RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Одним из самых известных воздушных боев «Октябрьской войны» стал бой двух израильских «Фантомов» с группой египетских МиГ-17 и МиГ-21 над Шарм эль Шейхом 6-го октября 1973 года. Фактически, этот бой известен только в виде версии израильской стороны, поэтому постараемся его рассмотреть подробнее, добавив элементы описания с египетской стороны.

 

Удар по израильским объектам в районе н.п. Шарм эль Шейх был частью первого воздушного налета египетских ВВС, но не смотря на общие временные рамки, его можно считать обособленной воздушной операцией. Целью являлось ослабление группировки израильских войск на юге Синая для предотвращения воздушных и морских операций противника на побережье Красного моря.

В рамкакх подготовки и планирования удара египтяне осуществили несколько передислокаций для создания воздушной группировки, а 4-го октября 1973 года одиночный разведчик МиГ-21РФ 123-й бригады, пилотируемый летчиком Шариф эль-Шафеем, выполнил воздушное фотографирование аэродрома Рас-Насрани и прилегающих объектов.

Для удара по авиабазе Рас-Насрани (израильское название Офир) египтяне сосредоточили на юге страны три группы самолётов:
16 МиГ-17Ф 89-й эскадрильи 306 авиационной бригады (комэск майор Саджи Лащин) размещались на авиабазе Луксор и непосредственно перед ударом перелетели на аэродром Хургада, где были дозаправлены и снаряжены. В задачи эскадрильи входило подавление средств ПВО в районе Рас-Насрани;
10 МиГ-21Ф-13 25-й эскадрильи 102 авиационной бригады (командир группы Ахмед Атеф Абдель Хай) осуществляли непосредственное прикрытие МиГ-17 и взлетали с аэродрома Хургада вслед за ними;
16 МиГ-21МФ 42-й эскадрильи 104 авиационной бригады (комэск майор Айсам Садак) с авиабазы Вади Кена разделились на три группы:

первая, в количестве восьми самолетов, несла бомбовую нагрузку из бетонобойных бомб и наносила удар по авиабазе «Офир»;

вторая, из четырех самолетов, с подвеской из блоков НУРС атаковала центр связи Рас-Мухаммад;

третья несла вооружение «воздух-воздух» и осуществляла воздушное прикрытие своих коллег.

 

Первыми выполнили взлёт МиГ-21МФ с аэродрома Вади Кена. Они плотным строем вышли к аэродрому Хургада, ставшему местом общего сбора, где к ним присоединились МиГ-17 и прикрывавшие их МиГ-21Ф-13. Опираясь на воспоминания летчиков, можно предположить, что группы имели разные маршруты выхода к цели. Так, Мухаммед Реда Сакр и Ахмед Юсеф аль-Вакиль указывают, что маршрут МиГ-21МФ  42-й аэ был следующим: Вади Кена – Хургада – Тиран – Санафир. А летчик МиГ-21Ф-13 Диа аль-Хафанауи, осуществлявший непосредственное сопровождение МиГ-17 вспоминает контрольные точки так: Хургада – Шадуан – Рас-Мухаммад – Шарм эль Шейх.

 

Согласно израильским источникам обзорная РЛС (№528) обнаружила в 13:56 группу из 28 МиГ-ов шедших в сторону Шарм эль Шейха. Вероятнее всего это были 16 МиГ-17 и 10 МиГ-21Ф-13, заходившие со стороны Рас-Мухаммад, а вот 16 МиГ-21МФ следовавшие обходным маневром через о.Тиран были замечены позже визуально.
МиГ-21МФ первыми вышли к цели в строю колонна пар и нанесли удар БЕТАБ по ВПП, РД и аэродромным сооружениям авиабазы «Офир». Бомбометание выполнялось серией, с курсом перпендикулярным полосе. В результате трех прямых попаданий ВПП была выведена из строя. Именно группа МиГ-21МФ понесла первую боевую потерю в этом налете. Самолет лидера третьего звена капитана Мохаммеда эль-Шейха Собхи  вошел в облако разрывов зенитных снарядов, загорелся и не выходя из пикирования столкнулся с землей в районе железобетонного укрытия для трех самолетов. Летчик погиб.
Следом за МиГ-21МФ в заданный район вышли МиГ-17. Причем дела у них не заладились с самого начала, когда ещё на маршруте к цели столкнулся с землей один самолет. Добравшись до места летчики майора Саджи Лащина приступили к подавлению средств ПВО и нанесению ударов по другим военным объектам обнаруженным в районе. Самолеты прикрытия МиГ-21Ф-13 заняли зону в 3 км ю.-з. аэродрома Офир, наблюдая за работой своих подопечных. Из-за малого запаса топлива и использования форсажного режима работы двигателей присутствие МиГ-21Ф-13 над целью ограничивалось пятью минутами. В этот промежуток времени летчики воздушного противодействия не наблюдали. Далее МиГ-21Ф-13 были вынуждены уходить на базу по остатку топлива и в дальнейших событиях не участвовали.

 

 

Предположительная схема удара по объектам в Шарм эль Шейх 6.10.1973

 

Всего за мгновенье до падения на аэродром первых бомб в воздух успела подняться дежурная пара F-4107-й эскадрильи. Израильские летчики сбросили подвесные баки и, развернувшись, вступили в воздушный бой, заявив об уничтожении 7 самолетов противника! Экипаж F-4№181 в составе летчика Амира Нахуми и оператора Йоси Явина получил на свой счет четыре сбитых МиГ-а, а экипаж F-4№122 летчика Даниэля Шаки и оператора Давида Регева три.

Египетские данные подтверждают потерю в ходе рейда на Шарм эль Шейх одного истребителя МиГ-21МФ 42-й эскадрильи и пяти истребителей-бомбардировщиков МиГ-17Ф 89-й эскадрильи, все летчики которых погибли:

Мохаммед эль-Шейх Собхи, к-н – МиГ-21 42-й аэ 104-й иабр;

Хассан Мухаммед Сайед Ахмед, к-н – МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Хани Кассаб Мохаммед – МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Мохаммед Фикри Абд эль-Фаттах – МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Мохамед Камаль Мохамед Сайед Ахмед Нур – МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

Джамиль Исмаил Радуан – МиГ-17Ф 89-й аэ 306-й ибабр;

 

Как уже говорилось выше, МиГ-21 был в первой атакующей группе, и момент его потери совпал со взлётом израильской пары, поэтому египетская версия о потере машины в результате огня ЗА выглядит правдоподобной (ведомый к-на Собхи воздушного противника не наблюдал, упоминая лишь о разрывах зенитных снарядов). Вероятно, причиной потери одного МиГ-17 стало столкновение с землей, так же в начальный период удара. Таким образом летчикам израильских «Фантомов» можно засчитать не менее 4 сбитых МиГ-17. Ещё один МиГ-21МФ к-на Реда Сакра, атаковавший коммуникационную антенну, привез домой две пробоины (в крыле и в закабинном отсеке, предположительно от огня стрелкового оружия). 

Некоторых успехов удалось добиться и египетским летчикам. Так, МиГ-17 смогли поразить РЛС и командный пост ЗРК «Хок» в районе Мерса Умм Морейха (погиб техник сж-т Эзра Мансур), а МиГ-21 добились не менее трех попаданий в ВПП аэродрома и вывели из строя антенну коммуникационного центра в Шарм эль-Мая. Вечером этого же дня египетским Ту-16 удалось уничтожить обзорную РЛС на горе «Цафра», полностью ослепив израильтян на юге Синая. В результате никаких значительных операций в Красном море, южнее Синайского п-ова, израильские вооруженные силы не проводили.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100