RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Воспоминания участников /

Вывод 280-го полка

(Из воспоминаний начальника гр. регламента и ремонта АВиДО ТЭЧ 280 овп ст.л-та Кравченко Сергея Александровича, участвовавшего в выводе полка в составе передовой команды)

 Фото из архива Кравченко С.А.

Ст. л-т Кравченко С.А. в патруле. Кандагар, 1987г.

         Службу проходил я в подразделении ТЭЧ 280 ОВП, который базировался в районе Кандагара, в должности начальника группы регламентных работ АВ и ДО. К выводу нашего полка из ДРА мы начали готовиться заранее: упаковывали в штатную тару ЗиПы, все имеющиеся в наличии агрегаты, инструменты и блоки, накопившиеся в Кандагаре с момента ввода полка в ДРА. На всё имущество были составлены соответствующие документы, необходимые для отправки колонной в Союз.

Фото из архива Кравченко С.А.

Офицеры ТЭЧ 280 овп. Слева направо: нач-к гр. р.р. АВиДО ст.л-т Кравченко С.А., зам. нач-ка ТЭЧ к-н Вакуленко Николай Григорьевич, нач-к гр. р.р. ВиД к-н Сорокин Вячеслав Борисович, нач-к ТЭЧ к-н Машков  Александр Григорьевич. Кандагар, 15 мая 1988г.

 

      

         Непосредственный вывод полка для меня начался с момента доведения приказа о зачислении меня и Николая, старшего механика группы, фамилию которого, к сожалению, не помню, в списки передовой команды. В задачи передовой команды входила встреча наземных (в основном КамАЗами) и воздушных колонн (отправляемых вертолетами Ми-6), разгрузка его на аэродроме Мары-2 и охрана. В передовой команде были представители от всех ВЭ а также от ОБАТО. В задачи команды также входило перебазирование имущества полка к новому месту дислокации (БВО) и развёртывания базы для приёмки воздушного эшелона с личным составом. За давностью лет многие имена уже не помню.

Наша часть передовой команды ушла в Союз через Шинданд на Ми-6 с частью имущества в одну из ночей лета 1988 года. День мы отдохнули на аэр. Шинданд, и только в следующую ночь пересекли границу. То, что я увидел на аэродроме Шинданд, очень сильно меня поразило. Вся техника и самолётный парк, находившиеся на аэродроме, были расстреляны и изуродованы. Впечатление было очень тоскливое. Вся техника, находившаяся в ТЭЧ полка, также ушла наземным эшелоном на Мары-2.

По прибытии и разгрузке воздушного эшелона на Ми-6, началось обустройство в казарме, организация питания. В ту же ночь Ми-6 ушли обратно. Так продолжалось до тех пор, пока не было вывезено полностью всё имущество. Складировалось оно на аэродроме, в двух обвалованных капонирах для самолётных стоянок, охранялось суточным нарядом. В это время на аэродроме производились ремонтные работы, а личный состав и техника местного полка находились на запасном аэродроме, откуда работали на прикрытие выводившихся войск. Раза три местный зам. командира полка по воспитательной работе проводил ознакомительные беседы и политинформации. В том числе и на тему: "чтобы не рушили семьи, пока мужей нет дома". Через какое- то время пришёл приказ на загрузку эшелона имуществом и отправку его с передовой командой в Белоруссию, в город Пружаны – место нашей дальнейшей службы. Многие ребята были из Белорусии и Украины и обрадовались тому, что будут служить почти дома, рассказывали нам, что природа там очень красивая. Меня это тоже радовало, наконец-то удастся послужить среди лесов, а то первые четыре года моей службы прошли в пустынях: сначала в Монголии, в пустыне Гоби, а потом – в Афганистане, в пустыне Регистан.

