RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Бои за гору Хермон

После «Октябрьской войны» отношения Сирии и Израиля оставались напряженными. Весной 1974 года в районе горы Хермон (сирийское название - «Джабель Шейх») произошел ряд серьезных инцидентов с участием авиации. Боевые столкновения начались 13 апреля, когда сирийские бойцы захватили позиции на заснеженной вершине горы и без особого успеха велись до середины июня. 
Период знаменателен окончанием карьеры двух типов самолетов. Последний раз в арабо-израильских конфликтах участвовали истребители-бомбардировщики МиГ-17Ф.  Эти «ветераны» несколько раз, составом звеньев, наносили удары по позициям израильских войск на горе Хермон. Израильтяне заявили, что 6-го мая им удалось сбить один МиГ-17 при помощи недавно полученных из США  ЗРК «Чаппарель». В свою очередь Израильские ВВС завершили боевое применение истребителей
Mirage III
. Эпоха лидерства этого самолета в воздушных боях подошла к концу, и без впечатляющих результатов в столкновениях 1974 года он "ушел со сцены". 
Активно использовались для доставки грузов вертолеты обеих сторон, причем сирийским вертолетчикам пришлось действовать ночью, что позволило им избежать потерь не смотря на многочисленные попытки израильтян обстреливать их. В целом ВВС и ПВО Сирии смогли на равных соперничать с израильской авиацией, а баланс побед и потерь впервые уровнялся и даже перевалил в пользу первых. За время боевых действий сирийцы заявили об уничтожении 19 самолетов противника, израильтяне претендовали на 7 побед. Остановимся только на достоверно подтвержденных случаях.

ВВС Израиля:


6 апреля 1974 г. Боевая потеря самолета
F-4E ВВС Израиля. Истребитель-бомбардировщик «Фантом», управляемый летчиком Шауми Афташем и оператором Кохеном Леисми, был поражен сирийской зенитной ракетой в районе горы Хермон. Экипаж отвернул на территорию Ливана и катапультировался над фермами Шеба. После приземления на парашютах летчики пытались добраться до своей территории пешком, но были задержаны ливанцами у деревни Краиб. Оба вернулись домой в результате обмена пленными 8-го июня того же года.

 

Обломки "Фантома" упавшего в Ливане. Обратите внимание на отсутствие бортового номера и эмблемы эскадрильи.


19 апреля 1974 года. Боевая потеря самолета F-4E
201-й эскадрильи. Самолет пилотируемый экипажем в составе летчика к-на Игаля Стави и оператора л-та Бенджамина Кирьяти был сбит ракетой «воздух-воздух» над деревней Рахла, в 4-х километрах севернее горы Хермон. Победу одержал летчик сирийского МиГ-21МФ майор Мохаммед Мансур Халил. Спастись удалось только лейтенанту Кирьяти, 1952 года рождения (личный номер 2120558). После удачного катапультирования он попал в плен к противнику.

19 апреля 1974 г. Боевая потеря самолета
A-4 
110-й эскадрильи. Штурмовик, наносивший удар по позициям сирийских войск на горе Хермон, был сбит огнем ЗСУ-23-4. Летчик лейтенант Арейх Дубнов средствами спасения не воспользовался и погиб. В апреле 1974 года группировка ПВО Сирии, развернутая в районе боевых действий у горы Хермон, насчитывала 3 зрдн ЗРК "Квадрат", 7 отделений ПЗРК "Стрела-2М", 3 ЗСУ-23-4 и 8 ЗПУ-4.

19 апреля 1974 г. Столкновение двух вертолетов
CH-53 «Ясур» 118-й эскадрильи. Два вертолета садившиеся в 15:00 на площадку Маханаим столкнулись и разрушились. Экипаж из трех человек и шесть пассажиров, ноаходившиеся в одном из CH
-53 – погибли. В другом вертолете все остались живы.

20 апреля 1974 г. На авиабазе Тель-Ноф, при подготовке самолета F-4E "Курнасс 162" 119-й эскадрильи к повторному боевому вылету, произошло возгорание заправляемого топлива приведшее к подрыву боеприпасов. Возник сильный пожар уничтоживший ряд строений на базе и обслуживаемый самолет. Погибло несколько человек из технического персонала.


