RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Воспоминания участников /

Первый вылет в Афганистан был 23-го декабря 1979г. с аэродрома Кокайты. Экипаж: п/п-к Ульянов, л-т Щепащенко, ст.л-т Ткаченко. Повезли в Кабул какого-то большого начальника (одет был по гражданке) и свита с ним. Чувства и эмоции переполняли мою душу и сердце - чужая страна, красота гор, перевал Саланг. Всё новое и необычное (ещё не предполагали, что нас ожидает впереди...).  Посадка в аэропорту Кабула. За начальством подъехали машины и увезли, мы остались в ожидании. С Серёгой Ткаченко пошли в разведку в местный контин. Многие афганцы, к моему удивлению, владели английским языком, я тоже неплохо изъяснялся на бытовом уровне. Первые покупки, а, вернее, - бартер: с фуражки снял кокарду, птичку и шлейку (континщик сам показал, что он хочет) и выменял на мелкие сувениры. По прилёту назад - куча впечатлений, а китайский помазок для бритья - "зависть" сослуживцев.

Серьёзные полёты начались буквально через пару дней, видимо начальство, которое мы возили в Кабул, ДОГОВОРИЛОСЬ!. Начались вылеты на север Афганистана: Талукан, Имамсахиб, Кундуз и т.д. Банды «мятежников», как их тогда называли, ходили и скакали на лошадях с оружием и безнаказанно. Экипажи Ми-8 осуществляли воздушную разведку, докладывали обстановку и передвижение бандформирований.

30-го декабря, во время одного из таких вылетов, из стрелкового оружия был обстрелян в-т м-ра В. Гайнутдинова (экипаж: м-р Гайнутдинов, ст.л-т Гизатулин, ст.л-т Кошелев). Нам же применять оружие было категорически запрещено. Попадание было в район гидросистемы. Экипаж перетянули через границу и удачно сели на «вынужденную» из за отказа основной гидросистемы.

А на аэродром Кокайты всё больше стало прилетать транспортных самолетов. Появились первые Ан-22, загруженные по два Ми-24 без лопастей и пилонов. Техники работали днём и ночь, собирая вертолеты в местной ТЭЧ. Прибыли экипажи из Цхинвали, народу с каждым днём становилось всё больше. Стали понимать, что это может затянуться надолго. До этого бытовало мнение, что 181 ОВП выполнит задачу по высадке десанта и уйдёт на место постоянного базирования в Джамбул. Под Новый год из Джамбула прибыл Ан-26, жёны передали гостинцы и тёплые вещи (значит точно надолго!). Новый, 1980-й, встречали в Кокайтах под неусыпным вниманием командиров и политорганов, но с народом бороться у них кишка тонка - встретили, как полагается!!! И, чтоб народ не расслаблялся, 1-го января все вылеты по полной программе.

4-го января - первое применение НАР по наземным целям. Теперь уже и не вспомнить: то ли разрешили, то ли жить хотелось... Начало января - вылеты каждый день за речку, в одном из вылетов, 9-го января, сбит экипаж к-на Сергея Ушакова. Потом, за утерю летно-технического имущества, с экипажа (!) взыскали деньги.

14-го января пара Стельмак - Щепащенко - Страхов и Ушаков - Хмурович - Агакишиев убыли в Джамбул за двумя вертолетами, которые находились в ТЭЧ после выполнения регламентных работ. В Джамбуле ещё частично оставались техсостава и ОБАТО. Ком. звена В. Стельмак прибыл в декабре по замене из Польши, ему прибыл контейнер с вещами, меня отпустили, т.к. улетел по тревоге прямо с дежурства ПСС в одном комбинезоне, а поскольку был холостяком, то тёплые вещи мне передать было некому. А экипаж С.Ушакова отпустили, как пострадавший, да и у Вовы Хмуровича жена должна была рожать. 22-го облетали в-ты после регламентных работ. Убыли из Джамбула только 29-го, по погоде раньше не выпускали. В Кокайты прилетели 30-го января.

Полк перебазировали в Термез, а л.с. управления полка и две эскадрильи Ми-6 проживал на территории местного пионерского лагеря. 4 ВЭ п/п-ка Ульянова после 15-го числа перебазировалась в Гардез (согласно плану ввода войск), а 3ВЭ м-ра Щербакова в Кундуз и Файзабад. Поэтому нашей паре пришлось догонять свою эскадрилью. Мы получили задание: перелететь в Гардез через аэр. Кундуз, где уже стояла часть комендатуры.   В Кундузе нас под завязку загрузили ящиками с НУРСами и дровами (в Гардезе личный состав проживал в здании местного колледжа, помещения которого не отапливались, а зима выдалась снежная и морозная, да и превышение 2300м.) Гружённые под потолок, мы только с 3-го захода перетянули через Саланг и ночью сели в Баграме. На следующий день добрались до Гардеза.

В Гардезе старший группы был зам. командира полка п/п-к Белозёров Е. А. на Ми-6 (к сожалению весь его экипаж не помню, но штурман эскадрильи был к-н Рященко). Почти весь февраль работали по маршрутам: Гардез-Кабул-Хост-Ургун-Газни.... Летали, в основном, с советниками и с ротой из состава Чирчикской ДШБ, прибывшей вместе с 4ВЭ. В ходе проведения одной из операций был ранен бортовой техник пр-к Карпов Степан. Звено к-на М.Ефремова, совместно с частями Витебской десантной дивизии, участвовало в операции по захвату телецентра в Кабуле.

