RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

История появление самолетов Mirage-5DE на вооружении ВВС Египта тесно связана с приходом к власти президента Анвара Садата. С первых же месяцев своего правления Садат начал искать возможные пути закупки вооружений западных фирм, и вскоре сумел договориться с Ливийской стороной о получении через неё партии французских самолётов. План был прост – Ливия закупавшая для себя крупные партии истребителей «Мираж-5» делала дополнительный заказ и отправляла египетских лётчиков для обучения во францию под видом ливийцев. После окончания курсов египтяне прибывали в Египет через Ливию уже на новых самолётах.

Первая группа из 10 египетских лётчиков отправилась во Францию в начале 1971 года, следом прибыла вторая партия из 10 человек. Все египтяне уже имели опыт пилотирования реактивных машин типа МиГ-17 и налёт не менее 700 часов, поэтому французкие инструктора отметили их опыт относительно настоящих ливийцев, прибывавших на обучение с налётом не более 300 часов.

К началу 1973 года заказ был выполнен и фирма «Дассо» поставила Ливии требуемое количество самолетов в варианте мстребителей-бомбардировщиков и в апреле того же года египтяне перегнали эти аппараты на авиабазу Танта, где на них нанесли опознавательные знаки ВВС Египта. Все «Мираж-5» вошли в состав 69-й эскадрильи, командиром которой стал полковник Али Зейн Эль Абдин, посты заместителей заняли подполковники Мохаммед Дауд Макарим и Мохамед Абдель-Монейм Заки Окаша. Впрочем, такая секретность не обманула израильтян, и они буквально через несколько дней написали в газетах о прибытии в Египет французских самолётов, правда, посчитав их ливийскими (до сих пор многие ошибочно считают, что в «октябрьской войне» активно участвовали ливийские лётчики, тогда как ни ливийских самолетов, ни летчиков на фронте небыло).

В ходе первого удара по израильским объектам на Синае, 6-го октября 1973 года, лётчики 8 «Миражей» должны были атаковать авиабазу Эль-Ариш, но за 15 минут до взлёта поступил приказ президента страны запрещавший вылет… Так эскадрилья оказалась в резерве и не смогла проявить лучшие качества своих самолётов. Только 9-го октября «Миражи» выполнили первый боевой вылет в этой войне, затем снова последовал двухдневный перерыв в полётах. За 12 октября выполнен только один разведывательный полёт, но на следующий день удалось несколько размяться, выполнив групповую атаку на израильские танки в районе Кантары. 14-го октября 1973 года 69-я эскадрилья успешно пережила очередной налёт израильской авиации на авиабазу Танта, в отражении которого не участвовала. Кроме того, израильские источники заявляют, что при помощи ЗРК "Хок" над н.п. Абу-Смара был сбит один вражеский "Мираж-5", но самолетов данного типа арабы в этот день не теряли. В следующие два дня командование то давало приказ бомбить врага, то сразу отменяло его.

18-го октября, наконец, на высшем уровне было принято решение использовать «Миражи» для нанесения удара по аэродрому Эль-Ариш, ставшему основной конечной точкой американского «воздушного моста». Но развитие событий пошло не по плану, и день стал трагическим для 69-й эскадрильи:

Для удара были выделены 6 самолетов Mirage-5DE, которые условно разделили на две группы – ударная (4 самолета м-р Хайдер Дабос – к-н Рифат Мубарез – м-р Мухаммед Амин аль-Басуми – к-н Реда Мушараф) и прикрытия (пара м-р Мохеб Шахиб аль-Дин и к-н Мохаммед Фатах Ала). Все самолеты несли одинаковое вооружение: 238 снарядов к 30-мм пушкам, 2 ПТБ по 1300 литров и по 2 бетонобойные бомбы. Пара прикрытия должна была сразу сбросить подвески в случае обнаружения воздушного противника и сковать его действия, тогда как ударная группа продолжала атаку.

 

Группа произвела взлёт в 18:00, после чего на скорости 800 км/ч и высоте 20 метров прошла контрольную точку Рас эль-Бар и пошла к цели над акваторией Средиземного моря. На траверзе лагуны аль-Бардавиль египтян обнаружила патрульная пара израильских «Нешеров», в результате последовавшего боя были сбиты ракетами «Воздух-Воздух» самолёты м-ра Хайдера Дабоса и Мухаммеда Амина, а самолёт капитана Рифата Мубареза столкнулся с водой при выполнении манёвра уклонения. Из трех летчиков спастись удалось только Мухаммеду Амину, который своевременно катапультировался и был подобран местными жителями, спассшими его от плена…

По израильским данным достоверные победы одержала пара истребителей «Нешер» 113-й эскадрильи (Амит Эшчар – Шломо Леви). Оба летчика получили на свой счет по сбитому «Миражу», а разбившийся египетский самолет был занесен на счет эскадрильи.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100