RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

5 августа 2011 совершил вынужденную посадку вертолет Ми-8Т ВВС Сирии, выполнявший облет местности в районе Латакии. После отказа двигателя, причиной которого стала техническая неисправность, экипаж выполнил посадку в 10 км от н.п. Хумаймам. Спустя сутки неисправность была устранена и вертолет перелетел на свою базу.


21 июня 2012 самолет МиГ-21бис 73-й бригады ВВС Сирии произвел взлет с авиабазы Хальхле для выполнения рутинного учебно-тренировочного полета. Воспользовавшись тем, что полет проходил близко к южной границе Сирии, летчик полковник Хасан Мераи Аль-Хамаде в 10:34 изменил курс и со снижением ушел за границу, произведя посадку на иорданской авиабазе Мафрак. Летчику предоставлено политическое убежище в Иордании, а самолет через несколько дней возвращен Сирии.


22 июня 2012 силами ПВО Сирии сбит самолет-разведчик RF-4ETM 77-0314 из 173 Filo ВВС Турции (а/б Эрхач). После нарушения воздушной границы Сирии по самолету был открыт огонь на поражение, в результате чего он загорелся и в 11:58 упал в море на траверзе н.п. Ом Аль-Тоюр, экипаж в составе летчика к-на Гохан Эртана и оператора л-та Хасана Хусейна Аксоу катапультировался с малой высоты. В результате двух недель поисково-спасательных работ тела погибших летчиков были обнаружены в море.


26 июня 2012 вертолет Ми-8Т 257-й эскадрильи 63-й бригады ВВС Сирии, пилотируемый экипажем полковника Али Хассана, выполнял прикрытие с воздуха армейской колонны, двигавшейся в 5 км южнее города Идлиб. Из-за падения мощности одного двигателя вертолет совершил вынужденную посадку у деревни Мардыпси, после чего был сожжен экипажем для предотвращения захвата незаконными вооруженными формированиями активно действовавшими в районе. Среди возможных причин вынужденной посадки рассматриваются отказ техники или огонь стрелкового оружия с земли.


29 июня 2012 незаконными вооруженными формированиями поврежден вертолет Ми-8МТ №25 ВВС Сирии находившийся на стоянке аэродрома Алеппо. Осколками от близкого разрыва выстрела РПГ была посечена кабина экипажа и лопасти НВ.


13 августа 2012 истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН 697-й аэ 17-й бригады ВВС Сирии был поражен огнем 14.5-мм ЗПУ-1 в районе н.п. Аль-Мухассан, округа Деир эз-Зор. На борту возник пожар, после чего летчик полковник Муфид Мухаммед Сулейман какое то время пытался тянуть на базу, но после полного отказа двигателя был вынужден катапультировался. Взят в плен антиправительственными боевиками.


27 августа 2012, утром, вертолет Ми-17 59-й бригады ВВС Сирии, выполнявший задачу наблюдения за активностью боевиков в пригородах Дамаска, был поражен огнем зенитной установки ЗУ-23-2. В районе правого ПТБ возник пожар, в результате его развития машина потеряла управление и упала на одноэтажные частные дома района Кабун, рядом с мячетью. Экипаж в составе летчика п-ка Аль Хассана Али, летчика-штурмана п-ка Муясера Ваннуса, борттехника к-на Ибрагима Амури и бортмеханика к-на Рами Хассана погиб. На земле, к счастью, никто не пострадал.

Бортмеханик-стрелок Рами Хассан


29 августа 2012, утром, самолет МиГ-21бис №2271 680-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии был сбит в районе авиабазы Абу аль-Дахур, провинции Идлиб. Самолет должен был подавить огневые точки мятежников, обстреливающие аэродром базирования, но был поражен огнем крупнокалиберного пулемета во время взлёта, когда находился на малой высоте. Летчик командир эскадрильи полковник Мунир Ахмад Ибрагим катапультировался, после чего был расстрелян боевиками во время спуска на парашюте.


