RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Потери ВВС в Афганистане / Потери авиационной техники /

Потери 1980

3 января 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т ВВС ДРА (Кундуз). Одиночный вертолет, совершавший транспортный рейс из Кундуза в окруженный моджахедами Файзабад, при подходе к конечной точке маршрута попал под плотный огонь из стрелкового оружия и был сбит. Экипаж и один пассажир (офицер отдела пропаганды) - погибли.

7 января 1980 г. катастрофа самолета Ан-12БП СССР-10978 194-го овтап (Фергана). Полет по маршруту Фергана - Термез - Кабул. Командир корабля, командир отряда - майор Петрушин Валерий Петрович. При посадке в аэропорту Кабула нарушили схему захода, допустили выкатывание самолета с ВПП и столкновение с обваловкой пусковой установки РС. Погиб штурман - лейтенант Михаил Ткач.

9 января 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 181-го овп (Кундуз). В результате огневого воздействия ДШК в район расходного бака экипаж в составе к-р экипажа к-н Ушаков С., летчик-штурман ст. л-т Хмурович В.Н., борттехник ст. л-т Агакишиев А.К. совершил вынужденную посадку в расположении противника у н.п. Ишкашим.  Посадка была произведена удачно, однако к моменту посадки топливо из расходного бака вытекло в грузовой отсек и экипаж покидал вертолет по колено в керосине. К месту падения вертолета на лошадях уже скакали душманы, намереваясь взять их в плен, однако вовремя подоспел экипаж к-на В. Корсакова из группы м-ра В.Гайнутдинова. Прикрыв ребят НУРСами и стрелковым оружием (на борту находилось 4 десантника), к-н Корсаков выбрал площадку и  взял ребят на борт. За спасение экипажа к-н В.Корсаков был награжден Орденом Ленина.

21 января 1980 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 ВВС СССР. Осуществлял воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущельи. Во время захода на цель вертолет подвергся обстрелу из крупнокалиберного пулемета. Экипаж сумел привести подврежденную машину на базу, а получивший ранения бортовой авиатехник ст. л-т Сапрыкин А.Н. был госпитализирован, но скончался 23.01.1980 г.

6 февраля 1980 г. авария самолета МиГ-21МФ 322-го иап ВВС ДРА (Баграм). При посадке на аэродроме Баграм летчик ст.л-т Вахаб превысил допустимую вертикальную скорость снижения и коснулся полосы с большой перегрузкой. После повторного отделения самолета от земли и уклонения от посадочного курса летчик катапультировался.

6 февраля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24А приданного 355-му сап ВВС ДРА (Кандагар). Вертолет выполнявший атаку цели в районе н.п. Дали был подбит огнем ДШК и взорвался в воздухе. Экипаж и находившийся на борту, для ознакомления с районом боевых действий, зам ком аэ МиГ-17 м-р Амин - погибли.

13 февраля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 1-й вэ 292-го овп (Джелалабад). Вертолет ком звена к-на С.И. Хрулева ведущим в составе пары выполнял разведку горного массива в 25 км. ю-з. Джелалабада. Ведомым шел борт к-на А. Борисова. В процессе выполнения задачи вертолет ведущего попал под обстрел из стрелкового оружия. Прямым попаданием пули 7.62-мм был убит командир вертолета, после чего борт перешел в снижение и столкнулся с возвышенностью на скорости 260 км/ч. Из-за малой высоты летчик-оператор не успел взять управление на себя. Экипаж в составе командира, летчика-оператора ст.л-та Живаева А.М., борттехника л-та Радченко В.С. погиб. Так же погибли находившиеся в грузовой кабине советник по тылу афганской пехотной дивизии п/п-к В.В. Ерошевич и афганский майор, находившиеся на борту для ознакомления с местностью.

15 февраля 1980 г. обстрел с земли вертолета Ми-8Т. Во время патрулирования р-на вертолет подвергся обстрелу из стрелкового оружия с земли, в результате попадания был убит ряд. Дударенков С.Н., находившийся на борту, и смертельно ранен  рядовой Кравченко Ю.И. (умер 3.03.80г. в госпитале).

