Оглавление
Боевые будни
С первого самостоятельного дня нашей работы на нас легла тяжесть боевых будней. Внешне в гарнизоне было все спокойно и мирно, но стоило только подняться в воздух, как тут же мы попадали под обстрел из автомата, пулемета или ракеты.
Трудно было привыкнуть к распорядку дня, когда подъем в 2 часа ночи, далее шла подготовка авиационной техники к полетам, получение боевой задачи, вылет на задание. Весь день летаешь по площадкам, где нужно что-то привезти или отвезти, кому-то оказать помощь, поставить задачу другим экипажам, проконтролировать, доложить... И так изо дня в день. И все это в жару до 50°С. Как правило, возвращались с задания в 22 - 23 часа, мылись в бане и ложились спать. На следующее утро все повторялось сначала. Появился синдром хронического недосыпания, от которого не смог избавиться и по сей день. Потом уже появились стихи под названием «Бессонница»:
Пустыня, солнце, жарко, пятьдесят, Обшивка вертолета обжигает руки, А мне лететь, и нет пути назад, Я командир, а значит, образец науки.
В горах идут бои, и вылет дан, По радио зовут вертушки, Под нами солнечный Афганистан, А цель находится «на мушке».
И снова в бой... ныряю в темноту, Тащу ребят из огненного ада, Вдруг просыпаюсь... весь в поту, Холодный пот - вот вся моя награда.
Бывает часто так, жена, прости, Что просыпаюсь среди ночи и гуляю, Уж два десятилетия прошли, А это все никак не забываю.
Это сегодня, а тогда были другие заботы.
В первые дни все новые полеты старался выполнить сам, чтобы уже со знанием дела поставить задачу экипажам. Некоторые обижались, говорили, что командир не доверяет, сам летает, а нам не дает. Но я считаю, что это был мой командирский долг - узнать тонкости задания и правильно поставить задачу экипажам для дальнейшего ее выполнения!
На двенадцатый день нашего пребывания в Кандагаре был сбит самолет МиГ-21, на котором летал генерал Власов. В Афганистане он был военным советником Главкома ВВС Афганистана. Я знал этого прекрасного человека еще по службе в Забайкальском военном округе. Знающий, внимательный, вежливый, будучи на высокой генеральской должности мог бы сам и не летать, но не летать он не мог!
Очень тяжело пережил эту потерю.
Началась операция по поиску и эвакуации тела Власова, во многом стихийная, она со временем приобрела планомерный, широкий масштаб. Первыми на место гибели вылетела пара капитана Горчагова. Они находились на боевом дежурстве по поиску и спасанию экипажей, терпящих бедствие. Время близилось к ночи, но за пять минут до захода солнца они успели прибыть к месту катастрофы. При заходе на посадку на высоте 30 метров вертолет капитана был обстрелян из пулемета ДШК. Вертолет потерял управление и загорелся. Командир экипажа и бортовой техник были ранены. Ведомый пары капитан Абакумов, рискуя жизнью экипажа, не видя земли, посадил свой вертолет рядом с ведущим. Командир и летчик - штурман с горящего вертолета успели заскочить в вертолет ведомого. В сплошной пыльной круговерти ничего не было видно. В этот момент начался сильный обстрел. По обшивке вертолета загрохотали пули. Горчагов дал команду уходить... Абакумов взлетел с сильными повреждениями вертолета. Выручили эти экипажи быстро наступающая темнота и сильное пылевое облако. В Кандагаре Горчагову была оказана медицинская помощь, а его доклад вызвал смятение и возмущение. Как так бросить члена экипажа, не зная, что с ним случилось?! Назревал скандал. Командир полка вызвал меня к себе и «отстрогал» по полной форме за низкую моральную подготовку экипажей. Командованием было принято решение - с рассветом вылететь всем полком в район Дихравута, где произошло ЧП. После получения задачи у командования я построил летный состав эскадрильи и спросил: «Кто добровольно полетит к месту падения вертолета?» Весь строй шагнул вперед!
Раньше я думал, что такое бывает только в кино. А тут убедился, что морально-психологическая подготовка летчиков на высоте. Офицеры эскадрильи были сумрачны, мало разговаривали по поводу случившегося. К нам с замполитом в комнату пришли Горчагов и Абакумов. Начали оправдываться, что в тех условиях не смогли бы помочь бортовому технику. Мы успокоили их, как могли, сказали, что утро вечера мудренее, и легли спать.
