RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Перед «Октябрьской» войной 1973 года на Сирийско-Израильской границе установилось относительное затишье, как на земле, так и в воздухе. Тем не менее, израильская сторона старалась быть в курсе относительно темпов военного строительства на территории своего северного соседа, периодически организовывая разведывательные полеты с нарушением границы Ливана и Сирии. Как правило, такие эпизоды всегда заканчивались воздушными боями, так как ВВС и ПВО Сирии старались всеми силами помешать противнику выполнить задачу. Ниже речь пойдет о нескольких разведывательных полетах израильской авиации в 1973 году, описание которых составлено на основе данных обеих сторон конфликта:

Первое воздушное столкновение в 1973 году произошло 2-го января после полудня (10:30 UTC). В данном эпизоде разведывательный полет выполняла пара «Миражей» 101-й аэ ВВС Израиля, с непосредственным прикрытием из «Фантомов» 201-й аэ. Маршрут их следования проходил от Голанских высот на север, вдоль кромки Ливано-Сирийской границы. Высота полета около 14 000 м. Дополнительно, ещё одна четверка «Фантомов» 107-й аэ следовала параллельно основной группе над Средиземным морем, на малой высоте, вне видимости Сирийских радаров. Её задачей было прикрытие отхода разведчиков.

В 12:36 сирийцы обнаружили группу разведчиков и последовательно подняли на перехват пять звеньев МиГ-21 и два звена МиГ-17. Только два звена МиГ-21 оказались в удобной позиции для последующего наведения на противника, поэтому остальные группы в перехвате не участвовали.

В 12:50 одно звено МиГ-21 набором высоты 11 000 м вышло на встречно-пересекающемся курсе к группе разведчиков, после чего противник левым разворотом начал отход в сторону Средиземного моря. «Фантомы» прикрытия из 201-й аэ вступили в оборонительный бой в ходе которого противники распались на пары. Ведущий второй пары МиГ-21 к-н Набиль Баркаш огнем ВПУ атаковал самолет противника, дав длинную очередь. В процессе ведения огня двигатель самолета остановился (вероятно, из-за попадания пороховых газов во входное устройство при выполнении маневра на малой скорости). Летчик выполнил одну неудачную попытку запуска двигателя, после чего катапультировался над горным районом Фарая, в Ливане.

Другое звено МиГ-21 следуя за разведчиками противника на догонном курсе, на высоте 7 000 м., пересекло границу Ливана, и было атаковано снизу подоспевшей на помощь группой F-4E 107-й аэ. Обнаружив нового противника сирийцы перешли в снижение, но было уже поздно. В результате пуском ракеты AIM-7 был сбит ведущий второй пары к-н Юсуф Сулейман. Летчик катапультировался над н.п. Ажальтун и был эвакуирован вертолетом Ливанской армии в критическом состоянии.

 
Схема воздушного боя 02.01.1973 г. над Ливаном

Таким образом Сирийцы признали потерю двух самолетов МиГ-21, заявив об одной победе (сбитый «Фантом» занесен на счет капитана Набиль Баркаша только на основании доклада летчиков звена, так как ФКП был утерян вместе с самолетом). Израильская сторона потерь не признала, заявив об одной воздушной победе (МиГ-21 был сбит экипажем F-4E 107-й аэ).

9 января 1973 года израильтяне потеряли самолет «Мираж», при попытке перехватить сирийские МиГ-21. В этот день четверка самолетов 117-й аэ выполняла прикрытие работы разведчика RF-4. В составе звена были ведущий Ехуда Корен, Дани Слидер, ведущий второй пары Ран Меир, Итмар Нойнер. Получив предупреждение о сирийских истребителях группа стала строить маневр на ПМВ, над озером Кинерет. В ходе виража №3 в группе столкнулся с водной поверхностью. Летчик к-н Ран Меир (самолет №68) погиб.

30 января 1973 года, в 10:30 утра (08:30 UTC), сирийцы обнаружили вражеские самолеты пытавшиеся выйти со стороны Средиземного моря, через территорию Ливана, в центральные районы Сирии. Своевременно поднятые в воздух МиГ-и предотвратили нарушение границы.

Параллельно с действиями на «Сирийском фронте» израильская авиация успела отметиться и над Египтом. Так, 15-го февраля 1973 года, около 11:00 группа «Фантомов» провела разведывательный полет над каналом в направлении от Средиземного моря и следовала далее вдоль западного побережья залива Суэц. Для противодействия противнику, который местами заходил в воздушное пространство Египта, с авиабазы Бени-Суэф поднялась дежурная четверка МиГ-21 49-й иаэ 104-й иабр. Первыми взлетели к-н Камаль Ахмед Мансури и его ведомый к-н Хассан Лотфи, по команде с КП они взяли курс на ю.-в. с набором высоты 4000 м. Вторая пара в составе л-та Хассана аль-Рафи и л-та Сафа аль-Дин Мустафы Камаля взлетела с опозданием, в результате чего КП потребовалось осуществлять  наведение каждой паре отдельно, что усложнило ситуацию. В итоге вторая пара была выведена в зону над аэродромом Бени-Суэйф и в бою не участвовала. Ещё одна пара МиГ-21 была поднята с аэродрома Катмия, но так же в бою задействована не была.


