RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Потери ВВС в Афганистане / Потери авиационной техники /

В начало списка

9 сентября 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 181-го овп (Файзабад). При минировании караванных троп, в 120 км южнее г.Файзабад провинции Бадахшан, вертолет попал в засаду. Получив боевые повреждения, он совершил вынужденную посадку в ущелье на высоте Н=3800 м. При посадке разрушился, возник пожар. Командир вертолета -комэск м-р Балобанов В.Н. и летчик-штурман ст. л-т Бураго В.В. погибли, борттехник ст.л-т Ветров остался жив.

16 сентября 1983 г. боевая потеря Ан-12бп 194-го овтап (Фергана), посадка на аэродроме Шинданд. Самолет к-на Матыцина А.М. на предпосадочной прямой попал под обстрел противника из ДШК, получил повреждение управления передней ногой, сошел с ВПП и столкнулся с вертолетом Ми-6 280-го овп (Кандагар). Экипаж самолета и пассажиры, находившиеся на борту, погибли. Экипаж: помощник ком-ра л-т Резаев А.Ю., штурман ст.л-т Семененко А.И., ст. б/т ст.л-т Убоженко В.М., б/т по АДО ст.л-т Алёшин Н.А., ст. возд.радист пр-к Хаббатуллин Р.К.. Пассажиры:  офицер БУ ст.л-т Батурин А.В. Уцелел лишь находившийся на своем рабочем месте возд. стрелок прапорщик Виктор Земсков.

23 сентября 1983 г. авария вертолета Ми-24Д №02 254-й овэ (Кундуз). При выполнении посадки с большим тангажом произошло касание земли хвостовым винтом. Вертолет потерял управляемость, перешел во вращение и упал на борт. Экипаж в составе командира к-на Виктора Лукина, летчика-оператора к-на Сергея Тимофеева и борттехника ст.л-та Николая Квашеникова остался жив.

сентябрь 1983 г. авария вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Выполняя взлет с площадки, в жару, с превышением взлетной массы, вертолет к-на Виктора Голомазова опрокинулся на борт и сгорел. Экипажу удалось выбраться и спастись. При падении оператор лейтенант Андрей Сергеев получил травмы.

1 октября 1983г. повреждение вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). В ходе выполнения ночного разведывательного полета подвергся обстрелу из ДШК и получил значительные повреждения, командир к-н В.Легков и оператор л-т Патраков А.Г. были ранены. Командиру удалось привести вертолет на базу, летчик-оператор скончался в госпитале 8 октября.

3 октября 1983г. боевая потеря вертолета Ми-24 262-й овэ (Баграм). Пара к-н Меньшойкин ст. л-т Дымов выполняла задание по прикрытию пары Ми-8МТ осуществлявших эвакуацию раненого бойца 345-го вдп в 20 км восточнее а/б Баграм. Ми-8МТ попал под огонь ДШК, по которому пара прикрытия стала работать заходя вдоль ущелья. Выполняя шестой заход на цель вертолет ведущего попал под очередь ЗГУ, в результате попадания в НВ отлетели лопасти и машина рухнула на землю у н.п. Пачахан. Ведомый доложил "020 сбит, наблюдаю парашют". Погибли командир вертолета к-н Меньшойкин В.И. , борттехник л-т Сташенко Б.П. и находившийся на борту л-т Кузьмин В.А. из группы РЭБ. Группе ПСС удалось спасти летчика-оператора к-на Г.Кузнецова - единственного сумевшего воспользоваться парашютом.

16 октября 1983 г. боевое повреждение самолета Ан-12бп 224-го отряда (Баграм). Экипаж майора Залетинского при пазгрузке на аэродроме Хост попал под обстрел. В результате близского разрыва реактивного снаряда был поврежден один из двигателей, а члены экипажа получили различные ранения. На трёх исправных двигателях удалось взлететь и привести повреждённую машину в Кабул.

18 октября 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-8 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Группа вертолетов осуществляла высадку десанта афганских военнослужащих у брошенной электростанции на водохранилище Каджакай. Из-за задержки возникшей при десантировании экипаж м-ра Артамина А.А. отстал от группы и, догоняя ее, решил срезать маршрут, пролетев над районом, насыщенным средствами ПВО. На малой высоте борт был поражен огнем ДШК и стал терять высоту, в результате удара о землю командир, летчик-штурман ст. л-т Вашутин Н.Б. и борттехник ст.л-т Зверев А.В. погибли.

23 октября 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-24 17-го оап Погранвойск (Мары). Выполняя облет газопровода на Н=3000м, ночью, вертолет капитана Ерыкалина Ю.А. был (предположительно) сбит противником огнем стрелкового оружия и упал в р-не Акчи - Шиберган. Точная причина потери не установлена. Экипаж в составе командира, летчика оператора л-та Абдулина С.С., борттехника ст.л-та Панкова В.Н. и бормеханика ряд. Саранчука А.А. погиб.