16 февраля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-6А №64 1-й вэ 280-го овп (Кандагар). Вертолеты ком отряда Анатолия Войтова (ведущий) и Александра Скуматова (ведомый) выполняли задание по перевозке грузов из Кокайтов в Кандагар. При пересечении перевала Саланг вертолет ведущего попал в глухое ущелье, не имевшего выхода, тяги двигателей не хватило для преодоления хребта и Ми-6 столкнулся с землёй в 50км севернее авиабазы Баграм. Погибли 4 члена экипажа: помощник командира л-т Касенов С.К., штурман л-т Стрепков С.В., нач.связи эскадрильи л-т Прасолов Л.Г. и бортмеханик пр-к Шингарев В.Г. Командир вертолета, борттехник Поздняков  и бортрадист Славгородский остались живы.

23 февраля 1980 г. боевое повреждение вертолета Ми-8Т 280-го овп (Кандагар). Паре вертолетов к-нов Лямцева и Вакуленко было приказано вылететь на поиски замеченного неподалеку от Кандагара каравана. По автомобильным следам на песке пара быстро нашла укрытые в барханах автомашины. Летчики решили их прощупать автоматным огнем. Стоило одному из штурманов высунуть в блистер свой автомат, как с кузова ближайшей "Тойоты" слетел чехол, под которым оказался душман с ДШК Стрелял он почти в упор, и лишь чудом удалось отделаться несколькими попаданиями. Цель тут же накрыли ракетным залпом, но и вертолету ведомого пришлось садиться - через пробоину в баке вытекало масло. Латать дыру было нечем, и ее на скорую руку замазали пластилином. В таком состоянии вертолет и долетел на свой аэродром.

23 февраля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т эскадрильи погранвойск (Мары). Во время высадки десанта у кишлака Даргак (ущелье Дарай-Сабз Н=1280м) вертолет м-ра Захарова Б.И. был подбит противником и разбился. Погиб один из десантников, радиотелеграфист Малыгин А.Г., экипажу и остальным пассажирам удалось спастись. На помощь пришел командир группы Ф.С. Шагалеев - он подобрал экипаж подбитого вертолета и забрал раненых.

25 февраля 1980 г. боевое повреждение вертолета Ми-8Т 181-го овп (Кундуз). Вертолет ком аэ м-ра В.Щербакова, совершавший рейс Кундуз-Файзабад для эвакуации раненных советских военнослужащих, был обстрелян с земли из стрелкового оружия, в результате летчик-штурман ст. л-т Евгений Синявин получил пулевое ранение. (Е. Синявин трагически погиб 11.11.2006г.)

25 февраля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-25 ВВС ДРА (Гардез). Машина пилотируемая экипажем в составе командира вертолета к-на Акбара и советского военного советника к-на В. Сульженко выполняла боевое задание в р-не Гардеза. На маршруте вертолет был сбит огнем с земли, а все находившиеся на борту погибли.

7 марта 1980 г. катастрофа вертолета Ми-8Т ВВС ДРА. Телавский экипаж совершал перегонку вертолета из Цхинвали (техника 3-й ВЭ 292-го овп была передана ДРА) в Афганистан, на маршруте Мары-Шинданд, при пересечении хребта в р-не Герата отказал один из двигателей. При попытке совершить аварийную посадку в 65 км южнее Кушки вертолет разбился, погибли замкомэск м-р В.И.Морозов, летчик-штурман ст.л-т В.Н.Подлобошников. Борттехник ст.л-т А.С.Борщевицкий от полученных травм скончался на третий день в госпитале.

23 марта 1980 г. боевая потеря самолета Су-17 217-го апиб (Кизыл-Арват). Взлет с аэродрома Шиндант, летчик к-н Герасимов Николай Иванович совершал свой 31-й боевой вылет. Пара Су-17 после обеда наносила удар по огневым точкам в районе крепости Чагчаран. Направление атаки в сторону хребта с пикирования. Погода в районе цели 8 балльная облачность. Хребет находился в облаках. Ведомому не хватило несколько метров. Самолет зацепил фюзеляжем за вершину, распорол фюзеляж и взорвался на обратной стороне хребта. Летчик погиб, обломки самолета упали на ледник.

