RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Воспоминания участников /

Кабульский авиагарнизон

Чуть больше часа полета и борт приземлился в аэропорту Кабула. Нас уже ждали командование части, летчики и техники, которых мы должны были заменить. Меняли мы ребят из Шимановска. Они свой год отбыли и ждали нас с нетерпением. Вечером, по традиции, в каждом звене были накрыты столы. Жили тогда модулях. Один модуль, типа барака, на две эскадрильи. В одной комнате размещался весь личный состав звена, а это 13 человек. Кровати в 2 яруса, теснота неописуемая, а тут ещё мы прибыли целой эскадрильей.

На стенах коридора модуля весели фотографии ребят, погибших за год.

Начали отмечать наше прибытие, хозяевами были экипажи из  Шимановска. То, что привезли из Союза, мы поставили на стол, особенно водку. Это было традицией и её даже наши командиры не нарушали. В Афгане водка была дефицитом, и бутылка стоила около 30 чеков, что на рубли, примерно, 80-90 рублей. В ходе застолья ребята передавали нам свой опыт, который они приобрели за этот год, чтобы мы не повторяли их ошибок. Рассказали, где находятся опасные места, с позициями ДШК, ЗГУ. Как летать в том или ином районе боевых действий. Мой заменщик показал мне кусок бронестекла от переднего фонаря кабины вертолета, который отвалился у него с внутренней стороны, когда попала пуля от ДШК, но всю бронезащиту не пробила, поэтому он и остался жив. И мне посоветовал: «Если идешь на уничтожение ДШК, идти надо до конца, не сворачивать с боевого курса». Потом мне его совет пригодился. Конечно, не забыли рассказать, где менять у афганцев чеки, где покупать товары и многое другое. На ночлег каждый заменщик уступил свою кровать приемнику. Они стали собираться домой, а нам предстояли на следующий день полеты по облету района.

Мы попали в смешанный авиационный полк, который базировался в аэропорту столицы Афганистана. Полк состоял из 3 эскадрильей: 1-ая эскадрилья - военно-транспортные самолеты Ан-12 и Ан-24, 2-ая - вертолеты боевой поддержки Ми-24, а 3-я - военно-транспортные вертолеты Ми-8. Самолеты занимались перевозкой войск из Союза и обратно, перевозкой оружия и боеприпасов на аэродромы Афганистана, где базировались наши войска. Наша задача - это прикрытие войск на поле боя, сопровождение колонн из Кабула в провинции Афганистана, а также нанесения ударов по выявленным укрепрайонам противника. «Восьмёрки», кроме этих задач, еще вывозили раненых и убитых с поля боя. Самым тяжелым для них было высаживание десанта посадочным способом.

Аэропорт Кабула располагался на высоте 1800 метров над уровнем моря. Кругом горы, с западной стороны до 4000 метров, с востока до 2500 метров, с севера до 1000м. Находился он как бы в котловане. Взлетно-посадочная полоса, построенная еще американцами, была в хорошем состоянии. Наш полк базировался к северу от полосы. На южной стороне находился сам международный аэропорт. Там же находились вертолеты афганских ВВС. Кроме того, в аэропорту базировалась эскадрилья истребителей-разведчиков МиГ-21. Там служили наши земляки - ребята из Черниговки. Они попали сюда чуть раньше нас, и встреча с ними была для нас приятной неожиданностью. Судьба опять свела нас вместе уже в Афганистане.

В Афганистане кроме того, что все посадочные площадки находились выше уровня моря, было очень жарко. Чтобы научиться летать в Афганистане надо было приноравливаться к местным условиям. На следующий день после того, как мы с заменщиками отметили приезд, они начали вывозить нас по точкам, на которых нам предстояло работать. Это точки в Газни, в 120 км от Кабула, и в Гардезе. Это маленькие аэродромы, предназначенные только для посадки вертолетов. Длина полосы около 300 метров, да и то садиться надо было только по-самолетному. Превышение в Газни составляло 2100 метров, в Гардезе - 2300. На этой высоте воздух разряжен, тяга вертолета снижается, плюс жара добавляет свою специфику. С площадки в Газни  мне досталось лететь с командиром эскадрильи, которую мы заменяли. С дури, после выруливания на полосу, так разогнал вертолет, что он у меня взлетел аж с середины полосы. После взлета набрали высоту 4000 метров и пошли на Кабул. Лету там было 40 минут. При подлете запрашиваем у руководителя полетов разрешение на посадку. Добро есть, но только полосу попросили освободить сразу. Посадку сделал на максимальной скорости, чуть колеса не отвалились.  Зарулили на стоянку, как положено у нас в авиации сказал: «Разрешите получить замечания товарищ подполковник»,- а ответ услышал: «Действуй так всегда, тогда,- говорит,- выживешь». Это был мой первый полет в Афганистане.

Заменщики уехали, пожелав нам всего хорошего. Начались наши будни. С первых же дней мы пошли в бой.