Началась подготовка к погрузке эшелона. Работали все без исключения, один за троих. По-другому было нельзя, и все это понимали. Ну, а вечером так же дружно все, за исключением суточного наряда, «снимали напряжение». Во время погрузки эшелона вдруг появился техсостав местной ПППР с краном и машиной и стали усердно вывозить бомботару на свою позицию. Меня это нахальство здорово возмутило, но старший нашей группы - зам. начальника ТЭЧ м-р Вакуленко Н.Г., объяснил, что они это делают по распоряжению руководства ТуркВО, которое за нас решило, что бомботара в качестве строительного материала нам, убывающим служить в Белорусиию, «где кругом леса», не понадобится. Было обидно за весь личный состав полка, который не один день готовил в Кандагаре эту бомботару для обустройства нового места службы, но какой-то дядя с большими звездами решил, что это нам не пригодится, что мы нарубим в лесах Белоруссии себе ещё. Или на этом сэкономили один вагон в эшелоне? Точно сказать не могу, но приказ пришлось выполнять. Под этот шумок «ребята» с ПППР втихаря прихватили и ТЭЧевскую циркулярку. Обнаружил я это только в конце погрузки эшелона, когда одной из двух не досчитался, причём лучшей.

Сколько дней мы добирались до Пружан, я не помню, давно это было. По прибытии в Пружаны, эшелон был разгружен, имущество складировано на одной из стоянок ВЭ. Личный состав расселён в местной военной гостинице. Пружанский полк тоже находился в Афганистане. Нам выделили в ТЭЧ помещения, и мы приступили к распаковыванию имущества и обустройству лабораторий. Через какое-то время, в ТЭЧ стали над нами подшучивать: откуда-то ползли слухи о том, что, якобы, нам нужно опять грузиться и отправляться на Сахалин, к новому месту службы. Мы все были в недоумении, верить этим прибауткам не хотелось, но они ежедневно заполняли наши мозги. Вакуленко
тоже не  мог сказать ничего определённого, но,  в связи с непонятной обстановкой, временно приостановил распаковку имущества. Вскоре всё стало на свои места, слухи оправдались. Недаром говорят, что слухами земля полнится. Мы получили новый приказ: готовиться к погрузке в обратный путь, к новому месту службы, через всю страну на о.Сахалин в п.Леонидово, а вместо нас в Пружаны должен будет прибыть другой полк, из Кундуза. Конечно, сразу нашлись те, которые уже служили на Сахалине или что-то о нем знали, и служить там не собирались. Нам же, остальным, всем это было очень интересно. Мы стали готовить наше имущество к дальнейшему «путешествию», благо не всё успели распаковать.

Была снаряжена команда на помощь сельчанам по уборке урожая и, попутно, для заготовки продовольствия на дальнюю дорогу. Обе стороны остались довольны. Погрузка эшелона производилась пару дней накануне дня авиации. С погрузочной техникой всё было здорово организовано. Большое человеческое спасибо техническому составу пружанского полка и местному ОБАТО. Для контроля за ходом погрузки и наблюдения за организацией отправки прибыли из Ташкента высокопоставленные чины с большими звёздами. Может они и помогли чем-то в нашем деле, но нам тогда это показалось смешным. Эшелон тронулся в путь в День авиации, в обед. Ребята, которые работали по загрузке на аэродроме и те, кто ездил повидаться с родными, говорили: что на аэродроме сели два "Горбатых" с личным составом Кундузского полка, в гарнизоне празднуют и идут танцы. Особенно было грустно "холостякам", которые успели завести себе местных подруг, но, видно, не судьба.

Весь путь до о.Сахалин проходил через всю нашу огромную страну. С продвижением на восток лето заканчивалось, и начиналась осень, как же все было красиво в эту прекрасную пору! Проехав через всю страну, мы увидели, как меняется ландшафт и климат, как леса сменялись степями и наоборот. За время пути даже нам стало понятно, где черноземье а где глинозём. Наш путь продлился больше трех недель, с 17 августа по 9 сентября. Во время перегона вся необходимая служба войск была организована, согласно Устава, как и положено, но не буду на этом останавливаться. В дороге мы занимались спортом: эспандер, домино, карты, отжимания, читали книги или газеты. Во время больших стоянок на перегонах собирали грибы, чтобы как-то разнообразить наш стол, благо их было предостаточно в это время. Наконец наш эшелон прибыл в порт Ванино – крайнюю точку пути по материку. В Ванино вагоны стали грузить в паром для переправы на остров. Зрелище было для всех захватывающее, тем более что такого никто из нас никогда раньше не видел: два маневровых тепловоза, взяв равное количество вагонов, как по команде, параллельно, с равной скоростью, заводили наши вагоны во внутрь парома. Затем их там закрепляли, и всё повторялось сначала. Весь личный состав, прибывший с эшелоном, разместили в кинозале парома.

Фото из архива Кпвченко С.А.

