RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Советники ВВС /

Падение режима Наджибуллы в апреле 1992 года привело к массовому бегству офицеров вооруженных сил ДРА за границу, а так же к дезертирству рядового и сержантского состава. Однако многие военные базы и крупные гарнизоны ещё сохраняли свою структуру, технику и вооружение, оставаясь значимой военной силой. Командиры таких подразделений старались примкнуть к одной из победивших группировок моджахедов, планируя в будущем перейти на службу новому правительству. Лидеры группировок моджахедов с удовольствием принимали в подчинение бывших военнослужащих ДРА, обученных управлению тяжелой и сложной техникой, резонно полагая, что чем большая военная мощь стоит за ними, тем больший «кусок» власти они получат. В итоге самым влиятельным полевым командирам удалось получить в свое распоряжение не только артиллерию и бронетехнику, но и собственную авиацию!

К августу 1992 года стало окончательно ясно, что победившим сообща группировкам моджахедов не создать единого правительства, поэтому можно уверенно сказать, что в стране появилось несколько самостоятельных анклавов, имеющих свои «мини ВВС». Следующие группировки получили контроль над авиационными гарнизонами:

«Джамиат и Ислами» (Бурхануддин Раббани) – контролировали аэродром Герат и аэропорт Кабул;

«Гелям Джам» (Рашид Дустум) – получил под контроль аэродром Мазари-Шариф;

«Хезб и Ислами» (Гульбуддин Хекматиар) – захватил авиабазу Шинданд;

«Шура и Назар» (Ахмад Шах Массуд) – получил авиабазу Баграм.

Под контролем родовых племен находились авиабаза Кандагар и аэродромы Джелалабад, Кундуз. Всё это не считая небольших посадочных площадок разбросанных по всей стране.   В следующие несколько лет группировки моджахедов пытались создать единое правительство, ссорились между собой, вступали в союзы и снова ссорились. Боевые действия не прекращались и авиационная техника постепенно таяла в этих события. Только появление в Афганистане группировки Талибан заставило моджахедов снова помириться и выступить единым фронтом против нового врага. Но к этому моменту от когда то сильных ВВС уже ничего не осталось…

Приведем краткую справку о судьбе ВВС каждой из названных группировок:

 

ВВС Рашида Дустума (группировка «Гелям Джам»)

Рашид Дустум в эпоху Наджибуллы был действующим офицером правительственных сил и перешел на сторону моджахедам только перед полным развалом республики. Обладая большими связями в армейских кругах он без труда привлек на свою сторону многих летчиков, не пожелавших служить своим бывшим противникам – моджахедам. В зоне влияния Дустума оказался аэродром Мазари-Шариф, где был сосредоточен учебный авиационный полк и учебная вертолетная эскадрилья. Кроме того на Мазари-Шариф находился пункт передачи авиационной техники, поставлявшейся из СССР в ДРА, поэтому в наличии оказались не только учебные машины, но и достаточно «свежие» Су-22М4 и МиГ-21бис, склады авиационно-технического имущества и вооружения. Благодаря близости границы СНГ удалось решить вопрос поставок авиационного топлива и запасных частей. С учетом данных факторов ВВС Дустума несколько лет оставались наиболее организованными и профессиональными из всех Афганских авиационных «группировок».

Численность Дустумовских ВВС на 22-е мая 1994 года, согласно данным командующего ВВС генерала Джалиль Хана составила 32 боеготовых самолета всех типов, 100 летчиков и 22 тысячи бомб. За время существования ВВС Дустума командующими были: ген.м-р Мохамед Мустафа (1993-1994), ген. Абдул Джамиль Хан (1994). Первое боевое применение Дустумовской авиации отмечено 1-го сентября 1992 года, когда  6 самолетов с аэродрома Мазари-Шариф нанесли бомбовый удар по аэродрому Шинданд (под контролем Хекматиара). Первая потеря произошла 17 сентября 1992 года – в ходе учебно-тренировочного полета с аэродрома Мазари-Шариф разбился самолет МиГ-21.

