RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Часть 2. Ту-16

Большим шагом в развитии египетской бомбардировочной авиации стало получение самолетов Ту-16. В период с октября 1962 по ноябрь 1963 советские экипажи помогали египтянам осваивать эти машины на аэродроме Каир-Вест. Процесс обучения был совмещен с эпизодическими боевыми вылетами по целям в Йемене, где египетский военный контингент помогал новому правительству бороться с отрядами «роялистов». В таких вылетах Ту-16 совершали 6 часовые рейды, атакуя свободнопадающими бомбами районы сосредоточения противника.  Нередко объектами атаки становились населенные пункты лояльные противнику или укрепленные районы в горной местности, находившиеся на пути выдвижения своих войск.

К началу войны 1967 года в ВВС Египта насчитывалось 23 бомбардировщика и ракетоносца Ту-16. Все машины имели 100% исправность, но для работы на них было только 17 подготовленных экипажей. Ещё два бомбардировщика находились на аэродроме Каир-Вест, но не были включены в состав ВВС. В первый день войны 5-го июня 1967 года группа из 5 бомбардировщиков отправилась в плановый учебно-тренировочный полет, ещё не зная о начале боевых действий. Уже в воздухе летчики получили информацию, что аэродромы подверглись воздушным ударам противника и закрыты на прием самолетов... Ведущему группы п/п-ку Хосни Мубараку ничего не оставалось, как увести своих подопечных на аэродром Луксор, удаленный от района боевых действий. Но все севшие там бомбардировщики были позже уничтожены ударом израильских Voutur II. Экипажи вернулись на свою базу поездом.

В 08:58 аэродром Каир-Вест подвергся воздушному удару, в результате которого было уничтожено 6 Ту-16, ещё две машины удалось спасти, отбуксировав подальше от загоревшихся самолетов (бомбардировщики стояли на земле заправленными 25 тоннами топлива и с боекомплектом в 230 снарядов к кормовой огневой установке, поэтому в случае поражения становились источником разлетавшихся частей, боеприпасов и растекающегося горящего керосина). В 09:10 ударом с воздуха уничтожены все находившиеся на аэродроме Бени-Суэф 12 Ту-16. Всего в ходе войны были уничтожены 23 Ту-16 ВВС Египта, 1 был незначительно поврежден и 1 уцелел и был перегнан в Ирак.

В войне 1967 года отметились Ту-16 ВВС Ирака. В ответ на израильскую агрессию против Египта, с аэродрома Хаббания бомбардировщика 10-й эскадрильи. Ведущим пары был экипаж к-на Фарука Ахмеда аль-Тая, а ведомым к-н Хуссейн Мухаммед Хуссейн. Каждый самолет нес нагрузку в 9 тонн бомб. Из-за технической неисправности ведомый задержался с вылетом, в результате чего оба Ту-16 выходили к цели самостоятельно. Ведущий бомбардировщик пересек границу в 06:00 к югу от н.п. Тулькарм и вышел к Нетанья. По иракской версии самолет к-на аль-Тая был атакован вражескими истребителями и поражен ракетой в левое полукрыло, после чего избавился от бомбовой нагрузки и сумел вернуться на базу. Аварийно сброшенные бомбы даже не взорвавшись причинили значительный ущерб городу, упав на центральную улицу и повредив здания банка, фабрики медицинских изделий и АЗС. Были жертвы среди гражданских лиц. 

Второй самолет Ту-16 №511 к-на Хуссейна вышел к Меггидо, выполнив вираж с юга на север над Маждаль ха Эмек пытаясь обнаружить аэродром. В 06:30 он прошел над Рамат-Давид, но занять удобную для сброса бомб позицию не смог. Причем стрелок кормовой огневой установки успел дать несколько очередей в сторону авиабазы. Ответным огнем ЗА L/70 40-мм самолет был поражен и перейдя в снижение упал на базу резервистов. В результате погибло 14 израильских военнослужащих спавших в палатках и экипаж бомбардировщика из 6 человек. По иракским данным экипаж сознательно таранил вражеский объект на поврежденном самолете (это подтверждается и свидетельствами очевидцев с израильской стороны, отметившими, что самолет находился в управляемом падении, доворачивая на место скопления палаток и техники). Экипаж проявивший мужество и самопожертвование в борьбе с врагом состоял из командира корабля к-на Како Хуссейна Мухаммед Хусейна (курд по национальности), помощника командира ст.л-та Фаик Альвана Имран аль-Обейди, штурмана л-та Гази Яхья, штурмана-оператора л-та Сабах Абд аль-Карима, командира огневой установки сж-та Рашида Адама и воздушного стрелка-радиста сж-та Гануна Яхья.