24 марта 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т "советнической эскадрильи" 280-го овп (Баграм). Командир вертолета к-н Мингалев заходя на посадку в районе боевых действий в 9 км юго-восточнее Асадабада допустил ошибку, в результате падения машины в ущелье погибли командир 9-й дивизии ДРА Мирза Мухаммед, командир 69-го полка ДРА п/п-к Ахмад Голь, советник командира дивизии п/п-к В.Расин и рядовой военнослужащий афганской армии. Командир вертолета получил перелом ног, а летчик-штурман Слесарев перелом руки. Борттехник С.Иванов остался не вредим. Позже установлено, что посадка выполнялась на необорудованную площадку размерами 5 на 7 метров, имеющую уклон в сторону обрыва.

30 марта 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 181-го овп (Кундуз). Звено вертолетов осуществляло высадку десантников из 860-го омпо и 2-й мсб в р-не Файзабада  у н.п. Бахарак, занятого маджахедами. По вертолетам был открыт интенсивный огонь из двух ДШК, в результате машина к-на Юрия Власова получила сильные повреждения, возник пожар,  но экипажу удалось совершить вынужденную посадку за дувал во двор. Сразу, после покидания, вертолет взорвался, экипаж успел забежать в сарай. Пара м-р В.Гайнутдинов - к-н В.Оболонин (зам. комэски) пошла на подбор летчиков. Душманы перенесли огонь на вертолет ведущего и, после нескольких попаданий, м-ру Гайнутдинову (борт №53) пришлось выходить из зоны обстрела, - был смертельно ранен борттехник ст.л-т Н.Кошелев. Борттехник был в бронежилете, но пуля вошла в незакрытую часть тела под правую ключицу в тот момент, когда он поднял руку, и вышла из-под левой. Не смотря на оказанную первую помощь, Николай Кошелев скончался по пути в госпиталь. Духи предприняли попытку захвата в плен сбитого экипажа Власова, забрались на крышу сарая и пытались проникнуть вовнутрь. Тогда решили прорываться. Летчик-штурман Н. Костриков приоткрыл двери и кинул на крышу гранату, в это время все рванули из сарая, однако граната скатилась на землю, и бортовому технику Н. Кияйкину осколком отсекло мочку уха. В замешательстве успели добежать до в-та к-на В. Оболонина, сумевшего подсесть и забрать экипаж.

30 марта 1980 г. авария вертолета Ми-24 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Борт ком звена к-на Е.Горскина упал на взлете в Газни, экипаж получил незначительные травмы. Причина падения - высокая температура воздуха и большое превышение площадки над уровнем моря. Вертолет эвакуирован в Союз и брошен на а/э Тузель.

31 марта 1980 г. поломка вертолета Ми-8Т №273 ВВС ДРА. При посадке на площадке Калат произошло касание земли хвостовым винтом, хвостовой редуктор и трансмиссия вышли из строя. Экипаж в составе командира м-ра Саид Гуля , летчика-штурмана Саид Бахадыр Шаха и бортмеханика м-ра Хаджи Мухаммада не пострадал. 

7 апреля 1980 г. катастрофа самолета МиГ-21МФ 322-го иап ВВС ДРА (Баграм). Самолет пилотируемый молодым летчиком л-том Абдул Кудузом выполнял учебную атаку цели на полигоне. При переходе в набор высоты, после атаки, истребитель перевернулся и в таком положении столкнулся с землей. Летчик погиб.

8 апреля 1980 г. боевая потеря двух вертолетов Ми-24Д приданных 181-му овп (Кундуз). Пара вертолетов, выполнявшая боевую задачу к югу от н.п. Санглич попала под сосредоточенный огонь стрелкового оружия и выполнила вынужденную посадку в районе контролируемом противником. Все члены экипажей, среди которых были раненые, эвакуированы. Вертолеты сожжены для предотвращения захвата противником.

9 апреля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-8Т 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Взлет звеном Харитонов-Ашуров, Харин-Мухитдинов. На борту вертолета в район БД перебрасывалось отделение 70 ОМСБр из 6 человек. Это был первый боевой вылет к-на Харина Г.И. в ДРА. При взлете с аэродрома Кандагар, днем 9:54 в ПМУ, с десантом на борту, сразу после отрыва и набора нескольких метров высоты, не имея запаса скорости (V=70 км/ч) - заложил крутой вираж. При угле встречи с преградой 60 град. столкнулся с землей. Погибли командир экипажа, борттехник и десант в составе с-т Новиков А.П., мл.с-т Сафончик В.В., рядовые Бердыев Т.Х., Гарифулин Т.Т., Мичков Е.И., Расков С.В. и один афганец-наводчик. Правый летчик л-т Семёнов В., который не будучи пристёгнутым, при ударе был выброшен через лобовое стекло блистера чудом остался жив.

