RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан / Воспоминания участников /

Примечание: не смотря на меньшую интенсивность боевых действий на Сирийском фронте, периодически боевые действия носили масштабный характер, с применением танков, артиллерии и авиации. Пиковым по нагрузке стали события 24-26 июня 1970 года, получившие не офицальное название у арабов "Трехдневная война". На протяжении всего периода ВВС Израиля продолжали удерживать господство в воздухе, выполняя удары в глубине сирийской территории и имея инициативу в воздушных боях. ВВС Сирии исключительно вели оборонительные воздушные бои, стараясь прикрыть свои тыловые объекты, только в одном эпизоде выполнив удар по позициям противника (31-го июля 1969 года, в 10:00, звено Су-7БМК под прикрытием пары МиГ-21 нанесло бомбовый удар по израильским объектам на горе Джабель Шейх. Налет длился 4 минуты и был ответом на атаку артиллерийской колонны сирийцев, двигавшейся в Иорданию 27-го июля 1969 года). Согласно данным МО САР общие потери вооруженных сил Сирии за период 1968-1970 гг. составили: 933 погибших (в т.ч. 53 офицера, 114 сержантов, 507 солдат, 117 гражданских служащих и 82 бойца сопротивления непосредственно в результате боевых действий). Потеряно 42 самолета (включая не боевые потери), 18 танков, 63 орудия и 72 автомашины.


12 августа 1968 года, в 09:45, выполнили вынужденную посадку на территории израиля два самолета МиГ-17Ф Воздушной Академии ВВС Сирии (аэродром Алеппо). Летчики мл.л-т Валид Адхам и мл.л-т Радфан Рифай, недавно окончившие обучение, составом пары произвели взлёт на самолетах МиГ-17Ф (№№1033 и 1041) в 08:30. Погодные условия оказались хуже, чем прогнозировалось, тем не менее пара продолжила выполнение тренировочного полета. Выполнив запланированные задания, в 09:11, летчики доложили о возврате на базу и перешли на частоту подхода. В 09:15 контакт с парой был потерян. Позже выяснилось, что в плохих погодных условиях летчики сбились с заданного маршрута и следуя на малой высоте ушли за радиогоризонт наземного КП. Летчики другой пары МиГ-ов, работавшей на большой высоте, слышали переговоры заблудившихся младших лейтенантов, договаривавшихся брать курс на аэродром Хмеймим. Полностью потеряв ориентировку летчики пересекли границу Ливана и Израиля, выполнив по остатку топлива посадку на аэродроме Бетзет. 
Оба офицера задержаны и вернулись на родину в результате обмена пленными 5 декабря 1968 года. Самолеты не возвращены.


12 февраля 1969 года, около полудня, пара истребителей МиГ-21 ВВС Сирии выполняла учебно-тренировочный полет в районе линии разграничения. На траверзе н.п. Маждаль-Шамс пара была атакована группой вражеских самолетов 
«Мираж-III», которые вышли на малой высоте в заднюю полусферу и в наборе высоты атаковали сирийцев. В результате близкого разрыва ракеты УРВВ был поврежден самолет ведомого. Летчик попытался дотянуть до базы, но был вынужден катапультироваться после потери управления в 4 км ю.-з. н.п. Наоа. По израильским данным победу одержал летчик 117-й аэ Ури Леисми. Данный эпизод стал первой боевой потерей ВВС Сирии после войны 1967 года.


8 июля 1969 года, в 15:30, сбиты три самолета МиГ-21 ВВС Сирии. Два звена сирийских истребителей, выполнявшие патрулирование приграничного района, были атакованы самолетами противника на траверзе н.п. Кунейтра. Два самолета МиГ-21 были сбиты. Одному летчику удалось катапультироваться, второй летчик ст.л-т Муса Джирджис аль-Джарбанда погиб. Подошедшее на усиление звено МиГ-21 так же вступило в бой и потеряло один самолет, летчик которого катапультировался. Всего в этом бою израильская сторона сделала заявку на уничтожение 7 самолетов противника, а сирийцы претендовали на 4 сбитых. Реальные потери составили 3 МиГ-21 и одного летчика.


2 февраля 1970, в 15:30, четверка израильских истребителей «Мираж-III» 117-й эскадрильи ВВС Израиля вторглась в воздушное пространство Сирийской Арабской Республики. Над населенным пунктом Шейх Мискин, 70 км южнее Дамаска, самолеты были обстреляны огнем зенитной артиллерии 57-мм. Прямым попаданием сбит самолет №54, пилотируемый лидером группы майором Шломо (Навот) Вейнтраубом. Обгоревшее тело летчика найдено в обломках кабины.