Израильская сторона не смогла уверенно опознать бомбардировщики и предотвратить их атаку. Причем в официальной израильской версии фигурировал только один бомбардировщик, который сначала бомбил Нетанью, потом Рамат Давид и в итоге был сбит совместно огнем ЗА 40-мм 881-го дивизиона и истребителем «Мираж». В оправдание своей ПВО говориться, что бомбардировщик был обнаружен рачетом РЛС, но был ошибочно принят за свой Vaotur, возвращавшийся с боевого задания. В целом это показывает неразбериху творившуюся у израильтян и только малые масштабы «арабского ответа» не позволили им добиться значительных результатов…

После войны 1967 года парк египетских бомбардировщиков постепенно был восполнен поставками из СССР. Около года египетские экипажи поддерживали свои навыки работая в Ираке, в составе 10-й эскадрильи, но уже к концу 1968 вернулись на Родину и приступили к тренировкам на своих машинах. Основное внимание при выполнении учебно-тренировочных полетов стало уделяться действиям ночью. В одном из таких полетов 20-го декабря 1969 года потерпел катастрофу Ту-16 управляемый экипажем м-ра Фаэк Фараджа Саадани. В эту ночь он в составе группы из 9 однотипных машин должен был выполнить учебную атаку на условный аэродром противника Мерса-Матрух. Выход к цели осуществлялся на малой высоте. В результате отказа радио-навигационного оборудования бомбардировщик уклонился на 15 км в сторону от расчетного курса и на скорости 600 км/ч столкнулся с горой. Экипаж погиб. О неисправности оборудования уже было известно в предыдущем вылете, но тогда экипаж успешно справился с заданием. Вероятно, надеялись справиться и в этот раз…

Боеспособность египетских бомбардировщиков значительно возросла с получением ракетоносцев Ту-16К-11-16. В ноябре 1971 года группа из 10 таких машин была перегнана советскими экипажами (командир группы п-к В.И. Колчин). Первые пять машин перелетели через Венгрию и приземлились на аэродроме Асуан 5.11.1971 года. Следующие две машины последовали 7.11.1971 года, затем ещё три. Самолёты были способны нести ракеты КСР-2 и КСР-11, уже считавшие устаревающими в СССР. Для переучивания на новую технику были отобраны 12 летчиков, ранее летавших на Ил-28 и других модификациях Ту-16. К июню 1972 года все они освоили самолет и стали командирами экипажей. Ракетоносцы были сведены в 36-ю эскадрилью и в июле 1973 года перебазировались на аэродром Каир-Вест.

Экипаж ракетоносца Ту-16К-11-16 №4405 на авиабазе Каир-Вест через год после "октябрьской войны"

 К войне 1973 года все Ту-16 числились в составе 403-й авиационной бригады, имевшей в своем составе три эскадрильи. Командовал бригадой ген. Мухаммед Осман эль-Генди. Эскадрильи размещались следующим образом:

34-я эскадрилья (11 Ту-16) на аэродроме Джанаклис. Командир эскадрильи Ахмед Самир Сайед Ахмед;

35-я эскадрилья (11 Ту-16) на аэродроме Асуан. Командир эскадрильи Али Ати Саляма;

36-я эскадрилья (10 Ту-16К-11-16, бортовые номера 4401-4410) на аэродроме Каир-Вест. Командир эскадрильи Мохаммед Рауф Хелми.

Именно Ту-16К-11-16 первыми ушли на боевое задание 6-го октября 1973 года. В 13:25 произвел взлёт ведущий группы ком аэ п-к Мохаммед Рауф Хелми, за ним с интервалом в одну минуту поднялись ещё 6 экипажей. После взлёта самолеты разделились на две пары и три одиночных борта, взяв курс к своим целям. Выход в атаку Ту-16 выполняли на высоте 1000 метров, а затем на рубеже пуска выполняли набор до 4000 метров. После пуска и сопровождения ракет самолеты резко снижались до 100-150 метров и уходили на базу. Ту-16 возвращались прямо над улицами Каира. В качестве резервного аэродрома для ракетоносцев рассматривался только международный аэропорт Каира, где в случае аварии на ВПП такого большого самолета не блокировались действия боевой авиации. Работа ракетоносцев 36-й эскадрильи в первый день войны 6.10.1973 года:

 

 

В ходе боевых действий 36-я эскадрилья выполнила 25 пусков ракет КСР. В результате были достоверно уничтожены 2 РЛС AN/TPS-43. Первую из них в районе Шарм аль-Шейха поразили 6.10.1973 года два Ту-16К-11-16 (экипажи м-ра Ахмеда Мустафы и м-ра Юсуфа Рахми). Попаданием ракет КСР-11 в 22:05 радиолокационный пост №528 был уничтожен, 4 операторов и водитель погибли. После этого израильтяне стали выключать свои РЛС при обнаружении Ту-16 и ракет. Таким образом были сорваны 8 возможных пусков и 3 ракеты упали после пуска из-за потери наведения. Тем не менее 14.10.1973 экипажем Мохамеда Кераиди был поражен второй радиолокационный пост с №511. РЛС была уничтожена, а 2 оператора погибли. Своих потерь ракетоносцы Ту-16К-11-16 не имели.

