RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Опровержение слухов /

   Афганские летчики и авиационные специалисты около десяти лет выполняли боевые задачи бок о бок с советскими коллегами, научившись взаимовыручке в небе и на земле. Это была настоящая «боевая дружба». Но крепкие родовые связи и местный менталитет афганцев приводил к тому, что многие офицеры ВВС ДРА имели родственников сражающихся в рядах моджахедов! Поэтому неудивительно, что время от времени партизанским группировкам удавалось убедить отдельных летчиков дезертировать. В данном случае родственники выступали в роли посредников, убеждая летчика сменить политическую позицию, подкупая или угрожая расправой.
     Сомнительная "честь" первого угонщика афганской армии принадлежит к-ну Джамаль-уд-Дину. 26 апреля 1981 года он перелетел на вертолете Ми-8Т №285 на пакистанскую авиабазу Кветта. Вместе с Джамалем бежал его родной брат и ещё один сообщник. Пакистанцы всем предоставили политическое убежище, а вертолет после инспекторского осмотра включили в состав своих ВВС. Из-за отсутствия технической документации борт эксплуатировался «по состоянию». (примечание: правильнее назвать этот побег первым в ВВС ДРА, так как в декабре 1960 года в Пакистан уже совершал побег летчик Королевских ВВС Афганистана Абдус Самад Фазли на самолете Piper Cub).

     Когда стало ясно, что боевые действия затягиваются, количество побегов значительно возросло. 20 ноября 1983 года капитан Мохаммед Наби Коринзай, выполнявший боевой вылет на Су-7БМК в приграничный с Пакистаном район, избавился от боевой нагрузки и, совершив резкий маневр, пересек «ленточку». Сам Коринзай позже утверждал, что слышал в эфире, как два советских истребителя рванули на его перехват. Посадка произведена на авиабазе Долбандин по «классической афганской схеме» (афганцы очень часто на Су-7 превышали допустимую посадочную скорость и выкатывались за пределы полосы). Летчик не пострадал, а вот самолет был разбит. Остатки летательного аппарата проинспектировали и, не обнаружив ничего интересного, использовали его части в дальнейшей пропагандистской компании. В любом случае – это был первый побег с использованием боевого самолета.
     Уже 22-го сентября пакистанцы получили очередной трофей в виде транспортного самолета Ан-26 №278. Экипаж из пяти человек под управлением полковника Хаджи Факира Ахмада должен был вернуться в Кабул после доставки груза на аэродром Хост, но изменил курс и приземлился в 9:00 на посадочной площадке Мираншах. Самолет включили в состав ВВС Пакистана и довольно долго эксплуатировали под номером 754, а в начале 90-х годов передали в музей авиации.

     Обширная граница с Пакистаном и напряженная обстановка в приграничных районах, заставлявшая выполнять большинство боевых вылетов именно сюда, способствовала угонщикам. При желании подходящий момент не приходилось долго ждать. Настоящий "подарок" пакистанцы получили 13 июля 1985 года, когда к ним были угнаны сразу два вертолета Ми-25 №28 и №12 377-го овп, из состава смешанного звена находившегося на временной базировке в Хосте (2 Ми-25 и 2 Ми-17). Пара ударных вертолетов, при выполнении очередного боевого задания в районе своего аэродрома, изменила курс и произвела посадку на пакистанской территориив горном р-не Мираншах. Всего на борту находились семь человек, в том числе три летчика, два оператора и два борттехника: старшие лейтенанты Мохаммад Исхак, Мохаммад Омар, Хабибулла, Мохаммад Гуль, Мохаммад Мукиим, Фарук и капитан Хуссейн Джан. Все они были подкуплены людьми из банды Юнуса Халиса. Ми-25 вызвали широкий интерес западных специалистов.
     23 октября 1986 года впервые побег совершен на истребителе МиГ-21. Летчик Баграмского истребительного полка Мухаммад Дауд Рамс произвел посадку на пакистанской авиабазе Кохат. Выяснилось, что летчик был подкуплен силами Хезб-и-Ислами, а его семья заранее эвакуирована в лагерь беженцев на территории Пакистана.

 

     С выводом из Афганистана советских войск правительственные офицеры перестали верить в победу над моджахедами. Это способствовало всплеску дезертирства. 5 февраля 1989 года в Панджшере совершили посадку два вертолета Ми-35 №71 и №84, управляемые экипажами майоров Арифа и Абдул Ахи (всего шесть офицеров). Обе машины на несколько лет были прикованы к земле и вернулись в небо только в конце 1990-х годов, когда понадобились "Северному альянсу" в борьбе против Талибов. 6 июля 1989 года летчик 355-го апиб капитан Хаджи Джан Мухаммад, 1966 года рождения, на истребителе-бомбардировщике Су-22М4 №804 совершал удар по цели расположенной в районе Джелалабада. Освободившись над горным районом Шамшад от груза бомб он ушел на сопредельную территорию и произвел посадку в Пешаваре в 15:30. По договоренности с семьей беглец пролетел над своим родным кишлаком, что было сигналом к уходу родственников в Пакистан.

