4 апреля 1981 года в ходе дальнего рейда 8 F-4E TFB.3 ВВС Ирана на Иракский аэродром H-3, осколками своих бомб был поврежден самолет №5 в группе. Экипаж этого F-4E 3-6596 в составе лётчика Махмуда Хазраи и оператора Асгара Багери принял решение уйти на территорию Сирии и выполнить вынужденную посадку на аэродроме Тифор. У самолёта отказал один двигатель и была повреждена гидросистема, из-за чего не встала на замок выпущенного положения одна из основных стоек шасси. Тем не менее лётчики смогли успешно выполнить посадку. На восстановительный ремонт потребовалось более 4 месяцев. 18 августа 1981 года экипаж в составе Махмуда Эскандари и Мухаммада Джаванмарди перегнал самолёт в Иран на аэродром Хамедан. В процессе ремонта персонал Сирийских ВВС имел возможность ознакомиться с машиной поближе. 29 августа 1983 г. в результате артиллерийского обстрела военного сектора аэропорта Бейрут уничтожен самолет Hawker «Hunter» T.66 L-287 ВВС Ливана. Длительное время столичный аэропорт оставался относительно безопасным местом, находившимся вне зоны огня различных враждующих группировок. По этой причине ВВС Ливана разместили там все исправные самолеты. Но в результате эскалации боев и захвата ряда районов вооруженными формированиями Шиитов и Друзов, аэропорт попал в зону досягаемости артиллерии. После того, как «Hunter» T.66 L-287 был поражен снарядом и сгорел, были предприняты меры по выводу оставшихся самолетов из опасной зоны. Для этого в р-не н.п. Халате был организован временный аэродром, представляющий из себя перекрытый для движения участок асфальтированного шоссе. Исправные боевые самолеты были перебазированы туда и только после этого были задействованы в боевых вылетах.
17 сентября 1983 г, 06:30, боевая потеря самолета Hawker «Hunter» FGA.9 L-281 ВВС Ливана (аэродром Халате). При нанесении бомбового удара по позициям артиллерии Друзов у н.п. Соук эль-Гарб, в горном районе Шуф, один самолет был подбит ответным огнем ЗСУ-23-4. Летчик Фуад Шехаде катапультировался над морем и был подобран вертолетом S-3D HS-5 ВМС США. Еще один «Hunter» с бортовым номером L-282 был поражен огнем стрелкового оружия калибра 7.62-мм. Одна из пуль пробила носовую часть в районе правой встроенной пушки и вошла в нишу шасси. Опасаясь, что самолет с поврежденной стойкой заблокирует аэродром Халате, летчик выполнил вынужденную посадку на аэродром Акротири, на о. Кипр. 19 сентября 1983 г, после полудня, боевая потеря самолета SRS-126 “Bulldog” ВВС Ливана (аэродром Халате). Самолет, пилотируемый экипажем в составе м-ра Ассада Хаддада и м-ра Джорджа Заэра, выполнял визуальную разведку и корректировку артиллерии в ходе боевой операции у Соук эль-Гарб (район высоты 888). Из-за плохих погодных условий экипаж был вынужден снизиться, выйдя под нижнюю кромку облачности. Оказавшись над позициями сирийского контингента, самолет был поражен огнем установки ЗСУ-23-4 «Шилка», загорелся и упал в районе н.п. Алей (возможно, сирийцы спутали его с израильским беспилотным аппаратом). Экипаж погиб.
23 сентября 1983 года получил боевые повреждения самолет Etendard IVP №126 эскадрильи 16F ВМС Франции. При выполнении разведывательного полёта над территорией Ливана, самолёт управляемый лётчиком Николя де Фаутерау-Васселем был поражен ракетой ПЗРК «Стрела-2». Не смотря на значительные повреждения удалось выполнить успешную посадку на авианосец "Фош". 20 ноября 1983 г, 14:25, боевая потеря самолета Kfir C.2 №954 149-й аэ ВВС Израиля. В 14:15 две четверки израильских самолетов наносили удар по объектам у н.п. Сафар. Первая четверка отработала без происшествий, но предупредила напарников о зенитном огне и пусках ПЗРК. Вторая четверка не смогла сходу опознать цель и была вынуждена встать в левый вираж. В этот момент заградительным огнем с земли был подбит самолет ведущего ком аэ п/п-ка Мики Лева. Снаряд калибра 57-мм попал в хвостовую часть, вызвав множественные отказы. Летчик попытался тянуть в сторону моря, но после потери управления катапультировался с высоты 1350 м. Был арестован ливанской полицией после приземления на парашюте в районе Хальде, около Бейрутского аэропорта. Уже через шесть часов летчика передали израильтянам и он вернулся на родину.
