RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Египетские бомбардировщики в боях за Синай

Часть 1. Ил-28

В начале 1950-х годов ВВС Египта распалагали небольшим парком подержаных поршневых бомбардировщиков Авро "Ланкастер" и Шорт "Стирлинг", уже не отвечавших требованиям времени, поэтому в числе первых образцов вооружений заказанных у Советского Союза, после подписания договора о дружбе и сотрудничестве, стали фронтовые бомбардировщики Ил-28.  В самом начале 1956 года первая партия Ил-28 прибыла в Египет, положив начало эксплуатации этих замечательных машин на Африканском континенте. Всего, согласно договора от 1955 года, через ЧССР должны были быть поставлены в течение года 43 бомбардировщика Ил-28 и 4 учебно-тренировочных Ил-28У. Кроме того, группа египетских лётчиков была направлена в Чехословакию, по курсу переучивания на новый тип.

Тем временем заводские бригады собрали первые прибывшие машины и облетали их. Уже 4 февраля 1956 года группа новых самолетов прошла над Каиром во время парада, правда пилотировали их те же заводские летчики, так как своих подготовленных экипажей Египет ещё не имел. Но эффект от появления бомбардировщиков был значительным. Особенную озабоченность Ил-28 вызвали у израильтян, так как характеристики самолета позволяли доставать до любого объекта на их территории. Планируя тройственную агрессию против Египта, израильтяне попросили своих союзников Британию и Францию уничтожить бомбардировщики Ил-28 и аэродромы их базирования в первую очередь.

Достаточно сложно шла переподготовка Египетских летчиков на реактивный бомбардировщик в ЧССР. Офицеры, ранее летавшие на тяжелых поршневых машинах английского производства, плохо осваивали программу, не демонстрируя желания учиться. Инструктора отмечали частые нарушения дисциплины, режима отдыха. В результате действий одного курсанта был поломан Ил-28У (посадка с опережением на переднюю стойку на аэродроме Млада). Обучение постарались перенести непосредственно в Египет, но к началу «тройственной агрессии» 1956 года полностью был подготовлен только один египетский экипаж Ил-28. Остальные всё еще были в процессе освоения. До осени 1956 года в Египет успели поставить 35 бомбардировщиков. Комплекты прибывали морским путем в Александрию и после сборки заводскими бригадами отправлялись в Каир-Вест. Темпы прибытия машин сильно опережали подготовку лётчиков и техников. Поэтому продолжавшие поступать самолеты после приёмки ставили на хранение…

Сразу после начала боевых действий 29 октября 1956 года, Египетское командование предприняло меры по рассредоточению бомбардировщиков на резервные аэродромы. К моменту вступления в войну Британии и Франции размещение Ил-28 было следующим: 15 машин на аэродроме Каир-Вест, 10 машин на аэродроме Каир-Альмаза, 2 в международном аэропорту Каира, 20 машин на аэродроме Луксор. Почти все Ил-28, находившиеся в Каирском узле, были выведены из строя при первых же ударах коалиционных ВВС. Уничтожить самолеты на аэродроме Луксор оказалось сложнее из-за большой удаленности. Дважды его пытались бомбить британские «Канберры», но без особого успеха. Тем не менее последний их налет 3 ноября 1956 года вынудил египтян предпринять попытку перегона оставшихся бомбардировщиков в Саудовскую Аравию. Но эти планы были сорваны массированным налетом 12 Французских F-84F эскадрильи EC.1, действоваших с аэродрома Лод, в Израиле. Получив предупреждение о налете, некоторые египетские летчики попытались вывести из под удара свои Ил-28, но французы оказались быстрее. F-84F огнем НАР и 12.7-мм пулеметов уничтожили или вывели из строя 19 Ил-28. В ходе налета погибли египетские летчики п-к Махмуд Мустафа Хилми Исмаил и м-р Камаль Абд эль-Раим, готовившиеся к перегонке. Одному Ил-28, управляемому Осамой Мухаммедом Сидки, удалось взлететь прямо под ударом и уйти в восточном направлении, в Саудовскую Аравию. Летчики F-84F наблюдали взлетевший самолет, но из-за малого запаса топлива преследовать его не стали, сосредоточившись на машинах стоявших на земле.

После окончания войны 1956 года понесённые потери были достаточно быстро восполнены и уже к 1960 году в составе ВВС Египта числилось 55 Ил-28, включая учебные. Основным местом базирования оставался аэродром Каир-Вест, а в качестве резервных стали использовать Инчас и Абу-Сувейр. Базирование на Альмаза практически прекратилось. Достаточно хорошо в этот период шла подготовка экипажей. Теперь в авиационный колледж стали набирать молодых людей не только из знатных родов, но и из семей со средним достатком (врачи, учителя, служащие). Обладая достаточными знаниями, такие курсанты были дисциплинированными и целеустремленными. После получения первоначальных знаний группы курсантов отправлялись для продолжения обучения в СССР, во Фрунзенское Летное Училище.