 МиГ-21 №957 на авиабазе Пешавар. На заднем плане видна хвостовая часть Су-22 №804


     Так же в Пешавар 29 сентября 1989 года перелетел на истребителе МиГ-21бис №957 капитан Джалал Уддин Вардак. Самолет принадлежал 322-му иап с АБ Баграм и выполнял удар по позициям противнику у н.п. Абрешим, около шоссе Кабул-Джелалабад. Летчик изменил курс, совершив рывок через границу на высоте 300 м и скорости 1200 км/ч. В 1996 году Вардак вступил в ВВС Талибов и снова летал на МиГ-21 с авиабазы Кандагар.
     Следующие два угона были связаны с "мартовским" антиправительственным мятежом поднятым генералом Шах Наваз Танаем. 7 марта 1990 года, когда стало окончательно ясно, что мятеж провалился, генералы Шах Наваз Танай и Ак Кадыр Ака с семьями и другие повстанцы бежали в Пакистан на транспортном Ан-12 №380. Самолет пилотировал экипаж майора Гуляб Дина, который в 12:25 совершил взлет с авиабазы Баграм и на предельно малой высоте ушел за границу. Роль штурмана в этом полёте выполнял лично генерал-майор Хваджа Мухаммед Шафи! Самолет передали в музей ВВС Пакистана.

     После падения правительства Наджибуллы побеги афганских летчиков продолжались, но на этот раз все они совершались внутри страны между различными группировками борющимися за власть. Особенно отличались массовыми случаями дизертирства летчики ВВС Дустума. В начале 1994 года было отмечено не менее семи (!) случаев перелетов Дустумовских экипажей к Раббани, а 24-го мая 1997 года к  Талибам бежали три самолета и один вертолет. В этот день произошёл мятеж в рядах дустумовцев, приведший к массовому дизертирству, среди бежавших оказался даже командующий ВВС  генерал-лейтенант Хафизулла! Другой "тройной" перелёт совершили лётчики Раббани 10-го сентября 1997 года, при падении Шибергана. Под угрозой захвата аэродрома генерал Абдул Малик дал команду восьми самолётам улетать в Куляб, но только пять лётчиков выполнили приказ, трое бежали к талибам в Шинданд и Герат. В результате этих событий, к концу 1997 года, авиация Северного Альянса перестала представлять собой значимую силу. Относительно полный список побегов представлен в таблице ниже:

 

Дата

Тип ВС

Экипаж

Базирование

Куда угнан

 

 

 

 

 

24.11.1960

Piper Cub

Абдус Самад Фазли

Кабул

Угнан в Пакистан (Кветта) в 16:14

26.02.1981

Ми-8Т №285

к-н Джамаль-уд-Дин

Кандагар

Угнан в Пакистан (Кветта)

 

 

 

 

 

20.11.1983

Су-7БМК

к-н Наби Коринзай

Шинданд

Угнан в Пакистан (Долбандин)

22.09.1984

Ан-26 №278

м-р Хаджи Факир

Кабул

Угнан в Пакистан (Мираншах) в 9:00

13.07.1985

Ми-25 №28

к-н Хуссейн Джан

Хост

Угнан в Пакистан (Мираншах)

13.07.1985

Ми-25 №12

ст.л-т Мохаммад Омар

Хост

Угнан в Пакистан (Мираншах)

23.10.1986

МиГ-21

к-н Дауд Султанзай

Баграм

Угнан в Пакистан (Кохат)

 

 

 

 

 

20.05.1988

Ан-26

к-н Абдул Малик

Кабул

Угнан в Пакистан

09.12.1988

МиГ-21МФ

к-н Асадулла

Баграм

Угнан в Пакистан (Мираншах)

03.07.1989

2 Ми-35

к-н Мухаммед Хамид

Кандагар

Угнан в Пакистан (Киял-Абдуалх)

06.07.1989

Су-22м4 №804

к-н Джан Мухаммад

Баграм

Угнан в Пакистан (Пешавар) в 15:30

29.09.1989

МиГ-21бис №957

к-н Джалал Вардак

Баграм

Угнан в Пакистан (Пешавар)

07.03.1990

Ми-17

ген.м-р Гулям Расул

Баграм

Угнан в Пакистан (Джамруд) в 14:30

07.03.1990

Ан-12 №380

м-р Гуляб Дин

Баграм

Угнан в Пакистан (Пешавар)

 

 

 

 

 

Дата

Тип ВС

Экипаж

Группировка

Куда угнан

 

 

 

 

 

05.02.1994

Ми-17

Мохаммад Анвар

Дустум

Угнан к Раббани (Кайсар)

15.07.1996

МиГ-21бис

п-к Абдул Джалиль

Талибан

Угнан к Массуду (Баграм) в 10:45

24.05.1997

Су-20

ген.л-т Хафизулла

Дустум

Угнан к Талибам (Меймене) в 9:45

24.05.1997

Л-39

ген.м-р Абдул Джамиль

Дустум

Угнан к Талибам (Меймене) в 10:30

24.05.1997

Л-39

ген.Юсуф Шах

Дустум

Угнан к Талибам (Баграм) в 9:45

24.05.1997

Ми-17

Гулям Саки / Нур Ахмад

Дустум

Угнан к Талибам (Кабул) в 13:30

07.06.1997

Ми-17 №353

п/п-к Абдул Сабур

Джамиат Ислами

Угнан к Талибам (Кабул)

08.07.1997

Су-22 №827 (?)

Джанрал Накибулла

Северный альянс

Угнан к Талибам (Джелалабад) в 9:00

29.09.1998

Ан-32

п-к Мухаммад Хан

Северный альянс

Угнан к Талибам (Кабул)

04.08.2000

Л-39 №239 

Абдул Халим

Талибан

Угнан к Северному Альянсу (Куляб)

 

 

 

 

 

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100