RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Сирийские вертолетчики приняли участие в Ливанской Гражданской войне с первых дней ввода «Межарабских сил по поддержанию мира» в эту страну в 1976 году. На начальном этапе, качестве передовой базы стал использоваться ливанский аэродром Райяк, находившийся около Сирийской границы. Основными выполняемыми задачами были доставка грузов и личного состава в изолированные районы, эвакуация раненных и визуальная разведка. Постепенно, с обострением напряженности, пришлось привлекать армейскую авиацию и для боевых операций. Наиболее значимым эпизодом, связанным с боевым применением вертолетов в период до войны июня 1982 года, стали бои за гору Джабаль Саннин весной 1981 года. Батальон фалангистов (ливанских христиан поддерживаемых израилем) занимал находившийся на вершине 2600 метровой горы укрепленный пост, построенный ещё французами в 1939 году. Пост именовался «Горфат аль-Франсави» и представлял собой небольшую крепость с каменными стенами и узкими бойницами. Удобное местоположение позволяло контролировать всю низменность Захле. 26 апреля 1981 года отряды лево-мусульманских милиций при поддержке вооруженных сил Сирии начали наступление на опорные пункты фалангистов, с целью не допустить усиления их влияния в долине Бекаа. Одной из первоочередных целей этого наступления как раз и стал пост на горе Саннин. Удерживавший его батальон фалангистов был вооружен только легким стрелковым оружием, пулеметами 12.7-мм и гранатометами, но удобное расположение и хорошо укрепленные стены объекта давали оборонявшимся значительное преимущество. Для взятия вершины сирийцами были задействованы вертолеты Ми-8Т, высадившие в доступной близости группы коммандос. Но захватить опорный пункт с ходу не получилось. Наступавшие были вынужденны залечь под плотным оборонительным огнем. Воздушный удар пары МиГ-23БН 17-й бригады с аэродрома Сигаль так же не принес положительного результата, поэтому в сложившейся ситуации был задействован вертолет SA.342 из состава 86-й авиационной бригады управляемый Мунибом аль-Марадани. Его экипаж выполнил облет укрепленного пункта, смог обнаружить вентиляционное отверстие в каменной кладке поста и пуском двух ПТУР попал в него. В результате оборона гарнизона была нарушена и понеся потери фалангисты были вынужденны эвакуироваться с горы 27-го апреля. Всего за время боя гарнизон потерял 6 человек убитыми и 10 раненными.

Оказавшись в тяжелом положении по всей линии фронта, фалангисты запросили поддержку у своих союзников – израильтян. 28 апреля 1981 года, в ответ на эту просьбу, израильские ВВС используя истребители F-16A 110-й аэ изолировали воздушное пространство над районом боев атаковав два сирийских вертолета (в 12:14 и 17:29). Согласно сирийским данным в этот день погиб один экипаж из четырех человек, когда истребителями был сбит Ми-8Т управляемый командиром к-ном Абдулом Джаббар Хелави и летчиком-штурманом ст.л-том Рашидом Джамиль Дибом. Вертолет возвращался на аэродром Райяк после доставки груза продовольствия, боеприпасов и топлива в район горы Саннин. Экипажу второго атакованного в этот день вертолета Ми-8Т под управлением к-на Мустафы Шибуна удалось выполнить вынужденную посадку и остаться в живых (при этом ранения получил бортмеханик Валид Мунзир). В качестве ответной меры на действия израильской авиации сирийцы ввели в район долины Бекаа свои ЗРК, что в итоге привело к дальнейшему росту напряженности.

В период до июня 1982 года вертолеты ВВС Сирии продолжали использоваться над Ливаном, но боевых эпизодов с их участием не отмечено. Тем не менее один вертолет был потерян 7-го апреля 1982 года, когда SA.342 из 86-й авиационной бригады зацепил провода ЛЭП у деревни Ферзол, в районе аэродрома Райяк. Экипаж из двух человек погиб.

Ввод израильских войск в Ливан в июне 1982 года положил начало вспышке активных боевых действий с боевиками ООП, в которые постепенно были втянуты и Сирийские вооруженные силы. 8-го июня против колонны израильских войск впервые были применены вертолеты SA.342 86-й авиационной бригады, оснащенные ПТУР «HOT». В 15:30 одиночный вертолет выполнил подскок и пуском двух ракет поразил танк «Магах-6Бет» 195-го брт бат 500-й бригады из колонны Менахема Эйнана, двигавшейся по дороге на Айн-Зальту. Первая ракета поразила третий танк в колонне, попав в башню. Не смотря на наличие динамической защиты броня была пробита и экипаж получил ранения. Сразу после эвакуации экипажа, в этот же танк попала вторая ракета, вызвав пожар и полное уничтожение единицы. В результате дорога была заблокирована и движение колонны застопорилось на несколько часов.