Полковник Мунир Ахмад Ибрагим


29 августа 2012, в 5:40 утра, вертолетная база Тафтаназ подверглась атаке антиправительственных сил. Огнем стрелкового оружия и минометным обстрелом были повреждены 19 вертолетов 63 бригады ВВС Сирии (в том числе 7 Ми-17 253-й эскадрильи: 2921, 2922, 2926, 2929, 2931, 2936, 2938 и 4 Ми-8Т 253-й эскадрильи: 1282, 1291, 371, 1387, 9 Ми-8Т 257-й эскадрильи: 374, 1277, 1283, 1381, 2902, 2904, 2911). Все повреждения представляли собой разрозненные осколочные или пулевые пробоины, не препятствовавшие восстановлению и дальнейшей эксплуатации машин.


4 сентября 2012 самолет МиГ-21бис №2280 680-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии разбился во время захода на посадку в Абу аль-Дахур. Пытаясь не войти в зону вероятного поражения летчик полковник Ихсан Хамдан Кахля выполнял сложный посадочный маневр, совмещенный с резким снижением, потерял управление и катапультировался.  Малая высота полета не обеспечивала безопасного покидания, в результате чего Кахля погиб. Не исключается возможность поражения самолета огнем с земли.
С конца августа силы мятежников неоднократно предпринимали попытки проникнуть на территорию авиабазы и подвергали её ракетно-артиллерийским обстрелам. Батальон охраны не допустил противника к периметру базы, а авиационная техника, находящаяся в железо-бетонных укрытиях, не пострадала. Тем не менее мятежникам удалось занять жилые строения населенного пункта Абу Дахур в 2 км западнее авиабазы (находится в створе взлётной полосы) и угрожать оттуда самолетам на этапах взлёт/посадка.


20 сентября 2012, утром, вертолет Ми-17 59-й бригады ВВС Сирии разбился в районе Адра (пригород Дамаска) после опасного сближения с гражданским лайнером. Вертолет пилотируемый экипажем полковника Кахтан Махмуд Аммара выполнял облет района активности антиправительственных боевиков на высоте 3700м, находясь вне зоны поражения зенитных средств противника. Из-за не согласованных действий гражданской и военной служб управления полетами в зону, где находился вертолет, был направлен гражданский лайнер. Самолет Airbus A-320 выполнял полет по маршруту Дамаск - Латакия, а на его борту находились 162 пассажира и экипаж Анвара Шуржа. Сразу после взлёта из столичного аэропрта он начал набирать заданную высоту 4000 метров, именно в процессе набора произошло опасное сближение. Благодаря действиям экипажа вертолета прямого столкновения удалось избежать, но все таки лопастью несущего винта была задета вертикальная часть хвостового оперения лайнера. В результате повреждений вертолет потерял управление и упал в местности контролируемой боевиками, а самолету удалось выполнить вынужденную посадку в аэропорту вылета. Экипаж вертолета из четырех человек погиб (полковник Кахтан Аммар, полковник Аднан Сулейман, к-н Аттауиль, к-н Адиб).


28 сентября 2012, около 11 часов утра, сирийскими силами противо-воздушной обороны был обнаружен дрейфующий аэростат. Не сумев установить принадлежность аэростата зенитные средства открыли огонь на поражение, после чего объект упал в море на траверзе н.п. Баниас. Остатки аэростата были подняты катерами береговой охраны.


5 октября 2012, утром, вертолет Ми-17 532-й аэ 59-й бригады  ВВС Сирии, пилотируемый экипажем в составе командира полковника Бассем Ибрагим Нассера, летчика-штурмана полковника Ахмед аль-Хассана, борттехника капитана Хуссейн Нассера и бортмеханика-стрелка Ассада Сулеймана произвел взлёт с аэродрома Мардж ас-Султан для выполнения бомбового удара по району сосредоточения мятежников, атаковавших правительственные объекты в столичном пригородном районе аль-Гута Шаркия. Когда вертолет находился над районом цели по нему открыли огонь зенитные установки противника. Вероятнее всего произошло прямое попадание в лонжерон лопасти НВ, что вызвало её разрушение полностью исключавшее возможность продолжения полета. В процессе падения произошло отделение всех лопастей несущего винта и концевой балки. Неуправляемая машина упала  и сгорела вместе с экипажем.