25 октября 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-8 181-го овп (Файзабад). После взлета ночью на выполнение планового тренировочного полёта, на втором развороте обстрелян из ДШК, столкнулся с землей и разрушился. Недавно прибывший экипаж в составе командира эскадрильи п/п-ка Шефера Э.Н., командира вертолета (ком-ра звена) к-на Шевченко В.Д., летчика-штурмана ст. л-та Мельниченко А.М. и борттехника л-та Машутина К.Н. погиб.

29 октября 1983 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис 927-го иап (Береза). Вылет с аэродрома Баграм, начальник разведки АП м-р Игорь Долгих. В составе группы из 8 МиГ-21бис наносил БШУ по цели юго-западнее н.п.Бамиан. На выходе из атаки самолет Долгих получил повреждения от огня ДШК, были пробиты топливные баки, что привело к утечке топлива. При возвращении на а/б Баграм самолет загорелся, летчик катапультировался и приземлился в 16 км от аэродрома. На поиск сразу была направлена пара вертолетов Ми-8МТ 262-й эскадрильи, выполнявшая санзадание. Экипаж замполита аэ Семина - ком звена Бушева подобрал летчика под огнем противника.

15 ноября 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Вертолет совершал полет по маршруту Кабул - Логар с группой военных и оффициальных лиц на борту (представители министерства сельского хозяства направлялись с инспекцией к медным рудникам Айнак). Прикрытие осуществляли четыре афганских Ми-25. В 16км южнее Кабула по транспортному вертолёту был открыт огонь с земли, после чего машина потеряла управление и разбилась. Из более чем 20 человек на борту погибло 12, в том числе командир 8-й дивизии ген.м-р Мохаммед Абдул Азим. 

15 ноября 1983 г. боевая потеря Ми-6 №41 181-го овп (Кундуз), полет по маршруту Файзабад - Кундуз. При заходе на посадку "по самолетному" у вертолета м-ра В.И. Михайлова на Н=200м произошло срезание шлицов в редукторе хвостового винта, машину резко развернуло влево, она с большим креном упала и загорелась. Погибло 4 члена экипажа, включая борттехника ст. л-та Концевича В.Б., бортмеханика пр-ка Баландина А.И. и начальника мастерской связи и РТО прапорщика Сиренко В.С., сопровождавшего груз. Остались в живых м-р В.Михайлов, м-р В.Шам, м-р В.Алесейко и борттехник к-н И.Водолажский.

18 ноября 1983 г. поломка самолета МиГ-21р 263-й оаэтр (Щучин). Пара Мандрыгин - Бондарев осуществлявшая разведывательный полет, вышла к аэродрому базирования - Кабул с аварийным остатком топлива, у самолета А.Ю. Мандрыгина на пробеге сложилась левая стойка шасси. Машина сошла с ВПП и получила значительные повреждения. Летчик не пострадал, самолет восстановлен в течении трех дней.

1декабря 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). При выполнении минирования караванных троп, на высоте 450 метров, вертолёт замыкающего группы попал под огонь стрелкового оружия, загорелся и совершил вынужденную посадку на территории противника. Экипаж (КК-?, ЛШ Евгений Ельников, БТ-?) был подобран вертолётом ведущего, а поврежденный борт расстрелян на месте.

19 декабря 1983 г. авария самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), перелет с аэродрома Кандагар на аэродром Баграм. При выполнении вылета с аэродрома Баграм старший летчик ст. л-т Алексенко Александр Иванович катапультировался и совершил посадку в районе н.п. Дурнама. ПСО выполняла пара Ми-8МТ 262-й овэ С.Ефимов-А.Скиба. Ст. л-т А.Алексеенко благополучно эвакуирован экипажем к-на С.Ефимова (л-шт Вячеслав Хныков, б/т  Юрий Заика).

24 декабря 1983 г. боевая потеря вертолета Ми-8вкп 262-й овэ (Баграм). Экипаж: к-н Виктор Романович Кухтин, летчик-штурман Анатолий Завалиев, борттехник Евгений  Смирнов Заходивший на посадку вертолет был обстрелян противником - было перебито управление хвостовым винтом, после чего борт перешел в неконтролируемое вращение и упал в районе ближнего привода. Экипаж по команде стал покидать вертолет на парашютах при V=70 км/ч, Н=100 м. Борттехник к-н Смирнов Е.И. из-за малой высоты раскрыть парашют не успел, а летчик-штурман ст.л-т Завалиев А.П. вертолет не покинул, оба погибли (летели не надев парашюты и потеряли время на пристегивание системы). Командир при приземлении получил травму позвоночника и был списан с летной работы.

К списку потерь 1984-го года

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100