К списку потерь 1988 года
7 января 1989 г. боевая потеря самолета Су-25 1-й аэ 378-го ошап (замена из 206-го ошап, Пружаны), взлет с авиабазы Баграм, летчик – ст. л-т Б.В.Гордиенко. При выполнении удара по целям в ущелье, в 35 км от аэродрома Кабул (Аз=260), самолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger". Летчик средствами спасения не воспользовался и погиб. 11 января 1989 г. боевая потеря самолета МиГ-23млд №42 120-го иап (Домна), вылет с аэродрома Шинданд. Полет парой ведущий А.Лактионов – ведомый С. Лубенцов, в результате отказа подкачивающего насоса ДЦН-76, двигатель на самолете капитана Сергея Лубенцова выключился и самолет упал в 110 км от Шинданда. Летчик катапультировался и был подобран вертолетами ПСС, останки самолета уничтожены НУРСами. 19 января 1989 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №37 23-го оап погранвойск (Душанбе). Пара: ведущий к-н И.Шарипов (штурман отряда ст. л-т И.Бариев, борттехник ст. л-т А.Щеняев, бортмеханики ст. пр-к С.Клименко, ст. пр-к И.Залетдинов, возд. оператор ст. л-т В.Долгарев) – ведомый к-н В.Попков (летчик-штурман к-н А.Рыжов, борттехник к-н Р.Гильметдинов, бортрадист пр-к А.Дудник, старший возд. оператор м-р С.Шустиков, бортмеханики пр-к Э.Курбанов, пр-к С.Макаренко) выполняла разведывательный полет в приграничном районе. Из-за низкой облачности летели на высоте около Н=200м под нижней кромкой, в районе н.п. Ханабад по ведущему произвели пуск ракеты ПЗРК "Stinger", после чего вертолет загорелся и стал заваливаться на правый борт. Экипаж по команде стал покидать вертолет, но спастись удалось лишь командиру. При покидании борттехником Р.Щеняевым парашют раскрылся рано и он стропами зацепился за ферму подвески. Ведомый, наблюдал падение вертолета ведущего, и тут же пошел на подбор. Под огнем моджахедов к-н Попков подсел у места падения, но спасать там было некого. Поднявшись и выполняя облет р-на обнаружили выжившего к-на Ильгиза Шарипова, под огнем стрелкового оружия удалось его спасти. Вертолет получил 21 пулевую пробоину, повреждение топливной системы. Тела погибших по договоренности с главарем банды через три дня передали советской стороне. 22 января 1989 г. боевая потеря самолета Ан-26М №09 2-й аэ 50-го осап (Кабул). Забиравший в Кандагаре раненых самолет попал под ракетный обстрел. В результате близкого разрыва реактивного снаряда борт получил множественные осколочные повреждения, экипаж бросил машину и был эвакуирован другим Ан-26. В составе экипажа борта "09-красный" был врач лейтенант Юрий Наумов. 23 января 1989 г. боевая потеря самолета Ан-12БП №11987 930-го втап (Завитинск). Рейс Кабул – Кандагар. Ночью, в результате обстрела аэродрома Кандагар, был поврежден близким разрывом РС находившийся по разгрузкой самолет к-на С.Ф. Ганусевича. Экипаж не пострадал и был эвакуирован, а самолет был брошен из-за не возможности восстановления в условиях боевых действий и оставался в Кандагаре минимум до 2002 г.
31 января 1989 г. катастрофа самолета Ан-32 12-й аэ 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). НСМУ. Экипаж п/п-ка Моманда Карима совершал транспортный рейс в Хост. На борту находились четыре члена экипажа, пять пассажиров и 4 тонны груза продовольствия, боеприпасов для окруженного гарнизона. Взлёт был выполнен в Кабуле в 20:06. Самолет вышел в р-н Хоста в 20:37, после чего с борта последовал доклад об отказе радио-навигационного оборудования. Потеряв свое местоположение экипаж вторгся в воздушное пространство Пакистана и целый час кружил над н.п. Банну, пытаясь восстановить ориентировку. Пакистанская сторона пыталась связаться с неопознанным самолетом и даже включала огни на ВПП аэродрома Банну. Но Ан-32 ушел в сторону и после полного израсходования топлива попытался выполнить посадку на русло высохшей реки. При посадке у кишлака Басит, в районе Сараи Гамбила (к ю.-в. от Банну), самолет разрушился, а все находившиеся на его борту погибли. В районе так же находился истребитель F-16 ВВС Пакистана создававший напряженную обстановку. 1 февраля 1989 г. катастрофа вертолета Ми-24П №01 (зав.23783) 3-й вэ 50 осап (Кабул), НСМУ. Полет по маршруту Кабул – Пули-Хумри. Взлет в 22:05. Вертолет ком. АП п-ка А.С. Голованова (позывной 940) осуществлял прокладку маршрута вывода части и разведку погоды. Через 25 минут полета связь с экипажем прервалась, последнее, что передал в эфир "Погода на перелет соответствует, выпуск группы по плану разрешаю", больше на запросы не отвечал. После трех дней поисков, было обнаружено место падения в 8 км от перевала Саланг. Экипаж в составе ком АП и вылетевшего с ним летчика-оператора ст. л-та С.Пешеходько погиб. Согласно результатам расследования столкновение произошло в условиях плохой видимости. 5 февраля 1989 г. побег двух экипажей Ми-35 №71 и №84 377-го овп ВВС ДРА к противнику. Пара вертолетов м-р Ариф - м-р Абдул Хай, по договоренности среди всех 6 членов экипажа, выполнила посадку на территории контролируемой противником в Бадахшане. После посадки с вертолетов были сняты лопасти НВ и обеспечено их временное хранение для возможного дальнейшего использования. Из-за не надлежащей охраны обе машины подверглись хищению и вандализму, что вывело их из строя.
9 февраля 1989 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8МТ 254-й овэ (Пули-Хумри). Паре вертолётов Ми-8, под прикрытием пары боевых вертолётов Ми-24 была поставлена задача лететь в Македонское ущелье для эвакуации тяжелораненных из района БД. Экипаж к-на Шишкина выполнял вылет, будучи ведомым у м-ра Сидорова. По докладу лётчиков пары прикрытия на вертолётах Ми-24, после входа в узкое ущелье пары вертолётов Ми-8, они оба зацепили несущими винтами за скалы. Ведущий, м-р Сидоров сумел посадить повреждённый вертолёт на склон в 8 км северо-восточнее н.п. Ташкурган. Экипаж едва успел покинуть упавший набок и загоревшийся вертолёт. Экипаж ведомого (в составе командира к-на О.Шишкина, летчика-штурмана л-та П.Крохи и борттехника ст. л-та А.Слушаева ) сгорел в вертолёте. Вход в узкое ущелье оказался настолько неожиданным, что ведущий пары прикрытия сам едва успел увести вертолёт от столкновения со скалой, резко взяв на себя ручку управления.
К списку потерь после вывода советских войск
|