13 октября 2012 потерян самолет L-39ZA №2119 Воздушной Академии ВВС Сирии, выполнявший атаку цели в районе Хан эль-Асаль, на западной окраине Алеппо. Экипаж в составе летчика-инструктора подполковника Хайсам Исмаил Жунэида и старшего лейтенанта Мохаммеда Сальман Мохаммеда катапультировался на малой высоте, не обеспечивавшей штатного срабатывания средств спасения и погиб. Не исключается возможность поражения самолета огнем зенитных средств.  Появившаяся ранее информация о потере в этот же день истребителя МиГ-21 не подтвердилась.


Старший лейтенант Мохаммед Сальман Мохаммед


15 октября 2012 потерян самолет L-39ZA №2121 Воздушной Академии ВВС Сирии (аэродром Кверес), пилотируемый экипажем из двух человек. Легкий штурмовик выполнял удар по оставленному правительственными войсками военному имуществу в районе деревни аль-Таана, восточнее Алеппо. Во время контроля результатов своей атаки самолет был поражен огнем с земли. Оба лётчика катапультировались, после чего были взяты в плен, не смотря на вовремя начатые поисковые работы находившимся рядом вертолетом. Один из пленных капитан Рони Рашид Ибрагим, 1980 г.р. официально предъявлен средствам массовой информации, летчика-инструктор майор Моти Шаабан Аббас погиб в плену. 


17 октября 2012 антиправительственными боевиками сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии выполнявший боевое задание в районе н.п. Маарат аль-Нуман. Предположительно борт был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2" или зенитным снарядом среднего калибра, потерял управление и взорвался в воздухе. Во время взрыва тело одного из членов экипажа старшего лейтенанта Амжад Халиль Сулеймана было выброшено из кабины и упало отдельно от обломков машины.


Амжад Халиль Сулейман


10 ноября 2012 вертолет Ми-8Т 257-й эскадрильи 63-й бригады ВВС Сирии, пилотируемый экипажем полковника Нидаль Ахмед Мансур Мансура, выполнял задачу по снабжению гарнизона посадочной площадки аль-Хамдан. Забрав в обратный рейс раненых военнослужащих, вертолет пошел на взлёт. В процессе набора высоты произошел отказ одного из двигателей, в результате чего Ми-8 пошел на вынужденную посадку в районе н.п. Абу-Камаль, округа Деир-эз-Зор, в зоне активности антиправительственных боевиков. В момент касания с большой вертикальной скоростью у вертолета разрушилась носовая опора шасси, смялась нижняя часть кабины и оторвалась хвостовая балка. Командир экипажа получил серъёзные травмы, от которых скончался в госпитале через два дня. Эвакуацию пострадавших под огнем противника выполнил вертолет Ми-17, отогнавший мобильный отряд боевиков (тем не менее четверых раненых бойцов, находившихся в салоне, успели взять в плен до его прибытия). Через два дня брошенную поврежденную машину сожгли местные жители.


16 ноября 2012 антиправительственными силами сбит вертолет Ми-17 59-й бригады ВВС Сирии (аэродром Меззе), выполнявший задание по снабжению вертодрома Мардж ас-Султан, в районе Гута аль-Шаркия. Экипаж п/п-ка Авад Юсуфа в составе пяти человек погиб. Это уже второй вертолет сбитый в данной области с момента начала волнений. Другие члены экипажа п-к Кауср Хабиб Диб, п-к Яэль Али эль-Кендж, техник капитан Аймад Ахмед Альюнус.


В ночь с 24 на 25 ноября 2012 антиправительственными силами захвачен вертодром в Мардж ас-Султан, округа аль-Гута Шаркия. Среди трофеев значится один комплектный Ми-17 №2940 и несколько фюзеляжей списанных вертолетов 59-й бригады (Ми-8Т №387 с не полным комплектом лопастей НВ, 2 разукомплектованных Ми-17 №2944 и №2965, ещё по одному фюзеляжу Ми-8Т и Ми-17 было сожжено при захвате базы). Вертолет №2940 получил многочисленные повреждения от огня стрелкового оружия и последующего мародерства, что исключает возможность его быстрого восстановления.