Сначала нас с Васильевичем отправили на удар по какой-то деревне в окрестностях Кабула. Разведка обнаружила на окраине деревни какой-то склад с оружием. Наша задача состояла в том, чтобы уничтожить эти дома с воздуха. Отработали мы от души: два блока Нурсов, 2 бомбы,- столько боеприпасов нам в Союзе не давали. Все израсходовали с ходу. Что мы там поразили, до сих пор не знаю, но деревню эту было жалко. Слава Богу, мирные жители не пострадали: снаряды и бомбы каким-то чудом пролетели мимо них.

Следующая задача, которую предстояло нам выполнять, заключалась в сопровождении воинских колонн из Кабула в Гардез - центр одной из провинций Афганистана, где дислоцировались наши  десантно-штурмовые и мотострелковые бригады. Их надо было снабжать оружием, боеприпасами, топливом, продовольствием и.т.д. Подъём в 4 утра, завтрак и – вперед, на выполнение задания. После того, как колонна выходила из Кабула, по команде с КП полка мы взлетали и устанавливали связь с колонной. Наша задача при сопровождении заключалась в прикрытии и поддержке колонны с воздуха. Сопровождали мы колонны парой вертолетов до окончания топлива. Потом нас меняла другая пара. И так до тех пор, пока колонна не доходила до места прибытия. Впереди и позади колонны шли по 2 БТР. Колонны, которые нам приходилось сопровождать были разные, в них было от 10 до 100 единиц техники, иногда даже больше. Чем больше колонна, тем больше проблем. Когда было много единиц техники, сопровождение заканчивалось ближе к вечеру. В воздухе приходилось находиться до 6 часов. Многое зависело от командира колонны. При следовании из Кабула до Гардеза колонны всегда останавливались в н.п. Бараки, приблизительно на половине пути. В Бараках был наш блок-пост, поэтому все колонны там останавливались и начиналась торговля: продавали афганцам или меняли на «кишмишовку» (афганскую водку) топливо или продукты, у кого что было, кто что вез в свои части. С сверху это было хорошо видно.

Обычно афганцы нападали на колонны ближе к вечеру, на перевале. Дорога через этот перевал была протяженностью более 15 км. Начинался он примерно в 40 км до Гардеза. После того, как сопровождаемая нами колонна проходила этот перевал, мы облегченно вздыхали, и дальше они, обычно, следовали сами, а мы возвращались.

В Афганистане летать было просто. Во-первых, всегда стояла хорошая погода, и ориентироваться было не сложно. Из Кабула 4 основные дороги, построенные американцами, вели в провинции Афганистана. Одна шла на восток, в сторону Джелалабада, другая  на север, в Баграм. На юг - в провинцию Гардез, на юго-запад - в провинцию Газни, и далее в Кандагар. По этим дорогам и вели ориентировку. Все эти трассы были проложены в некоторых местах через горные перевалы с превышением до 3000 метров. Особенно сложной была дорога на Джелалабад, где происходило наибольшее число нападений на наши колонны. Её называли «Дорогой жизни». Много наших подбитых БТР, танков и машин можно было увидеть на обочине дорог и на дне ущелий. Где-то в ноябре месяце нашу колонну, состоящую из наливников и машин с боеприпасами, атаковали боевики. Тактика у них простая, когда колонна проходит по перевалу, они подрывают передние машины, а затем машины в хвосте колонны. Зажимают колонну на перевале, отсекают бронегруппу и начинают вести ураганный огонь с горных вершин по технике. Колонна была большая, более 300 единиц. Столб дыма и гари от сгоревших машин, особенно наливников, стоял до 4 км и не рассеивался в течение дня. Наши восьмерки вывозили убитых и раненых даже ночью. Почти вся техника была уничтожена. Много потерь было среди личного состава. И все из-за ошибки командира, который завел эту колонну не туда и без разведки. Таких нападений за год больше мы не было. Учли ошибку. Солдат, которые ездили на наливниках, называли смертниками. Они везли керосин, бензин дизтопливо. В жарком климате, когда температура доходила до +50 градусов, это был большой риск. Ведь одна искра и машина могла взорваться. Но приказы надо выполнять. Колонны без сопровождения вертолетов не выпускали. Боевики редко осмеливались обстреливать колонны, когда наверху кружились вертолеты. Мы с моим ведущим, капитаном Прозоровым А.В. за год провели много колонн в Джелалабад, Газни, Гардез и не было ни одного нападения. Нас считали везунчиками. Только на колоннах налетали около 300 часов. Вести их было муторно, все время приходилось кружиться почти на одном месте, особенно когда они останавливались на долгое время, иногда для употребления горячительных напитков. Были и такие моменты, правда не часто. Распознавали мы это при ведении радиообмена по изменению голоса старшего колонны. И тогда, чтобы подогнать не выходящую на связь пехоту, ведущий заходил в сторону от машин и давал залп из нескольких НУРСов или из пулемета. Пехота на нас не обижалась.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100