RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

ВВС Египта достаточно активно эксплуатировали истребители-бомбардировщики Су-7, имея на вооружении целую бригаду этих машин. Но уже в ходе «войны на истощение» стало очевидно, что самолет сильно уступает своим западным аналогам по таким важным характеристикам, как бомбовая нагрузка и дальность полета. На запрос египетской стороны о поставках более совершенных типов авиационной техники СССР предложил ознакомиться с недавно разработанными Су-17 и МиГ-23Б.

Самолет Су-17 был впервые продемонстрирован президенту Садату 16-го мая 1972, на одном из закрытых показов, на авиабазе Каир-Вест. Истребитель-бомбардировщик управляемый советским летчиком совершил пролет над трибунами, выполнил ряд маневров и перестановку крыла. Видимо у руководства египта осталось благоприятное впечатление, так как вскоре последовал заказ на 16 машин. Для ускорения процесса переучивания личного состава на Су-17 были отобраны летчики и техники, ранее эксплуатировавшие истребители-бомбардировщики Су-7. Местом базирования новых самолетов стал аэродром Джанаклис.

Уже в первые недели эксплуатации Су-17 оказалось, что отказы различных систем не позволяют достичь подразделению даже минимального уровня боеготовности, а летно-технические характеристики относительно старых Су-7 возрасли не значительно. Из-за многочисленных жалоб египетской стороны на матчасть в ходе пробной эксплуатации, стороны договорились обменять все Су-17 на партию из 14 Су-20. Эта модификация Су-17 с новым двигателем полностью удовлетворила египетскую сторону и из полученных машин была сформирована 55-я эскадрилья под командованием п-ка Хазема аль-Гареба. Оперативно эскадрилья подчинялась командиру 205-й авиационной бригады, а местом базирования подразделения остался аэродром Джанаклис. К сентябрю 1973 года эскадрилья была полностью подготовлена к выполнению боевых задач, причем на 14 машин было всего 14 подготовленных летчиков (пропорция 1:1).

Участие эскадрильи в «Октябрьской войне» 1973 года

Отдел планирования ВВС Египта поставил перед эскадрильей Су-20 задачу нанести 6-го октября 1973 года бомбовый удар по израильской авиабазе Эцион, расположенной севернее порта Эйлат, на Синайском полуострове. Для этого все 14 самолетов были перебазированы с авиабазы Джанаклис в Бени-Суэф, откуда дальности полета Су-20 хватало для выполнения поставленной задачи. Уже по прибытии в Бени-Суэф начались проблемы – на базу не успевали подвезти бетонобойные боеприпасы, поэтому самолеты снаряжали тем, что было в наличии. Вскоре эта проблема решилась сама-сабой, так как запланированный рейд был отменен личным распоряжением Садата. Летчики Су-20 с большим разочарованием вспоминают, что им оставалось только следить за сводками с фронта и наблюдать, как уходят на боевые задания их коллеги из других подразделений…

С 8-го октября одиночные Су-20 начали выполнять боевое патрулирование в районе авиабазы Бени-Суэф. Конечно, основной целью таких патрулей было поддержание лётных навыков, а не обеспечение противовоздушной обороны, но в случае необходимости лётчики могли вступить в оборонительный воздушный бой. Вероятно, египетским Су-20 так бы и не пришлось вступить в бой, но утром 16 октября из области Диверсоар стали поступать тревожные сообщения о столкновениях с израильскими войсками. Посланный в район для уточнения ситуации вертолет Ми-8Т обнаружил вражеские силы, переправляющиеся на западный берег канала. С этого момента все доступные силы ВВС Египта приняли участие в ликвидации прорыва…

Летчики Су-20 выполнили одиночный разведывательный полет в область Диверсоар и, наконец, 19-го октября 1973 года в 15:30 получили разрешение на атаку вражеских войск в районе Абу-Султан. Из-за острой нехватки истребителей действовать предстояло самостоятельно, без воздушного прикрытия. К выполнению задачи были подготовлены 10 Су-20, каждый из которых нес 6 блоков УБ-32 с ракетами С-5К и полный боекомплект к пушкам. Состав группы был следующим:

- пара Су-20 выполнявшая доразведку целей и целеуказание всей группе ( комэск п/п-к Хазем аль-Гареба – к-н Абд эль-Халик Шафа);

- звено Су-20 (к-н Махмуд Абд эль-Шазли – ст.л-т Ансара – к-н Самир Абд эль-Мабуд – к-н Абд эль-Мукам Шараф аль-Дин);

- звено Су-20 (к-н Мохаммед Ибрагим – к-н Шауки Абд эль-Аля – к-н Ахмед Аббас – ст.л-т Наси).

