RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

10 января 2013 антиправительственными силами захвачена вертолетная база Тафтаназ. Среди большого количества трофеев оказалось несколько транспортных вертолетов 257-й (Ми-8Т), 253-й и 255-й эскадрилий (Ми-8/17) в летном состоянии, а так же два боевых Ми-25 №2802 и №2808 временно приданные 63-й бригаде и один списанный Ми-8ПС. В последующие дни правительственная авиация выполнила несколько одиночных налетов на Тафтаназ, попытавшись уничтожить брошенную технику (например, были выведены из строя оба упомянутых выше Ми-25).
Известные трофейные вертолеты (из общего количества в 14 бортов): Ми-8Т №№ 1353, 1355, 1382, 1386, 1387, 1395, 1397, 1399 (корпус после аварии), 2902, 2911, 20 (корпус после аварии). Ми-8ПС №1291. Ми-17 №2139, 2920, 2926. Ми-25 №2802, 2808. Кроме того, вертолет Ми-17 №2134 потерпел катастрофу на территории базы в последние дни осады. Машина столкнулась с землей на "бреющем полете", завалилась на левый борт и частично разрушилась (полностью разбитой оказалась кабина экипажа, отделились концевая и хвостовая балки, лопасти несущего винта). Несколько человек, из числа находившихся на борту, погибли. Один из погибших был опознан как бортмеханик-стрелок капитан Васим Мохаммед Шейх.


24 января 2013 антиправительственными силами сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии управляемый экипажем в составе командира п-ка Мухаммеда Али Насира, летчика-штурмана п/п-к Хассан Сулеймана Нада, борттехника л-та Басама Мухаммада Сулеймана и бортстрелка сж-та Гияс абд аль-Хамида аль-Асада. Борт возвращался на аэродром Алеппо-Нейраб после выполнения боевого задания, когда был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2", загорелся и упал в районе моста Асами. Экипаж из четырех человек погиб.


3 февраля 2013 потерпел аварию вертолет Ми-8Т №371 253-й эскадрильи 63-й бригады ВВС Сирии, выполнявший задание в районе н.п. ар-Ракка. При выполнении вынужденной посадки машина обломила хвостовую балку и лопасти НВ, перевалившись на левый борт. Вертолет сожжен боевиками через несколько дней. Ранее этот борт базировался в Тафтаназе и был эвакуирован до захвата аэродрома противником, практически вся эскадрилья была выбита в ходе боевых действий.


9 февраля 2013 истребитель МиГ-21МФ 14-й бригады ВВС Сирии (аэродром Хама) пилотируемый начальником штаба бригады Хайсам Юсуф Ганнумом выполял атаку укрепленного района противника в н.п. Керназ. Ответным огнем стрелкового оружия самолет был поврежден. Летчику удалось дотянуть неисправую машину до аэродрома Хама, но при выполнении посадки самолет воспламенился, потерял управление и упал на землю. Летчик погиб.


12 февраля 2013 антиправительственными силами захвачена авиабаза Кшеш (аль-Джерах), округа Алеппо. Среди трофеев оказались комплектные самолеты L-39ZA (№№ 2079, 2102, 2111, 2118, 2125, 2133, 2134), большое количество списанных МиГ-17 и МиГ-15УТИ, аэродромная и вспомогательная техника в различном состоянии. Правительственные силы предприняли ряд ударов по захваченному объекту с использованием авиации и оперативно-тактических ракет, в результате одного из воздушных налетов был уничтожен находившийся в ЖБУ самолет L-39ZA №2133 и припаркованный рядом джип.


14 февраля 2013 самолет Су-22М4 677-й аэ 50-й бригады ВВС Сирии (аэродром Шайрат), пилотируемый полковником Исмаилем Мансур Ганемом, был подбит ракетой ПЗРК в ходе выполнения боевого задания над областью Маарат аль-Нуман. Летчик пытался дотянуть до базы, но в результате полного отказа двигателя самолет упал и разбился в районе н.п. Морек. Полковник Ганем погиб.


20 февраля 2013 над столичным районом Гута аль-Шаркия сбит истребитель-бомбардировщик Су-22М2 54-й аэ 30-й бригады ВВС Сирии (аэродром Дмейр), пилотируемый заместителем командира эскадрильи полковником Бассем абд эль-Карим Макаримом. Наиболее вероятной причиной потери стал сосредоточенный заградительный огонь МЗА, ведшийся с разных сторон. Длительное время повстанцы искали якобы катапультировавшегося летчика, считая, что он был русским или украинцем, но безрезультатно. Позже стало известно, что летчик погиб при падении самолёта в местечке Хаммурие.


