Домой!
Июнь и июль месяц - самые жаркие не только по погодным условиям. Возросла интенсивность полетов в связи с активными действиями боевиков. В один из дней они подвергли минометному обстрелу наш авиагородок. Во время обстрела мины упали перед модулем эскадрильи транспортников, один человек погиб, несколько было ранено. Одна мина попала в штаб, но не взорвалась. Мы в это время дежурили парой в Газни. Когда прилетели на базу, то городок не узнали. Перед модулями соорудили подземные укрытия, стены до окон обложили мешками с песком, ввели круглосуточное дежурство пары вертолетов Ми-24 на случай повторной атаки. Раньше подобных нападений не было, поэтому приняли такие меры безопасности. Не зря у нас в России говорят, пока гром не грянет, мужик не пошевелится. Боевики начали действовать и в ночное время. Подготовленным летчикам теперь приходилось летать и ночью.
Задачи усложнялись. Наши войска начали проводить частичные операции во многих местах на территории Афганистана. Мы парой дежурили на аэродроме в Кабуле. Поступила команда лететь в Газни для усиления нашей группы вертолетов на время проведения операции по зачистке кишлаков от боевиков силами мотострелкового полка и десантно-штурмовой бригады. В Газни нам поставили задачу: уничтожить зенитную установку противника, находящуюся в горах, недалеко от точки. Все происходило в спешке. Вертолет, чтобы был легче, заправили только наполовину, зарядились и пошли на взлет. При подходе к району, где уже работала пара капитана Перфилова, мы увидели, как от подножия горы по ним ведет огонь ДШК и, что удивительно, трассирующими пулями. Поэтому местонахождение его было очень хорошо видно. Ведущий мой с ходу пошел в атаку с пикирования, мы за ним, чтобы прикрыть его на выходе. Когда он ушел с боевого, начали стрелять мы. «Ну, мужики, - говорю, - идем до упора!». Я начал стрелять с нурсов, оператор из пулемета. Это была дуэль. Вспомнил слова заменщика – «идти до упора». Трассы от ДШК пролетали мимо нашего вертолета. Когда до позиции оставалось 300-400 метров, он прекратил стрельбу. Вывел вертолет из пикирования, и боевым разворотом начал набирать высоту. В это время вел стрельбу из бортового пулемета бортовой техник. Мой выход уже прикрывал ведущий. Мы с Васильичем всегда успевали прикрывать друг друга даже парой. При этом приходилось летать на режимах, запрещенных инструкцией вертолета. Но, слава Богу, наша техника сконструирована с запасом возможностей. Сделали второй заход по этой огневой точке. Сопротивление его угасло, а у нас закончились снаряды. Поступило указание руководителя полетов: возвращаться. После посадки осмотрели вертолеты. У ведущего обнаружили два пулевых отверстия на обшивке хвостовой балки, наш вертолет невредим. Бортовой техник рассказывал, что пули пролетали рядом, всего в нескольких сантиметрах, на этот раз нам повезло. Вечером группа десантников захватила нашего «дуэлянта» вместе с ДШК. Это был смертник, которого приковали цепями к камням, видно в чём-то он провинился. Поставили ему условие, если уничтожит вертолет, то его отпустят. Десантники рассказали, что наши снаряды вокруг него все вспахали, повредили пулемет, но он остался жив.
Летать приходилось почти каждый день с утра до вечера. Запомнилось сопровождение колонны от туннеля на перевале Саланг. Этот туннель проложили наши специалисты, он связывал Союз с Афганистаном. Основные грузы шли по этой дороге. После туннеля трасса серпантином уходила вниз на равнину до населенного пункта Чарикар и дальше на Баграм. Колонна нам досталась небольшая. Пока мы подлетели в район туннеля, они уже начали продвижение. С высоты 4500 метров дорога была, как на ладони. Такой сложной трассы мы не видели больше нигде. На дне ущелий лежало много различной искореженной техники. Особенно тяжело было пройти эту дорогу зимой. Из-за гололеда машины срывались в обрыв из-за малейшей оплошности водителя. К тому же постоянные обстрелы из засад с горных вершин. Старший нашей колонны, видно, был опытный, и они быстро, к нашему удивлению, спустились с этого серпантина и прибыли в Чарикар. Вышли с нами на связь, сказали спасибо. Слово «спасибо» было высшей наградой для нас в Афганистане, шло от души.