В 1993 году ВПП площадки Шиберган, так же находившейся под контролем Дустума, была подготовлена для взлёта и посадки реактивных самолетов. Это позволило рассредоточить имеющиеся силы авиации и расширить район дейсвия. Радарные посты развернутые в Мазари-Шарифе и Пули-Хумри позволили контролировать воздушное пространство над всей своей территорией. Благодаря данным мероприятиям ВВС Дустума удалось одержать единственную в своей истории воздушную победу. В ноябре 1993 года истребитель МиГ-21бис пилотируемый летчиком-инструктором 393-го полка Лал Мухаммад Ханом перехватил над Бамианом С-130 Иранской Республиканской Гвардии и под угрозой оружия принудил его к посадке в Мазари-Шарифе. На борту находились шесть членов экипажа, а так же груз стрелкового оружия и боеприпасов к РПГ, конечным маршрутом которого был Кундуз. Груз был конфискован, а самолет отпущен в результате переговоров.

 

Началом конца для ВВС Дустума стали события начала 1994 года. Центральную власть в Кабуле в это время представляли силы Бархануддина Раббани, которые находились в конфронтации с группировкой Гульбуддина Хекматиара. Заключив союз с Хекматиаром, Рашид Дустум выступил против Раббани, двинув свои войска к столице 1-го января 1994 года. Кабул был блокирован, но не взят. На подступах к аэропорту Кабула, в застройке микрорайона, наступающие Дустумовцы встретили активное сопротивление, в том числе со стороны правительственной авиации, действовавшей с аэродрома Баграм. С целью нейтрализации угрозы авиация Дустума нанесла 4-го января 11 бомбовых ударов по аэродрому Баграм. Но уже на следующий день поврежденная ВПП была введена в строй и пара МиГ-21 ВВС Раббани взлетев с него атаковала район Бала Хисар. 9-го января массированные налеты на Баграм возобновились, а 11-го числа по Баграму отработали оперативно-тактической ракетой «Скад»!

Надо отдать должное офицерам правительственных сил, сумевшим в сложных условиях восстановить ПВО города Кабул. За две недели боев они смогли ввести в строй РЛС П-37 бывшей 210-й бригады в Баграме, ЗРК С-125 в Кабуле и подготовить к действиям по воздушным целям несколько истребителей МиГ-21бис с зарядкой ракет «Воздух-Воздух». Летчики находившегося в Баграме 322-го иап имели достаточный опыт перехвата воздушных целей, отработанный ещё во времена противостояния с Пакистаном. 12-го января 1994 года восстановленная эшелонированная система ПВО впервые проявила себя в деле. В ходе отражения налетов авиации Дустума были сбиты сразу два самолета – МиГ-21бис пилотируемый летчиком Абдул Гафуром и Су-22М4 пилотируемый генералом Абдул Басиром. МиГ-21 был сбит утром над пригородом Кабула огнем наземных средств ПВО, а Су-22 перехватил и сбил УРВВ в р-не Баграма истребитель МиГ-21бис ВВС Исламского государства в 16:00. Оба летчика попали в плен. После таких потерь ВВС Дустума прекратили операции до 23-го января.

30-го января 1994 года авиация Дустума понесла очередную невосполнимую потерю. Был сбит самолет командующего ВВС ген. м-ра Мохамеда Мустафы… В этот день истребители-бомбардировщики нанесли несколько ударов по позициям Раббани в Кабуле, в 4-м микрорайоне. На отражение налета с аэродрома Баграм был поднят истребитель МиГ-21бис управляемый п-ком Шоэйб Ханом, который по наведению с земли сумел в р-не перевала Саланг догнать уходивший от цели самолет противника и сбил его УРВВ Р-3Р. Машина загорелась и упала в районе н.п. Барфак. Летчик ген. м-р Мохаммед Мустафа погиб. В этот же день расчетом ЗРК С-125 над н.п. Чарикар был сбит дустумовский самолет, летчик которого генерал Рафик Мохаммад Сарвар катапультировался и попал в плен. Всё начало 1994 года выдалось для ВВС Дустума крайне неудачным. Кроме описанных выше боевых потерь имели место несколько катастроф и угонов летательных аппаратов к противнику. Среди таких эпизодов стоит отметить:

04.01.1994 – потерпел катастрофу вертолет Ми-17 пилотируемый экипажем м-ра Мохамада Фарахи. Борт выполнял рейс из Хайратона в Мазари-Шариф с офицерами и 4 генералами на борту. Экипаж и большинство находившихся в грузовой кабине погибли, включая командира 70-й дивизии ген. Абдул Момена. Причина потери осталась не выясненой. Предполагалось даже, что по нему попали выстрелом из РПГ. Фактически известно, что вертолет сразу после взлёта с промежуточной площадки Дехдади, где была выполнена посадка для дозаправки, перешёл во вращение и со снижением упал на землю.

05.02.1994 – вечером, экипаж вертолета Ми-17 в составе командира Мохаммада Анвара, летчика-штурмана Эхсанулла и борттехника Мохаммада совершил посадку в округе Кайсар провинции Фариаб и перешел на сторону Раббани. С начала года уже семь (!) самолетов Дустума были угнаны к Раббани (четыре в Баграм и три в Шинданд).

В мае 1994 года самолетам ВВС Раббани удалось уничтожить обзорную РЛС Дустума в Пули-Хумри, что сильно ограничило возможности применения авиации, кроме того 9-го мая подвергся удару и аэродром Мазари-Шариф.

29.06.1994 – в провинции Логар потерпел катастрофу самолет Ан-32, перевозивший 70 новобранцев из Мазари-Шариф к линии фронта. Только 20 удалось уцелеть.

03.07.1994 – снова в провинции Логар потерпел аварию самолет Ан-24 (экипаж м-ра Хваджа). Борт выполнял рейс из Мазари-Шариф в Чахарасияб с 50 новобранцами на борту и грузом денежного довольствия. Самое интересное, что ранее этот самолет принадлежал авиакомпании «Ариана» и был брошен в Джелалабаде, подконтрольном Хекматиару. Дав взятку губернатору Нангархара, люди Дустума перегнали Ан-24 в Мазари-Шариф и включили его в состав своих ВВС…

18.07.1994 – в результате очередного налета на аэродром Мазари-Шариф, на земле был уничтожен один самолет Дустума.

Очередная «вспышка» активности боевых действий в воздухе пришлась на октябрь 1994 года. Так 4.10.1994 года в ходе боев за Кундуз силами Раббани был сбит Су-22 ВВС Дустума. Летчик погиб. В ответ, за 8-е и 9-е число Дустумовские самолеты бомбили Кундуз 35 (!) раз. Взаимным ударам подверглись аэродромы базирования авиации противоборствующих сторон (Мазари Шариф, Шиберган и Баграм соответственно). С января по октябрь 1994 года боевые потери ВВС Дустума составили 15 самолетов, в то время как ВВС Исламского Государства Афганистан (силы Раббани и Массуда) потеряли от ПВО противника только один самолет! В 1995-1996 годах ВВС Дустума продолжали выполнять боевые задачи против Раббани, а затем пртив Талибов. Правда теперь вылеты носили эпизодический характер и выполнялись одиночными машинами. Среди редких успехов можно отметить удар по авиабазе Баграм 29 августа 1995, когда на земле были уничтожены три и повреждены ещё три самолета противника.

Организация Талибан успешно подминавшая под себя весь Афганистан добралась в начале 1996 годи и до удаленного северного анклава. В результате предательства своего соратника Абдула Малика, перешедшего на сторону Талибов, Дустум быстро потерял Мазари-Шариф и Шиберган. Значительная часть летчиков вслед за Маликом перешла на сторону Талибов и перелетела на подконтрольные им аэродромы. Только несколько самолетов удалось эвакуировать из Шибергана в Узбекистан и Таджикистан. Успели перелететь 3 Су-22, 1 МиГ-21, 3 Л-39, 2 Ми-35 и несколько транспортных самолетов. По одному Ми-8Т и Ми-17 остались в Афганистане на скрытых площадках.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100