Следующим этапом боевой службы Ил-28 стало участие в Йеменских событиях. Осенью 1962 года, после свержения монархии, эта страна подписала с Египтом ряд соглашений о взаимопомощи. Эти соглашения предусматривали введение контингента египетских войск призванного защитить «завоевания революции». Для поддержки с воздуха контингенту были приданы собственные ВВС, насчитывавшие несколько бомбардировщиков Ил-28. Выбор этих машин был обусловлен подходящими техническими характеристиками: возможность эксплуатировать с неподготовленных аэродромов, большая дальность и продолжительность полета, хорошая боевая нагрузка.

Базировались Ил-28 на аэродроме Ходейда, откуда совершали боевые и разведывательные вылеты против отрядов «роялистов», боровшихся за возвращение монархии. Основными местами концентрации противника стали пограничные участки с Саудовской Аравией и Аденским протекторатом, откуда «роялистам» шло оружие, снаряжение и продовольствие. Причем транзитные склады располагались непосредственно на территории Саудовской Аравии, в районе н.п. Наджран. В ряде случаев Ил-28 показательно нарушали границу и атаковали такие объекты. Основная масса нарушений воздушной границы пришлась на 1962-1963 гг., когда было отмечено до 40 случаев. Рияд в срочном порядке перебросил к границе с Йеменом истребители, после чего нарушения прекратились и возобновились только с ноября 1966 года, с новым витком напряженности.

Всё больше увязая в войне, Египтяне стали прибегать к нанесению воздушных ударов по поселениям, где проживали поддержавшие «роялистов» племена. Жертвы среди мирного населения были неизбежными в этих налётах, но особый резонанс вызвало применение химического оружия. Отмечено не менее пяти случаев, когда именно Ил-28 были носителем химического оружия. Самым известным стал налёт эскадрильи Ил-28, под прикрытием пары МиГ-17, на поселение Кетаф 7-го января 1967 года. В старой крепости этого поселения располагался штаб «Роялистов», регулярно становившийся объектом воздушных ударов, но уничтожить его не получалось. Тогда был совершен рейд с применением химических бомб (позже насчитали 27 воронок с белым порошком), в результате которого погибло 125 человек.

Были в этой войне у Ил-28 и боевые успехи, такие как деблокада окруженного гарнизона Сирва или удар по аэродрому в Саудовской Аравии. Были и потери. Действуя на малых и средних высотах, бомбардировщики часто встречали противодействие в виде огня стрелкового и зенитного оружия. Саудовские зенитчики старались отвечать на любое нарушение своей границы огнем 40-мм «Бофорсов». Достоверно известно о потере в Йемене четырех египетских Ил-28: в 1964 экипаж к-на Наджи Рифата, в 1966 экипаж м-ра Самер Ахмед Абд эль-Гаффара, в 1966 экипаж ст.л-та Сеифа Хафеза (по египетским данным сбит Британским истребителем Hunter над Аденом). Последний бомбардировщик был потерян в процессе вывода контингента 17 июня 1967 года, на взлёте с аэродрома Ходейда. Экипаж к-на Абд эль-Монейм Раджаба аль-Нахрави погиб.

Ограниченное участие египетские Ил-28 приняли в «Шестидневной войне» 1967 года. К началу конфликта в составе ВВС числилось 27 Ил-28, из которых только 23 были исправны (это без учета машин находящихся в Йемене) и 24 экипажа. Все они размещались на аэродроме Абу-Сувейр. Врезультате воздушных налётов противника почти все машины были уничтожены или повреждены. В срочном порядке из Йемена были переброшены несколько Ил-28, которые 5-го июня 1967 года выполнили перелёт по маршруту Ходейда – Рас Банас, а на следующий день перелетели в Каир-Вест, инфраструктура которого пострадала меньше всего. Отсюда бомбардировщики выполнили единственный боевой вылет в этой войне. 8-го июня 1967 года пятерка Ил-28 в составе м-ра Ханафи Махджуба, к-на Аделя Аббаса, к-на Джорджа эль-Гаоли, к-на Ахмеда Кераиди и л-та Мустафы Хассана произвела взлёт (трижды вылет откладывали!) и вышла к дороге Бир эль-Абейд – Румана, по которой к фронту двигалась колонна вражеской техники. В районе 15:00 по ней был выполнен сброс бомб с малой высоты. На отходе от цели самолет ведущего м-ра Ханафи Махджуба был атакован парой истребителей «Мираж» и сбит огнем ВПУ. Примечательно то, что срелок вёл оборонительный огонь, но не смог попасть в нападавших. Бомбардировщик загорелся в воздухе и частями упал на побережье лагуны Бардавиль. Экипаж погиб.