За время боевых действий сирийскими вертолетчиками было выполнено 126 боевых вылетов, из них 12 пришлось на первый день их участия в боях 8 июня 1982 года. Атаковано более 30 единиц техники противника, из которых уничтожение 7 признано израильской стороной. Необходимо отметить, что вертолетчикам пришлось действовать в максимально сложных условиях. Из-за полного господства в воздухе авиации противника боевые задачи выполнялись только одиночно или парами, всегда на предельно малых высотах и в складках местности. По причине малого наряда сил эффективность вертолетов падала, а малая высота несла опасность в виде применения по пролетающим вертолетам огня стрелкового оружия (причем часто дружественного) и столкновения с препятствиями (имели место случаи столкновения с проводами и деревом, закончившиеся повреждением машин). Легкие SA.342 не имели бронирования и большой процент членов экипажей получил ранения при обстрелах (например, экипаж в составе аль-Насраи Халифы Мари и Абдул Рахима Субиха при выполнении задания 8-го июня попал под плотный огонь стрелкового оружия, в результате Мари был ранен в руку, а Субих в бедро. Летчики смогли вернуться на базу только благодаря взаимопомощи – Мари работал педалями, а Субих РУВ…)

Порядка 18 вертолетов SA.342 86-й бригады были подбиты, но только 4 из них указаны как безвозвратные потери. Остальные машины выполнили вынужденные и аварийные посадки, в т.ч. вне места базирования. Необходимо упомянуть и трагические эпизоды, в которых сирийские вертолетчики проявили настоящее мужество. В одном из них 12 июня 1982 года вертолет пилотируемый экипажем в составе капитанов Махмуда Али Абу Али и Мухаммеда аль-Хурани, выполняя боевой вылет в р-н Джабаль Барук, получил прямое попадание снаряда 23-мм. Сразу погиб к-н аль-Хурани, а раненный осколками Абу Али сумел выполнить вынужденную посадку в районе Шуф занятом противником. Ночью Абу Али пешком вышел через позиции противника к своим, избежав плена. Только сила воли позволила раненному офицеру преодолеть путь, идя без остановки 8 часов.

Имели место и курьёзные случаи, закончившиеся благополучно. Так экипаж в составе к-на Ахмеда аль-Шаки и л-та Адель Халиля был подбит при выполнении боевого задания и выполнил вынужденную посадку, завалившись на борт. У вертолета оставался не израсходованный боезапас 3 ракеты HOT, которые летчики не стали бросать, а сняли и донесли на плечах до ближайшего н.п. Зебадани и сдали командиру сирийского гарнизона! В другом случае экипаж в составе Наджим аль-Макада и Абдул Рахман Абуда выполнил вынужденную посадку в расположении палестинцев. Бойцы ООП арестовали летчиков, заподозрив в них врагов. Обоих доставили в Баальбек и заключили под стражу, но сирийцы ночью смогли сбежать от подозрительно настроенных союзничков!

В отдельных случаях экипажи вертолетов участвовали в эвакуации сбитых над Ливаном летчиков. Так 11-го июня 1982 года вертолетом SA.342 к-на Ибрагима аль-Бани с территории противника был эвакуирован летчик сбитого МиГ-23МС м-р Абдул Вахаб Хайрат.

Вертолеты Ми-25, поступившие на вооружение ВВС Сирии в начале 1982 года, в июньских боевых действиях участия не принимали. Хотя 12 машин были полностью боеготовы на аэродроме Меззе и освоены личным составом. А вот Ми-8Т были задействованы в одной десантной операции. 10-го июня 1982 года группа из 11 Ми-8Т (ведущий Назих Саллум) произвела взлёт с аэродрома Меззе и высадила отряд коммандос у н.п. Султан Якуб, в районе плотины Карун. Бойцы коммандос были вооружены ПТУР «Милан» и организовали успешную засаду на передовые порядки бронетехники израильтян. Как ни странно, высадка прошла без противодействия противника имевшего господство в воздухе, и все вертолеты вернулись на базу.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100