4 декабря 1983 г, боевая потеря самолета A-7E «Corsair» 150771 эскадрильи VA-15 ВМС США (CVW-6 USS «Independence»). Самолет, пилотируемый командиром крыла Эдом Эндрюсом, был ведущим ударной группы атаковавшей позиции сирийского контингента у н.п. Бааль-Бек (по официальной версии целью были бараки «Шейх Абдулла», используемые проиранскими боевиками, а позиции сирийской артиллерии атаковали «по ошибке»). Над целью его самолет был поражен ракетой ПЗРК «Стрела-2» и загорелся. Летчику удалось дотянуть до побережья Средиземного моря и удачно катапультироваться. После приводнения Эндрюс был подобран ливанскими военными и передан представителям американского флота. Горящий самолет упал на дома в портовом городке Джунейх, где проживали ливанские христиане. 4 декабря 1983 г, боевая потеря самолета A-6E «Intruder» 152915 (оборудованного системой TRAM), эскадрильи VA-85 ВМС США. Атака на позиции сирийской артиллерии и ЗРК у н.п. Бааль-Бек. Группа из 16 A-6E и 12 A-7E, под прикрытием самолетов F-14 VF-11 и EA-6B, атаковала назначенные цели в горном районе Хаммана (горы Шуф), восточнее Бейрута. Сирийские зенитчики открыли плотный огонь из установок ЗСУ-23-4 и пустили по противнику зенитные ракеты. Не смотря на отстреливаемые ловушки ракетой ЗРК «Стрела-1» был сбит самолет пилотируемый экипажем в составе летчика л-та Марка А. Лэнги и оператора вооружения л-та Роберта О. Гудмана. Ракета попала в район правого двигателя когда самолет пикировал на цель и находился на высоте 550 метров. Обломки упали рядом с позициями сирийской зенитной артиллерии у н.п. Кафр-Сальван. Летчик погиб от полученных при катапультировании травм, а оператор л-т Роберт Оливер Гудман попал в плен к сирийцам и был доставлен в Дамаск, где пробыл до освобождения 03.01.84 г. 6 декабря 1983 г. боевая потеря БПЛА MQM-74 «Телем» ВВС Израиля. Израильтяне попытались обнаружить позиции сирийских ЗРК в Ливане, в качестве приманки использовались ложные цели «Телем». Когда «Телем» появились над долиной Бекаа, по ним отработали размещенные в Сирии дальнобойные ЗРК С-200. Пуски произвели советские расчеты. По данным объективного контроля одной из ракет были поражены сразу две цели, но найдено место падения только одного беспилотного аппарата. Сирийские мобильные ЗРК в работу не включались и обнаружить их противнику не удалось.
23 мая 1984 г, 20:00, потерпел аварию самолет МиГ-21МФ ВВС Сирии. Истребитель пилотируемый капитаном Газалем выполнял групповой тренировочный полет с аэродрома Хомс. В районе Ливано-Сирийской границы у самолета отказал двигатель. Капитан Джордж Газаль Хасан был вынужден катапультироваться и приземлился у бараков ливанской армии в мухафазе Аккар, после чего был доставлен в госпиталь с легкими травмами. 21 сентября 1985 г. Боевая потеря вертолета Bell-212 "Анафа" ВВС Израиля. Вертолет пилотируемый экипажем Раана Элрана участвовал в операции по поиску пусковых установок РС в Южном Ливане. После посадки у населенного пункта Шихим вертолет был поражен боевиками "Амаль" выстрелом из РПГ и загорелся. Всем находившимся на борту удалось эвакуироваться безопасно.
19 ноября 1985 г, боевая потеря двух самолетов МиГ-23МЛ ВВС Сирии. В 12:19 воздушную границу Сирии, со стороны Ливана, нарушили два израильских истребителя F-15, на перехват которых была наведена дежурная пара МиГ-23МЛ (ведущий Рияд Хиндави, ведомый Мохамед Саляма). Из-за ошибочных команд наземного оператора летчики МиГ-ов едва не проскочили цель и вступили в бой из невыгодного положения. В результате израильтяне первыми вышли на позицию пуска ракет и атаковали. Оба сирийских самолета были сбиты. Один из них упал в 3 км западнее н.п. Набек. Летчики успешно катапультировались. Сирийская сторона в качестве ответной меры выдвинула ближе к границе свои ЗРК и отправила ноту протеста.
7 февраля 1986 г. инцидент с вертолетом Агуста-Белл AB.205А UN-274 зав.4123 (эскадрилья "Italair" контингента UNIFIL, площадка Накура). Вертолет миротворцев был обстрелян отрядом Шейха Аркадана ("Исламские группировки") восточнее городка Цидон, после чего совершил аварийную посадку. Экипаж капитана Диего Да Сальва из 3 итальянцев, двое финских и один датский наблюдатели были арестованы боевиками. Вскоре всех отпустили, а Шейх Аркадан заявил, что вертолет ошибочно приняли за борт "Армии Южного Ливана". Обломки машины эвакуированы трейлером.