11 апреля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Вертолет капитана Н.М.Адаева, выполнявший полет в р-не города Шинданд, попал под огонь зенитных средств противника и потерпел катастрофу. Экипаж в составе командира, помощника командира л-та В.Н.Кельмачева, штурмана ст.л-та В.К.Шарипова, бортмеханика пр-ка А.С.Ясницкого, воздушного стрелка пр-ка В.Н.Жукова погиб. В этот день Николаю Адаеву исполнилось 30 лет...

11 апреля 1980 г. поломка вертолета Ми-8Т №276 ВВС ДРА. Командир вертолета Мир Афган пошел на вынужденную посадку у н.п. Чалтан. Коснувшись склона горы борт опрокинулся и обломил ХБ и разбил остекление кабины. Экипаж не пострадал. Причина падения - отказ управления "Шаг-Газ".

23 апреля 1980 г. авария вертолета Ми-24 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Ударные действия в районе Гардеза составом пары: ведущий к-н В.Очиров - ведомый к-н А. Метальников. Во время атаки цели вертолет ведомого потерял скорость и упал на крутом склоне горы (Нист. более 3000м, наклон около 40 град.) в 27 км северо-западнее Гардеза. Экипаж эвакуирован м-ром Половниковым Ю.А. на вертолете Ми-8Т. Командир вертолета к-н Метальников и борттехник ст.л-т С.Комаров получили различные травмы, летчик-оператор ст.л-т М.Потемкин не пострадал. Вертолет уничтожен(сожжен) из-за невозможности эвакуации.
 

24 апреля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24Д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет ст. л-та Карчагина А.А. осуществлял атаку наземной цели в ущельи Вагджан, недалеко от Газни (45 км юго-западнее Кабула), ведомым в паре с к-ном Е.Кузнецовым. На выходе из атаки был подбит огнем из ДШК, и при попытке совершить вынужденную посадку завалился на борт. Командир вертолета и летчик-оператор л-т Дацько Т.К. погибли, а борттехнику ст. л-ту Павлу Никитенко удалось спастись, он был эвакуирован бойцами 191-й омсп и попал в госпиталь с переломом ног. Экипаж совершал 2-ой боевой вылет за этот день.

24(?) апреля 1980 г. боевое повреждение вертолета Ми-8Т 181-го овп (Файзабад). Звено ведомое комэском м-ром В.Щербаковым осуществляло прикрытие войск в горном районе, 30 км с.-в. Кундуза. В одном из заходов огнем ДШК был подбит вертолет замполита эскадрильи к-на В.Копчикова, он пошел на вынужденную посадку в самом центре кишлака Ромуаниши, который считался у летчиков дружественным. Тем не менее, по поврежденному вертолету стали бить из стрелкового оружия с разных сторон кишлака, экипажу Копчикова (летчик-штурман ст.л-т Н.Мокроусов, борттехник ст.л-т В.Руденко и офицер штаба вылетевший для ознакомления с месностью) сразу после покидания горевшей машины пришлось занимать круговую оборону и отстреливаться. М-р Щербаков залпом НУРС-ов накрыл расчет ДШК подбивший его ведомого и пошел на подбор экипажа. Под огнем противника он произвел посадку в 120м от вертолета к-на Копчикова и забрав экипаж и пассажира, произвел взлет. В это время его прикрывала сверху вторая пара к-на В.Оболонина. Довольно эффективными в этом бою оказались пулеметы установленные в дверных проемах. После зачистки района посадки вертолет взят под охрану десантниками.