Июль. Уже год как в Афганистане, ждем замены. Устали от этой войны. Приехали заменщики из Грузии, из вертолетного полка, который базируется в Цхинвали. Но оказалось, что не в полном составе. Шесть неподготовленных экипажей остались в Кагане проходить дальнейшую подготовку. Вся эскадрилья уехала, а нас оставили. Заменщики начали летать, а мы начали баклуши бить, ждать пока обучат в Кагане нашу смену. Некоторые начали пить. Мы с моим летчиком-оператором купили мумиё, и начали его вытапливать на крыше нашего модуля. Говорили, что это - лекарство от всех болезней. Купили мы килограмм у афганцев на рынке за 100 афганей. Из него получается 100-150 граммов, но для этого эту массу надо развести в воде, потом разлить в таре и сушить на солнце. Занятие нудное. Благо, жара стояла за 50 градусов. Неделю мы грохнули на это дело. Летать отказывались. Хватит, налетались за год, пускай заменщики работают. Началась очередная операция в окрестностях Кабула. Новая эскадрилья отработала по своим. Командира полка выдрали по самую заглушку. Он приходит к нам и просит: «Слетайте мужики. Эти - неопытные. Как приедут ваши заменщики, самолет до Ташкента я вам дам, все рейсы из Ташкента во все углы Союза будут вам заказаны». И мы пошли. Опять подъём в 4 утра, зарядка всеми видами боеприпасов. Хорошо, что подвесили блоки с ракетами С-8, по 20 снарядов в каждом, летят аж до 3 км. Залп даешь, вертолет зависает. Дальше 3 км мы не подходили. 3-4 вылета в день, вечером скорей до постели, спать. Отработали 3 дня. В один из дней решили посетить центральный рынок в Кабуле. Быть год и не посетить город! Переоделись в гражданку, взяли пистолеты. Афганцы относились на рынке доброжелательно. Накупили подарков, поели шашлыков, взяли такси и отправились обратно в часть, заодно посмотрели город с земли. Прибыв в расположение городка узнали, что к нам приехала замена. Когда не ждешь, все получаться неожиданно. Пробыли на месяц больше из-за них. Отметили прибытие, и стали собираться домой. На следующий день пошли рассчитываться с частью, оформлять документы. Командование полка нам помогло, чтобы ускорить оформление документов. Пошли к заместителю начальника штаба ставить печати в летные книжки. Он нам отпуск продлил до 90 дней, вместо положенных 60-ти. Командир части полковник Акимов Ю.И., как обещал, предоставил самолет Ан-26 до Ташкента. Проводил всех нас вместе со своими замами до трапа самолета. Взлет, последний раз увидели столицу с воздуха. Приземлились в Тузеле, быстро прошли таможню, а нас уже 3 женщины из Аэрофлота ждут. Куда заказывали билеты, туда и дали. Собрались все вместе, наняли за 25 рублей «Икарус» и поехали в аэропорт. Там, первым долгом, пошли в ресторан, как всегда заказали шампанское. Договорились посадить каждого на самолет. Мой рейс на Львов только утром. Так закончилась наша эпопея. Долг мы свой выполнили.
Послесловие
После Афганистана взгляды на жизнь перевернулись. Мы уезжали молодые, беззаботные, а приехали другими людьми. После войны больше начинаешь понимать жизнь, разбираться в людях. Война эта одних, к сожалению, искалечила других, наоборот, закалила. В России через поколение приходиться кому-то воевать. Дед прошел Вторую мировую, остался жив. Второй дед погиб под Сталинградом. Братья матери прошли Вторую мировую. Нет их уже на этом свете давно, умерли от ран.
майор запаса Абзалов Р.Р. Выпускник СВВАУЛ 1978 года. бывший военный летчик 1 класса
14 января 2008 года. Кукмор.
|