21 мая 1986 г. инцидент с вертолетом Агуста-Белл АВ.205А UN-294 (Итальянского контингента, площадка Накура). Вертолет осуществлял перевозку членов французского посольства и наблюдателей миротворческого контингента. Над населенным пунктом Казмиех борт неожиданно попал под плотный огонь стрелкового оружия. Пули повредили топливный бак, в результате чего экипаж выполнил вынужденную посадку. Никто из находившихся на борту не пострадал, вертолет восстановлен.
16 октября 1986 г, 03:45, боевая потеря самолета F-4E №306 69-й эскадрильи ВВС Израиля. Самолет наносил бомбовый удар по позициям боевиков группировки «Хезболла» у н.п. Тир. Сразу после сброса бомб одна из них сдетонировала и поразила свой самолет множеством осколков. Летчик Ишай Авирам и оператор Рон Арад были вынуждены катапультироваться и приземлились в р-не н.п. Сайда. Оператора взял в плен 19-ти летний боец «Амаль» - Рафик Ибрагим. Одна рука у Арада была перебита и боевик чуть не пристрелил его из винтовки М-16 за то, что тот не поднимал руки вверх. Летчику повезло больше – сразу после приземления он скатился в высохшее русло ручья и затаился там. Находившаяся поблизости пара боевых вертолетов AH-1 немедленно выдвинулась в зону падения самолета. Вертолетчикам удалось связаться с Авирамом на аварийной частоте и под огнем противника эвакуировать его (весь полет он держался за лыжу вертолета!). Пленного Рона Арада доставили в Бейрут, а затем перевезли в неизвестное убежище. До сих пор его не освободили (по не подтвержденным данным он принял ислам и проживает в Иране, являясь действующим офицером ВВС).
28 мая 1987 г. Перехват самолета CM.170 Magister ВВС Ливана (авиабаза Халате). Около полудня безоружный самолет управляемый летчиками полковником Халиль Мэтром и капитаном Самиром Майлуни взлетел с целью оказания помощи яхтсменам потерявшимся в территориальных водах Ливана. В ходе выполнения задачи самолет был перехвачен израильскими истребителями и принужден к посадке на авиабазе Рамат-Давид. После вмешательства ООН экипаж и аппарат возвращены.
1 июня 1987 г. На борту вертолета SA.330L Puma ВВС Ливана совершавшего полет из резиденции Бика Сефрин в Бейрут произошел взрыв. Заряда бомбы с часовым механизмом хватило для того чтобы нанести смертельные ранения премьер министру Рашиду Карами и тяжело ранить трех других людей находившихся на борту (в том числе летчика майора Антони Бустани). Управление успел перехватить майор Вилльям Млаисс, он посадил поврежденную машину на авиабазе Халате.
28 июля 1987 г, 08:39, боевая потеря самолета МиГ-21 24-й бригады ВВС Сирии (аэродром Деир-эз-Зор). Сирийский самолет произвел взлёт одиночно в 08:07 с целью выполнения тренировочного полета. В процессе маневрирования он нарушил воздушную границу Ирака и был сбит зенитной ракетой у н.п. Аль-Каим. Летчик Хамди Джабр катапультировался у фосфатного комплекса, в 14 км от сирийской границы, после чего был задержан иракскими военными. Освобожден 5-го августа, через территорию Иордании.