7 мая 1980 г боевая потеря вертолета Ми-24Д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара вертолетов м-ра В.Северина - к-на В.Очирова атаковала цели в районе перевала Унай (70 км. западнее Кабула). По ведущему стали работать несколько ДШК, Северин сообщил: "Взрыв справа! Мне попали в правый двигатель", после чего его вертолет, оставляя шлейф дыма, стал круто, почти вертикально, падать на дно ущелья. Подобрав на склоне более-менее подходящую площадку экипажу удалось совершить вынужденную посадку (Н=3000м), после которой борт продолжал гореть уже на земле. Командир получил тяжелую травму головы о прицел и сильный ожог лица, штурману звена ст. л-ту Игорю Ехлакову раздробило обе ноги сорвавшимся с креплений сиденьем, бортовой техник ст.л-нт  Александр Бых  сумел до взрыва вытащить из-под обломков членов экипажа, оттащить их за валун и вел оттуда огонь по духам, прикрывая ребят до подхода борта. Подошла пара Ми-8МТ командира полка п/п-ка Б.Будникова, он сразу запросил Очирова: " Экипаж жив?". О: "Вертолет вон, на склоне. А экипажа не видно, может укрылся за камнями". Пока Ми-24 В.Очирова подавлял огневые точки, ведомый Ми-8МТ (экипаж п/п-ка О.Кучеренко) произвел посадку рядом с подбитым вертолетом и благополучно забрал экипаж. (уточнено со слов А.Бых) 

25 мая 1980 г. обстрел с земли вертолета Ми-10ПП 181-го овп (Кундуз). В вертолет к-на В.Цабунина попала случайная пуля, пройдя через кабину она попала в борттехника-стажера ст.л-та Барахвостова Ю.А., который от полученного ранения скончался.

29 мая 1980 г. поломка самолета Як-38 отдельной опытной эскадрильи (Шинданд). При взлете "по вертикальному", в условиях жары, у самолета п-ка Ю.Н.Козлова не хватило тяги двигателя и он с небольшой высоты перешел в снижение и упал на взлетную полосу получив повреждения конструкции. Летчик с травмами попал в госпиталь.

29 мая 1980 г. пара вертолетов Ми-8Т 3-й вэ 50-го осап, ведомая ком звена м-ром Половниковым Ю.И.  (штурман звена ст.л-т Почернин В.М, б/т ст.л-т Перцев М.Л.), выполняла огневую поддержку наземных войск севернее н.п. Ассадабад, возле аула Сурмуль. В 12.50,  при выполнении посадки в р-не склада с вооружением, захваченного передовым отрядом,  вертолёт был поражен стрелковым  оружием в правый двигатель и загорелся. На одном дв-ле м-р Половников посадил вертолет с повышеной  вертикальной скоростью. Левое колесо шасси попало на край террасы, которая не выдержала веса и разрушилась.  Вертолет скатился вниз, обрубив лопастями себе хвост и обломав лопасти. Хвостовой винт с редуктором перелетел на противоположный склон ущелья и упал возле  наблюдательного пункта комбата. Редуктор разрушился и горячее масло обожгло солдата (по рассказу очевидцев солдат остался жив). Прежде чем вертолет взорвался экипаж смог выбраться из горящего фюзеляжа и отбежать метров на 100-150. Затем, преодолев горную реку, с помощью подоспевших  бойцов был сопровожден к колонне. Эвакуирован на БТРах в Ассадабад.  Еще до переправы через реку по экипажу работал пулемет. Пришлось, сидя в воде за камнями, ждать, пока БТРы его подавили.

12 июня 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Экипаж в составе командира ст. л-та С.Е.Никифоровича, летчика-штурмана ст. л-та Н.М.Варламова и борттехника ст. л-та Н.Н.Польского выполнял посадку для эвакуации раненых у кишлака Тангай в 15 км южнее Газни. При снижении, на малой высоте и скорости, вертолет был поражен очередью ДШК в хвостовую балку, потерял управление и упал на землю. Экипаж погиб.

14 июня 1980 г. авария самолета Ан-26 №235 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж Гуляма Мухамеда выполнял рейс по маршруту Кабул - Хост с грузом. При заходе на посадку превысили скорость подхода и потерпели аварию. Самолет брошен на месте аварийной посадки, а двигатели и дефицитные зап.части демонтированы и вывезены в Кабул на другом Ан-26.

15 июня 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-6 280-го овп (Шинданд). Пара в составе ведущего ком эскадрильи м-ра В.Крохмаля (помощник командира И.Сенченко, штурман Н.Матросов, борттехник А.Плотников, бортрадист В.Серебряков, бортмеханик П.Косарев) и ведомого ком отряда к-на А.Ванчикова выполняла задание по доставке гуманитарного груза в н.п. Зарандж. Во время построения предпосадочного маневра вертолет ведущего был обстрелян из ДШК, очередь которого пришлась на капоты двигателя и редуктороного отсека. На борту возник пожар. Экипажу удалось выполнить вынужденную посадку на возделываемые участки местных крестьян, при этом вертолет подломил носовую опору и сгорел. Экипаж успел вовремя покинуть борт и был эвакуирован БТР-ом афганской армии на аэродром Зарандж, а затем вертолетом ведомого в Шинданд. Прикрытие вертолетов с воздуха в этом рейсе осуществляли истребители МиГ-21, но действенной помощи они оказать не смогли из-за разницы скоростей с подопечными.

