RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Воспоминания участников /

Воспоминания командира эскадрильи 335 овп смены 1985-1986гг. п/п-ка Шмелева Геннадия Вениаминовича о том же дне, 14.12.85г, о котором рассказывал Берегов А.Ф.

14 декабря 1985 года

День начался около 4.30 со звонка командира 2 одшб. А Попович просил поддержать группу, сидевшую в засаде третью ночь и час назад подвергшуюся нападению духов. Десантники вели бой и уже понесли потери – один 021-ый.

Эту группу мы должны были забирать сегодня утром, по светлому времени. Разбудил замкомэску, замполита и инженера вэ, вместе перекроили боевой расчёт: мы парой с А.Н Ивановым взлетаем по готовности и идём на прикрытие группы. О.Г. Лаптев двумя парами Ми-8 под прикрытием двух пар Ми-24 с рассветом взлетает за десантниками. Мою пару в боевом порядке заменит пара В.Карпова.

Пока определялись, Кондратенко организовал подготовку двух Ми-24 к вылету. В шестом часу взлетели с Никитичем и взяли курс на район, где три дня назад высаживали группу в 40 человек. Набрали высоту 4000 м, так как предстояло пересечь хребет превышением 3200 м. Само место засады находилось на удалении километров 80-100 от аэродрома в холмистой местности с превышением около 2000 м над уровнем моря. Выйдя в район, связались с группой, по трассёрам вышли на площадку и бросили САБ. Не буду разукрашивать, как мы героически прикрывали спецназ. С нашим появлением духи ушли. Мы для острастки дали залп НАР по наводке трассёрами и на этом всё успокоилось. Встали в вираж на высоте 4000 м и стал ждать прихода группы Лаптева. Она взлетела ещё до восхода солнца и на предельно-малой высоте направилась к нам. По радиообмену отслеживали их полёт.

Всё шло по плану, но минут через 10 после взлёта характер радиообмена изменился. Из обрывков фраз невозможно было понять, что произошло. На мой запрос Лаптев доложил, что упал 664-ый и его экипаж эвакуирует в Кабул пара Минин-Биркун. Пара Карпова остаётся прикрывать упавший вертолёт, а сам Лаптев своей парой, под прикрытием ведомого Черкасова Самохвалова, направляется за десантниками. Когда эта тройка вышла в район засады, остаток топлива у нас с Ивановым уже поджимал и мы не могли прикрывать посадку восьмёрок. Дал команду паре Лаптева садиться по очереди, чтобы в воздухе всё время было два вертолёта для обеспечения прикрытия. Сами со снижением на максимальной скорости пошли в район падения вертолёта.

Вертолёт лежал на правом борту, над ним носилась пара Карпова. Сам ведущий вёл интенсивный бой с тенью – отражал нападение духов, которые и не догадывались, что они на кого-то напали. Этот район Сардехского водохранилища всегда был мирным, поэтому мы там часто летали на ПМВ. До ближайшего кишлака было километра четыре-пять. Топлива оставалось меньше 200л, и мы пошли на точку.

Что стало непосредственной причиной столкновения с барханом, в чём ошибся командир вертолёта, сказать трудно. Бортовой техник В. Просандеев погиб в момент падения вертолёта, выключая двигатели. Благодаря этому, вертолёт не загорелся и Г.Черкасов остался жив. В. Лысенко умер от травм головы, пока его везли в Кабул.

