RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

В статье посвященной 18-й зенитно-ракетной дивизии мы уже рассмотрели результаты боев израильских летчиков против советских зенитно-ракетных частей, оснащенных современными комплексами С-125. Видимо израильская сторона не сделала соответствующих выводов и в ходе очередной арабо-израильской войны история повторилась. 7 октября 1973 года израильские "Фантомы" снова столкнулись лицом к лицу с ЗРК противника, но на этот раз бой с ними вели сирийские расчеты. Результатом боя стало поражение «Хель ха авира»…

В первый день «Октябрьской войны» сирийские войска перешли в наступление на Голанских высотах и постепенно продвигались вперед. Израильским солдатам, мужественно державшим оборону, срочно требовалась воздушная поддержка, но из-за угрозы со стороны зенитных средств ПВО Сирии израильским летчикам приходилось ограничивать свою активность в районе. Для ликвидации угрозы была инициирована операция с кодовым названием «Дагман-5» (модель-5). Основной ее целью стало уничтожение мобильной группировки новейших ЗРК  «Квадрат», развернутой в районе Джухедра. Утром 7-го октября командир базы Хацор полковник Амос Лапидот дал указание летчикам 201-й, 69-й и 119-й эскадрилий готовиться к нанесению удара.

План операции предусматривал выход самолетов в район н.п. Рафид (пик Тель-Фарес), где группа делилась поэскадрильно, далее летчики самостоятельно выполняли атаку на заданную цель. Группу на задание повел опытный экипаж 69-й эскадрильи в составе летчика п/п-ка Эхуда Ханкина (личный номер 457272) и оператора м-ра Шауля Леви (личный номер 969141). Выбор лидера объясняется тем, что командир 201-й эскадрильи п/п-к Ифтах Зимер (а костяк группы составляли именно экипажи 201-й эскадрильи), находился в это время в США и смог вернуться в Израиль только на третий день после начала войны. Кандидатур, лучших чем Ханкин и Леви, трудно было найти. Оба имели опыт боев с советскими зенитно-ракетными частями над Египтом летом 1970 года и были уверены в успехе.

 

 
Первоначальный план операции "Дагман-5"

Около 11:30, как и было запланировано, группа вышла в район горы Рафид, разделилась и пошла в атаку на ЗРК. П/п-к Эхуд Ханкин первым обнаружил отсутствие противника на позициях – сирийцы в течении ночи успели передислоцироваться и развернуться на новом месте, западнее! Но прекращать операцию было уже поздно… Расчеты ЗРК начали работать по израильским самолетам. Первой же ракетой был сбит «Фантом» лидера группы! Ханкин и Леви погибли.

 

Это было только начало… Другая пара, заходившая в атаку севернее деревни Нава, так же стала целью для ЗРК «Квадрат». События развивались весьма интересно: близким разрывом ракеты был поврежден F-4E №615 управляемый майором Гад Самоком. Его оператор Авикам Лиф поддался панике, катапультировался и попал в плен (прим. в современных израильских источниках пишут, что катапультирование произошло случайно, в результате повреждения системы, но на допросе Лиф честно признался: – «Нас сбили и я катапультировался»). А вот летчик сохранил присутствие духа и сумел дотянуть до авиабазы Рамат-Давид и выполнил там аварийную посадку! Во время пробега Самок увидел, что полоса занята другим подбитым самолетом. Вовремя среагировав он бросил машину в сторону и не смотря на то, что разрушились пневматики колес, сумел избежать столкновения.

 

Экипаж второго F-4E №621, в составе летчика капитана Ури Шахака и оператора лейтенанта Гилада Гербера, наблюдал катапультирование Авикам Лифа и сделал над ним круг, пытаясь определить место приземления. Внезапно Ури Шахак получил сигнал о ракетной атаке, после чего перевел самолет в резкое снижение с одновременным выполнением противозенитного маневра. Но это не помогло – летчики сначала почувствовали удар, а затем определили отказ правого двигателя. Сработала сигнализация о пожаре. Шахак спросил оператора, не видно ли огня в хвостовой части? Ответ не понадобился, т.к. в следующий момент самолет поразила вторая ракета, после чего оба летчика катапультировались.

Из результатов опроса оператора F-4E "Курнасс 621":
- Ваше имя?
- Гилад, Гербер
- Звание и номер?
- Лейтенант, личный номер 2117622
- Вы летчик? На каком типе самолета вы летали?
- Я оператор. Летал на самолетах «Фантом»
- А кто был летчик?
- Ури Шахак, капитан
- Где вас сбили?
- Нас сбили у арабской деревни Нава, что в 10 милях от Тель-Фарис
- Вы были ранены?
- Нет. Когда я спускался, по мне стали стрелять - пули попали в парашют и в лодку из аварийного запаса, но меня не задели. Я приземлился в 15 метрох от сирийских солдат и сразу поднял руки. Они повалили меня на землю, сняли все авиационное оборудование и завязали глаза. Потом меня на машине доставили в полицейский участок, а затем в Дамаск.