25 ноября 1987 г. Боевая потеря мотодельтаплана Палестинцев. Группа из четырех коммандос возглавляемая лейтенантом Адхам Абу Аммаром, на двух аппаратах, совершила ночной рейд против израильского военного лагеря Кирьят-Шмона. В 22:30, заглушив моторы, палестинцы преодолели Ливано-Израильскую границу и произвели посадку рядом с лагерем. Неожиданно напав на противника бойцы расстреляли 6 израильских солдат и еще 8 ранили. В ходе боя погиб один палестинец Халид Мохаммед, а второй (Бен Милуд - один из пилотов) был ранен. При попытке вернуться в Ливан раненый палестинский дельтапланерист потерял сознание и разбился. 30 декабря 1987 г, 09:40, угон вертолета SA.342L «Gazelle» ВВС Ливана, оснащенного ПТУР «HOT». Летчик л-т Маджид Карама, друз по национальности, произвел взлёт с аэродрома Адма в 09:30 с целью выполнения тренировочного полета. На борту так же находились второй пилот Ильяс аль-Хилю и бортовой техник. Через 10 минут связь с вертолетом была потеряна. Позже выяснилось, что л-т Карама произвел посадку на футбольное поле у н.п. Джуние и, под предлогом необходимости перевозки четырех человек по заданию командования, высадил остальных членов экипажа. Затем он произвел взлёт и перелетел в горный район Шуф, к силам просирийского лидера Валида Джумблатта. После посадки в долине у н.п. Дамур, летчик заявил, что бежал из-за дискриминации со стороны правившего христианского большинства. Правительство потребовало вернуть вертолет, но друзы отказались, в результате чего последовал период напряженности. Когда он пошел на спад, вертолет вернули. 16 января 1988 г. потеря вертолета SA.330L Puma ВВС Ливана. Экипаж в составе командира к-на Джорджеса Садака и второго пилота л-та Джиана Аззи выполнял транспортный рейс. В 12:20, на траверзе н.п. Буар, вертолет взорвался, упал в море и затонул. Оба члена экипажа находившиеся на борту погибли. 2 октября 1989 г боевая потеря самолета Hawker «Hunter» FGA.9 L-285 ВВС Ливана (силы генерала Мишеля Аюна). Самолет майора Джорджа Сирхая (ливанский христианин) в составе пары выполнял тренировочный полет. При проходе был поражен огнем сирийских зенитчиков, в результате чего отказала система выпуска шасси. После нескольких неудачных попыток совершить посадку летчик был вынужден катапультироваться над Средиземным морем, на траверзе н.п. Батрун. После приземления на парашюте майор Сирхай был арестован экипажем сирийского патрульного катера. Видимо это была провалившаяся попытка отогнать сирийские патрульные катера, осуществляющие блокаду христианского анклава с марта месяца. Мишель Аюн неоднократно грозился применить авиацию против ВМС Сирии. 11 октября 1989 г, 11:10, побег на самолете МиГ-23МЛ №2786 ВВС Сирии (аэродром Блэй). Летчик м-р Мухаммад Бассам аль-Адль в составе пары совершал тренировочный полет в районе линии разграничения. Когда пара взяла курс на свой аэродром, один из самолетов отделился и со снижением до 30-50 м и увеличением скорости до 1200 км/ч пересек границу. Посадка выполнена на аэродроме сельскохозяйственной авиации в Мегидо, на территории Израиля. Из вооружения на борту оказалась только 23-мм пушка с боекомплектом. Показательно, что ПВО Израиля не смогло отреагировать на нарушение границы, хотя самолет находился в зоне РЛ контроля около 16 минут (в том числе 7 минут в израильском воздушном пространстве). С Сирийской стороны пострадал нач.штаба ПВО Иссам Абу Галиб, герой войны 1973 года. Он нес ответственность за воздушное пространство юга страны и был снят с должности. 21 октября 1989 г, 09:57, уничтожение турецкого гражданского самолета BN-2A-3 «Islander» TC-KUN. Легкий самолет правительства Турции, управляемый экипажем Исмаила Фаика Айтана, выполнял аэрофотосъемку местности в провинции Хатай, совершая круги большого радиуса на высоте 2400 м. Неожиданно самолет был атакован парой сирийских истребителей и сбит огнем 23-мм ВПУ. Позже выяснилось, что самолет сбил летчик 679-й аэ л-т Мухаммед Хоссам на истребителе МиГ-21бис №2310 (аэродром Хама). Он опознал самолет как разведчик "Мохаук", неправильно определил границу и открыл огонь на поражение. Реально, перехват «нарушителя» выполнялся над Турцией, у н.п. Алтынёзю, округа Самандаг, провинции Хатай. Погибли пять человек находившихся на борту BN-2, включая двух летчиков и трех картографов. Через год Сирия выплатила денежную компенсацию за гибель людей и потерянный самолет. 13 июля 1990 г, 04:30, угон самолета Do.28В "Агур 032" 100-й эскадрильи ВВС Израиля. Летчик-резервист к-н Хаггай Мори произвел несанкционированный взлет с аэродрома Сде-Дов и направился в сторону Сирии, предположительно с целью побега. Каковы были его истинные намерения не ясно, так как после ряда маневров над сирийско-израильской границей его самолет перешел в резкое контролируемое снижение и разбился. Тело летчика найдено рядом с обломками кабины. Сирийцы сообщили, что их ПВО воспрепятствовали проникновению чужого самолета в свое воздушное пространство. Израильская сторона списала случай на самоубийство, но вряд ли для этого потребовалось лететь к границе. Этот инцидент стал первым дезертирством на самолете в истории ВВС Израиля. 1 июля 1992 г. катастрофа вертолета Bell-212 №050 ВВС Израиля. Вертолет осуществлял ПСО пары ударных "Кобр", которые наносили ракетный удар по палестинскому лагерю беженцев в Рашидии. Сразу после атаки спасательный вертолет столкнулся с водной поверхностью Средиземного моря, около южно-ливанского городка Накура (штаб-квартира сил ООН в Ливане). Один из бойцов подразделения 669, находившийся на борту погиб.
|