27 ноября 2012 в районе н.п. Дарет Аза ракетой ПЗРК "Игла" сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии, пилотируемый экипажем полковника Хунейди Асаада Имада. Машина была поражена во время набора высоты в район левого двигателя и потеряв мощность перешла в управляемое снижение. На высоте около 150 метров на борту начал развиваться пожар, после чего вертолет с увеличивающейся вертикальной скоростью (признак перехода на авторотацию) пошел к земле и разрушился в момент касания. Экипаж из пяти человек и 14 раненых, эвакуация которых осуществлялась этим бортом, погибли.


Полковник Хунейди Имад


27 ноября 2012 в районе н.п. Ханасир потерян самолет L-39ZA Воздушной Академии ВВС Сирии (аэродром Кверес), пилотируемый экипажем в составе полковника Мохаммед Радуана и майора Хуссейна Муслема. Летчики катапультировались на предельно малой высоте, в результате чего полковник Радуан погиб, а майор Муслем получил перелом ноги. Травмированный летчик успел скрыться с места приземления до прибытия группы повстанцев и пытался добраться до своего аэродрома, но был в итоге схвачен и пленен.


28 ноября 2012 у н.п. Дарет Аза ракетой ПЗРК "Игла" сбит самолет Су-24МК 70-й бригады ВВС Сирии (авиабаза Тифор) выполнявший боевое задание по атаке целей в районе н.п. Терманин. Командир экипажа п-к Зияд Али Дауд. Известно, что один из членов экипажа был взят в плен и доставлен в госпиталь с тяжелейшими травмами, полученными при позднем катапультировании.


1 декабря 2012 года с боевого задания не вернулся самолёт МиГ-21 679-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии (авиабаза Хама), пилотируемый летчиком-инструктором полковником Кифах Мухаммед Насром. Обстоятельства потери не известны.


10 января 2013 антиправительственными силами захвачена вертолетная база Тафтаназ. Среди большого количества трофеев оказалось несколько транспортных вертолетов 257-й (Ми-8Т), 253-й и 255-й эскадрилий (Ми-8/17) в летном состоянии, а так же два боевых Ми-25 №2802 и №2808 временно приданные 63-й бригаде и один списанный Ми-8ПС. В последующие дни правительственная авиация выполнила несколько одиночных налетов на Тафтаназ, попытавшись уничтожить брошенную технику (например, были выведены из строя оба упомянутых выше Ми-25).
Известные трофейные вертолеты (из общего количества в 14 бортов): Ми-8Т №№ 1353, 1355, 1382, 1386, 1387, 1395, 1397, 1399 (корпус после аварии), 2902, 2911, 20 (корпус после аварии). Ми-8ПС №1291. Ми-17 №2139, 2920, 2926. Ми-25 №2802, 2808. Кроме того, вертолет Ми-17 №2134 потерпел катастрофу на территории базы в последние дни осады. Машина столкнулась с землей на "бреющем полете", завалилась на левый борт и частично разрушилась (полностью разбитой оказалась кабина экипажа, отделились концевая и хвостовая балки, лопасти несущего винта). Несколько человек, из числа находившихся на борту, погибли. Один из погибших был опознан как бортмеханик-стрелок капитан Васим Мохаммед Шейх (на фото ниже).


24 января 2013 антиправительственными силами сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии, управляемый экипажем полковника Мухаммеда Али Насира (летчик-штурман п/п-к Хассан Сулейман Нада), возвращавшийся на аэродром Алеппо-Нейраб после выполнения боевого задания. Пораженная ракетой ПЗРК "Стрела-2" машина загорелась и упала в районе моста Асами. Экипаж состоявший из четырех человек погиб.


3 февраля 2013 потерпел аварию вертолет Ми-8Т №371 253-й эскадрильи 63-й бригады ВВС Сирии, выполнявший задание в районе н.п. ар-Ракка. При выполнении вынужденной посадки машина обломила хвостовую балку и лопасти НВ, перевалившись на левый борт. Вертолет сожжен боевиками через несколько дней. Ранее этот борт базировался в Тафтаназе и был эвакуирован до захвата аэродрома противником, практически вся эскадрилья была выбита в ходе боевых действий.


