и выполнить полет на
аэродром. При выполнении пробного захода на посадку при выпуске шасси самолет
снова начало вращать вправо. Увеличив скорость, летчик вышел в район ВПП и
катапультировался над аэродромом. Через несколько минут подобран вертолетом
ПСС.
22 октября 1986 г.
боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома
Баграм. Полет пары на фоторазведку: ведущий зам ком аэ м-р Суровцев А.И.,
ведомый старший летчик ст. л-нт Смолин Андрей. Район разведки у границы с
Пакистаном (206 км юго-восточнее Баграм Аз=165). Ведущий фотографировал с ККР,
ведомый прикрывал с 4хУБ-32. Ведомый наблюдал работу ДШК по ведущему. На высоте
Н=300м ведомый почувствовал два удара и в кабину пошел дым, самолет начал
терять управление. Отвернув от границы, летчик катапультировался, спустя
несколько секунд самолет упал на землю и взорвался. После приземления начался
бой между летчиком и духами. Вертолеты ПСО вышли в район приземления, первый
вертолет сразу отвернул, ему попали в хвостовой винт, второй вертолет подсел,
чтобы забрать летчика, при этом ведущий выполнял атаки против духов из С-5. В
нарушении требований, вертолеты ПСО пошли в район работы разведчиков, что и
спасло летчика.
12 апреля 1987 г.
боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Шинданд.
Ком 2-й аэ п/п-к Шломин Владимир. В 30 км северо-западнее аэродрома Кандагар на
Н=2500 сбит из ПРЗК “Stinger” (первый сбитый Су-17 из данного ПЗРК). При выводе
из атаки летчик выполнял противозенитный маневр и в это время ракета попала в
правое крыло, самолет начало вращать. Летчик катапультировался. Вертолеты ПСО
при подходе к месту приземления были вынуждены пройти через “зеленку”, где были
обстреляны и получили повреждения. Несмотря на это, вертолеты нашли и подобрали
летчика. Обратный полет снова проходил через “зеленку”, где вертолеты
подверглись интенсивному обстрелу. После посадки вертолетов на аэродром и
выключения двигателей, у вертолета, который эвакуировал летчика, отвалились
лопасти несущего винта.
16 мая 1987 г.
боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома
Баграм. Ком. звена к-н Александров Михаил Александрович. При возвращении на
аэродром на большой высоте сбит из ПЗРК 46 км юго-западнее Кабула. Произошел
отказ управления, самолет начало вращать, на РУС самолет не реагировал. Летчик
катапультировался и был обнаружен летчиком Су-25, который навел вертолеты ПСО.
Через 1 час 40 мин был подобран вертолетами ПСО. Это его второе
катапультирование в Афганистане.
19 июня 1987 г.
боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома
Кандагар. К-н Стрибный Юрий. Сбит из ДШК 75 км западнее Кандагара (Аз=270).
После поражения самолета произошло его полное обесточивание, а при выходе на
Н=4500 - остановка двигателя. Выполнив попытку запуска, которая ничего не дала,
летчик катапультировался. При этом “Комар” не сработал. После приземления сразу
вступил в бой с душманами. Обнаружив, что Р-855ум не работает, насколько раз
бросил ее об землю, после чего она заработала. Вертолеты ПСО начали выходить на
сигнал “Комара”. При подходе к месту приземления вертолеты обстреляли свою
бронегруппу, приняв ее за противника. После чего, обнаружили место боя и начали
обстрел духов. Летчик подобран на борт вертолета через 40 мин после
катапультирования.
12 января 1988 г.
боевая потеря Су-17м4 274-го апиб (Калинин). Вылет с аэродрома Баграм, ком. аэ
Юрчук Сергей. Работа в горном районе Пандшерского ущелья. Официально - на
высоте Н=4500 сбит из ПРЗК 65 км северо-восточнее Баграма (Аз=65). Летчик
катапультировался, приземлился высоко в горах в глубокий снег на отметке 4200
м. Духов рядом не было. В 8:38 для подбора летчика был поднят в воздух вертолет
Ми-8МТ 262-й овэ м-ра Анатолия Макаревича. Подходящей площадки рядом с местом
приземления С.Юрчука не нашлось и забрать его вертолетом оказалось не возможно.
Попытались сбросить летчику теплую одежду и продукты, но весь груз улетел в
пропасть. Обнаружили подходящую площадку ниже по склону. Чтобы помочь летчику,
к нему на парашюте со 100 м прыгнул прапорщик Николай Скрипкин из группы ПСС,
вдвоем они спустились к площадке. На смену экипажу Макаревича, ушедшему на базу
по остатку топлива, подошел вертолет Ми-8МТ 262-й овэ м-ра Юрия Власова - он
сумел в несколько попыток зависнуть у карниза так, что борттехник Александр
Каширин с помощью лебедки поднял обоих на борт.
25 апреля 1988 г.
боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (313 орап Вазиани), вылет с
аэродрома Баграм. На Н=400м попадание птицы и остановка двигателя. Летчик
катапультировался и подобран вертолетами ПСО. Неофициально – испытание новых ИК
ловушек “Гроздь” (рассчитаны чисто против “Стингер”). Старые ловушки сразу
срабатывали, новые сначала вылетали, потом срабатывали, испытывали на полигоне,
который находился на кругу полетов. Ведомый, видимо, поймал несколько ловушек и
успел катапультироваться у самой земли.
|