С восходом солнца вертолеты всего полка были в воздухе. По заранее разработанным схемам вертолеты Ми-24 улетели вперед для огневой обработки площадки. По радио мы слышали, как они прилетели к месту вынужденной посадки вертолета Горчагова. Обнаружили сгоревший вертолет, душманов не было, но один из экипажей доложил, что кто-то с земли машет руками. Потом, определив, что это наш бортовой техник, подсел к нему, забрал, и вся наша группа, облегченно вздохнув, вернулась на базу.
Потом выяснилось, что сам бортовой техник был ранен в лицо. У него был поврежден глаз, и после посадки он выскочил из горящего вертолета и в шоковом состоянии побежал вперед. Упал в воронку от разорвавшейся бомбы и долго там лежал. Когда пришел в себя, то услышал удаляющийся звук вертолета. Вокруг была слышна незнакомая речь, смех, восторженные возгласы. Володя Лазарев, так звали бортового техника, решил затаиться и не подавал признаков жизни до восхода солнца. Утром душманы ушли и, сменив автоматы на лопаты, превратились в мирных жителей. В это время прилетели наши вертолеты, и все решилось само собой!
Это был наш первый боевой опыт, мы многое пережили и поняли, что находимся на настоящей войне. Здесь, как нигде, действовал принцип Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай!» Прибытие высокого начальства на командный пункт полка предвещало масштабные боевые действия. Продолжалась и операция по поиску тела генерала Власова. Ежедневно мы вылетали для десантирования групп спецназа в район его гибели. Оказалось, что в том районе наши войска еще не были. Душманы содержали там большие склады оружия, базу подготовки боевиков, госпиталь и зоны отдыха. Завязались кровопролитные бои. Кроме десантирования на нас были возложены задачи эвакуации больных и раненых, доставка оружия и продовольствия, ведение воздушной разведки, фотографирование и т.д.
Условия взлетов и посадок были очень сложными. Зависания над горными вершинами в условиях высоких температур и запыленности, под обстрелом не всегда обходилось без последствий.
В одно из очередных десантирований на горную вершину упал вертолет моего ведомого, замполита эскадрильи майора Волкова. Было сильное огневое противодействие со стороны душманов, поэтому вертолеты после высадки десанта сразу же уходили из зоны обстрела. Чтобы не рисковать другими экипажами, решил эвакуировать ведомого сам. Выполнил повторный заход, забрал экипаж и благополучно вернулись на базу. Для Волкова это падение стало моральной травмой. Трое суток он пролежал на кровати, отвернувшись к стене. Поднимался только в столовую и туалет. Через три дня попросил спланировать его на вылет и выполнял полеты до конца командировки.
23 ноября 1985 года в 4 часа утра весь руководящий состав полка был собран на командном пункте. Это был 23-й день нашего пребывания в Афганистане. На КП было очень много офицеров. Среди них представители московского руководства, важные персоны в гражданской одежде, и руководил всем этим генерал-полковник Мартынюк. До постановки задачи еще оставалось несколько минут, я осмотрел присутствующих и увидел знакомое лицо. Это был мой «однокашник» по Новосибирскому учебному авиационному центру Геннадий Анциферов. Еще с курсантских времен нас связывали дружеские отношения. Мы вместе были на сборах в Бузулуке, вместе попали служить в Телавский полк, потом наши служебные пути разошлись, мы долго не виделись - и вдруг такая встреча! Но поговорить нам не удалось - началась постановка задачи на предстоящие боевые вылеты.
