В период между 1974 и 1979 годами военно-воздушные силы Сирии проводили плановые мероприятия по боевой и тактической подготовке, осваивали новую авиационную технику. Основываясь на опыте «октябрьской войны» было принято решение увеличить ежегодный налет в строевых частях, уделив особое внимание подготовке молодых летчиков, только что окончивших летное училище. В результате за пять лет удалось полностью восполнить потери в летном составе, подготовив курсантов 1973-1974 годов выпуска до уровня летчиков 2-го класса, в звании капитанов. Несмотря на рост налета, уровень аварийности остался достаточно низким.
Курсанты летной школы 1976 года. Они не успели поучаствовать в войне 1973-74 годов, но вынесли всю тяжесть боев над Ливаном в начале 1980-х.
Для иллюстрации становления молодых сирийских летчиков поколения семидесятых приведём жизненный путь Ахмеда аль-Матра: Ахмед поступил в летную школу Алеппо 1 октября 1970 года, обучался полетам на поршневых самолетах "Чипмунк", а затем на чешских реактивных Л-29 и боевых МиГ-17. Окончил курсы в 1973 году, получив звание лейтенанта. В боевую часть попал после большой войны, но успел принять участие в боях за гору Джебель Шейх весной 1974.
За время своей летной карьеры имел только два серьезных инцидента. Первый произошел еще в летном училище, при выполнении полета на L-29 с аэродрома Дейр-эль-Зур, по вине самого курсанта. Ахмед запоздало начал вывод из пикирования и с трудом вытянул самолет на высоте всего 20 метров над землей, чуть не задев здание. Второй случай произошел как раз в период интенсивной боевой подготовки, во время тренировочного полета на МиГ-21, когда на посадке лопнуло колесо левой стойки (самолет стащило с полосы).
24 сентября 1979 года самолет майора аль-Матра был одним из четырех МиГ-21 потерянных в воздушном бою над Ливаном. Летчик катапультировался, получив при этом множественные травмы, и опустился у деревни Бахмедин (25 км южнее Деир аль Куамар), после чего местные жители доставили его в госпиталь "Дир". Оттуда переправили в Бейрут, где провели операцию на раздробленной ноге. Затем было долгое лечение в Дамаске и во Франции – ногу удалось восстановить, но медкомиссия отстранила от полетов. Продолжил служить в ВВС до 1985 года и вышел в отставку в звании полковника. С 1986 года командует пожарной бригадой в городе Хама.
В начале 1975 года вспыхнули боевые действия на территории Ливана, быстро переросшие в затяжную гражданскую войну. Основные бои велись между палестинскими боевиками и христианскими группировками. В течение года сирийское правительство пыталось наладить мирный процесс в соседней стране осуществляя посреднеческую деятельность. Трижды удавалось заключать перемирие между противоборствующими сторонами, но бои каждый раз возобновлялись. 19 марта 1976 года сирийский Як-40 YK-AQC в очередной раз прибыл в Бейрут за премьер-министром ливана Рашидом Карами, который должен был вылететь в Дамаск для проведения следующего раунда мирных переговоров. Во время подготовки к вылету по самолету был сделан выстрел из РПГ, граната которого попала в фюзеляж. На борту возник пожар, в результате чего весь салон выгорел, а один человек находившийся на борту получил ранения.
После провала всех попыток мирно решить проблемы в регионе сирийские войска, получившие мандат межарабских сил, вошли в Ливан, взяв важные узлы и объекты под свой контроль. 4 июня 1976 года сирийские войска установили контроль над авиабазой Раяк, тем самым прекратив её трехмесячную осаду палестинскими боевиками. Командир базы п/п-к Фахим Хадж, в подчинении которого находилось 12 самолетов «Hunter» и 500 человек личного состава приветствовал ввод войск. Ранее сирийские войска уже взяли под охрану авиабазу Клейат с 24 самолетами (в том числе 10 «Миражей III» на хранении).
Враждующие группировки не хотели отдавать в руки сирийцев важные объекты страны и произошел целый ряд боевых столкновений, во время которых ВВС Сирии не остались в стороне и поддержали свои войска с воздуха. Например, 7 июня 1976 года ливанские «Хантеры» совместно с сирийскими МиГ-21 атаковали позиции палестинцев в районе Бейрута. Приказ бомбить палестинские позиции был встречен сирийскими офицерами с недоумением, ведь получалось что они действовали в интересах христианского меньшинства находившегося в правительстве Ливана. Некоторые летчики отказались выполнять поставленные задачи, а лейтенант Махмуд Муслех Ясин (палестинец по национальности) 14 июня 1976 года в знак протеста бежал в соседний Ирак на самолете МиГ-23. По этой же причине 16 июля совершил подобный побег на МиГ-21 капитан Абдул Кадыр Аль-Терманини (ветеран «октябрьской войны»). Таковой оказалась завязка многолетних боевых действий в небольшом Ливане. Появлялась в небе и ливанская авиация, например известно что 8-го декабря 1978 года вертолет Алуэтт ВВС Ливана пролетавший над районом боя местных группировок у Джуниеха был обстрелян и сгорел после вынужденной посадки. На борту находился посол Саудовской Аравии ген.л-т Али Шаер, к счастью всем удалось спастись.
|