 

 

 

Юго-западнее Тель-Фарес ракетой был сбит F-4E №645, экипаж которого катапультировался над Сирией. Оператор лейтенант Авраам Ашаэль после приземления стал пробираться в сторону израильской границы, но через несколько минут его обнаружила группа солдат противника. Они стали стрелять из автомата «Калашникова» и ранили Ашаэля в ногу, вынудив его сдаться. Еще через некоторое время выловили и летчика Меира Шани.

Самолет F-4E №682 Узи Шамира выполнял атаку на малой высоте, что помогло ему избежать обстрела ракетами, но теперь в бой вступила зенитная артиллерия.  По «Фантому» сработала сирийская ЗСУ-23-4 «Шилка». Её очередь прошила борт снизу, после чего отказал правый двигатель. Летчик пытался набрать высоту и тянуть домой, но на высоте около 1000 метров отказал и левый двигатель. Спланировав как можно ближе к израильской границе, летчик Узи Шамир и оператор Коби Хаюн катапультировались над н.п. Сафед. Можно сказать, что им повезло, так как оба были эвакуированы спасательным вертолетом Bell-205 и не попали в плен.

К концу налета были сбиты еще два «Фантома» с номерами 192 (летчик л-т Аврахам Барбер и оператор Цви Афик из 119-й эскадрильи катапультировались после поражения снарядами 23-мм ЗА. Из-за отказа гидросистем самолет начал задирать нос, поэтому пришлось его покинуть. Взяты в плен сирийскими артиллеристами) и 661 (летчик Хаим Рам и оператор лейтенант Ицхак Яхав из 201-й эскадрильи так же катапультировались с малой высоты после отказа гидросистем).

Всего, в ходе операции «Дагман-5», было выполнено более полусотни боевых вылетов. За пять минут боя были сбиты 6 самолетов F-4E «Фантом», еще 4 были повреждены, но смогли вернуться на базу (наибольшие потери понесла 201-я эскадрилья – 4 самолета потеряно безвозвратно и 3 повреждены, 69-я и 119-я эскадрильи потеряли по одному самолету). Удивительно, но только два летчика погибло, все остальные смогли успешно катапультироваться!

Что касается сирийцев, особенно отличился в этом бою 2-й зрдн 82-й зрбр капитана Иссам Абу Аджиба, вооруженный зенитными комплексами «Квадрат», ЗСУ-23-4 "Шилка" и "Стрела-2М" (советник-инструктор Барсуков Николай Николаевич). Капитан Аджиб родился в Кадмусе, округа Баниас, в 1945 году. Проходил обучение в СССР, на факультете ПВО академии им. М.В. Фрунзе. По результатам боевых действий дивизиону ЗРК "Квадрат", которым он командовал, было засчитано поражение 21 воздушной цели. Сам Аджиб был удостоен звания "Герой САР" и продолжал службу до звания бригадного генерала. В 1989 году занимал должность нач.штаба ПВО юга страны и был снят с неё после побега сирийского летчика на МиГ-23 в израиль. Находился под разбирательством до 1995 года, после чего ушел на пенсию. Умер от сердечной недостаточности в 2000 году.

 
Груда обгоревшего металла, всё что осталось от сбитого F-4E



Стойка основной опоры шасси самолета F-4E на каменистом плато Голанских высот

 

Среди причин столь высоких потерь израильской авиации оказалась не только высокая эффективность ЗРК «Квадрат», но и целый ряд просчетов при планировании и подготовке операции. Полностью отсутствовало обеспечение средствами радио-электронной борьбы, а планирование маршрута производилось без проведения предварительной фото-разведки. Получилось, что израильские самолеты двигались вдоль зоны уверенного поражения по дальности зенитных комплексов и представляли собой удобную мишень. Уже после войны летчики, участвовавшие в налете, вспоминали, что на брифинге перед заданием предлагали перенести маршрут полета на несколько километров южнее, но командир базы сослался на отсутствие времени для внесения изменений. Возможно, при изменении маршрута потери могли быть меньшими, но времени доработать план действительно не было! Израильское политическое руководство на фоне прошлых успехов считало ВВС какой то волшебной палочкой, взмахом которой враг будет мгновенно уничтожен (генерал майор Эзер Вейцман еще до войны заявил: «наши ВВС уничтожат арабов в течение 6 часов»). Мифический «ореол непобедимости» созданный вокруг израильской авиации после «Шестидневной войны» обошелся дорогой ценой, но платить пришлось не политикам, пославшим самолеты в бой, а летчикам и солдатам павшим на фронтах той войны...

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100