RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Прибытие в регион миротворческих сил ООН не смогло остановить продолжающиеся боевые столкновения в Ливане и все противоборствующие стороны "отметились" в различных инцидентах. Впервые, кроме уже привычных полетов ВВС Израиля, Сирии и Ливана, в небе появились аппараты "Народного Фронта Освобождения Палестины" и самолеты контингента ООН.

16 сентября 1983 г. Боевая потеря самолета Hawker "
Hunter" FGA.70A L-281 ВВС Ливана (авиабаза Халате). При нанесении штурмового удара по позициям Друзов у н.п. Соук эль-Гарб, в горном районе Шуф, один самолет был подбит ракетой ПЗРК «Стрела-2». Летчик катапультировался над территорией размещения войск миссии ООН и избежал плена. Еще один самолет ВВС Ливана был поражен огнем ствольных зенитных средств в район носовой стойки шасси, но его летчик сумел дотянуть до авиабазы Акротири на о. Кипр и выполнил там вынужденную посадку.

19 сентября 1983 г. Боевая потеря самолета
SRS-126 “BulldogВВС Ливана (авиабаза Халате). Самолет, пилотируемый экипажем в составе майоров Ассада Хаддада и Джорджа Заэра, выполнял визуальную разведку района Соук эль-Гарб. Пролетая над позициями сирийского контингента войск самолет был атакован огнем ЗСУ-23-4 «Шилка» и упал в районе н.п. Алей (вероятно сирийцы спутали его с израильским беспилотным аппаратом). Майор Хаддад погиб на месте, а майор Заэр скончался в госпитале на следующий день.

20 ноября 1983 г. Боевая потеря самолета K
fir C.2 ВВС Израиля. В 14:30, над н.п. Сафар, огнем зенитной артиллерии был подбит самолет командира эскадрильи п/п-ка Мики Лева. Летчик катапультировался с высоты 4500 футов после потери управления и был арестован ливанской полицией. Уже через шесть часов его вернули на родину.

Остов сбитого "Кфира" упавшего около аэропорта Бейрута


4 декабря 1983 г. Боевая потеря самолета
A-7E «Corsair» 150771, эскадрильи VA-15 ВМС США (CVW-6 USS «Independence»). Самолет, пилотируемый командиром крыла Эдом Эндрюсом, был лидером группы, осуществлявшей налет на позиции сирийского контингента у н.п. Бааль-Бек (по официальной версии целью были бараки «Шейх Абдулла», используемые проиранскими боевиками, а позиции сирийской артиллерии атаковали «по ошибке»). Над целью его самолет был поражен ракетой ПЗРК «Стрела-2» и загорелся. Летчику удалось дотянуть до побережья Средиземного моря и удачно катапультироваться. После приводнения Эндрюс был подобран ливанскими военными и передан представителям американского флота. Самолет упал на дома в портовом городке Джунейх, где проживали ливанские христиане.

В результате падения штурмовика А-7Е сгорело три дома, погибла женщина


4 декабря 1983 г. Боевая потеря самолета
A-6E «Intruder» (с системой TRAM) 152928, эскадрильи VA-85 ВМС США. Атака на позиции сирийской артиллерии и ЗРК у н.п. Бааль-Бек. Группа из 16 A-6E и 12 A-7E, под прикрытием самолетов F-14 VF-11 и EA-6B, атаковала назначенные цели в горном районе Хаммана (горы Шуф), восточнее Бейрута. Сирийские зенитчики открыли плотный огонь из установок ЗСУ-23-4 и пустили по противнику зенитные ракеты. Не смотря на отстреливаемые ловушки, ракетой ЗРК «Стрела-1», был сбит самолет пилотируемый экипажем в составе летчика л-та Марка А. Лэнги (26 лет, уроженец городка Фрейзер, штат Мичиган) и оператора вооружения л-та Роберта О. Гудмана. Ракета попала в район правого двигателя, когда самолет пикировал на цель и находился на высоте 550 метров. Обломки упали рядом с позициями сирийской зенитной артиллерии у н.п. Кфар Сальван. Летчик погиб от полученных при катапультировании травм, а оператор л-т Роберт Оливер Гудман (Пуэрто-риканец по национальности, родился 30.11.56 в городе Сан-Хуан, окончил Академию ВМС США в Аннаполисе, проходил службу в авиации флота с 1978 года) попал в плен к сирийцам и был эвакуирован в Дамаск, где пробыл до освобождения 03.01.84 г.

