4 января 1970 года сбит самолет МиГ-21Ф-13 26-й аэ 102-й иабр ВВС Египта (аэродром Инчас). Звено самолетов в составе к-н Сайед Сакр – л-т Набиль Иззат, ст.л-т Реда Ираки – л-т Набиль Аббаси произвело взлёт в 13:16 с аэродрома Инчас и по командам с земли было выведено в р-н Кантары. Заняв высоту 4000 м и строй колонна пар с интервалом 2 км, египтяне начали поиск противника. Погодные условия были хорошие – чисто, видимость 30 км. Внезапно в наушниках появилась сильная частотная модуляция, после чего связь с наземным КП у египтян была потеряна. Затем МиГ-и подверглись атаке «Миражей» сзади-сверху и были вынуждены вступить в бой. Ведущий противника не заметил и был сбит. Летчик погиб. Из-за сильных помех предупредить его об опасности ведомые не смогли. После короткого маневренного боя противники разошлись. Пара ст.л-та Ираки вернулась на аэродром Инчас, а оставшийся один л-т Иззат произвел посадку на аэродроме Абу-Сувейр. Погибший летчик к-н Сайед Байоми Сакр не был в составе дежурного звена, а находился на аэродроме для наземной подготовки к возобновлению полетов после перенесенной операции. Однако, когда поступил сигнал тревоги, к-н Сакр по собственной инициативе занял место в самолете м-ра Ахмед Анвара, отошедшего в туалет, и повел звено на взлёт... 10 января 1970 года потеряны три истребителя-бомбардировщика Су-7БМК 53-й аэ 205-й ибабр ВВС Египта (аэродром Бильбейс). Звено самолетов (ведущий к-н Фахми Мунир Бирсум) наносило удар по позиции ЗРК «Хок» у н.п. Рас-Судр. Воздушное прикрытие обеспечивало звено МиГ-21 104-й иабр (ведущий ст.л-т Фарид Харфуш). МиГ-и вышли в зону ожидания, а истребители-бомбардировщики начали выход цели следуя на ПМВ со стороны Сохны. Уже на подходе к цели египетские летчики зафиксировали по себе пуск зенитных ракет, причем огонь велся совсем с другой позиции, нежели была указана в данных разведки. Ориентируясь по дыму египтяне изменили курс и нанесли удар по обнаруженной позиции. При этом вторая пара звена (ведущий Тахсин Мустафа аль-Ажин и ведомый Ясри Хасан Рияд) была сбита. Летчики погибли. Самолет ведомого первой пары Мохамеда Хайри Фуада был поврежден осколками ракеты, но летчик сумел довести машину до аэродрома Бильбейс. Уже на пробеге самолет загорелся, но летчик успел покинуть его самостоятельно. Борт списан в результате пожара. Этот эпизод стал самой большой единовременной потерей 205-й ибабр за всю «Войну на истощение». 16 января 1970 года сбит самолет A-4H№76 102-й эскадрильи ВВС Израиля. Четверка штурмовиков в составе м-р Моше Саар – к-н Дов Пелег, Ури Шахар – Амирам Гай наносила удар свободнопадающими бомбами Мк.82 «Снекай» по РЛС противника в р-не н.п. Заафарана. Непосредственно над целью, плотным огнем зенитной артиллерии 57-мм, был сбит самолет к-на Дова Пелега. Наблюдалось падение самолета в море и катапультирование летчика. Вертолет ПСС вышедший в район падения не смог обнаружить его следов. Египтяне позже нашли только части обмундирования со следами укусов акул. 8 февраля 1970 года потеряны два истребителя МиГ-21ФЛ 46-й аэ 104-й иабр ВВС Египта (аэродром Мансура). Звено самолетов в составе ст.л-т Фахри эль-Ашмави – л-т Рауф Нур аль-Дин, ст.л-т Мохамед Абд эль-Самад эль-Дагеди – л-т Реда Искандар произвело взлёт с аэродрома Мансура в 09:59 и по командам с земли было выведено на встречу группе самолетов противника. В завязавшемся бою занесена предположительная победа над F-4 летчику л-ту Рауф Нур аль-Дину (выполнил пуск двух УР К-13 и вел огонь из подвесного контейнера ГП-9). В свою очередь были потеряны два МиГ-21: самолет ст.л-та Фахри эль-Ашмави, который выйдя из боя был направлен по остатку топлива на ближайший аэродром Инчас, был сбит ракетой (в сборнике причиной потери указано поражение ракетой С-75), после чего летчик катапультировался и был списан с летной работы из-за компрессионного перелома позвоночника. Из-за остановки двигателя над аэродромом Мансура удачно катапультировался ст.л-т Мохамед Абд эль-Самад эль-Дагеди (полное израсходование топлива из-за длительного маневрирования в бою на форсажном режиме). 9 февраля 1970 года, в 16:10, сбит самолет «Мираж-III» №57 101-й эскадрильи ВВС Израиля. Две пары израильских истребителей вступили в бой со звеном египетских МиГ-21М 104-й иабр (лидер ст.л-т Васафи Бишара) над центральным сектором канала. После того как у пары «Миражей» в составе ведущего Одед Марома и ведомого Авиаонам Келдса остался аварийный остаток топлива, наземный КП дал им команду на выход из боя. В момент отхода один из МиГ-ов сумел зайти сзади и пуском двух ракет Р-3С в заднюю полусферу поразил самолет ведомого (первая ракета в цель не попала). На борту возник пожар и л-т Авионам Келдс был вынужден катапультироваться над вражеской территорией. Схвачен местными жителями и передан в полицейский участок. Победу одержал летчик 42-й аэ 104-й иабр ст.л-т Исмаил Хассан Имам. Снимок ФКП был опубликован в прессе. В этом же бою был потерян один египетский МиГ-21М, летчик которого л-т Ахмед Сулейман Асси катапультировался удачно.