Обычные бомбардировщики выполнили всего несколько парных и одиночных боевых вылетов, при этом было потеряно две машины вместе с экипажами. В первый день войны 6.10.1973 года два бомбардировщика 34-й эскадрильи с аэродрома Джанаклис отправились в дальний рейд с целью нанести удар по аэродрому Негев (Эцион). Ведущим шел экипаж командира эскадрильи п-ка Ахмеда Самир Сайед Ахмеда, ведомым экипаж м-ра Махмуда Али Сари. Пара, используя международные воздушные трассы, проследовала над Красным морем, территорией Саудовской Аравии, Иордании и вышла к Эйлату. Из-за наличия в воздухе вражеских истребителей задание было отменено и Ту-16 взяли курс на базу, следуя прямо через Синай. Груз бомб был сброшен на запасную цель – нефтяные месторождения Абу-Родейс. В момент сброса бомб самолет ведомого по неизвестной причине взорвался в воздухе и частями упал на землю. Экипаж погиб. Среди возможных причин потери выдвигались версии об огне ПВО противника или столкновении с «веером» бомб ведущего, шедшего впереди и выше.

Практически в том же месте был потерян второй бомбардировщик Ту-16, так же из 34-й эскадрильи. В этот раз с боевого задания не вернулся экипаж к-на Мохсена Мохаммеда Шехата Галеба, наносивший удар по Абу-Родейс в составе пары в ночь с 10 на 11.10.1973 года. Причем удачно сброшенные бомбы в этом рейде поразили расположение 890-го батальона парашютистов, в результате чего 8 израильских военнослужащих погибло. Уже на пути домой самолет ведомого был потерян, предположительно из-за дружественного огня. Несколько одиночных вылетов бомбардировщики Ту-16 совершили ночью при ликвидации прорыва израильских сил на западный берег канала (так, экипаж Валида Дарвиша сбросил по переправе 24 бомбы в одном из ночных налетов, результат не известен).

После войны 1973 года египетские Ту-16 ещё долгое время несли службу, участвуя в парадах, крупных учениях и как минимум ещё один раз поучаствовали в боевых действиях в ходе кратковременного пограничного конфликта с Ливией в 1977 году. Поддерживать самолеты в исправном состоянии после разрыва отношений с Советским Союзом удавалось благодаря поставкам запасных частей из Китая, где был налажен серийный выпуск этих самолетов под маркой H-6. В начале 1980-х годов несколько египетских Ту-16 проходили капитальный ремонт непосредственно в Китае. За время службы в мирное время ВВС Египта потеряли в авиационных происшествиях четыре машины:

1.09.1975 года потерпел катастрофу самолет Ту-16К-11-16 №4403 36-й эскадрильи управляемый экипажем ветерана «Октябрьской войны» м-ра Мохаммеда Кераиди. При следовании над рекой Нил, на траверзе н.п. Минья, в районе левого двигателя произошел пожар. Командир экипажа дал команду на покидание машины, а сам попытался увести машину от населенных районов. К сожалению высоты для покидания борта хватило только штурману самолета, остальные пять человек погибли;

В 1978 году потерпел катастрофу самолет Ту-16 35-й эскадрильи управляемый экипажем п-ка Хассана Сакра. Самолет после участия в пограничном конфликте с Ливией более года простоял на консервации и облетывался первый раз после ввода в строй. Упал по причине отказа техники;

6.10.1979 года произошло столкновение в воздухе двух Ту-16К-11-16 36-й эскадрильи, управляемых экипажами п-ка Джорджа Вадих Гаоли и п-ка Хамди Сабер аль-Хальвани. Оба ракетоносца в паре участвовали в параде посвященному годовщине «Октябрьской войны». После прохода, при построении маневра для посадки на аэродроме Каир-Вест в строй вклинился самолет F-4E, запросивший экстренную посадку. Пропуская его Ту-16 начали гасить скорость и столкнулись на высоте 300 метров. Только часть экипажа п-ка Гаоли успела воспользоваться парашютами. Остальные погибли…


Майор Мохамед Кераиди, родился 10 марта 1942 года в Гелиополисе. После обучения в школе Хуссейния поступил в авиационный колледж, который окончил 15 мая 1963 года. Службу проходил в эскадрильи вооруженной самолетами Ил-28. С 1964 года участвовал в боевых действиях в Йемене. С 1971 года переучился на ракетоносец Ту-16К-11-16, став командиром корабля. В ходе октябрьской войны 1973 года осуществил 7 пусков ракет КСР по объектам противника. Погиб 1-го сентября 1975 года в тренировочном полете. 

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100