Уже после описанного выше боевого вылета в Каир-Вест прибыли 12 Ил-28 из Алжира. Машины перегонялись совместно египетско-алжирскими экипажами (6 на 6), причём египетские летчики шли ведущими в паре, так как у алжирцев оказалось всего по 15 часов налёта (!) на этом типе. Перелёт с несколькими посадками занял 15 часов.

После серьёзных потерь, понесённых в результате короткой «шестидневной» войны 1967 года, Египет начал восстановливать потенциал своих военно-воздушных сил. В первую очередь были выведены авиационные части, находившиеся в Йемене. И как обычно, СССР начал поставки авиационной техники взамен утраченной. На этот раз самолётов Ил-28 поставили мало – их использование в роли бомбардировщика первой линии больше не планировалось. Все имевшиеся бомбардировщики разместили звеньями на аэродромах Асуан, Дарау (к северу от Асуана) и в Каир-Вест, где они несли боевое дежурство до конца 1968 года. Далее 6 машин были переданы в ВВС Нигерии, причём с ними были отправлены на добровольной основе экипажи и технический персонал. Судьба остальных машин описана ниже:

В 1967 году Египтяне пришли к выводу, что важным направлением в восстановлении и развитии ВВС является организация воздушной разведки. Началось формирование разведывательной бригады, на начальном этапе состоявшей из звеньев МиГ-21, Су-7 и Ил-28. Причем только Ил-28Р имели бортовые фотоаппараты, а летчики МиГ-ов и Су использовали визуальные методы разведки или ручные фотоаппараты (!). Командиром звена Ил-28 стал м-р Изз аль-Дин Саид. В 1969 году все оставшиеся бомбардировщики объеденили со звеном Ил-28Р собрав таким образом 77-ю эскадрилью, формально входившую в состав формировавшейся 123-й рабр. Среди выполняемых эскадрильей задач были:

- воздушная разведка (фотографирование объектов);

- морская разведка (визуальное наблюдение движения судов и поиск ПЛ);

- буксировка или сброс мишеней для тренировки расчётов ПВО, работа в качестве цели при тренировках истребителей;

- подсветка ночью районов возможной высадки противника при помощи сведящихся авиабомб (САБ);

- обнаружение и уничтожение плантаций наркотических веществ (!) совместно с полицией;

- работа в качестве ретранслятора.

Ну и собственно нанесение бомбовых ударов днем и ночью оставалось в обязанностях эскадрильи.

Воздушную разведку вели одиночные машины, выходившие к каналу на высоте 4000 м и с креном 45 град. выполняли фотографирование. Таким образом удавалось получить изображения местности на 70 км вглубь Синая. Трех вылетов разведчика было достаточно для покрытия всей приканальной зоны, условно разделённой на три сектора. Во время ведения фоторазведки египетские лётчики старались минимальное время находиться в зоне поражения ПВО противника, но полностью исключить противодействия не получалось. Отмечено несколько пусков ракет ЗРК «Хок» по Ил-28, от которых в большинстве случаев удалось уклониться благодаря своевременному предупреждению об атаке от воздушного стрелка. Но без потерь не обошлось: 25 октября 1970 года был сбит Ил-28Р выполняющий разведку в районе Большого Горького озера. Самолёт вышел на боевой курс и с креном 45 град. приступил к съёмке, когда был поражен. Экипаж в составе командира к-н Аль-Саеда Махмуда Мохамед Хашиша, штурмана ст.л-та Ахмед Мохамед Ахмеда Фахри и воздушного стрелка погиб.

С началом «Войны на истощение» самолёты Ил-28 эпизодически применялись для нанесения бомбовых ударов по объектам противника в глубине Синая, действуя одиночными машинами исключительно ночью. Основной расчёт был на слабые навыки ночных полётов израильских лётчиков истребителей. В ночь с 22 на 23 января 1970 бомбардировщик Ил-28 (экипаж Захера Заки Джорджи) выполнил удар по острову Шадуан, где высадились израильские десантника. Серия бомб накрыла южную оконечность острова, не нанеся потерь или повреждений. На следующую ночь одиночный Ил-28, при яркой луне, выполнил бомбометание по н.п. Эль-Ариш. Заход был выполнен со стороны моря на высоте около 300 метров. Серия из 12 бомб прошла полосой через весь городок повредив 4 дома и ранив двух арабских жителей. Израильские объекты чудом не пострадали, хотя одна из бомб упала у здания военной администрации, но не взорвалась.