6 декабря 1983 г. боевая потеря БПЛА MQM-74 «Телем» ВВС Израиля. Израильтяне попытались обнаружить позиции сирийских ЗРК в Ливане, в качестве приманки использовались ложные цели «Телем». Когда «Телем» появились над долиной Бекаа, по ним отработали размещенные в Сирии дальнобойные ЗРК С-200. Пуски произвели советские расчеты. По данным объективного контроля одной из ракет были поражены сразу две цели, но найдено место падения только одного беспилотного аппарата. Сирийские мобильные ЗРК в работу не включались и обнаружить их противнику не удалось.

Советские расчеты ЗРК С-200 заявили о поражении в ноябре-декабре 1983 нескольких самолетов противника, но только уничтожение этого БПЛА "Телем" достоверно подтверждено

23 мая 1984 г. авария самолета МиГ-17 ВВС Сирии (учебно-тренировочное крыло). У самолета, выполнявшего контрольный облет местности, отказал двигатель. Летчик капитан Джордж Газаль катапультировался в районе бараков ливанской армии у н.п. Аккар и был доставлен в госпиталь с легкими ранениями. Нельзя утверждать, что это настоящее боевое применение МиГ-17, но интересен сам факт участия этих машин в патрулировании над зоной конфликта. 

21 сентября 1985 г. Боевая потеря вертолета Bell-212 "Анафа" ВВС Израиля. Вертолет пилотируемый экипажем Раана Элрана участвовал в операции по поиску пусковых установок РС в Южном Ливане.  После посадки у населенного пункта Шихим вертолет был поражен боевиками "Амаль" выстрелом из РПГ и загорелся. Всем находившимся на борту удалось эвакуироваться безопасно. 

19 ноября 1985 г. Боевое повреждение самолета МиГ-23МЛ ВВС Сирии. В 12:19 воздушную границу Сирии нарушили два израильских истребителя
F-15, на их перехват направилась дежурная пара МиГ-23МЛ. Из-за неточного наведения с земли летчики МиГ-ов едва не проскочили цель и вступили в бой из невыгодного положения. В результате израильтяне первыми вышли на позицию пуска ракет и обстреляли противника. Один из МиГ-ов получил попадание в хвостовую часть, но к счастью летчику удалось выполнить вынужденную посадку на поврежденной машине. Израильские источники заявили, что сбили два самолета, которые "упали на Сирийской территории". Сирийская сторона в качестве ответной меры выдвинула ближе к границе свои ЗРК и отправила ноту протеста.

7 февраля 1986 г. инцидент с вертолетом Агуста-Белл AB.205А UN-274 зав.4123 (эскадрилья "Italair" контингента UNIFIL, площадка Накура). Вертолет миротворцев был обстрелян отрядом Шейха Аркадана ("Исламские группировки") восточнее городка Цидон, после чего совершил аварийную посадку. Экипаж капитана Диего Да Сальва из 3 итальянцев, двое финских и один датский наблюдатели были арестованы боевиками. Вскоре всех отпустили, а Шейх Аркадан заявил, что вертолет ошибочно приняли за борт "Армии Южного Ливана". Обломки машины эвакуированы трейлером.

21 мая 1986 г. инцидент с вертолетом Агуста-Белл АВ.205А UN-294 (Итальянского контингента, площадка Накура). Вертолет осуществлял перевозку членов французского посольства и наблюдателей миротворческого контингента. Над населенным пунктом Казмиех борт неожиданно попал под плотный огонь стрелкового оружия. Пули повредили топливный бак, в результате чего экипаж выполнил вынужденную посадку. Никто из находившихся на борту не пострадал, вертолет восстановлен.

