Благодарим Владислава Каюмова за его воспоминания о командировке в Сирию, в состав 100-го ово. В июне 1982 года израильские войска, вторгшиеся на территорию Ливана, вступили в прямой огневой контакт с размещенными там сирийскими вооруженными силами и с легкостью смогли захватить господство на земле и в воздухе. С целью ликвидации дисбаланса сил президент сирии Хафез Асад обратился к Москве, договорившись о размещении в своей стране контингента советских войск. В результате анализа боевых действий было установлено, что в значительной степени успеху израильских войск способствовало применение современных образцов техники, но важнейшая роль без сомнения принадлежала средствам радиоэлектронной борьбы. Потеря связи и нарушение работы радиолокационных станций фактически лишили сирийское командование возможности управлять боем. Поэтому одной из составляющих отправляемого контингента войск стали части РЭБ и связи, которые должны были ответить на израильские помехи. Для решения поставленных задач в Советском Союзе было решено сформировать и отправить в Сирию вертолетный отряд РЭБ. В июле 1982 года начался отбор летно-технического состава для "заграничной командировки", а уже в сентябре-октябре, на основе 208-й вертолетной эскадрильи РЭБ, на аэродроме Буялык Одесского ВО началось формирование 100-го отдельного вертолетного отряда. В состав группы вошли летчики и техники из ОдВО (Буялык), ПрибВО (Елгава), БВО (Кобрин), ПрикВО (Луцк) и ЗакВО (Цхинвали). К отправке в Сирию были подготовлены 4 вертолета Ми-8ППА и 4 вертолета Ми-8СМВ, после частичной разборки они были погружены на борт транспортных самолетов Ан-22 (по два вертолета в каждый) и воздушным путем доставлены в международный аэропорт Дамаска.
Вертолет Ми-8ППА №32 100-го вертолетного отряда После сборки на все вертолеты нанесли опознавательные знаки ВВС САР, но из-за наличия антенн специального оборудования пришлось несколько отступить от принятой на «местных восьмерках» схемы. Например, из-за наличия антенны станции «Фасоль», кокарды пришлось перенести на капоты двигателей, а бортовые номера наносить прямо на антенну станции «Азалия», только флаг страны остался на принятом у сирийцев месте – на концевой балке. Двузначные бортовые номера начинались с тройки и рисовались арабскими цифрами белой краской. Все машины перелетели своим ходом на аэродром эль-Меззе (западная окраина Дамаска, место постоянного базирования сирийских вертолетов SA.342 86-й бригады). Техническое имущество и автотранспорт доставлены морским путем. Командование первым составом 100-го ово принял майор Иванов, замещал его начальник штаба майор Калафат. Кроме того на аэродроме эль-Меззе находилась группа управления (РП п-к Кравченко, специалист РЭБ п-к Утенков), четверо переводчиков и вертолет Ми-8П "салон" Главного военного советника с советским экипажем из Малино. Во время очередной замены личного состава в 1983 году с аэродрома Буялык был отправлен в Сирию дополнительно еще один вертолет РЭБ модификации Ми-8МТП получивший №30. Ещё одна замена произошла в 1985 году, а в 1988 году отряд вместе с техникой был выведен из Сирии. Основная часть техники попала в 292-ю овэ.
Вертолет Ми-8ППА №35 (зав.9797605) ранее принадлежавший 100-му вертолетному отряду базировавшемуся на а/э Эль-Меззе
|