Период боев в районе горы Джабаль Шейх (Хермон) зимой-весной 1974 года получил у арабов название «второй войны на истощение». Эскалация конфликта произошла 12 марта, когда эпизодические столкновения перешли в ежедневные бои, продолжавшиеся 81 день. Чаще всего активность сирийских войск ограничивалась огнем артиллерии, на что израильская сторона отвечала воздушными ударами. Для противодействия угрозе с воздуха ПВО САР разместило в районе небольшую группу, состоящую из 3 зрдн ЗРК "Квадрат", 7 отделений ПЗРК "Стрела-2М", 3 ЗСУ-23-4 и 8 ЗПУ-4 (слабость группы ПВО объясняется высокогорным рельефом, сковывавшим возможности маневрирования и развертывания комплексов). Эпизодически применялась и сирийская авиация. Так, истребители-бомбардировщики МиГ-17Ф 70-й авиационной бригады с аэродрома Меззе составом звеньев наносили удары по укрепленным позициям и местам концентрации противника в р-не горы Хермон 19, 25 и 28 апреля, 6, 10 и 26 мая. Выход к цели выполнялся на предельно малой высоте и после сброса бомб осуществлялся быстрый отход. Такая тактика позволила избежать больших потерь, но значительно снизила результативность самих ударов. На этом боевая карьера МиГ-17 в арабо-израильских войнах закончилась. Истребители МиГ-21 применялись для патрулирования района, воздушной разведки и для прикрытия действий МиГ-17. С израильской стороны последнее боевое применение имели истребители «Мираж». В целом обе стороны понесли примерно равные потери в авиационной технике. Достоверные случаи потерь приведены ниже:
8 апреля 1974 г., 11:30, боевая потеря самолета F-4E №320 69-й эскадрильи ВВС Израиля. Пара истребителей-бомбардировщиков «Фантом» пыталась атаковать сирийский десант на восточном склоне горы Хермон, но не смогла обнаружить цель. В момент выхода из района ракетой ПЗРК «Стрела-2» был поражен самолет ведомого, управляемый летчиком Амиром Рафаэли и оператором Ифтахом Шадми. Экипаж отвернул на территорию Ливана и катапультировался у н.п. Аль-Хурейба, к югу от ферм Шебба. После приземления на парашютах летчики пытались добраться до своей территории пешком, до которой было всего 4 км, но были задержаны ливанскими солдатами у деревни Краиб. Оба вернулись домой в результате обмена пленными 8-го июня 1974 года. Видео соответствующее событию.
19 апреля 1974 года. Боевая потеря самолета F-4E №137 201-й эскадрильи ВВС Израиля (аэродром Хацор). Самолет, пилотируемый экипажем в составе летчика к-на Игаля Стави и оператора л-та Биньямин Кирьяти, замыкающим в составе звена наносил удар по позиции ЗРК у деревни Рахла, в 4 км сев. горы Хермон. Заход выполнялся с запада на восток, с «подскоком» перед сбросом бомб. На выходе из атаки самолет был поражен ракетой. Летчик к-н Стави погиб, а оператор л-т Кирьяти (1952 г.р., личный номер 2120558) катапультировался над территорией Ливана у н.п. Аиха и был подобран сирийским вертолетом ПСО. Израильская сторона записала потерю на ЗРК противника. Однако, по Сирийским данным один «Фантом» был сбит на догонном курсе ракетой сирийского МиГ-21МФ (победа засчитана майору Мохаммеду Мансур Халилю). Место боя, указанное в отчете сирийских летчиков, совпадает с местом потери самолета.
19 апреля 1974 г. Боевая потеря самолета A-4E №870 110-й эскадрильи ВВС Израиля. Штурмовик ведомым в составе пары наносил удар по позициям сирийских войск на горе Хермон. На выходе из атаки ведущий не обнаружил ведомого. Предположительно тот был сбит огнем ЗСУ-23-4. Летчик лейтенант Арейх Дубнов средствами спасения не воспользовался и погиб. Необходимо отметить, что 19 апреля оказалось сложным днем для ВВС Израиля. Было выполнено 308 боевых вылетов, при потере 2 летательных аппаратов от огня противника и ещё 2 в инцидентах.
19 апреля 1974 г., 15:00, потерпел катастрофу вертолет CH-53 «Ясур» №143 118-й эскадрильи ВВС Израиля. Пара вертолетов возвращалась после выполнения боевой задачи на площадку Маханаим. В процессе захода на посадку ведомый оказался над вертолетом ведущего, потерял с ним визуальный контакт, и продолжив снижаться зацепил его стойкой шасси. В результате соприкосновения у вертолета ведущего произошло разрушение элементов несущего винта, после чего он упал и взорвался. Экипаж из трех человек и шесть пассажиров погибли на месте. Поврежденному вертолету ведомого удалось выполнить посадку. В процессе развития аварийной ситуации РП действенной помощи экипажам не оказал, об опасном сближении не предупредил.
19 апреля 1974 г. в результате чрезвычайного происшествия на авиационной базе Тель-Ноф сгорел самолет F-4E №162 119-й эскадрильи ВВС Израиля. Самолет, вернувшийся в составе звена с боевого задания, готовился к повторному вылету на атаку сирийских позиций. Во время дозаправки топливом произошла его утечка и возгорание. Ликвидировать пожар на начальном этапе не удалось и он охватил весь самолет. Экипаж в составе летчика к-на Дэнни Гаури и оператора л-та Арона Гранота успел покинуть кабину. Заправлявший самолет механик погиб.