17 июня 1980 г. авария самолета Ан-26 №229 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Разбит при выполнении посадки.

1 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24 №11 262-й овэ (Баграм). Экипаж в составе командира к-на И.Поздеева, летчика-оператора пр-ка А.Ермакова и бортового техника ст.л-та В.Бубликова выполнял боевой вылет на огневую поддержку автоколонны заблокированной по дороге на Бамиан. На подходе к району боя вертолет попал под плотный огонь моджахедов и был подбит. Экипаж выполнил вынужденную посадку в Чарикарской долине и был эвакуирован вертолетом Ми-8МТ командира аэ п/п-ка Кускильдина.

5 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 1-й вэ 292-го овп (Джелалабад). Паре вертолетов под командованием к-на Соколова А.Ф. была поставлена задача выполнить разведку местности в районе готовившейся операции. Следуя вдоль ущелья на высоте 700 м, в 300-400 м от склона, пара подверглась обстрелу. Вертолет ведущего был поражен снарядом в хвостовую балку, потерял управление, упал на землю и взорвался в 
28 км севернее Кабула. Экипаж в составе командира, летчика-оператора л-та Завершинского В.В. и борттехника к-на Кошенко В.Ф. погиб. Еще два вертолета получили повреждения при выполнении прикрытия места падения.

14 июля 1980 г. авария вертолета Ми-24А 2-й вэ 292-го овп (Джелалабад). Командир вертолета к-н Юрий Проник получил травму ноги при падении вертолета и был списан с летной работы. Остальные члены экипажа не пострадали.

20 июля 1980 г. катастрофа вертолета Ми-10ПП № 72 181-го овп (Кундуз). Командира отряда к-н Кузнецов Л.В. выполнял рейс Кундуз - Меймене перевозя на платформе топливозаправщик МАЗ-500ТЗ. В районе 19 км ю.-з. Пули-Хумри произошел отказ одного двигателя. Экипаж сбросил платформу и попытался совершить аварийную посадку перед собой на каменистое плато. Попав передними стойками шасси в промоину вертолет подломил их, перевернулся и загорелся. Экипаж, включая помощника командира л-та А.В.Батова, борттехника ст. л-та В.П.Байдачного и бортмеханика пр-ка В.И. Юдочкина погиб. Водитель ТЗ ряд. Макеев В.П., находившийся в грузовой кабине, скончался 24 июля в Ташкентском госпитале.

20 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап. При заходе на посадку вертолет был обстрелян огнем СО и РПГ. Экипаж жив, борт сгорел. Предположительно событие произошло в районе кишлака Куффер-Кани, провинция Кунар.

23 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24 262-й овэ (Баграм). Вертолет ст. л-та Барбина В.В. при проведении разведывательно-ударных операций парой в 55 км юго-западнее авиабазы Баграм был сбит моджахедами ракетой ПЗРК. Командир вертолета и летчик-оператор ст. л-т Зиборов В. погибли сразу, борттехник ст. л-т Пронченко Ю. долго отбивался от душманов, подошедших к месту падения и погиб в бою, не смотря на прикрытие с воздуха вертолетом ведомого. На помощь экипажу подняли всю эскадрилью! К сожалению, оказалось поздно...

23 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 280-го овп (Кандагар). Пара вертолетов к-н В.Епифанов - к-н А.Вейцман находясь в командировке на а/б Баграм принимала участие в десантной операции. Рано утром пара совершила бомбовый удар по позициям противника в 130 км юго-восточнее н.п. Кандагар, у горы Мраморная, пренебрегла уходом от цели обходным маневром и, при пролете кишлака Спинахула, попала под огонь крупнокалиберного пулемета (по другим данным попадание из РПГ). В результате вертолет ведущего был поражен в хвостовую балку и топливные баки, начался пожар и, терявшая управление машина, повалилась к земле. Ведомый запросил о помощи, а сам сделав несколько кругов, посадил свой вертолет рядом со сбитой машиной ведущего. Подошли еще два вертолета - под их прикрытием удалось связать подступивших моджахедов боем и забрать тела погибших. Сбитый Ми-8 полностью сгорел. Погиб экипаж в составе командира к-на В.Епифанова, летчика-штурмана ст.л-та Н.Литяева и борттехника ст.л-та И.Ешмекова. Погибли находившиеся на борту помощник начальника управления (797 разведцентр армии?) п/п-к Кудратов Абдурахим и переводчик к-н Облокулов Рахмонкул.