В этот день нам нужно было выполнить три боевых вылета на высадку десантных групп в районы боевых действий. Было задействовано до 100 вертолетов и около 50 самолетов. Все это происходило в 80 километрах к северо-западу от Кандагара у Ислам-горы. Первый вылет прошел без особых происшествий. Сильного противодействия не было, площадка оказалась не сложной, поэтому после высадки десанта домой возвращались бодрыми и веселыми. После посадки в Кандагаре и уточнения задач на второй вылет руководителями операции начала нагнетаться общая нервозность. Видимо, они не учли временные интервалы подготовки к повторному вылету такого количества самолетов и вертолетов. Были задержки с подвозом боеприпасов, техники, и летные экипажи не успевали выполнить зарядку и заправку вертолетов, как подавалась команда на вылет. Руководству полка начали раздавать «слонов» в виде выговоров, строгих выговоров, звучали угрозы: сниму, уволю и т. д. Со своим «слоном» предстояло лететь и мне. К нашему вертолету подошла группа десантников из 10 человек. Командовал группой старший лейтенант Лысенко. Молодой офицер, небольшого роста, с усами (очевидно для солидности), он не произвел на меня особого впечатления. После инструктажа десантников все заняли свои места и приготовились к запуску двигателей. Долго ждать не пришлось. В 12.20 вся авиационная «армада» была в воздухе. К району десантирования летели молча. Особо выделялся среди руководителей в эфире подполковник Руцкой. Своей группой из 10 самолетов он руководил как всеми ВВС Советского Союза. Его голос звучал где надо и где не надо, забивая наш радиообмен в самые ответственные моменты. По данным воздушной разведки, районы высадки были сильно укреплены средствами ПВО противника. Раньше должного огневого воздействия по этим средствам не наносилось. А та работа самолетов Су-25, которая была перед нашим прибытием, оказалась недостаточной. Десантирование должны были выполнить с первого захода. Местность района десантирования оказалась пересеченной. Поэтому место посадки каждый экипаж выбирал самостоятельно.
Обстановка была мрачной, и меня охватило какое-то недоброе предчувствие. Вдруг в эфире раздалась информация о том, что мой ведомый вращается и падает. К тому времени ведомым у меня был капитан Капитонов. Мой летчик-штурман осмотрел правую полусферу и увидел бегущих с оружием людей. От них можно было ожидать всего, поэтому мой помощник достал автомат и начал их обстреливать. Десантникам дали команду приготовиться к высадке, и они, в нарушение инструктажа, скопились у дверей. В полосе захода на посадку я приметил большой камень и решил, что высадку произведу возле этого камня, десантникам будет где спрятаться. Тогда я не знал, что это позиция ДШК и на нас нацелен ствол пулемета диаметром 12,7 мм. Нам повезло, что ствол фиксировался выше, чем мы находились. Когда мы подлетели к камню и зависли на высоте 15 метров, из укрытия выбежал душман. Его увидел бортовой техник. Стреляя из носового пулемета, он пытался достать очередью афганца, но пулемет был на упоре, и пули проходили мимо. Самый ответственный момент полета - посадка, особенно если она проходит на пределе возможности вертолета. Я был занят пилотированием и не видел происходящего.
В кабине раздался треск, как будто сломалась сухая ветка, а по правой руке «пробежал электрический ток». Запахло сгоревшим порохом. Я посмотрел на руку: перчатка была разодрана. Из-под лохмотьев перчатки торчало что-то очень белое и лилась кровь. Я смотрел на руку, стараясь вникнуть в произошедшее. Из этого состояния меня вывел крик бортового техника: «Командир, управляй!» Посмотрел на ручку управления, а ее нет. Пуля душмана, выпущенная из английской винтовки «БУР» выпуска 1902 года, пробила 8-мм броню, разбила ручку управления, «отстригла» пальцы и застряла в предплечье. Правый летчик не успел перехватить управление, и вертолет начал наклоняться вперед и падать. В глазах запечатлелось, как медленно и неотвратимо надвигается каменная глыба, потом удар, переворот, еще переворот. Послышался треск ломающихся лопастей и увеличивающиеся обороты двигателей. Бортовой техник закричал: «Сейчас взорвемся!!!» Моментально сообразил, что нужно выключить двигатели. Правая рука машинально потянулась к кранам остановки двигателей, но на половине пути остановилась из-за боли и невозможности двигаться дальше. Тогда поднял левую руку и выключил двигатели. Звук от двигателей начал затихать, но зато в грузовой кабине отчетливо слышался топот солдатских ботинок и маты: «Е... летчики, посадить вертолет не могут!» Когда кувырки закончились, я упирался головой в потолок, а ноги висели в воздухе. В кабине было полно пыли. Дав команду: «Покинуть вертолет», попытался открыть крышку верхнего люка, но она почему-то уперлась в землю. Тогда мне стало ясно, что мы лежим на «спине». Я отстегнул привязные ремни и принял вертикальное положение. Правый летчик снял защитный шлем, пробил в блистере отверстие и через него вылез из кабины. За ним вылез бортовой техник. Я последним покидал вертолет. В кабине уже явственно ощущался запах керосина, и было ясно, что долго оставаться здесь нельзя. Пробираясь через отверстие разбитого блистера, я зацепился стволом автомата за края. От вертолета тянулась полоса распущенного парашюта, а из-за укрытия правый летчик и бортовой техник торопили меня покинуть вертолет.