2 апреля 1970 года, в 09:30, в воздушном бою сбит самолет F-4E №36 69-й эскадрильи ВВС Израиля. В ходе отражения очередного налета противника ВВС Сирии с аэродрома Дмеир подняли в воздух звено МиГ-21ПФ (м-р Ахмад Кабаб, ст.л-т Ахмед Марван, к-н Мохаммед Мансур, л-т Ибрагим Даххак) для выполнения демонстративных действий и дополнительно одну пару МиГ-21ПФ (ведущий ст.л-т Бассам Хамшу, ведомый л-т Мустафа аль-Хабаль) для засадных действий. Выполняя план звено м-ра Кабаба разделилось и с набором высоты вступило в бой. В ходе боя оба самолета первой пары были сбиты. Летчики м-р Ахмад Муафак Кабаб и ст.л-т Ахмед Марван Керкнанви погибли. В свою очередь ст.л-т Бассам Хамшу сумел зайти снизу-сзади отходящему F-4E и пуском двух ракет Р-3С сбить его (первая ракета в цель не попала). Экипаж самолета в составе летчика м-ра Гидеона Магена и оператора л-та Пинчеса Нахмани катапультировался в 20 км ю.-з. Дамаска, в р-не н.п. Закия. В плен их взял обычный фермер...


12 мая 1970 года над Ливаном сбиты два самолета МиГ-17Ф 70-й ибабр ВВС Сирии (аэродром Меззе). В этот день израильские штурмовики нанесли несколько воздушных ударов по территории Ливана, в отражении которых приняли участие истребители МиГ-21 ВВС Сирии. Задействовать истребители-бомбардировщики МиГ-17 не предполагалось, но потребовалось срочное прикрытие отхода оставшихся без топлива МиГ-21. Поэтому в бой вступили МиГ-17 (лидер группы п-к Фаез Мансур). Пара ведущего втянулась в бой со штурмовиками, в котором был сбит самолет ведомого л-та Али Юсуфа Субха. МиГ-17 упал на юге Ливана в р-не эль-Аркуб, летчик погиб (вероятнее всего победу одержал командир 109-й аэ п-к Эзра Дотан на самолете A-4N №03). Ведущий, оставшись один, вступил в бой с парой истребителей 
«Мираж-III» 119-й эскадрильи ВВС Израиля зам ком аэ Ашера Снира, прикрывавшей штурмовиков. В течение 8 минут он уклонялся от атак противника используя оборонительное маневрирование и ПМВ, но в итоге был сбит УРВВ в р-не н.п. Рашая. Полковник Фаез Халиль Мансур погиб. Израильтяне претендовали на три сбитых МиГ-17 в этот день, тогда как реальные потери составили 2 самолета и 2 летчика.


26 июня 1970 года, в 9:30, в воздушном бою сбит самолет 
«Мираж-III» №31 119-й эскадрильи ВВС Израиля. Самолет поражен ракетой Р-3С в ходе воздушного боя с сирийскими МиГ-21 над южной окраиной Дамаска. Летчик л-т Боаз Эйтан катапультировался и попал в плен. В ходе этого же воздушного боя случайно досталось и гражданскому авиалайнеру DC-8 I-DIWL авиакомпании "Alitalia", следовавшему со 104-мя пассажирами на борту из Тегерана в Рим. На высоте 10500 м, в районе Дамаска, ему в крыло попала чья то ракета "Воздух-Воздух", вызвав утечку топлива. К счастью экипажу удалось произвести вынужденную посадку в аэропорту Бейрута.


26 сентября 1970 года потерпел катастрофу самолет МиГ-21 67-й аэ 30-й иабр ВВС Сирии (аэродром Дмеир). В ходе выполнения учебно-тренировочного полета в р-не аэродрома у самолета к-на Бассама Хамшу произошел отказ двигателя. Летчик попытался выполнить дотянуть до ВПП, но самолет потерял управляемость на предпосадочной прямой. Капитан Хамшу катапультровался ниже безопасной высоты и погиб.
Бассам Абдулла Хамшу, родился в 1945 году в городе Хама. Окончил в СССР курсы летчиков сначала на МиГ-17, затем на МиГ-21. Проходил службу в 67-й аэ (ком эск Абдул Раззак) на аэродроме Дмеир. Сбил самолет F-4E 2.4.1970 г. Посмертно удостоен звания майор.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100