9 февраля 2013 истребитель МиГ-21МФ 14-й бригады ВВС Сирии (аэродром Хама) пилотируемый начальником штаба бригады Хайсам Юсуф Ганнумом выполял атаку укрепленного района противника в н.п. Керназ. Ответным огнем стрелкового оружия самолет был поврежден. Летчику удалось дотянуть неисправую машину до аэродрома Хама, но при выполнении посадки самолет воспламенился, потерял управление и упал на землю. Летчик погиб.


12 февраля 2013 антиправительственными силами захвачена авиабаза Кшеш (аль-Джерах), округа Алеппо. Среди трофеев оказались комплектные самолеты L-39ZA (№№ 2079, 2102, 2111, 2118, 2125, 2133, 2134), большое количество списанных МиГ-17 и МиГ-15УТИ, аэродромная и вспомогательная техника в различном состоянии. Правительственные силы предприняли ряд ударов по захваченному объекту с использованием авиации и оперативно-тактических ракет, в результате одного из воздушных налетов был уничтожен находившийся в ЖБУ самолет L-39ZA №2133 и припаркованный рядом джип. Уточнены обстоятельства и дата гибели майора Меяса Ваджих Али: погиб при отражении атаки на аэродром Кшеш (поступавшая ранее информация о его гибели 14.02.2013 в боевом вылете не подтвердилась).


Майор Меяс Ваджих Али (18.10.1979 - 11.02.2013)


14 февраля 2013 самолет Су-22М4 677-й аэ 50-й бригады ВВС Сирии (аэродром Шайрат), пилотируемый полковником Исмаилем Мансур Ганемом, был подбит ракетой ПЗРК в ходе выполнения боевого задания над областью Маарат аль-Нуман. Летчик пытался дотянуть до базы, но в результате полного отказа двигателя самолет упал и разбился в районе н.п. Морек. Полковник Ганем погиб.


20 февраля 2013 над столичным районом Гута аль-Шаркия сбит истребитель-бомбардировщик Су-22М2 54-й аэ 30-й бригады ВВС Сирии (аэродром Дмейр), пилотируемый заместителем командира эскадрильи полковником Бассем абд эль-Карим Макаримом. Наиболее вероятной причиной потери стал сосредоточенный заградительный огонь МЗА, ведшийся с разных сторон. Длительное время повстанцы искали якобы катапультировавшегося летчика, считая, что он был русским или украинцем, но безрезультатно. Позже стало известно, что летчик погиб при падении самолёта в местечке Хаммурие.


25 февраля 2013 антиправительственными силами сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии осуществлявший снабжение гарнизона аэродрома Миних. Вертолет был поражен ракетой ПЗРК FN-6 китайского производства в район левого двигателя, загорелся, перешел в неконтролируемое вращение, упал и взорвался. Члены экипажа: полковник Ахмед Абдель Хамид Диоб, капитан Рани Мухаммад Муршид, техник капитан Мухаммед Али Исса.


2 марта 2013 сбит очередной Ми-17 ВВС Сирии, выполнявший снабжение гарнизона авиабазы Миних. Экипаж п-ка Аммар Хассан Дыкака, опасаясь применения противником ракет ПЗРК, совершал полет на малой высоте, став уязвимым для огня стрелкового оружия. Удачное попадание из крупнокалиберного пулемета вызвало пожар подвесного топливного бака, после чего машина потеряла управление и столкнулась с землей. Экипаж погиб.


