"Афганские" встречи. (Продолжение)
Однажды я приехал в Бердск, чтобы встретиться с офицером из вертолетного полка для решения вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. Встретились, переговорили, и когда я собрался уходить, ко мне подошел улыбающийся подполковник и поприветствовал: «Товарищ командир, здравия желаю!». Я посмотрел, пытаясь вспомнить.
- Сережа? Ивашенков?! Ты ли это?
- Так точно, товарищ командир, подполковник Ивашенков, командир эскадрильи Ми-8.
- Надо же, тебя сразу и не узнать, был молоденький, стройный старший лейтенант, а теперь возмужавший воин, подполковник. Поздравляю!
- Спасибо, товарищ командир, пойдемте ко мне в эскадрилью.
Мы прошли в штаб эскадрильи, которой командовал Сергей Михайлович Ивашенков. Там было много народу, и Сергей меня представил:
- Это Валерий Геннадьевич Домрачев, мой командир эскадрильи в Афганистане, я вам много рассказывал о нем.
Сергей представил мне тех людей, кто находился в комнате и с кем он продолжал свою нелегкую службу. В этом представлении чувствовалась душевная теплота и любовь, с которой он относился к людям. И люди ему отвечали тем же.
Потом мы присели за стол, и начались долгие рассказы о наших судьбах после Афганистана.
Сергея перевели в Германию, а оттуда с полком они перебазировались и обосновались в Бердске. Получил квартиру. Все в порядке, вот только летают мало.
Вспомнили наши полеты над Афганистаном. Однажды на вертолете капитана Плесцова в полете произошел помпаж двигателей. Возникла сильная тряска. Летчик выключил двигатель и произвел посадку на поле под собой. Осмотрели двигатель и крепление, оказалось, что сорвало четыре болта из шести, на которых крепился двигатель. Летчик своевременно среагировал на отказ, так как в следующую секунду двигатель мог вырваться из корпуса и натворить бед.
Нам с группой технической помощи предстояло заменить двигатель в полевых условиях в пяти километрах от пакистанской границы. На площадку привезли запасной двигатель, оборудование. Техники приступили к замене двигателя, а мы с Сергеем организовывали оборону.
В короткий срок двигатель был заменен, но к концу замены на горизонте появились подозрительные всадники. Они стали подступать к нам ближе и ближе, а потом попытались обстрелять нас. Работы по замене двигателя были закончены, и мы без предварительного опробования запустили оба двигателя и улетели с площадки. Это было очень рискованно, и в мирных условиях такого допускать нельзя, но тогда в этом была жизненная необходимость. Я был благодарен Сергею за то, что он поддержал меня тогда. Возвращались мы вдоль автомобильной дороги Пешавар - Кандагар. По ней шло много автомобилей, и из какого-то по нам стреляли. На ответные действия времени не было. Как предупреждение, мы выпустили пару ракет вдоль дороги. Из автомобильных колонн больше никто не стрелял...
Сергей был замечательным летчиком, с хорошей теоретической подготовкой. Я был рад за него.
Мы договорились встретиться, у меня много слайдов по Афганистану, которые он хотел посмотреть в кругу своей семьи, но случилось так, что он уехал в командировку, потом мне было некогда, потом текучка, потом... И все потом, потом, потом.
А потом пришло сообщение, что на Алтае при высадке сноубордистов потерпел катастрофу вертолет. В составе экипажа был и подполковник Ивашенков. Мне трудно было поверить, что Сережи не стало. На траурной панихиде я хотел сказать добрые слова о Сергее, но после выступления командира вертолетного полка, в котором он оправдывался и извинялся за гибель экипажа, мои слова потеряли бы всякий смысл. И я этого не сделал.
В память о своем командире Филюшине, Сергее Ивашенкове, Василии Ведерникове и многих, многих боевых друзьях был написан «Третий тост».
Мы в праздники встречаемся с друзьями
И говорим приятные слова,
Мы тосты произносим за тостами,
Не забывая третьего тоста.
Наш третий тост за тех, кого нет рядом,
За тех, кто своей жизни не щадил,
Кто среди нас блистал, не жил с оглядом,
Жизнь яркую Отчизне посвятил.
Кто нас любил, и мы кого любили,
Кто в нашей памяти храним сейчас,
Друзей, родных своих мы не забыли,
За это третий тост мы молча поднимаем в этот час.
Однажды на собрании ветеранов ВВС меня познакомили с полковником запаса, бывшим командиром полка, располагавшегося в Баграме, Владимиром Григорьевичем Бураковым.
Завязался разговор: где служили, когда служили и так далее. Оказалось, что Владимир Григорьевич служил в Афганистане в одно и то же время с моим другом, Героем Советского Союза Григорием Павловичем Хаустовым. После увольнения из Вооруженных Сил нас с Григорием Павловичем многое связывало по совместной работе Владимиром Григорьевичем Бураковым, почувствовав родство душ, говорили в тот день о себе, о своих товарищах, и нам не хотелось расставаться.
Он рассказал мне, что за время службы в Афганистане выполнил более 100 боевых вылета на самолете МиГ-23, за боевые действия он награжден орденом Красного Знамени.
После службы в Афганистане Владимир Григорьевич по состоянию здоровья уволился из Вооруженных Сил, выбрал местом своего жительства город Новосибирск. Сейчас работает в одной из коммерческих структур. Мне приятно встречаться и работать с этим скромным человеком.
В настоящее время в Новосибирске очень много офицеров запаса, авиаторов, которые прошли через боевые действия в «горячих точках». Это связано с тем, что до 1991 года Новосибирск был «кузницей» авиационных кадров. С 1930-х годов существует Новосибирский аэроклуб. 28 лет действовал Новосибирский учебный авиационный центр, который за время своего существования подготовил для Вооруженных Сил СССР и Гражданской авиации более 3000 летчиков!
Сейчас это уже ветераны. Многие на пенсии, но есть люди, которые еще летают. В праздники и в будние дни бывшие воспитанники Новосибирского аэроклуба и Учебного авиационного центра собираются в музее имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, чтобы вспомнить о годах своей авиационной юности. Сюда приходит и молодежь.
Хранительница и директор музея Раиса Ивановна Дворянчикова собрала богатейший материал по истории развития авиации в Новосибирске, пополнила коллекцию музея ценными экспонатами, в экспозиции есть и личные вещи, принадлежавшие нашим прославленным землякам: Александру Ивановичу Покрышкину, Георгию Филипповичу Байдукову, а также другим воспитанникам Новосибирского аэроклуба.
В прошлом Раиса Ивановна, выпускница Новосибирского аэроклуба, долгие годы летала пилотом самолетов и вертолетов в гражданской авиации. Она до тонкости знает особенности авиационной работы и подробно может о ней рассказать.
На базе музея Раиса Ивановна активно проводит воспитание молодого поколения, прививает любовь к авиации.
Мы воины-«афганцы», бывшие выпускники Новосибирского аэроклуба, благодарны Раисе Ивановне Дворянчиковой, что она создала то место, где о нас Помнят, нас Ждут и нас Любят!
Оглавление
|