25 февраля 2013 антиправительственными силами сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии осуществлявший снабжение гарнизона аэродрома Миних. Вертолет был поражен ракетой ПЗРК FN-6 китайского производства в район левого двигателя, загорелся, перешел в неконтролируемое вращение, упал на землю и взорвался. Члены экипажа: командир полковник Ахмед Абд эль-Хамид Диоб, летчик-штурман капитан Рани Мухаммад Муршид, бортовой техник капитан Мухаммед Али Исса и бортовой стрелок сж-т Хайдар Каис Ватад.


2 марта 2013 сбит очередной Ми-17 ВВС Сирии, выполнявший снабжение гарнизона авиабазы Миних. Экипаж п-ка Аммар Хассан Дыкака, опасаясь применения противником ракет ПЗРК, совершал полет на малой высоте, став уязвимым для огня стрелкового оружия. Удачное попадание из крупнокалиберного пулемета вызвало пожар подвесного топливного бака, после чего машина потеряла управление и столкнулась с землей. Экипаж погиб.


9 марта 2013 повреждение самолета L-39 Воздушной Академии ВВС Сирии. В ходе выполнения боевой задачи над Алеппо самолет был поражен огнем стрелкового оружия. Летчик-инструктор получил сильное ранение. Управление взял на себя ст.л-т Басиль Хади. Ему удалось выполнить посадку на аэродроме Нейраб, при этом самолет получил повреждения конструкции фюзеляжа в результате возникшего пожара.


10 марта 2013 потерпел аварию самолет МиГ-23БН 697-й аэ 17-й бригады ВВС Сирии (из звена на аэродроме Дэйр эз-Зор). Во время захода на цель, сразу после залпового пуска неуправляемых ракет, произошло самовыключение двигателя. Летчик-инструктор п-к Абд аль-Карим Алия используя оставшуюся скорость и высоту увел самолет ближе к зоне контролируемой правительственными силами и катапультировался к востоку от г. Дэйр эз-Зор. Сумел самостоятельно выйти к своим.


15 марта 2013 в ходе выполнения боевого задания потерян самолет МиГ-23БН 697-й аэ 17-й бригады ВВС Сирии (из звена на аэродроме Дэйр эз-Зор). Машина пилотируемая п/п-ком Нидаль Ахмедом получила повреждения в результате заградительного огня стрелкового оружия во время захода на цель. На пути домой произошел отказ гидросистем, вынудивший летчика катапультироваться из потерявшего управление самолета. П/п-к Ахмед получил значительные травмы и был эвакуирован вертолетом Ми-17 ПСС.


11 апреля 2013 потерпел катастрофу вертолет Ми-17 63-й бригады ВВС Сирии, осуществлявший доставку продовольствия и боеприпасов правительственным гарнизонам в провинции Идлиб. На борту находился экипаж и сопровождающие груз, всего 8 человек. Взлёт произведен с аэродрома в Латакии. В момент предпосадочного снижения, севернее н.п. Маарет-Нуман, вертолет потерял управление, упал на землю и сгорел. Разрушение конструкции воздушного судна, с отделением лопастей несущего винта, концевой и хвостовой балок, началось ещё в воздухе, что может говорить о поражении огнем достаточно мощных зенитных средств или ошибке экипажа при резком гашении скорости перед снижением. Все находившиеся на борту погибли: бригадир Сухейл Ахмед Акера (начальник штаба 63-й вертолетной транспортной бригады), п-к Юсуф Муаллам, летчик к-н Хуссам Али Асад, техник к-н Айхам Касль аль-Хуссейн, л-т Мухаммед Али Альдкер, л-т Меяс Рамадан, сжт. Саруд Гениша, сжт. Муанна Дибху.


16 апреля 2013 потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис 24-й бригады ВВС Сирии, совершавший полет с авиабазы аль-Табка. Самолет потерял управление и с большим углом пикирования упал на поле южнее н.п. Мансура, провинции Ракка. Летчик полковник Элиф Аиси Сулейман погиб.