13 февраля 1970 года, потерян истребитель-бомбардировщик Су-7БМК ВВС Египта. После нанесения удара по израильским позициям за каналом, пара Су-7 начала отход на свою территорию, используя предельно малую высоту. Уже на египетской территории, в районе н.п. Исмаилия, самолет ведомого столкнулся с землей и взорвался. Летчик Набиль Абд эль-Кадер Мохаммед Юсуф погиб. Огневого воздействия противника не отмечено. 19 февраля 1970 года, в 20:40, сбит самолет Vautour IIA №05 110-й эскадрильи ВВС Израиля. Пара самолётов в составе Узи Шамир – Ами Алкелай выполняла атаку передовых позиций египетской армии в приканальной зоне, действуя ночью, при яркой луне. Непосредственно над целью ответным огнем ЗА самолёт ведомого был подбит. Раненый лётчик л-т Ами Алкелай увёл машину на свою территорию и катапультировался после отказа гидросистем. Эвакуирован вертолетом Белл-205 124-й аэ. В войне 1973 года сбит над Египтом второй раз и попал в плен. 26 февраля 1970 года потерян самолет МиГ-21Ф-13 25-й аэ 102-й иабр ВВС Египта (аэродром Кувейсна). На отражение вражеского налета в воздух была поднята четверка истребителей в составе м-р Самих Марей – ст.л-т Эсмаиль Авейс, ст.л-т Ахмед Атеф – л-т Ибрагим Хаммад. Следуя командам с земли четверка вышла в р-н западнее н.п. Исмаилия, где обнаружила вражеские самолеты «Мираж». Уже в ходе завязки боя египтяне заметили засадную группу противника (самолеты «Фантом»), выходящую в атаку снизу спереди, на пересекающихся курсах. Майор Марей своей парой сумел сорвать первую атаку «Фантомов», но в последовавшем маневренном бою остался один и был сбит противником. Самолет упал у н.п. Баста, летчик командир эскадрильи м-р Самих Марей Абд эль-Разек погиб. 28 февраля 1970 года потерян самолет МиГ-17Ф 62-й аэ ВВС Египта (аэродром Мансура). В ходе удара по объекту противника составом пары, ответным огнем мелкокалиберной зенитной артиллерии поражен самолет управляемый Хассаном абд аль-Баки. Летчик постарался дотянуть до базы и сумел пересечь канал, после чего двигатель остановился. В ходе вынужденной посадки в пустынной местности летчик получил травмы и потерял сознание. Эвакуирован в госпиталь вертолетом Ми-8Т ПСС. Восстановился и летал дальше. 11 марта 1970 года самолет Ту-16Р 90-й одраэ ВВС Египта (аэродром Каир-Вест), пилотируемый советским экипажем м-ра А.Кадомцева, выполнял поиск АУГ ВМС США в Средиземном Море. В р-не к югу от Греческого острова Крит, следуя на высоте 300 метров, разведчик вышел к авианосцу "USS Franklin D. Roosevelt" 6-го флота США. Ссылаясь на проведение летной смены, командование авианосца направило находившийся в воздухе F-4 для вытеснения чужого самолета из зоны полетов. Летчик "Фантома" предельно сблизился с Ту-16Р и жестами дал ему сигнал удалиться. Экипаж разведчика начал выполнение разворота в сторону "Фантома", при этом произошло касание законцовкой крыла концевой части киля F-4. Оба самолета получили незначительные вмятины. Причем истребитель прекратил выполнение задания и приземлился на авианосце, а Ту-16Р остался в зоне до окончательного выполнения задания. 12 марта 1970 года, около 18:00, потерян истребитель-бомбардировщик Су-7БМК 205-й ибабр ВВС Египта (аэродром Бильбейс). Самолет в составе группы наносил удар по объектам противника в области Эль-Габассат (южный сектор канала). В районе цели, при выполнении маневра, столкнулся с землёй и взорвался. Летчик к-н Абдалла Мохамед Юсри Хассан погиб. Среди возможных причин потери названы огонь с земли или ошибка летчика. 