 

Схема завязки воздушного боя 15.02.1973 г. над заливом Суэц

Тем временем первая пара вышла к побережью залива Суэц и обнаружила на встречно-пересекающемся курсе 6 F-4E, с которыми вступила в бой. В ходе короткого столкновения к-н Мансури успел выпустить по самолету противника и две ракеты (засчитана одна победа). В свою очередь израильские летчики заявили о уничтожении одного МиГ-а. Не смотря на заявки, реальных боевых потерь в данном столкновении ни одна из сторон не понесла. Тем не менее, в ходе возвращения на базу после боя, у пары к-на Мансури кончилось топливо и оба летчика попытались выполнить вынужденные посадки на побережье Сохненской долины. К-н Хассан Лотфи совершил посадку не выпуская шасси на мелководье, но самолет напоролся на коралловый риф и полностью разрушился. Летчик погиб. К-н Камаль Мансури сумел выпустить шасси и сесть на участок автодороги возле маяка Заафарана. Самолет при этом хоть и вышел на песок, но получил минимальные повреждения. Видимо прослушивая радиоэфир после боя, израильтяне узнали о потере МиГ-а, и поторопились занести его на свой счет.

Пожалуй самым насыщенным событиями стал день 13 сентября 1973 года, когда израильская авиация провела операцию под кодовым наименованием «Дон Жуан 9». План операции предусматривал разведку глубинных районов Сирии двумя группами «Фантомов» (каждая группа состояла из пары разведчиков и пары прикрытия, причем группа от 69-й аэ выходила в район н.п. Хомс, а группа от 119-й аэ в район порта Латакия). Для прикрытия отхода разведчиков израильтяне сконцентрировали над Средиземным морем 4 «Миража» 117-й аэ, 4 «Миража» 101-й аэ и 4 F-4E 107-й аэ. Таким образом к операции привлекались 20 самолетов.

Около 14:00 разведчики приступили к выполнению задачи, а звенья прикрытия заняли свои позиции: «Миражи» 117-й аэ патрулировали над морем в р-не н.п. Тартус используя предельно-малые высоты для скрытности, в нескольких километрах западнее патрулирование вели «Фантомы» 107-й аэ, а в районе Бейрута кружилось звено усиления от 101-й аэ. Сирийские ПВО обнаружив разведчиков предприняли ответные действия, подняв с аэродромов Хама и Даба дежурные звенья МиГ-21ФЛ 4-й авиационной бригады. В 14:20 сирийские истребители вышли на побережье следуя на догонном курсе за разведывательными самолетами противника. В этот момент в бой вступили патрулировавшие над морем группы прикрытия израильтян. В результате контратаки пять сирийских самолетов были сбиты. В свою очередь израильтяне потеряли один «Мираж» 101-й аэ. Группа 101-й аэ, лидером которой был п/п-к Йехуда Корен, патрулировала в районе Бейрута, когда появились МиГ-и. Получив просьбу о помощи п/п-к Корен повел звено в северном направлении и вступил в бой. Летчики 101-й аэ заявили об уничтожении одного самолета противника и начали отход домой по остатку топлива. Именно в этот момент сзади ракетой «Воздух-Воздух» был поражен самолет л-та Йосси Шимшони («Mirage IIIcj №649). Летчик протянул как можно дальше от района боя и катапультировался в 20 км южнее Тартуса, приземлившись в море, всего в двух километрах от пляжа.

С целью эвакуации сбитого летчика израильские службы ПСС направили в район вертолет CH-53, который в 16:00 был в пути. С целью помешать противнику сирийцы подняли в воздух ещё одно звено МиГ-21ФЛ 4-й бригады с авиабазы Даба. В 16:15 оно вступило в бой с израильскими истребителями прикрытия и было полностью уничтожено. Один из летчиков этого звена мл.л-т Ахмед Хадер аль-Хассан катапультировался и приземлился рядом со сбитым израильским летчиком. В дальнейшем оба летчика – сирийский и израильский были подобраны вертолетом. В 17:30 все спасательные операции были окончены.

Стороны оценили происходивший бой следующим образом: израильтяне заявили о уничтожении 13 МиГ-21 (т.е. больше, чем всего участвовало с сирийской стороны), при потере одного «Миража», а сирийцы претендовали на 5 уничтоженных самолетов противника, при потере 8 своих. Три сирийских самолета упали на территории Ливана, один на территории Сирии и четыре в море. В "горячке" боя обе стороны многократно завысили число участвовавших самолетов противника, так сирийцы посчитали, что им противостояло 64 израильских самолета…



Схема завязки воздушного боя 13.09.1973 г. над Средиземным морем у н.п. Тартус

Три сирийских летчика (ст.л-т Махмуд Мухаммед аль-Зок, л-т Али Ибрагим аль-Хамад и л-т Джирджис Ибрагим Ханнави) погибли, один (мл.л-т Ахмед Хадер эль-Хассан) попал в плен, а остальным удалось спастись. Два спасшихся летчика были эвакуированы вертолетами ВВС Ливана и доставлены в госпиталь Бейрута. Погибшему летчику Ханнави была зачтена победа над самолетом противника, причем на выпуске авиационной академии 1973 года командующий ВВС САР ген. Наджи Джамиль в своей речи упомянул, что Джирджис Ханнави сбил противника таранным ударом (!). Необходимо отметить, что 4-я авиационная бригада являлась многофункциональным подразделением, и истребительные задачи стояли в подготовке летчиков на «втором плане». Направление считалось мало угрожаемым, именно поэтому посчитали достаточным поставить на дежурстве именно эту бригаду, имеющую на вооружении устаревающие МиГ-21ФЛ. Пожалуй, сирийские летчики сделали всё, что могли в данной ситуации.



Обломки сирийского МиГ-21ФЛ № 640 упавшего на территории Ливана в районе н.п. Кобет аль-Чамара 13-го сентября 1973 года. Самолет входил в звено вступившее в бой последним.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100