11 апреля 2013 потерпел катастрофу вертолет Ми-17 63-й бригады ВВС Сирии, осуществлявший доставку продовольствия и боеприпасов правительственным гарнизонам в провинции Идлиб. На борту находился экипаж и сопровождающие груз, всего 8 человек. Взлёт произведен с аэродрома в Латакии. В момент предпосадочного снижения, севернее н.п. Маарет-Нуман, вертолет потерял управление, упал на землю и сгорел. Разрушение конструкции воздушного судна, с отделением лопастей несущего винта, концевой и хвостовой балок, началось ещё в воздухе, что может говорить о поражении огнем достаточно мощных зенитных средств или ошибке экипажа при резком гашении скорости перед снижением. Все находившиеся на борту погибли: бригадир Сухейл Ахмед Акера (начальник штаба 63-й вертолетной транспортной бригады), п-к Юсуф Муаллам, летчик к-н Хуссам Али Асад, техник к-н Айхам Касль аль-Хуссейн, л-т Мухаммед Али Альдкер, л-т Меяс Рамадан, сжт. Саруд Гениша, сжт. Муанна Дибху.


16 апреля 2013 потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис 24-й бригады ВВС Сирии, совершавший полет с авиабазы аль-Табка. Самолет потерял управление и с большим углом пикирования упал на поле южнее н.п. Мансура, провинции Ракка. Летчик полковник Элиф Аиси Сулейман погиб.


18 апреля 2013 антиправительственными силами взята под контроль авиабаза Даба, район эль Кусейр. Среди трофейного вооружения и оборудования оказались самолеты ВВС Сирии с выработанным ресурсом МиГ-21МФ №№1523, 1554; МиГ-21бис №2320 и двухместный МиГ-21УМ №2367. Кроме того, в отдельно стоящем ангаре захвачены разукомплектованные легкие гражданские самолеты: Piper Cub YK-AMK и сельскохозяйственный Cessna-188 YK-AME. С 2009 года аэродром был передан в ведомство ПВО, после чего полеты боевых самолетов с него прекратились. Было запланировано преобразовать базу в гражданский аэропорт, но из-за начавшихся в стране беспорядков эти планы реализовать не удалось. Даба использовалась правительственными силами как перевалочная база и сборный пункт.


5 мая 2013 года в ходе выполнения боевого задания в правинции Дейр эз-Зор потерян вертолет Ми-25 №2842 64-й бригады ВВС Сирии. Экипаж бригадира Асиф Дергам Салмаа погиб. п-к Нумен Ахмед Юхья.


13 мая 2013 года в районе авиабазы Абу аль-Дахур сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии, пилотируемый экипажем полковника Амина Хабиб Хайдера. Борт осуществлял снабжение персонала базы, ведущего бои против незаконных формирований. Не имея над точкой достаточной безопасной высоты вертолет был поражен ракетой ПЗРК, загорелся и упал на землю. Все находившиеся на борту 6 человек погибли.


30 июня 2013 года экипаж вертолета Ми-17 59-й бригады ВВС Сирии в составе командира п-ка Мунхер Азис Сэллума, летчика-штурмана ст.л-та Ахмеда Диопа и бортмеханика Муздахер Хилуфа совершал рутинный транспортно-связной полет с посадкой на нескольких площадках. На борту находились трое новобранцев, тела двух погибших перевозимых для захоронения на родину и ряд гражданских лиц (в том числе комиссия по общему образованию округа Алеппо, женщина и ребенок). Экипажу предстояло забрать двух членов администрации округа, проживавших в городе Нубель, для чего вертолет был переведен на снижение. Члены администрации, опасаясь перемещаться на автомобиле до охраняемой вертолетной площадки, потребовали от экипажа произвести посадку в районе севернее н.п. Нубель, около их дома. В результате экипаж начал снижение находясь в зоне контролируемой антиправительственными силами и был обстрелян ракетой ПЗРК из района деревни Меира. На высоте около 2 километров борт был поражен, загорелся и упал в районе города Нубель. Все находившиеся на борту 14 человек погибли (с учетом двух мест груза 200 количество погибших составляет 16 человек). То, что зона в которой начал снижение вертолет п-ка Сэллума не безопасна было известно заранее - несколько раз здесь отмечали огонь по вертолетам, причем в одном из эпизодов экипажу чудом удалось посадить подбитый Ми-17 с начавшимся на борту пожаром. Огонь ликвидировали уже на земле при участии местных жителей.