Члены передовой команды 475 ОБАТО на палубе парома Ванино-Холмск 7.09.1988г. Слева направо: пр-к Горбань Василий; инженер по АиЭГС к-н Ананьев Валерий; м-р Чайка(ин) Пётр; начальник клуба ст.л-т Шуба Дмитрий; внизу ст.л-т Кудинов Алексей.

 

На пароме Ванино-Холмск 7.09.1988г.. Слева направо: ст.пр-к.ФИО-(?), мех.гр рр ВиД ФИО-?,  ст.мех.гр. рр АВиДО Николай ?, мех.гр рр ВиД ФИО-?, ?, нач.гр рр АВиДО ст.л-т Кравченко С.А.

 

Ехать надо было ночь, народ разместился кто-где и спал как мог. Спать в креслах было неудобно, и у тех, кто устроился на ночлег в креслах, утром болели шеи. Утром нас накормили в столовой на пароме, что немного нас приободрило, и мы стали с нетерпением ждать приближения берега острова. 

Прибыли мы в порт города Холмска. На подходе к причалу наблюдали, как поднимается носовая часть парома для разгрузки, зрелище оказалось не менее впечатляющим, чем то, что мы видели накануне в Ванино. Для всех нас это зрелище было впервые в жизни, и мы по-детски этому удивлялись. Разгрузка происходила в обратной последовательности, и некоторые из нас рванули окунуться в море. В самом порту вода была грязная, и мы отошли километра три в сторону от порта. Разгрузка заняла почти весь день, так как оказалось, что на острове проложена узкоколейная железная дорога и нужно было менять вагонные тележки под всеми вагонами. За время разгрузки мы успели ознакомиться с прилегающей территорией, найти магазины и немного подзаправиться. Мы узнали, что к нашему месту назначения есть два пути следования: через юг острова и через перевал, который короче. Изучали карту, но как будем ехать, никто точно не знал. Эшелон разбили на два, объяснив, что один, учитывая местные условия, спуски и подъёмы, слишком большой для острова. В тот же день к вечеру мы отправились в путь и сразу все, за исключением наряда, уснули, сказалась бессонная ночь на пароме. Проснулись от того, что кто-то сказал: «Стоим в Поронайске». Кто-то уже узнал, что до Леонидово ехать сущий пустяк, всего 30 минут, чуть больше 20 километров. В Леонидово (ст. Олень) прибыли ночью, поставили эшелон на запасной путь и сдали под охрану. Нас отвели спать в какое-то полуразрушенное здание казармы, где на втором этаже стояли в два яруса кровати. Как оказалось утром - это есть штаб нашего полка. Как же мы были удивлены, что от полка осталось только часть личного состава, а остальные уехали в отпуска или по своим старым местам службы. Срочная служба, кому подошёл срок окончания службы, тоже была отпущена по домам.

Из архива Кравченко С.А.

Передовая команда 280 ОВП у штаба части в п.Леонидово на   второй день после прибытия. Сахалин 10.09.1988г.

 

Внизу на траве в спортивном костюме пр-к Виктор Смихула.

Второй ряд; ст.мех.гр рр АВиДО Николай ?; мех.гр рр ВиД ФИО-?; нач.гр рр РЭО к-н Скумс Евгений; Верхний ряд: ст.мех.гр ОК пр-к Алехин Алексей Александрович (?); нач.гр рр АВиДО ст.л-т Кравченко С.А.; ст.тех гр рр ВиД ст.л-т ? Володя; ст.тех-к СМГ ст.пр-к Лисиченко Виктор; ст.пр-к.ФИО-(?).; ст.пр-к.ФИО-(?).;  ст.пр-к Богданов (Бодя)

Фото из архива Кравченко С.А.

Бородачи передовой команды. Позади 24 дня пути. Слева направо: ст.пр-к Богданов (Бодя), ст.тех-к СМГ ст.пр-к Лисиченко Виктор, нач.гр рр РЭО к-н Скумс Евгений,ст.мех.гр рр АВиДО Николай ?. Леонидово, 10.09.1988г.

 

Так с 9 сентября началась моя служба на острове Сахалин, как и многих других моих однополчан. Имущество эшелона разгрузили и перевезли машинами на аэродром, собрав его около будущей стоянки ТЭЧ. Перебазирование 280 полка закончилось.

Осень 2009г.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100