27 апреля 1974 г. боевая потеря вертолета SA.321 Super Frelon «Цира 17» 114-й эскадрильи. В результате массированного артиллерийского обстрела вершины горы Хермон были уничтожены два израильских БТР-а, в которых погибло 8 солдат и еще 7 были ранены. Для эвакуации раненых был послан вертолет. Сирийцы обнаружили снижавшийся летательный аппарат противника и начали вести артиллерийский обстрел района предполагаемой посадки. Удачно выпущенный снаряд гаубицы зацепил «Супер Фрелон», после чего тот, разрушаясь в воздухе, упал на землю. Экипаж в составе шести человек погиб.

6 мая 1974 г. боевая потеря самолета
Mirage IIICJR
№499 101-й эскадрильи. Ежедневно, утром, пара израильских самолетов-разведчиков совершала облет горного района Хермон. Маршрут их полета не входил в зону поражения сирийских зенитных комплексов, поэтому было решено скрытно выдвинуть к ливанской границе один ЗРК С-75. Выдвижение производилось ночью, а маскировка обеспечивалась цитрусовыми деревьями. В 9:20 Дамасского времени самолеты противника были обнаружены, а уже в 9:30 один из них подбили пуском трех ракет. После поражения осколками летчик майор Эйтан Карми отвернул в сторону израильской территории и катапультировался над Средиземным морем севернее н.п. Хайфа. Почти сразу был подобран местными рыбаками. Это аварийное покидание самолета стало для м-ра Карми уже третьим за относительно небольшой отрезок времени!

Интервью с командирами расчета сбившего израильский самолет-разведчик 6-го мая 1974 года 

 


Потери ВВС Сирии:


17 апреля 1974 г. катастрофа самолета МиГ-23МС. При выполнении учебно-тренировочного полета погиб Герой САР майор Гассан Аббуд (родился в 1948 году в городке Дейр-эль-Зур, окончил авиационный колледж в 1967, переучивался на самолет МиГ-21 в СССР. В ходе "октябрьской войны" 1973 провел шесть успешных воздушных боев действуя в составе 67-й аэ 30-й иабр. В апреле 1974 начал переучивание на новый тип самолета. 
Похоронен в Дамаске.  Его именем названа одна из школ столицы).


19 апреля 1974 г. Боевая потеря самолета МиГ-21Ф (авиабаза Сигаль). Сирийские самолеты осуществлявшие патрулирование горного района были внезапно атакованы израильскими 
Mirage IIICJ. Один из МиГ-ов, пилотируемый лейтенантом Махмуд Мохаммед аль-Махмудом,  был сбит (предположительно Аврахамом Шалмоном). Сирийский летчик еще не окончивший КБП погиб. Это единственный самолет потерянный сирийцами за два дня боев.

29 апреля 1974 г. Боевая потеря двух самолетов МиГ-21. Истребители осуществляли прикрытие четверки ударных МиГ-17, наносивших удар по вершине горы Хермон. Два звена МиГ-21 вступили в воздушный бой с самолетами
Mirage IIICJ и F-4E
69-й эскадрильи и потеряли две машины (израильской стороной заявлено уничтожение четырех самолетов противника, что не подтверждается сирийскими данными). Поисково-спасательные работы в районе падения сирийских самолетов выполнил вертолет Ми-8Тс, экипаж которого сумел эвакуировать одного из сбитых летчиков - Мохамеда Валида Латкани. Латкани был доставлен в госпиталь с переломом позвоночника. 

29 июля 1974 г. Авария вертолета Ми-8Тс  (авиабаза Меззе). Сирийский вертолет выполнял посадку на вершину горы Хермон, для эвакуации в госпиталь солдата из контингента ООН, получившего ранение при подрыве на мине. Из-за ошибочных действий экипажа, не имевшего достаточной информации о условиях посадки, борт потерпел аварию. Никто не пострадал.

Инцидент с нейтральной стороной:


9 августа 1974 г. Уничтожение самолета
DHC-5 UN-461 Наблюдателей ООН (подразделение 116 ATU транспортных самолетов UNEF, лагерь Эль-Гала, а/э Исмаилия - два канадских DHC-5 "Buffalo" и один швейцарский F-27). Самолет канадского контингента миротворческих сил управляемый экипажем к-на Джорджа Гарри Фостера совершал полет из Исмаилии в Дамаск через Бейрут. На конечном этапе маршрута экипаж уклонился от назначенного коридора, вошел в зону поражения ЗРК С-125 ПВО Сирии и был последовательно обстрелян тремя ракетами. Обломки упали северо-восточнее деревни Ад Димас, а находившиеся на борту 5 членов экипажа и 4 канадских миротворца погибли.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100