25 июля 2013 года самолет Су-22М3 685-й аэ 50-й бригады ВВС Сирии (аэродром Шайрат) управляемый зам.ком.аэ полковником Малик Мухаммад Аббасом наносил удар в области Манбидж, с.-в. Алеппо, по месту сосредоточения около 200 бойцов банд-формирований. Над целью самолет был поражен огнем занитных средств и получил значительные повреждения. Летчик, не желая катапультироваться над занятой противником территорией, оставался в кабине даже после срабатывания табло "Пожар хвоста", преодолев расстояние в 80 километров он попытался выполнить вынужденную посадку на аэродроме Табка, но из-за отказа всех гидросистем Су-22 разбился на предпосадочной прямой. Летчик погиб.


В ночь на 30-е июля 2013 года антиправительственными силами впервые за всё время боевых действий успешно применен трофейный ЗРК "Оса" инв.№275196, ракетой которого был поражен вертолет Ми-8 находившийся в воздухе над северной окраиной международного аэропорта Дамаска, над районом Маттахин Хузления. Экипаж в составе летчика полковника Низар Мухаммад Ганема, летчика-штурмана капитана Мохсен Реджеб Харфуша и борттехника майора Касай Хамшу Хамшу погиб. Расчет ЗРК произвел пуск одной ракеты с диспозиции в столичном районе аль-Гута Шаркия.
Данный эпизод вызвал серьёзные опасения в организации безопасной работы вертолетов и гражданской авиации.


6 августа 2013 года антиправительственными силами, после года осады, взята под контроль вертолетная база Миних. Среди трофейной техники оказались около 6 комплектных вертолетов Ми-8Т, получивших различные осколочные и пулевые повреждения (известные бортовые №: 76, 252, 254, 1281, 1282), а так же не менее 5 сгоревших Ми-8Т. Вся авиационная техника находившаяся на базе принадлежала учебному подразделению ВВС Сирии и простаивала на земле без ресурса.


1 сентября 2013 года, в ходе выполнения боевого задания в провинции Идлиб, потерян истребитель МиГ-21бис 679-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии (аэродром Хама), пилотируемый лётчиком капитаном Асиф Мухаммед Сулейманом. Причина потери не выяснена. Известно, что самолёт столкнулся с землёй на большой скорости со значительным углом пикирования у г.Алеппо.


6 сентября 2013 года с боевого задания не вернулся самолет МиГ-21бис 680-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии (а/э Хама) пилотируемый командиром эскадрильи полковником Саид Азис Мохафуадом. По данным повстанцев самолет был поражен с земли огнем зенитных средств, повредивших крыльевой топливный бак. В результате утечки топлива, попавшего в форсажную струю двигателя, произошло возгорание хвостовой части, приведшее к падению самолета в области Джабель аль-Арбаин, провинции Идлиб. Лётчик погиб.


16 сентября 2013 года вертолет Ми-17 ВВС Сирии пилотируемый экипажем п-ка Мунир Ибрагима Сакера выполнял облет участка Турецко-Сирийской границы, осуществляя мониторинг передвижения групп боевиков. В результате навигационной ошибки вертолет вторгся в воздушное пространство Турции и был сбит ракетой с истребителя F-16C 182 Filo ВВС Турции (а/б Диярбакыр). Вертолет был поражен на большой высоте, загорелся и упал на территории Сирии, в районе деревни Юсифия. Командир вертолета успел воспользоваться парашютом и приземлился в районе контролируемом антиправительственными силами, был пойман и убит. Летчик-штурман ст.л-т Мухаммед Захир Махмуд Махмуд и борттехник Рамез Хассан Ахмад борт не покидали.


15 ноября 2013 года антиправительственными силами, при помощи ПТРК HJ-8, были уничтожены два вертолета Ми-8 ВВС Сирии, находившиеся на местах стоянки в аэропроту Нейраб, города Алеппо. Оба пуска ракет по вертолетам были произведены с расстояния 3500 метров из жилой застройки на окраине аэропорта. Возникшим пожаром оба Ми-8 уничтожены полностью.