В конце февраля 4ВЭ всем составом перекинули в Кабул. Жили в палатках, в расположении Витебской дивизии. Из Файзабада перекинули 3ВЭ м-ра В.Щербакова, из Кандагара перебросили 2 эскадрильи Ми-8 Каганского полка. Готовилась большая операция по переброске войск в район Асадабада. В один из дней в начале марта - конце февраля, в районе Асадабада четыре (!) эскадрильи "подвесили" в воздухе: шла высадка десанта на две (!) площадки. Незабываемое "ШОУ"… Площадки плохо «обработали» артиллерией и авиацией, и, после нашего ухода, десантников расстреливали почти в упор (высадили батальон!)... В воздухе 4ВЭ поставили задачу - перебазирование на аэр. Джелалабад, где и провели целый месяц. В  Джелалабаде уже базировались 2 эскадрильи Ми-24 из Цхинвали.

22-го марта 80-го эскадрилья п/п-ка Ульянова с аэр. Джелалабад была переброшена на аэр. Шинданд. На смену нам в Джелалабад пришли Ми-8 из Цхинвали. Перелёт Джелалабад - Кандагар (дозаправка) - Шинданд. В Шинданде, к тому времени, уже базировалась отдельная вертолетная эскадрилья из Ашхабада полным составом: Ми-24, Ми-8 и даже Ми-2.

23-го марта руководством ВВС 40 Армии проводилась крупномасштабная операция по захвату крепости Тайвара (провинция Гур). В ходе проведения операции - боевая потеря Су-17, погиб к-н Герасимов. После проведения операции наша ВЭ перелетела на Кушку и, после таможенного досмотра пограничниками, успешно вернулась в Кокайты. Наконец-то сходили в баньку, выдали денежное довольствие за всё это время, ну, естественно, «оторвались по полной»! Пошли слухи, что полк успешно справился с поставленной задачей и будет выведен назад в Джамбул. Ведь на весь Казахстан полк был один, да и работал по ПСС и космосу..., но, увы, поступила команда - назад, в Кундуз, и командировка затянулась ещё на полтора года… В народе тогда созрела байка, как пьяный генерал из генштаба, не удержавшись на ногах, столкнул флажок на карте с надписью «181 ОВП» за речку. Вот так и остался он там на долгих 9 лет!

В Кундузе уже войск наприбывало из разных уголков нашей необъятной. За полосой расположилась Чирчикская ДШБ, 201 МСД, перелетели и мы: две эскадрильи Ми-6 и наша, уже опалённая боями, 4ВЭ. Лётный состав расположили на КДП (в народе - на перроне). Нашей эскадре досталось помещение бывшего ресторана, ну а техсоставу, как всегда, отрыли землянки вдоль полосы. Благо, ящиков из под НУРСов хватало, и ребята-умельцы обустроили свой быт на высшем уровне, и потом мы бегали к ним в гости, «на чай». В землянках было прохладно, да и подальше от всевидящего ока замполитов. Вот так и маялись в этом ресторане в два яруса. Лето не заставило себя ждать со своими «сюрпризами»: температура до 50-ти, тиф, «Боткина» и прочие прелести ...

В мае прибыл отдельный отряд из Коростеня (ПрикВО), приданный 201-й МСД. Если не ошибаюсь - командир м-р Беляков, нач. штаба Зеленцов С. (мой однокашник), и прибыла эскадрилья Ми-24 п/п-ка Истягина из Рауховки (ОдВО), среди был и мой однокашник ком-р экипажа Ю. Стругарь, с которым мы были в одной лётной группе.  Нашему полку они не подчинялись, хотя тоже были в/ч п.п. 70419. Номер новой части нам тоже присвоили в мае.

В июне 80-го, во время Олимпиады-80 и смерти В.Высоцкого, о которой узнали по радио ("вражеский" голос тайком слушали), в 4ВЭ пришли на подмену отпусков звено к-на Щеколдина, собранное из экипажей Прибылово, Аппатиты и Алакурти (ЛенВО). Кто-то «умный» придумал кинуть эту сборную «солянку» с Севера в жару под 50! Многие ребята сразу заболели тифом и желтухой. Родился новый анекдот - КРАСНЫЕ глаза - жёлтыми не бывают! Ещё два экипажа пришли на дополнение из города Броды. Тогда родился новый анекдот: приземлился Ан-26, заруливает на перрон, выключается. Из самолёта выходят вновь прибывшие. На крыльце встречает Рушинский (в народе "Барин"): - откуда прибыли?

         - мы из Брод

         - я вижу, что сброд..., я спрашиваю - откуда прибыли?

Вот так потихоньку стали доукомплектовывать нас по штатам военного времени. Осенью пришло звено к-на Ю. Костырко из Прибылово. Под Новый год, в конце 80-го, у нас состоялось новоселье. Стройбат построил новые модули, а мы на стоянке  баню!  Ну, а дальше была работа, операции, в общем, боевые будни.

Первая замена прибыла в конце июня 81-го из Нерчинска и Могочи. Заменили 3ВЭ в Файзабаде (комэска м-р Прокудин), а наша 4-я заменилась только в октябре 81-го. По замене убыли в свой любимый Джамбул на формирование нового полка, т.к. и вертолёты, и знамя части оставили в Кундузе.

 

Сентябрь, 2008г

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100