19 апреля 1974 г., 15:50, боевая потеря двух самолетов МиГ-21МФ 54-й аэ 30-й авиационной бригады (аэродром Сигаль). Звено ведомое Халилем аль-Ахмадом провело воздушный бой над Ливаном со смешанной группой самолетов противника F-4E и «Мираж». В результате боя были сбиты МиГ-21 №3 и №4 в группе. Летчик к-н Муса аль-Абуд сумел катапультироваться и был травмирован в результате приземления из-за сильного ветра. Его ведомый ст.л-т Махмуд Мухамед аль-Хамуд погиб при падении машины на территории Ливана, у н.п. Лоизия. Всего в течение дня произошло три воздушных боя, в которых были потеряны два самолета.
27 апреля 1974 г., боевая потеря вертолета SA.321 «Super Frelon» №017 114-й эскадрильи ВВС Израиля. В результате артиллерийского обстрела района горы Хермон были уничтожены два израильских БТР-а, в которых погибло 7 солдат и еще 8 были ранены, в т.ч. 3 серьёзно. Для эвакуации раненых был направлен вертолет. Опасаясь поражения огнем противника, экипаж к-на Голана Леви выполнял подход к площадке на предельно малой высоте, в условиях сильного порывистого ветра попутного направления. Непосредственно перед площадкой вертолет просел, зацепил хвостовым винтом каменный уступ, потерял управление и упал на землю. Все шесть человек находившиеся на борту (экипаж и медицинский персонал) погибли.
29 апреля 1974 г., боевая потеря двух самолетов МиГ-21 ВВС Сирии. Два звена МиГ-21 прикрывали отход ударных МиГ-17. Израильские истребители Mirage IIICJ и F-4E вступили в бой и смогли сбить два сирийских самолета. Поисково-спасательные работы в районе падения выполнил вертолет Ми-8Т, экипаж которого сумел эвакуировать одного из сбитых летчиков – Мохамеда Валида Латкани. Он был доставлен в госпиталь с травмой позвоночника.
6 мая 1974 г., 15:30, боевая потеря самолета МиГ-17Ф 70-й авиационной бригады ВВС Сирии (аэродром Меззе). Звено истребителей-бомбардировщиков м-ра Яхья аль-Бакра нанесло удар по укрепленному району противника на горе Джабаль Шейх. Выход к цели осуществлялся на предельно малой высоте с использованием складок местности. Атака выполнялась одним заходом в направлении с севера на юг. На выходе из атаки по самолетам был выполнен пуск ракет «земля-воздух», при этом замыкающий самолет в группе л-та Саида Хадж Али был подбит. Летчик доложил, что его самолет поврежден, но управляется. Ему посоветовали дотянуть до своей территории и катапультироваться. Не имея возможности сориентироваться, над чьей территорией находится, л-т Али тянул как можно дальше и катапультировался на малой высоте. Упал не успев отделиться от кресла и погиб. Погибший летчик участвовал в октябрьской войне 1973 года и получил ранение. После двух месяцев госпиталей восстанавливался на летной работе и в день гибели находился в резерве. Полетел в качестве замены, т.к. у летчика №4 в группе Ибрагима Субара произошел отказ техники. По израильским данным победу одержал расчет недавно поступившего на вооружение мобильного ЗРК MIM-72 «Чапарэл».
6 июня 1974 г. боевая потеря самолета Mirage IIICJR №499 101-й эскадрильи ВВС Израиля. Ежедневно, утром, пара израильских самолетов-разведчиков совершала облет горного района Хермон. Маршрут их полета не входил в зону поражения сирийских зенитных комплексов, поэтому израильтяне чувствовали себя в безопасности. С целью организации засады на разведчиков было решено скрытно выдвинуть к ливанской границе одиночный ЗРК С-75. Выдвижение производилось ночью, а маскировка комплекса после развертывания обеспечивалась цитрусовыми деревьями. В 09:20 Дамасского времени самолеты противника были обнаружены, а уже в 09:30 один из них подбили пуском трех ракет. После поражения осколками летчик майор Эйтан Карми отвернул в сторону израильской территории и катапультировался над Средиземным морем севернее н.п. Хайфа. Почти сразу был подобран местными рыбаками. Это аварийное покидание самолета стало для м-ра Карми уже третьим за относительно небольшой отрезок времени!
9 августа 1974 г., 11:50, уничтожение самолета DHC-5 UN-461 Наблюдателей ООН (подразделение 116 ATU транспортных самолетов UNEF, лагерь Эль-Гала, а/э Исмаилия - два канадских DHC-5 "Buffalo" и один швейцарский F-27). Самолет канадского контингента миротворческих сил, управляемый экипажем к-на Джорджа Гарри Фостера, совершал связной полет из Исмаилии в Дамаск, следуя через Бейрут. На конечном этапе маршрута экипаж уклонился от назначенного коридора, вошел в зону поражения ЗРК С-125 ПВО Сирии и был сбит последовательным пуском трех ракет. Первая ракета поразила самолет на высоте 3350 м, после чего он задымил и перешел в контролируемое снижение, на высоте 1500 м он был поражен второй, а затем и третей ракетой. Разрушаясь в воздухе, самолет обломками упал северо-восточнее деревни Ад Димас, а все находившиеся на борту пять членов экипажа и четверо канадских миротворцев погибли. Видео соответствующее событию.
|