16 ноября 2013 года, в результате технической неисправности, потерпел катастрофу вертолет Ми-17 ВВС Сирии п/п-ка Фейсал Сулейман Миханна. Экипаж сообщил о технических неполадках, после чего связь с ним прервалась. Вертолет упал в пустынной местности западнее аэродрома Табка, а все шесть человек находившиеся на борту погибли. Отряд антиправительственных сил прибыл первым к месту крушения, подобрав тела нескольких членов экипажа.


16 ноября 2013 года, в 10:36, потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Сирии, пилотируемый командиром эскадрильи п-ком Талаль Тауфиком Абу Али Хаддуром. В ходе выполнения задания над районом Раббо у самолета отказал двигатель, после чего летчик попытался спланировать в направлении международного аэропорта Алеппо. В результате потери скорости самолет столкнулся с землей, Хаддур погиб.


28 ноября 2013 года в ходе выполнения боевого задания у н.п. Деир Аттия огнем с земли поврежден истребитель-бомбардировщик Су-22М2 54-й аэ 30-й бригады ВВС Сирии (аэродром Дмейр). Летчик п-к Хуссейн Ибрагим Асура взял курс на базу, но при выполнении предпосадочных процедур не выпустились шасси. Летчик трижды проходил вдоль ВПП, а затем ушел в зону, где попытался выпустить шасси за счет создания перегрузки. Все попытки оказались безуспешными. По невыясненной причине летчик не катапультировался даже после остановки двигателя. Погиб.


16 января 2014 года, вертолет Ми-17 ВВС Сирии (аэродром Меззе), управляемый экипажем полковника Камаль Жадан аль-Абдуллы, совершал рутинный полёт с авиабазы Меззе. После набора безопасной высоты вертолёт начал отход установленным курсом и вскоре был поражен антиправительственными силами при помощи трофейного  ЗРК "Оса". Экипаж успел доложить о случившемся и запросил у РП возможные места вынужденной посадки. РП предложил следовать обратно в Меззе, но через две минуты с борта сообщили, что посадка будет выполняться экстренно в Дарая. Больше на позывные борт не отвечал. Все находившиеся на борту пять человек погибли, включая летчика-штурмана ст.л-та Айхам Рашида Диоба, бортинженера п-ка Нируз Иссу Халиля и сержантов Мохаммед Хасана и Амера Аджи.


23 марта 2014 года, около 13:00 по местному времени, пара самолётов МиГ-23БН ВВС Сирии наносила удар по позициям антиправительственных сил в районе н.п. Касаб, граничащем с Турецкой провинцией Хатай. По турецким данным сирийские самолёты нарушили границу и один из них был сбит истребителями F-16C 181 Filo ВВС Турции ракетой "воздух-воздух", после того как проигнорировал четыре предупреждения по радио с требованием покинуть воздушное пространство страны. Сирийские источники подтверждают потерю МиГ-23, указывая, что место падения находится в гористой местности на территории Сирии, в 1200 метрах от границы с турцией. Летчик полковник Табет Абдо Исмаил катапультировался над расположением своих войск и с легкими травмами был доставлен в госпиталь. После данного инцидента ВВС Сирии продолжили операции истребителей-бомбардировщиков в приграничных районах, уже под прикрытием одиночных МиГ-29.


21 июня 2014 года, в ходе выполнения боевой задачи был потерян истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН №1665 17-й бригады ВВС Сирии. Обстоятельства потери не известны. Летчик погиб.


30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).


18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.


8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.


23 сентября 2014 года, самолет Су-24МК ВВС Сирии выполнял боевую задачу в районе Сирийско-Израильской границы. Целью удара были места концентрации боевиков у н.п. Кунейтра. При выполнении маневра, в 08:57, самолет кратковременно вторгся в воздушное пространство Израиля и был обстрелян ракетой ЗРК "Пэтриот". Ракета поразила цель уже над сирийской территорией, к югу от н.п. Джубата аль-Хушейб, после чего экипаж катапультировался. Один из членов экипажа полковник Тарик Муса Анат от полученных травм скончался. Полковнику Хассану Хади удалось добраться до места дислокации одного из армейских подразделений.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100