16 октября 1986 г. боевая потеря самолета F-4E «Курнасс 306» 69-й эскадрильи ВВС Израиля. Самолет наносил бомбовый удар по позициям боевиков группировки «Хезболла» у н.п. Тир, в 3:45 утра. Сразу после сброса бомб одна из них сдетонировала и поразила свой самолет множеством осколков. Летчик Ишай Авирам и оператор Рон Арад были вынуждены катапультироваться и приземлились в р-не н.п. Сайда. Оператора взял в плен 19-ти летний боец «Амаль» - Рафик Ибрагим. Одна рука у Арада была перебита и боевик чуть не пристрелил его из винтовки М-16 за то, что тот не поднимал руки вверх.  Летчику повезло больше – сразу после приземления он скатился в высохшее русло ручья и затаился там. Находившаяся поблизости пара боевых вертолетов AH-1 немедленно выдвинулась в зону падения самолета. Вертолетчикам удалось связаться с Авирамом на аварийной частоте и под огнем противника эвакуировать его (весь полет он держался за лыжу вертолета!). Пленного Рона Арада доставили в Бейрут, а затем перевезли в неизвестное убежище. До сих пор его не освободили (по не подтвержденным данным он принял ислам и проживает в Иране, являясь действующим офицером ВВС).

Боец "Амаль" инспектирует обломки "Фантома" Рон Арада


28 мая 1987 г. Перехват самолета
CM.170 Magister ВВС Ливана (авиабаза Халате). Около полудня безоружный самолет управляемый летчиками полковником Халиль Мэтром и капитаном Самиром Майлуни взлетел с целью оказания помощи яхтсменам потерявшимся в территориальных водах Ливана. В ходе выполнения задачи самолет был перехвачен израильскими истребителями и принужден к посадке на авиабазе Рамат-Давид. После вмешательства ООН экипаж и аппарат возвращены.

1 июня 1987 г. На борту вертолета SA.330L Puma ВВС Ливана совершавшего полет из резиденции Бика Сефрин в Бейрут произошел взрыв. Заряда бомбы с часовым механизмом хватило для того чтобы нанести смертельные ранения премьер министру Рашиду Карами и тяжело ранить трех других людей находившихся на борту (в том числе летчика майора Антони Бустани). Управление успел перехватить майор Вилльям Млаисс, он посадил поврежденную машину на авиабазе Халате.

28 июля 1987 г. Боевая потеря самолета МиГ-21 ВВС Сирии (авиабаза Деир Эль-Зор). Сирийский самолет, выполнявший тренировочный полет, нарушил воздушную границу Ирака и был сбит зенитной ракетой у н.п. Аль-Окашат (150 миль сев.-зап. Аль-Каим) в 06:39 по гринвичу. Летчик Хамди Джабр катапультировался и был задержан иракскими военными. Освобожден 5-го августа, через территорию Иордании.

25 ноября 1987 г. Боевая потеря мотодельтаплана Палестинцев. Группа из четырех коммандос возглавляемая лейтенантом Адхам Абу Аммаром, на двух аппаратах, совершила ночной рейд против израильского военного лагеря Кирьят-Шмона. В 22:30, заглушив моторы, палестинцы преодолели Ливано-Израильскую границу и произвели посадку рядом с лагерем. Неожиданно напав на противника бойцы расстреляли 6 израильских солдат и еще 8 ранили. В ходе боя погиб один палестинец Халид Мохаммед, а второй (Бен Милуд - один из пилотов) был ранен. При попытке вернуться в Ливан раненый палестинский дельтапланерист потерял сознание и разбился.

30 декабря 1987 г. Угон вертолета SA.342 "Gazelle" ВВС Ливана. Летчик лейтенант Маджид Карама, друз по национальности, перелетел в горный район Шуф, к силам просирийского лидера Валида Джумблатта. Правительство потребовало вернуть вертолет, но друзы отказались.