Прошло несколько секунд, мои попытки выбраться были напрасными, тогда бортовой техник подбежал ко мне, освободил ствол автомата и вытащил меня из вертолета. Отбежав метров 30 - 40, мы залегли в укрытии. Возле нас стали подниматься фонтанчики земли. Десантники были рядом. По команде старшего десантной группы был открыт ответный огонь. Потом вдруг все стихло, и раздался оглушительный взрыв, со стороны вертолета поднялся черный столб дыма. Поднял голову и смотрю - горит наша «ласточка». Вспомнил своего предшественника Балабанова, который сгорел заживо, и только тут заметил, что весь мокрый и от меня сильно пахнет керосином. Закружилась голова, стало тошнить, руке вернулась чувствительность, тут же отозвавшаяся болью. Ко мне подполз командир десантной группы, перевязал меня и сказал, что рядом есть хорошее укрытие и нужно перебираться туда. До сей поры бортовой техник лежал молча и вдруг с возмущением высказался: «Командир, когда закончатся эти издевательства? Вчера без обеда, сегодня без обеда, когда этому будет конец?!»
Все дружно рассмеялись и стали пробираться в новое укрытие. Оказывается, это был не просто камень, а целый забор из больших камней, сложенных по кругу с диаметром 2,5 -3 метра. Высота этой кладки была 1,5-2 метра. Посередине стоял пулемет ДШК. На камне был наклеен портрет Аятоллы Хомейни. Мы поняли, что здесь были иранские наемники. Внутри было тихо и тепло. Захотелось спать.
Командир десантников спросил:
- Товарищ подполковник, что будем делать? Нам надо выдвигаться вперед.
- Давай, старший лейтенант, идите, мы останемся за этим камешком, за нами должны прилететь, - ответил я.
- Нет, так не бывает, я вас не брошу, идем вместе.
- Тогда мы поступаем в твое распоряжение, старшой, командуй.
- Понял.
Бортовой техник держал в руках защитный шлем. Я спросил его, почему он его не наденет.
- Не могу, командир, не лезет.
- А раньше налазил?
- Да, но сейчас ЗШ какой-то сплюснутый.
Я посмотрел на ЗШ, и действительно, он был сильно смят. Да, если бы не ЗШ, не был бы Сергей Семенов жив!
Командир десантников дал команду: «Короткими перебежками за мной», пригибаясь и прячась за валунами, мы начали передвигаться к склону горы. Нам нужно было взобраться на горный хребет высотой метров 300 и по хребту пройти к вершине Ислам-горы. Боль в правой руке все больше и больше давала о себе знать. Перед подъемом я засомневался, что смогу подняться. Склон был очень крутой. Нужно было цепляться за камни, подтягиваться, отстреливаться и еще подавать по аварийной радиостанции сигнал «Бедствие», чтобы нас запеленговали поисковые вертолеты. Командир предложил понести меня на руках, но я мог еще сам передвигаться, да и стало жалко 18-летних мальчишек, собственный вес которых 60 - 70 кг почти равнялся весу патронов с гранатами, нагруженных на них.
Началось наше восхождение. По пути к вершине хребта пришлось несколько раз отстреливаться. После трудного подъема мы вышли на вершину горного хребта и по нему пошли к вершине Ислам-горы. До нее было километров 5-6. Горный хребет оказался очень острым. Если по нему идти, то левой ногой нужно было ступать по одному склону, а правой по другому. Слева склон уходил вниз до 500 -600 метров, а справа на 300 - 400 метров. Командир десантников отправил вперед группу разведки, нашему экипажу определил место в середине группы, замыкали наше движение его бойцы. Двигаться нужно было по склону, откуда мы поднимались, и не показывать головы на другой склон хребта, чтобы не угодить под обстрел.
Боевые будни (продолжение)
|