18 апреля 2013 антиправительственными силами взята под контроль авиабаза Даба, район эль Кусейр. Среди трофейного вооружения и оборудования оказались самолеты ВВС Сирии с выработанным ресурсом МиГ-21МФ №№1523, 1554; МиГ-21бис №2320 и двухместный МиГ-21УМ №2367. Кроме того, в отдельно стоящем ангаре захвачены разукомплектованные легкие гражданские самолеты: Piper Cub YK-AMK и сельскохозяйственный Cessna-188 YK-AME. С 2009 года аэродром был передан в ведомство ПВО, после чего полеты боевых самолетов с него прекратились. Было запланировано преобразовать базу в гражданский аэропорт, но из-за начавшихся в стране беспорядков эти планы реализовать не удалось. Даба использовалась правительственными силами как перевалочная база и сборный пункт.


5 мая 2013 года в ходе выполнения боевого задания в правинции Дейр эз-Зор потерян вертолет Ми-25 №2842 64-й бригады ВВС Сирии. Экипаж бригадира Асиф Дергам Салмаа погиб. п-к Нумен Ахмед Юхья.


13 мая 2013 года в районе авиабазы Абу аль-Дахур сбит вертолет Ми-17 ВВС Сирии, пилотируемый экипажем полковника Амина Хабиб Хайдера. Борт осуществлял снабжение персонала базы, ведущего бои против незаконных формирований. Не имея над точкой достаточной безопасной высоты вертолет был поражен ракетой ПЗРК, загорелся и упал на землю. Все находившиеся на борту 6 человек погибли.


30 июня 2013 года экипаж вертолета Ми-17 59-й бригады ВВС Сирии в составе командира п-ка Мунхер Азис Сэллума, летчика-штурмана ст.л-та Ахмеда Аюба, бортового техника и бортового стрелка сж-та Муздахир Салих ФадильМахлуфа совершал рутинный транспортно-связной полет с посадкой на нескольких площадках. На борту находились трое новобранцев, тела двух погибших перевозимых для захоронения на родину и ряд гражданских лиц (в том числе комиссия по общему образованию округа Алеппо, женщина и ребенок). Экипажу предстояло забрать двух членов администрации округа, проживавших в городе Нубель, для чего вертолет был переведен на снижение. Члены администрации, опасаясь перемещаться на автомобиле до охраняемой вертолетной площадки, потребовали от экипажа произвести посадку в районе севернее н.п. Нубель, около их дома. В результате экипаж начал снижение находясь в зоне контролируемой антиправительственными силами и был обстрелян ракетой ПЗРК из района деревни Меира. На высоте около 2 километров борт был поражен, загорелся и упал в районе города Нубель. Все находившиеся на борту 14 человек погибли (с учетом двух мест груза 200 количество погибших составляет 16 человек). То, что зона в которой начал снижение вертолет п-ка Сэллума не безопасна было известно заранее - несколько раз здесь отмечали огонь по вертолетам, причем в одном из эпизодов экипажу чудом удалось посадить подбитый Ми-17 с начавшимся на борту пожаром. Огонь ликвидировали уже на земле при участии местных жителей.


25 июля 2013 года самолет Су-22М3 685-й аэ 50-й бригады ВВС Сирии (аэродром Шайрат) управляемый зам.ком.аэ полковником Малик Мухаммад Аббасом наносил удар в области Манбидж, с.-в. Алеппо, по месту сосредоточения около 200 бойцов банд-формирований. Над целью самолет был поражен огнем занитных средств и получил значительные повреждения. Летчик, не желая катапультироваться над занятой противником территорией, оставался в кабине даже после срабатывания табло "Пожар хвоста", преодолев расстояние в 80 километров он попытался выполнить вынужденную посадку на аэродроме Табка, но из-за отказа всех гидросистем Су-22 разбился на предпосадочной прямой. Летчик погиб.


В ночь на 30-е июля 2013 года антиправительственными силами впервые за всё время боевых действий успешно применен трофейный ЗРК "Оса" инв.№275196, ракетой которого был поражен вертолет Ми-8 находившийся в воздухе над северной окраиной международного аэропорта Дамаска, над районом Маттахин Хузления. Экипаж в составе летчика полковника Низар Мухаммад Ганема, летчика-штурмана капитана Мохсен Реджеб Харфуша и борттехника майора Касай Хамшу Хамшу погиб. Расчет ЗРК произвел пуск одной ракеты с диспозиции в столичном районе аль-Гута Шаркия.
Данный эпизод вызвал серьёзные опасения в организации безопасной работы вертолетов и гражданской авиации.