Группа произвела взлёт в 17:25 и следуя от авиабазы Бени-Суэф взяла курс на первую контрольную точку – гору Айабд. Затем повернув на север группа прошла над «Горьким Озером» и вышла в район цели. Над районом Горького Озера группа была аткована израильскими перехватчиками. Первая пара была сразу сбита, причем командир эскадрильи п/п-к Хазем аль-Гареба погиб, а к-н Шафа успел катапультироваться и попал в плен.

Шедшее следом звено вступило в оборонительный воздушный бой, в ходе которого первая пара египтян была сбита. Оба летчика смогли катапультироваться и попали в плен. Замыкающему звену Су-20 удалось беспрепятственно нанести удар по израильским войскам и вернуться на базу. В результате этого вылета эскадрилья потеряла 4 самолета и своего командира. Достоверные победы одержали израильские летчики на самолетах «Nesher» - Гиора Эпштейн (2 победы), Гидеон Ливни (одна победа) и Гидеон Дрор (одна победа). Опасаясь дальнейших потерь новых самолетов, эскадрилье запретили действовать без истребительного прикрытия и больше летчикам Су-20 в войне поучаствовать не довелось.

Применение Су-20 в ВВС Сирии

Ещё одним эксплуатантом Су-20 стали ВВС Сирии. К началу «октябрьской войны» сирийцы получили 15 машин этого типа, которые включили в состав 50-й смешанной авиационной бригады. Местом базирования эскадрильи стала авиабаза «Тифор» (адаптированое название от английского Т-4), а командиром стал Хассан аль-Джазейри. Непосредственно перед началом боевых действий Су-20 были перебазированы из Т-4 на аэродром Блэй, откуда и совершали боевые вылеты. Всего, за время войны эскадрилья совершила 98 боевых вылетов, при потере 8 самолетов Су-20. Наиболее известными моментами в применении сирийцами машин этого типа стали удары по горе Мерон 8-го октября и НПЗ Хайфа 20-го октября. Так, 8-го октября 1973 года звено Су-20 наносило удар по командному центру израильтян на горе Мерон, области Сафед. В составе звена были летчики Камаль Наср, Закария аль-Дамад, Валид Шаабан и Муаффак Абу Джиб. В ходе налета был подбит самолет ст.л-та Камаль Хиляль Насра, которому с КП приказали постараться дотянуть до территории Иордании и катапультироваться там. Летчик доложил, что намерен уничтожить цель и направил самолет на вражеский объект…

20-го октября 1973 года, в ответ на удары израильской авиации по объектам нефтянной промышленности в Сирии, была спланированна воздушная атака на НПЗ в 6 км севернее города Хайфа. К вылету были подготовленны два Су-20 с комбинированной загрузкой из зажигательных бомб ЗАБ-250 и осколочно-фугасных ОФАБ-250. Ранним утром оба самолета поднялись в воздух и направились к цели следуя через территорию Ливана. Лидером пары был комэск Хассан аль-Джазейри, для него это был уже второй вылет на атаку НПЗ Хайфа – первый раз он атаковал эту цель 5-го июня 1967 года, в предыдущей войне! Ведомым пары шел к-н Хассан Али Курди. Выйдя к цели сирийцы выполнили «подскок» до высоты 200 метров и с горизонтального полета сбросили бомбы. По израильским данным бомбы упали в море на мелководье, не причинив ущерба. При следовании домой, по невыясненной причине, был потерян самолет ведомого. В 05:40 утра, при следовании в северном направлении, Су-20 к-на Хассана Али Курди взорвался над индустриальной зоной н.п. Нагария и частями упал на землю. Разброс обломков составил 5 км2. Двигатель самолета «влетел» в трехэтажное здание, вызвав значительные разрушения и ранил женщину. Взрывом были разбиты стекла и разорваны линии электроснабжения по всему району. Летчик погиб. 

На сегодняшний день не ясно, что стало причиной падения самолета к-на Курди. Сирийцы «списали» самолет на работу наземных средств ПВО, удостоив посмертно летчика звания «Героя САР», израильская сторона не подтверждает своего участия в уничтожении самолета. Вероятнее всего сирийский летчик использовал на обратном маршруте предельно малую высоту и «зацепил» какое либо препятствие.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100