Возвращаясь из Кабула, пара Минина привезла заместителя Командующего Авиацией 40 А п-ка Мерясова. Он должен был провести расследование причин боевой потери. Так совпало, что когда его доставила на место падения вертолёта пара Ми-8 П. Гордеева-А.Петрова, прикрытие места падения вновь осуществляла пара Карпова (фамилию ведомого никак не вспомню, хотя в последствии не однократно летал с ним). Виктор опять начал изображать войну со стрельбой и проходами на ПМВ над местом падения вертолёта. После второй попытки Мерясову удалось успокоить его и загнать на безопасную высоту. Когда у пары Карпова время дежурства подходило к концу, Мерясов дал команду одному борту Ми-8 под прикрытием пары Карпова перелететь на аэродром за какой-то надобностью. В процессе снижения с безопасной (высоты) на режиме самовращения двигатели на вертолёте Карпова ушли на малый газ и при выводе в горизонт на увеличение шага НВ не реагировали. Тут надо отдать должное Виктору: он успел выпустить шасси и выполнить посадку практически на самовращении на высоте 2000м над уровнем моря. Садился на дно водохранилища, с которого во время засушливого лета вся вода была спущена для орошения земель. Дно было сухим, но его пересекали русла нескольких ручьёв. Высота берегов метр-полтора. В конце пробега вертолёт въехал в такое русло. Был повреждён пулемёт, рулевой винт, лопасть НВ и по мелочи кое-что.
По плёнке САРПП-12 было выявлено, что во время предыдущего полёта Карпов выполнил посадку вне аэродрома. Во время разбирательства установлено, что когда пара Карпова осталась прикрывать место падения, у оператора прихватило живот, очевидно, на нервной почве. Он попросил командира, что бы тот доложил РП о необходимости смены, но Карпов этого не сделал, хотя дежурная пара на этот случай имелась. Не буду приводить диалог в экипаже, в конце концов, командир звена выполнил посадку недалеко от вертолёта Черкасова, и «проблема» оператора была решена. После взлёта в оборотах двигателей появилась вилка 3-4%. Сменившись на аэродроме, Карпов обратил внимание борттехника на эту вилку. Бортовой, вместо того, чтобы доложить о неисправности В. Кондратенко (зам. ком-ра вэ по ИАС), полез регулировать двигатели сам.

В итоге имеем: один навоевался, второй нарегулировался, а вертолёт в болоте. Комбат спецназа выставил два охранения, из расположения 191 омсп к вертолёту Черкасова пошла колонна с КамАЗ-ом и краном под прикрытием танка и БТР-а. По бездорожью шли два дня. По прибытию её Мерясов лично из пулемёта 12,7 мм сделал пробоины в районе гидроотсека вертолёта, фюзеляж погрузили на КамАЗ, а хвостовую балку раздавили танком, т.к. на КамАЗе не помещалась. Назад колонна дошла за полдня – дорога была очищена от камней. Фюзеляж валялся потом на задворках аэродрома.
Вертолёт Карпова попал в ил и осел на брюхо. Вязкость грунта была такая, что если лопату воткнуть, даже пустую из этого грунта два человека с трудом её вытаскивали. Честь и хвала техническому составу во главе с к-ном В.Д.Кондратенко! Они сумели с помощью пневмодомкратов вытащить вертолёт из ила и поставить его на щиты, сделанные из бомботары. Заменили ХР и хвостовой винт, Дмитрич разобрался с двигателями, поставили заплатку на лопасть (лучше бы её не ставили).


Архив Шмелёва Г.В.

На месте вынужденой посадки. Слева направо: заместитель командира 335 овп по лётной подготовке п/п-к Костин А.И., заместитель командира 2 вэ к-н Кондратенко В.Д., командир звена к-н Карпов В., офицеры 2-го одшб.

 

Когда запустил двигатели, то ещё на левой коррекции появилась тряска. После ввода коррекции тряска стала такой сильной, что я никак не мог попасть пальцем в кнопки согласования гировертикалей, пока правой рукой не взялся за козырёк приборной доски и зажал ею большой палец левой руки. Во время увеличения шага для взлёта заплатка оторвалась и тряска прекратилась. Вертолёт без блоков и БК, с остатком топлива 400л оказался таким лёгким, что уже на шаге 4 градуса завис. Далее всё происходило в штатном режиме: сместился в сторону от русла, приземлился и выключился для осмотра. После этого в сопровождении кавалькады из пары Ми-8 и пары Ми-24 перелетел в Газни. Это было числа 17 или 18 декабря.
Решением заместителя Командующего Авиации 40А В.Карпов был отстранён от лётной работы и до конца срока находился в Джелалабаде. От замены отказался, остался на второй срок и отлетал на должности командира звена.

Февраль 2009г.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100