28 июля 1980 г. поломка самолета Ан-2 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж Нур Ахмата, выполняя взлет с высокогорной площадки Ургун, заметил что двигатель не выходит на взлетный режим и прекратил разбег. Длины площадки для торможения не хватило и самолет вышел за ее пределы, столкнувшись с препятствием. Причина поломки - изношенный двигатель АШ-62ИР недодающий мощности. После ремонта, продлившегося до 4 июля, самолет перегнали на базу.

30 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Экипаж в составе к-на Михаила Грошева, летчика-штурмана л-та Сергея Антонова и борттехника пр-ка Ивана Гавриченко осуществлял обозначение цели в 3 км с.-з. Мукур, южнее Газни. Находясь на высоте 700 метров вертолет получил прямое попадание очереди ДШК, в результате чего был пробит топливный бак и на борту возник пожар. После выполнения вынужденной посадки экипаж покинул борт, успев до взрыва. Летчиков подобрал экипаж зам ком полка п/п-ка В.И.Харитонова.

август 1980 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Вертолет к-на Гуничева получил несколько попаданий пуль ДШК, совершая полет в р-не Асадабада.

1 августа 1980 г. боевая потеря МиГ-21бис 1-й аэ 115-го гиап (Кокайты). Взлет с авиабазы Баграм, летчик гвардии ст. л-т Чешенко Л.А. Выполняя очередной заход на цель в районе н.п. Джабаль-Уссарадж попал под огонь ДШК и был сбит, летчик средствами спасения не воспользовался и погиб.

2 августа 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24Д приданного 181-му овп (Кундуз). При выполнении непосредственной поддержки войск в районе южнее г.Файзабад вертолет был подбит очередью ДШК и выполнил вынужденную посадку на нейтральной территории. Экипаж эвакуирован, а борт уничтожен на месте для предотвращения захвата противником.

17 августа 1980 г. катастрофа вертолета Ми-24Д приданного 181-му овп (Кундуз). Облет авиатехники после ремонта в зоне а/э Кундуз. Вертолет командира аэ м-ра Козового М.Р., сразу после взлета, по не выясненной причине потерял управление и столкнулся с землей. Экипаж в составе командира вертолета, борттехника ст. л-та Краснухина К.Г. и занявшего место оператора - зам. по летной подготовке 181-го полка, Героя Советского Союза м-ра Гайнутдинова В.К. погиб.

25 августа 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 1-й вэ 292-го овп (Джелалабад). При нанесении удара по выявленным огневым точкам противника в районе водохранилища Суруби (38 км юго-восточнее г. Джелалабад), ведомый второй пары к-н Гуськов А.А. вышел из атаки отворотом вправо, тогда как все вертолеты группы должны были замыкать круг отворотом влево, остался без прикрытия и был подбит огнем ДШК. Экипажу удалось совершить посадку на подобранную площадку, но через несколько секунд после касания земли вертолет взорвался, экипаж в составе командира, оператора ст. л-та В.Гнеденко, борттехника л-та В.Слизова и находившегося на борту авиамеханика группы РЭО пр-ка Ю.Голошвили погиб.

30 августа 1980 г. авария вертолета Ми-8Т 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж командуемый молодым летчиком ст.л-том Вакилем совершал рейс из Кабула в Мазари-Шариф. На борту находились пассажиры - афганские специалисты и советский военный советник. На маршруте вертолет попал в песчаную бурю и потеряв ориентировку уклонился от Мазари-Шарифа на 68 км. При выполнении вынужденной посадки, по остатку топлива, задел песчаную дюну и завалился на борт. К счастью никто не пострадал. Выломав в кабине компас экипаж и пассажиры пешком направились в сторону города и через 9 часов добрались до советской воинской части, откуда их на БТР-ах отвезли в Мазари-Шариф.

Продолжение списка

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100