6 августа 2013 года антиправительственными силами, после года осады, взята под контроль вертолетная база Миних. Среди трофейной техники оказались около 6 комплектных вертолетов Ми-8Т, получивших различные осколочные и пулевые повреждения (известные бортовые №: 76, 252, 254, 1281, 1282), а так же не менее 5 сгоревших Ми-8Т. Вся авиационная техника находившаяся на базе принадлежала учебному подразделению ВВС Сирии и простаивала на земле без ресурса.


1 сентября 2013 года, в ходе выполнения боевого задания в провинции Идлиб, потерян истребитель МиГ-21бис 679-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии (аэродром Хама), пилотируемый лётчиком капитаном Асиф Мухаммед Сулейманом. Причина потери не выяснена. Известно, что самолёт столкнулся с землёй на большой скорости со значительным углом пикирования у г.Алеппо.


6 сентября 2013 года с боевого задания не вернулся самолет МиГ-21бис 680-й аэ 14-й бригады ВВС Сирии (а/э Хама) пилотируемый командиром эскадрильи полковником Саид Азис Мохафуадом. По данным повстанцев самолет был поражен с земли огнем зенитных средств, повредивших крыльевой топливный бак. В результате утечки топлива, попавшего в форсажную струю двигателя, произошло возгорание хвостовой части, приведшее к падению самолета в области Джабель аль-Арбаин, провинции Идлиб. Лётчик погиб.


16 сентября 2013 года вертолет Ми-17 ВВС Сирии пилотируемый экипажем п-ка Мунир Ибрагима Сакера выполнял облет участка Турецко-Сирийской границы, осуществляя мониторинг передвижения групп боевиков. В результате навигационной ошибки вертолет вторгся в воздушное пространство Турции и был сбит ракетой с истребителя F-16C 182 Filo ВВС Турции (а/б Диярбакыр). Вертолет был поражен на большой высоте, загорелся и упал на территории Сирии, в районе деревни Юсифия. Командир вертолета успел воспользоваться парашютом и приземлился в районе контролируемом антиправительственными силами, был пойман и убит. Летчик-штурман ст.л-т Мухаммед Захир Махмуд Махмуд и борттехник Рамез Хассан Ахмад борт не покидали.


15 ноября 2013 года антиправительственными силами, при помощи ПТРК HJ-8, были уничтожены два вертолета Ми-8 ВВС Сирии, находившиеся на местах стоянки в аэропроту Нейраб, города Алеппо. Оба пуска ракет по вертолетам были произведены с расстояния 3500 метров из жилой застройки на окраине аэропорта. Возникшим пожаром оба Ми-8 уничтожены полностью.


16 ноября 2013 года, в результате технической неисправности, потерпел катастрофу вертолет Ми-17 ВВС Сирии п/п-ка Фейсал Сулейман Миханна. Экипаж сообщил о технических неполадках, после чего связь с ним прервалась. Вертолет упал в пустынной местности западнее аэродрома Табка, а все шесть человек находившиеся на борту погибли. Отряд антиправительственных сил прибыл первым к месту крушения, подобрав тела нескольких членов экипажа.


16 ноября 2013 года, в 10:36, потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Сирии, пилотируемый командиром эскадрильи п-ком Талаль Тауфиком Абу Али Хаддуром. В ходе выполнения задания над районом Раббо у самолета отказал двигатель, после чего летчик попытался спланировать в направлении международного аэропорта Алеппо. В результате потери скорости самолет столкнулся с землей, Хаддур погиб.


28 ноября 2013 года в ходе выполнения боевого задания у н.п. Деир Аттия огнем с земли поврежден истребитель-бомбардировщик Су-22М2 54-й аэ 30-й бригады ВВС Сирии (аэродром Дмейр). Летчик п-к Хуссейн Ибрагим Асура взял курс на базу, но при выполнении предпосадочных процедур не выпустились шасси. Летчик трижды проходил вдоль ВПП, а затем ушел в зону, где попытался выпустить шасси за счет создания перегрузки. Все попытки оказались безуспешными. По невыясненной причине летчик не катапультировался даже после остановки двигателя. Погиб.


29 ноября 2013 года самолет МиГ-23МЛ 77-й аэ 30-й бригады ВВС Сирии был поражен огнем с земли при нанесении удара по позициям противника у н.п. Ябруд. Летчик п-к Мухаммад аль-Хафьян пытался дотянуть поврежденный самолет до своего аэродрома Насирия, но потерял управление и разбился. Погиб.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100