За все годы войны всего несколько выдающихся афганских летчиков были удостоены звания «Герой Демократической Республики Афганистан», и только один из них был удостен этого звания дважды: Мохамед Мустафа Хан родился в 1333 году по персидскому календарю (1953 год по Григорианскому), в городке Заргун, провинции Логар. Окончив в 1973 году среднюю школу, Мустафа поступил в авиационное училище, и на долгие четыре года отправился в СССР обучаться пилотированию реактивных самолетов. Мохамед Мустафа (справа) во время обучения в СССР. Вернувшись на родину, лейтенант Мустафа попал служить в 355-й апиб, на авиабазу Баграм. Уже на этапе становления молодой летчик отличался хорошими навыками пилотирования, технической грамотностью и морально-волевыми качествами. Одним из первых переучился на новые самолеты Су-22, поступившие на вооружение полка. С годами мастерство Мустафы росло, к 1987 году он стал заместителем командира 355-го апиб, и единственный из всего полка получил допуск к полетам ночью и в сложных метеоусловиях! После трагической гибели своей семьи, убитой моджахедами, Мустафа всю свою энергию направил на борьбу с врагом, совершая в день по несколько боевых вылетов. Особенно напряженным выдался период боев за город Джелалабад в 1989 году, когда для спасения окруженного гарнизона потребовалось приложить максимальные усилия. Защищая Джелалабад, полковник Мустафа совершал 10-11 боевых вылетов ежедневно! Почти запредельная нагрузка для человека! В одном из таких вылетов не повезло – на выходе из атаки его самолет был поврежден ракетой ПЗРК, после чего летчику пришлось катапультироваться. Приземление прошло не удачно и Мустафа повредил позвоночник. После долгого лечения в госпиталях был назначен на должность командира в летное училище и получил звание генерала. За мужество, проявленное в боях с бандами моджахедов, был удостоен звания «Герой Демократической Республики Афганистан». Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая лётная карьера Мохамеда Мустафы, если бы не события начавшиеся 6-го марта 1990 года... В этот день министр обороны Афганистана генерал Шах Наваз Танай поднял военный мятеж против правительства Наджибуллы. Его попытку взять власть в свои руки поддержал командующий ВВС ДРА Абдул Кадыр Ака, приказавший летчикам авиабазы Баграм начать бомбардировки правительственных объектов в городе Кабуле. За 6-е марта авиация повстанцев выполнила 88 боевых вылетов, израсходовав 34 авиабомбы различных калибров и 120 НУРС-ов, атакам подверглись здания ЦК НДПА, министерства госбезопасности и радиоцентр. Отдельные летчики выполнили по 5 боевых вылетов за день. Но не все офицеры ВВС поддержали мятеж – некоторые избавились от груза бомб в горах и перелетели на аэродромы контролируемые правительством (в Кабул, Кундуз и Мазари-Шариф). Кроме того зенитчикам оборонявшим Кабул удалось подбить несколько самолетов повстанцев. Например, один самолет был поврежден над районом Агр, его лётчик майор Бахт Джамаль Амин катапультировался при заходе на посадку в Баграме и сумел бежать в Пакистан. В ночь с 6-го на 7-е марта лояльные правительству авиаторы, действуя с авиабазы Мазари-Шариф, атаковали авиабазу Баграм и вывели её из строя, уничтожив склад авиабомб, и повредив 46 самолетов на земле (34 из которых в последствии удалось восстановить). Мятеж пал. Особая заслуга в изоляции авиабазы Баграм принадлежит генералу Мохамеду Мустафе, который, не смотря на травму позвоночника, выполнил за ночь несколько боевых вылетов и повредил взлетно-посадочную полосу. Практически все вылеты он выполнил на одном из двух Су-22, находившихся на аэродроме Мазари-Шариф (Су-22М4 с бортовым номером 801). За заслуги в подавлении мятежа президент лично вручил летчику второй орден «Героя Демократической Республики Афганистан». Заняв должность заместителя командующего ВВС и ПВО ДРА, генерал-майор Мустафа не прекратил летать, и продолжал лично выполнять боевые задания. В одном из таких вылетов 4-го июня 1991 года произошла досадная ошибка, когда пилотируемый им Су-22 сбросил бомбы на советский приграничный кишлак Намандгути. В результате разрыва четырех 250 килограммовых бомб погибло четыре мирных жителя. На пресс-конференции 5-го июня Мустафа лично принес извинения советской стороне. После падения режима Наджибуллы генерал-майор Мустафа остался на авиабазе Баграм и находился под арестом у занявших её войск Ахмад Шах Массуда. Борьба за власть начавшаяся между группировками моджахедов потребовала опытных специалистов, умеющих управлять современной боевой техникой, поэтому Мустафа не долго находился в застенках. Уже в 1993 году он занимал пост командующего ВВС группировки Рашида Дустума, контролировавшего значительную часть севера страны. За ним к Дустуму пошли его сослуживцы, такие как летчик Су-22 генерал Абдул Джамиль Хан, бывший начальником штаба ВВС ДРА. До последнего дня своей жизни Мустафа продолжал летать, совершая полеты с авиабазы Мазари-Шариф. Свой последний боевой вылет он отправился 30 января 1994 года с задачей нанести бомбовый удар по позициям войск Раббани в 4-м микрорайоне Кабула. Самолет был обнаружен РЛС и с аэродрома Баграм на его перехват поднят истребитель МиГ-21бис ВВС «Исламского Государства Афганистан» пилотируемый п-ком Шоэйб Ханом. По командам с земли летчик истребителя был выведен в заднюю полусферу самолета Мустафы и начал преследование. Догнав Су-22 в районе западнее перевала Саланг п-к Шоэйб захватил цель и одной ракетой Р-3Р поразил её. Сбитый самолет упал в гоном районе провинции Баглан, у н.п. Барфак. В декабре 2009 года, после восьми дней поисков, тело генерал-майора Мохамеда Мустафы было найдено и с почестями захоронено в Кабуле. На церемонии лично присутствовал Рашид Дустум. Спустя почти 16 лет герой обрел покой на родной земле…
|