Училище
В 1974 году, после окончания ср. школы №3 г.Альметьевска я поехал поступать Сызранское Военное Авиационное училище летчиков. Мы выросли в такое время, когда престиж человека в погонах был на уровне. Когда мои учительницы узнали, что я собрался поступать в летное училище, куда тебе. Дело в том, что за 10 лет учебы в нашей школе, я ни разу даже ударником не был. В 6 классе решил стать летчиком. Вычитал в книгах, что надо заниматься спортом. В первую очередь - плавание, в 8 классе записался в лыжную секцию, куда ходил три года. Основной упор в школе сделал на математику и физику по программе поступления в училище.
Мои усилия не пропали даром. Для поступления в училище нас вызвали сразу после выпускного вечера. В военкомате выдали проездные документы до г. Сызрани. Когда мы приехали в город на берегу Волги, первым долгом искупались, а затем пошли в приемную училища. Поселили нас в казарме, выдали справку абитуриента. И таких, как я, абитуриентов, понаехало со всего Союза почти 1500 человек. Мы быстро перезнакомились. На следующий день сорвались в город, осмотреть местные достопримечательности. Город оказался одним из провинциальных городишек нашей страны. Нас очень привлекла местная церковь, чудом сохранившаяся в то время. Нам, воспитанным в духе, атеизма было интересно побывать в самой церкви. Помню, накупил я тогда иконок с различными изображениями. По прибытию в казарму я эти иконки положил в тумбочку.
Самое тяжелое при поступлении в училище - это прохождения медкомиссии. Сколько ребят срезали дотошные медики. Но, слава Богу, я прошел все испытания, и помогло мне то, что занимался спортом в в школе. Экзамены сдал тоже успешно. И вот мы уже курсанты единственного тогда вертолетного училища. Набрали нас 450 человек, как говорили отцы-командиры, с запасом. Мы тогда не понимали этого.
Первым долгом нас переодели в форму, распределили по ротам, взводам, учебным группам. Месяц курс молодого бойца. Потом Присяга на верность нашему Отечеству. Во время прохождения курса молодого курсанта ушли по собственному желанию около 10 человек. Не выдержали нагрузок, воинской дисциплины. После принятия Военной присяги в 17 лет мы стали военнослужащими. Сами выбрали свою стезю. И начались наши курсантские будни.
В то время шло бурное развитие вертолетной авиации в гражданском секторе, но особенно в армии. На вооружение поступали современные боевые вертолеты. Стране нужны были летчики. На первом курсе мы проходили теоретическую подготовку по общим дисциплинам. Второй курс - изучение вертолета Ми-2, с которого начиналось обучение по летной подготовке. Наконец наша мечта сбывается. После сдачи экзаменов по теории нашу 3 роту отправляют в учебный полк, который базировался на станции Безенчук. В полку мы попали в 3 эскадрилью. В эскадрильи нас распредели по звеньям, летным группам. У каждой летной группы свой инструктор, который должен нас обучать летному мастерству.
Не забывается первый полет, который осуществляешь вместе с инструктором. Хочется побыстрей научиться летать самому. Но оказывается не так просто освоить вертолет. Особенно тяжело было усвоить висение на одном месте. Сколько пришлось помучиться, чтобы освоить это упражнение! Удивляюсь терпению наших инструкторов, не раз повторявших, что можно и медведя научить летать, если у него есть желание. Самое лучшее воспоминание - это самостоятельный вылет. Полгода на учебном аэродроме «Звезда» мы учились летать, как говорят летчики, осваивали летные премудрости, летные законы. Чем авиация отличается от других видов ВС, так это доброжелательностью наших командиров, начальников, преподавателей, особенно при изучении спец.дисциплин. Нравилось учиться в училище, нам преподавали то, что нам пригодилось в дальнейшем при прохождении службы. В то время преподавателями по спец.дисциплинам были еще бывшие военные летчики, инженеры авиационных специальностей. Все они прошли службу в строевых частях, имели богатый боевой и жизненный опыт, который они передавали нам с большой охотой.
На 3 курсе мы продолжили летать на вертолете Ми-2. Программа подготовки усложнялась. В основном мы уже летали самостоятельно. Освоили полеты в зону на пилотаж, полёты по маршруту, групповые полеты, строем. Летать было очень интересно особенно на 4 курсе, когда мы освоили уже другой вертолет, Ми-8. Приятно, когда нам в 20 лет доверяли технику, которая стоит миллионы рублей. Кто хоть раз поднимается в небо - это на всю жизнь. Мужская профессия.
4 года учебы подошли к завершению. Остались позади все трудности повседневной воинской жизни: караулы, разгрузки вагонов с углем, и, естественно, наряды по кухне. Мы закончили программу обучения на вертолете Ми-8, сдали государственные экзамены. Впереди выпуск, вручение лейтенантских погон, распределение по военным округам необъятной нашей страны. Те, кто поступал в училище по меркантильным соображениям, рвались за границу или в центральные округа. Мы же мечтали попасть в боевой полк. Сам, по подсказке своего однокашника, Алексея Нечунаева, решил поехать на Дальний Восток. Как сказал мне один майор в училище, пока молодой лучше начинать службу на дальних просторах. Закончили училище 400 чел. Вот для чего нужен был «запас».
Выпускной курс в училище всегда обучался в г. Пугачев Саратовской области. В этом заброшенном городишке единственной достопримечательностью была церковь, куда мы захаживали в увольнении, и еще памятник тов. Чапаеву в центре города, где легендарный полководец гражданской войны увековечен верхом на лошади. Перед выпуском, по старой традиции, будущие лейтенанты красили желтой краской интимное место лошади тов. Чапаева. Как бы городские власти не охраняли памятник, каждый год эта история неизменно повторялась.
Выдали нам офицерскую форму, сшитую на заказ, и первое офицерское жалование (было оно более 400 рублей - приличная сумма после курсантских 10-15 рублей). По случаю выпуска в летной столовой устроили банкет, на котором присутствовали все выпускники, командиры, инструктора и члены государственной комиссии, участвовавшие в экзаменах. После прошедшего выпускного банкета все поехали по домам, в месячный отпуск.
|