RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан / Воспоминания участников /

5 июня 1967 года, в ответ на агрессивные действия израильской авиации против Египта, сирийское командование санкционировало нанесение воздушного удара по объектам на территории израиля. В качестве основных целей атаки были выбраны крупная авиабаза Рамат-Давид и нефтеперерабатывающий завод в Хайфе. Получив задачу, сирийские летчики оказались перед целым рядом проблем: полностью отсутствовала информация с детальным описанием объектов атаки, не было известно расположение зенитных средств, ложных целей, погоды на маршруте. Фактически операция получалась спонтанной и шансы на успех были минимальными. Не способствовало достижению поставленной задачи и общее состояние ВВС Сирии – после Баасистских переворотов и чисток осталось не много опытных летчиков, а часть личного состава находилась в СССР, где переучивалась на новые типы истребителей.

К одиннадцати часам утра удалось подготовить к запланированному удару около десяти МиГ-17 с бомбовой нагрузкой (это были исправные машины, собранные из всей авиационной бригады), а так же несколько «разномастных» истребителей сопровождения (МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21Ф). Вся «армада» поднялась в воздух и беспрепятственно проникла в воздушное пространство израиля. Истребители противника в отражении налета не участвовали, так как все они были задействованы на египетском направлении. В 11:45 группа МиГ-ов нанесла бомбовый удар по НПЗ в Хайфе, вызвав пожар на его территории, на этом успехи сирийцев закончились… Звено МиГ-17 (в составе к-н Ибрагим Зайнутдин, л-т Абдул Керим Багх, к-н Радуан Лабабиди), атаковавшее авиабазу Рамат-Давид, ошибочно отбомбилось по расположенной рядом посадочной площадке Мегиддо, уничтожив выставленные на ней макеты боевых самолетов.

В итоге ВВС Сирии не сумели полностью реализовать преимущества полученные от внезапности удара и нанесли противнику незначительный ущерб. Свои потери составили один самолет МиГ-17, летчик которого капитан Салим Ибрагим Зайнуддин погиб. Еще один самолет ст.лейтенанта Гассана Исмаила после атаки НПЗ Хайфа отстал от группы, заблудился и, израсходовав топливо, выполнил вынужденную посадку на побережье моря у ливанского селения Рашидия, около Тира. Самолет и летчик не пострадали.


Стоит отметить судьбу одного из участников налета на НПЗ Хайфа: Хассан аль-Джазери, выпускник авиационного училища 1954 года, после переучивания в СССР летал на истребителе-бомбардировщике МиГ-17 и был лидером одного из звеньев, участвовавших в налете на НПЗ Хайфа 5-го июня 1967 года. После войны ушел в отставку, но уже в 1970 году, после «корректирующей революции» вернулся в ряды ВВС, став командиром эскадрильи Су-20. В ходе «октябрьской войны» 1973 года он второй раз (!) участвовал в атаке на НПЗ Хайфа (в ответ на бомбардировки израильской авиацией нефтяных терминалов в Хомсе). В ходе отражения израильского вторжения в Ливан 1982 года, его самолет был подбит у городка Цидон, Хассан получил ранения в обе ноги, но сумел привести на базу поврежденный Су-22. Занимал командные должности и вышел на пенсию в звании бригадного генерала. Умер 17-го сентября 2003 года в результате сердечной недостаточности.

В налете на израильские объекты приняли участие иорданские и иракские летчики, которые использовали для этих целей свои самолеты "Хантер". Иорданских летчиков повел в атаку командир 1-й эскадрильи майор Фирас аль-Ажлуни, задание было выполнено ими без потерь, но уже вернувшись на базу они попали под контрудар израильской авиации. В несколько более сложной ситуации оказались иракцы - от авиабазы Н3, куда еще в мае 1967 года по личному приказу командующего ВВС генерал-майора Джизака Шахира была переброшена 29-я эскадрилья "Хантеров", до цели было приличное расстояние. Сработал и эффект неожиданности - самолеты не были подготовлены к действиям по наземным целям. Только ближе к полудню были снаряжены пять "Хантеров", каждый из которых нес 24 неуправляемых реактивных снаряда. В 11:35 группа вылетела на задание. Ведущим шел капитан Адель Сулейман, ведомые по порядку: лейтенант Файсал Абд Мохсен, флайт-лейтенант Хазим Хассан Кассем, флайт-лейтенант Фадель Мустафа, флайт-лейтенант Эмад Ахмед Аззат. Пройдя над территорией иордании иракцы вышли к намеченной цели (авиабаза Кфар Сиркин) и атаковали ее. По докладам летчиков были поражены два транспортных самолета: Норатлас и Коммандер-560. Израильской стороной признается потеря одного Nord 2501 Noratlas 4X-FAX и одного Piper Super Cub (хотя часто отписывается на счет иорданцев). Известно, что "большой транспортник" уничтожил второй летчик в группе Файсал Абд Мохсен, а "небольшой самолет" сжег Фадель Мустафа.
После возвращения первой группы на задание отправилась очередная тройка в составе капитана Наждет Аль-Накиба, флайт-лейтенанта Хассана Хадра (позже он дослужился до звания эйр маршала, но был репрессирован) и еще одного летчика только что окончившего училище. Они взлетели в 12:30 и направились для атаки целей в районе Тель-Авива. Обе группы выполнили задание без потерь.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100