Ночные рейды Ил-28 были прекращены после потери сразу двух бомбардировщиков 25 апреля 1970 года. После наступления темноты на задания отправились экипажи м-ра Джавада (взлёт с Каир-Вест) и к-на Аниса Хадера (взлёт с Бильбейс). Целью атаки были склады вооружений в 30 км восточнее Эль-Ариш. Оба самолёта шли самостоятельно, с небольшим интервалом, выйдя к цели над морем, на высоте 20 метров. После сброса бомб оба экипажа взяли курс домой, следуя вдоль побережья. Израильтяне на этот раз сработали чётко, сумев поднять дежурные пары F-4E и «Мираж», которые последовательно обнаружили и сбили ракетами «воздух-воздух» оба бомбардировщика.

По египетским данным Ил-ы не успели уйти из-за изменения плана полёта – самолёт м-ра Джавада, уходивший первым, заметил свет фар автомашин двигавшихся по дороге Ариш-Румани и выполнил на них атаку огнем пушек. Это вызвало не только задержку по времени, но и демаскировало бомбардировщик. В результате он был атакован истребителями и сбит над лагуной Бардавиль. Командир м-р Мохамед Абд эль-Джавад Мохамед Али, штурман к-н Мохамед Саад Мохамед Абдалла и воздушный стрелок Мухамед Фикри погибли.

Следом был поражен самолет Аниса Хадера. Он уже успел выйти на траверз Порт-Саида, когда заметил пуск двух ракет по себе. Одна из них попала прямо в двигатель. Стрелок Самир Джирджис погиб сразу, а командир и штурман л-т Мохамед Дарвиш успели покинуть борт. В живых остался только Ани Хадер – его через 30 часов из воды подняли местные рыбаки, в точке 20 км с.-з. Порт Саида…

 

Капитан Мохамед Саад Абдулла (слева), родился 15 августа 1943 года, после окончания школы Эль-Зафарана в Аббасии поступил в авиационный колледж на курсы штурманов. В июне 1967 года его самолет был сильно поврежден в ходе боевого вылета, но экипаж сумел вернуться на базу. Участвовал в войне на истощение, погиб 25 апреля 1970 года над лагуной Аль-Бардавиль.
Майор  Мохамед Абдель Джаввад
 (справа), родился 14 февраля 1936 года, увлекся авиацией наблюдая полеты немецких и английских самолетов над Загазигом во время 2-й мировой войны. Поступил в авиационный колледж в 1954 году. Погиб 25 апреля 1970 года у лагуны Аль-Бардавиль.

 

 

Обломки самолета майора Абдель Джаввада на отмели лагуны Аль-Бардавиль.

Завершили свою боевую карьеру египетские Ил-28 участием в Октябрьской войне 1973 года. К этому времени 77-я эскадрилья насчитывала 12 самолетов и только 6 экипажей (!). На 6-е октября к применению были подготовлены 4 самолета, целью которых стал опорный пункт «Будапешт», расположенный на южной оконечности канала. Порядок экипажей в строю и боевая нагрузка была следующей: Джабер Хашиш (одна бомба 3 000 кг), Адель Шалаби (одна бомба 3 000 кг), Ахмад Яхья (4 бомбы 500 кг) и Бассиуни (4 бомбы 500 кг). Взрыватели трехтонных бомб были выставлены на задержку в 30 секунд, дабы дать бомбардировщикам возможность уйти от взрывной волны.

Сила детонации трехтонных бомб была такой, что грохот было слышно даже в кабине уходивших бомбардировщиков, а образовавшиеся «гриб» напоминал ядерный взрыв. Согласно израильским данным в результате удара погиб минимум один артиллерист и было уничтожено два орудия М-50 155-мм. Эффективность результата удара подтвердили снимки с разведчика Су-7, сделанные в этот же день. Все Ил-28 вернулись на базу, используя широкий обходной маневр над Средиземным морем. Надо отметить, что боевой вылет 6-го октября 1973 года стал единственным для экипажей 77-й эскадрильи. Все остальные вылеты в ходе войны были только перебазированием на другие аэродромы, а поступавшие боевые задачи отменялись в последний момент. На этом история боевого применения египетских Ил-28 закончилась.

 

Одно из уничтоженных в ОП «Будапешт» орудий М-50 155-мм с инвентарным №10786

Часть 2. Ту-16

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100