16 января 1988 г. потеря вертолета
SA.330L Puma ВВС Ливана. Экипаж в составе командира к-на Джорджеса Садака и второго пилота л-та Джиана Аззи выполнял транспортный рейс. В 12:20, на траверзе н.п. Буар, вертолет взорвался, упал в море и затонул. Оба члена экипажа находившиеся на борту погибли.

2 октября 1989 г. Боевая потеря самолета Hunter FGA.70 L-285 ВВС Ливана (силы генерала Мишеля Аюна). Самолет майора Джорджа Сирхая (ливанский христианин) был поражен огнем сирийских зенитчиков, в результате чего отказала система выпуска шасси. После нескольких неудачных попыток совершить посадку летчик был вынужден катапультироваться над Средиземным морем, на траверзе н.п. Батрун. После приземления на парашюте майор Сирхай был арестован экипажем сирийского патрульного катера. Видимо  это была провалившаяся попытка отогнать сирийские патрульные катера, осуществляющие блокаду христианского анклава с марта месяца. Мишель Аюн неоднократно грозился применить авиацию против ВМС Сирии.

11 октября 1989 г. Угон самолета МиГ-23МЛ №2786 ВВС Сирии. Летчик майор Мухаммад Бассам Адель, 1955 года рождения, пересек границу и совершил посадку на израильском аэродроме в Мегидо. Самолет был изучен израильскими специалистами и передан в музей, а Адель Бассам получил политическое убежище. Из вооружения на борту находилась только 23-мм пушка с боекомплектом. Угоны самолетов ВВС Сирии случались и раньше (последним из них был побег двух офицеров на МиГ-21У в Амман 21-го сентября 1980 года), но впервые летчик сознательно перелетел к врагу. Показательно, что ПВО Израиля не смогла отреагировать на нарушение границы, хотя самолет находился в зоне РЛ контроля около 16 минут (в том числе 7 минут в израильском воздушном пространстве). С Сирийской стороны пострадал нач.штаба ПВО Иссам Абу Галиб, герой войны 1973 года. Он нес ответственность за воздушное пространство юга страны и был снят с должности.

21 октября 1989 г. 9:57 Уничтожение самолета
BN-2A-3 Islander TC-KUN. Легкий самолет правительства Турции управляемый экипажем Исмаила Фаика Айтана совершал аэрофотосъемку местности в провинции Хатай. Неожиданно он был атакован сирийским истребителем и сбит очередью 23-мм ВПУ. 
Сбил самолет летчик 679-й аэ л-т Мухаммед Хоссам на МиГ-21бис №2310 (аэродром Хама). Позже выяснилось, что летчик истребителя опознал самолет как разведчик "Мохаук", неправильно определил границу и открыл огонь на поражение. Реально, перехват «нарушителя» выполнялся над Турцией. Погибли пять человек находившихся на борту BN-2.


13 июля 1990 г. 33-х летний летчик-резервист к-н Хагай Морри произвел несанкционированный взлет на самолете Do.28В "Агур 032" 100-й эскадрильи и направился в сторону Сирии. Каковы были его намерения не ясно, но после ряда маневров над сирийско-израильской границей самолет разбился. Тело летчика найдено рядом с обломками кабины. Сирийцы сообщили что их ПВО воспрепятствовали проникновению чужого самолета в свое воздушное пространство. Этот случай стал первым дезертирством на самолете в истории ВВС Израиля.

1 июля 1992 г. катастрофа вертолета Bell-212 "Анафа" ВВС Израиля. Вертолет осуществлял ПСО пары ударных "Кобр", которые наносили ракетный удар по палестинскому лагерю беженцев в Рашидии. Сразу после атаки спасательный вертолет столкнулся с водной поверхностью Средиземного моря, около южно-ливанского городка Накура (штаб-квартира сил ООН в Ливане). Один из бойцов подразделения 669, находившийся на борту погиб.  

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100