27 марта 1970 года потеряны два истребителя МиГ-21Ф-13 25-й аэ 102-й иабр ВВС Египта (аэродром Кувейсна). Взлёт из положения дежурства. В ходе воздушного боя составом звена египетские летчики были вынуждены выполнять отход по остатку топлива. Противник преследуя отходящие МиГ-21 смог сбить два из них. Самолеты упали у шоссе Каир-Суэц, а летчики л-т Талаат Абд эль-Кадер Хелми и л-т Абд эль-Хай Абд эль-Монейм погибли. Причём л-т эль-Монейм был обстрелян противником уже после катапультирования и погиб от попадания в голову. 19 апреля 1970 года потерян самолет МиГ-17Ф 89-й аэ ВВС Египта (аэродром Кувейсна). По египетским данным самолет при выполнении повторного захода на цель у н.п. Рас-Судр зацепил антенну и разбился. Летчик ст.л-т Фарук Жад аль-Раб Кандиль погиб. В первом заходе применил РС, во втором планировал открытие огня из ВПУ. По израильским данным самолет был сбит ракетой ЗРК «Хок», а тело летчика было найдено в Суэцком заливе. Причем при поиске катапультировавшегося летчика был случайно сбит свой вертолет SE 3180 «Алуэтт II». Обследуя район ю.-в. Порт-Тауфик вертолет снизился, опасаясь пуска египтянами зенитных ракет С-75, после чего был неверно опознан израильскими пехотными подразделениями и сбит огнем стрелкового оружия (пробит бензобак и ранен наблюдатель). После вынужденной посадки в пустыне «Алуэтт II» сгорел... 21 апреля 1970 года потерян самолет МиГ-17Ф 62-й аэ 306-й бригады ВВС Египта (аэродром Мансура). Четверка самолетов нанесла удар по израильским объектам в р-не н.п. Белюза. Выход к цели выполнялся на высоте 30 метров. В процессе атаки, при выполнении "горки", ракетой ЗРК «Хок» был сбит самолет пилотируемый к-ном Талаль Мухаммедом Саадалла. МиГ упал прямо на позиции противника. Летчик погиб. В наградном листе указано, что к-н Саадалла сознательно направил загоревшийся самолет на цель... 28 апреля 1970 года потеря двух самолётов Су-7БМК 205-й ибабр ВВС Египта (аэродром Бильбейс). В процессе нанесения удара по вражеским объектам в области Айн-Муса звено египетских самолётов было атаковано парой истребителей "Мираж". Стараясь уйти из под атаки истребители-бомбардировщики начали отход на предельно малой высоте за канал. Уже после пересечения канала истребителями противника были последовательно сбиты самолеты ст.л-та Мохи аль-Дина Хамид Мохамеда и ст.л-та Эмада Абд эль-Монейма Фахми. Обе машины упали к югу от н.п. Исмаилия, а их лётчики погибли. В этом же эпизоде один "Мираж" 119-й эскадрильи, управляемый Исааком Ниром, получил осколочные повреждения в результате взрыва бомб сброшенных замыкающим Су-7 в момент преследования. май 1970 года, потерян самолет Л-29 Воздушной Академии ВВС Египта (аэродром Бильбейс). Летчик-инструктор принимал участие в тренировке расчетов ПЗРК «Стрела-2» на полигоне Абукир, с.-в. Александрии, работая за «мишень». В ходе очередного захода, выполняя разворот на малой высоте, самолет столкнулся с водной поверхностью и затонул. Летчик успел спастись. 3 июня 1970 года боевая потеря трех самолетов МиГ-21Ф-13 26-й аэ 102-й иабр ВВС Египта. Звено в составе Ахмед Анвар - Мамдух Муниб - Реда аль-Ираки - Фахд аль-Такави произвело взлёт из готовности номер один. По командам с земли звено было выведено в р-н Порт-Саида, где вступило в маневренный бой с самолетами противника типа «Мираж». Получился так называемый «Сэндвич», когда самолеты противника чередуются между собой, пытаясь отбить атаку на впереди идущего товарища. В результате три самолета МиГ-21 были сбиты. Лётчики Ахмед Анвар, Мамдух Муниб и Фахд аль-Такави катапультировались в р-не озера Манзала. У всех были травмы средней тяжести. Лётчику Реда аль-Ираки занесена на счет вероятная победа над самолетом «Мираж» ракетой УРВВ.
4 июня 1970 года, в 14:07, сбит самолет «Мистер IV» №44 116-й эскадрильи ВВС Израиля. Пара самолетов в составе Цви Канор - Хаим Фольнер выполняла удар по египетским объектам на траверзе н.п. Кантара. При работе по цели из ВПУ, на выходе из атаки, когда самолет ведущего находился на высоте около 900 м, он был поражен огнем 23-мм ЗА. Летчик сумел увести машину за канал и попытался дотянуть до аэродрома Рефидим. Однако произошел сначала резкий заброс температуры выходящих газов двигателя, а затем отказ управления с переходом во вращение. Цви Канор катапультировался на высоте 2500 м и был эвакуирован службой ПСС с легкими травмами полученными при приземлении. Это последняя боевая потеря устаревших самолетов «Мистер IV» ВВС Израиля и вероятно первая победа ЗСУ-23-4, т.к. именно эти установки были выдвинуты в составе засадных группировок в указанный район. 22 июня 1970 года получил боевое повреждение самолет Vautour II BR №33 ВВС Израиля выполнявший разведывательный полет в приканальной зоне. Машина управляемая летчиком Рором Бахишак и штурманом Шабтаи Бен Шуа вышла над Средиземным морем к траверзу н.п. Порт-Саид и набрав высоту 9120 м стала следовать курсом на юг для фотографирования египетских объектов расположенных вдоль канала. По самолету был открыт огонь 100-мм ЗА (КС-19). В результате близкого разрыва снаряда самолет получил серьёзные повреждения, сорвало фонарь кабины. Летчик сумел сохранить управление и произвёл вынужденную посадку на аэродроме Рефидим. Больше самолёты Vautour в боевых вылетах не применялись и вскоре были списаны. 17 сентября 1971 года, в 14:11, уничтожен самолет радио-электронной и фото разведки KC-97G №033/4X-FPR 120-й аэ ВВС Израиля. Экипаж под управлением м-ра Эфраима Магена выполнял рутинный разведывательный полет. Маршрут предусматривал выход над Средиземным морем к лагуне Бардавиль и далее разворот на юг, после чего самолет следовал вдоль линии разграничения, на удалении 22 км и высотах 6000-7600 м, оставаясь вне зоны досягаемости известных ЗРК ПВО Египта. Но в этот раз египетским командованием была разработана засада, предусматривавшая скрытное развертывание ночью двух зрдн (438 и 416) ЗРК СА-75МК "Двина" непосредственно у канала. Таким образом маршрут полета разведчика оказался в пределах границы поражения ЗРК. В 14:10, когда KC-97G уже закончил задание и начал разворачиваться курсом на базу, по нему 416-м зрдн были выпущены две ракеты, которые поразили цель. Командир экипажа дал команду на покидание, после чего самолет потерял управление и перешёл в штопор. Воспользоваться парашютом сумел только один член экипажа, остальные 7 человек погибли. Обломки самолета упали в пустыне, в 24 км восточнее Горьких Озер. Видео соответствующее событию. 13 июня 1972 года, в 16:20, потеряны два самолета МиГ-21М 44-й аэ 104-й иабр ВВС Египта (аэродром Мансура). Два звена египетских истребителей были подняты в воздух для постановки заслона вражеским самолетам, подошедшим к побережью со стороны Средиземного моря. Согласно израильским данным в этом эпизоде были задействованы два разведчика RF-4E, под прикрытием пары истребителей «Мираж» 101-й эскадрильи (лидер Исраэль Бахарав) и пары «Фантом» 201-й эскадрильи (лидер Ади Беная). Одно звено МиГ-21 в составе к-н Мамдух Мурси – л-т Мохаммад аль-Диасити, к-н Самих Мажар – л-т Сами Салех было направлено по командам с наземного КП в море на траверз н.п. Рас эль-Бар, причем летчики получили команду первыми огня не открывать после выхода за территориальные воды Египта. Обнаружив отходящего противника египтяне начали его преследование. Уже над международными водами израильские самолеты маневром заняли позицию для атаки и первыми применили оружие. В результате ведущая пара МиГ-21 была сбита, летчики к-н Мамдух Абд Алла Мурси и л-т Мохаммад аль-Диасити катапультировались над морем и пропали без вести (спасательная операция результатов не дала).
|