RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Поиск сослуживцев /

 

 "Афганские" встречи. (Продолжение)

Однажды я приехал в Бердск, чтобы встретиться с офи­цером из вертолетного полка для решения вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. Встре­тились, переговорили, и когда я собрался уходить, ко мне подошел улыбающийся подполковник и поприветствовал: «Товарищ командир, здравия желаю!». Я посмотрел, пытаясь вспомнить.

-        Сережа? Ивашенков?! Ты ли это?

-     Так точно, товарищ командир, подполковник Ива­шенков, командир эскадрильи Ми-8.

-     Надо же, тебя сразу и не узнать, был молоденький, стройный старший лейтенант, а теперь возмужавший воин, подполковник. Поздравляю!

-     Спасибо, товарищ командир, пойдемте ко мне в эс­кадрилью.

Мы прошли в штаб эскадрильи, которой  командовал Сергей Михайлович Ивашенков. Там было много народу, и Сергей меня представил:

-        Это Валерий Геннадьевич Домрачев, мой командир эскадрильи в Афганистане, я вам много рассказывал о нем.

Сергей представил мне тех людей, кто находился в комнате и с кем он продолжал свою нелегкую службу. В этом представлении чувствовалась душевная теплота и любовь, с которой он относился к людям. И люди ему отвечали тем же.

Потом мы присели за стол, и начались долгие рассказы о наших судьбах после Афганистана.

Сергея перевели в Германию, а оттуда с полком они перебазировались и обосновались в Бердске. Получил квартиру. Все в порядке, вот только летают мало.

Вспомнили наши полеты над Афганистаном. Однажды на вертолете капитана Плесцова в полете произошел помпаж двигателей. Возникла сильная тряска. Летчик выклю­чил двигатель и произвел посадку на поле под собой. Ос­мотрели двигатель и крепление, оказалось, что сорвало че­тыре болта из шести, на которых крепился двигатель. Лет­чик своевременно среагировал на отказ, так как в следую­щую секунду двигатель мог вырваться из корпуса и натво­рить бед.

Нам с группой технической помощи предстояло заме­нить двигатель в полевых условиях в пяти километрах от пакистанской границы. На площадку привезли запасной двигатель, оборудование. Техники приступили к замене двигателя, а мы с Сергеем организовывали оборону.

В короткий срок двигатель был заменен, но к концу за­мены на горизонте появились подозрительные всадники. Они стали подступать к нам ближе и ближе, а потом попы­тались обстрелять нас. Работы по замене двигателя были за­кончены, и мы без предварительного опробования запусти­ли оба двигателя и улетели с площадки. Это было очень рискованно, и в мирных условиях такого допускать нельзя, но тогда в этом была жизненная необходимость. Я был бла­годарен Сергею за то, что он поддержал меня тогда. Воз­вращались мы вдоль автомобильной дороги Пешавар - Кан­дагар. По ней шло много автомобилей, и из какого-то по нам стреляли. На ответные действия времени не было. Как предупреждение, мы выпустили пару ракет вдоль дороги. Из автомобильных колонн больше никто не стрелял...

Сергей был замечательным летчиком, с хорошей теоре­тической подготовкой. Я был рад за него.

Мы договорились встретиться, у меня много слайдов по Афганистану, которые он хотел посмотреть в кругу своей семьи, но случилось так, что он уехал в командировку, по­том мне было некогда, потом текучка, потом... И все по­том, потом, потом.

А потом пришло сообщение, что на Алтае при высадке сноубордистов потерпел катастрофу вертолет. В составе экипажа был и подполковник Ивашенков. Мне трудно бы­ло поверить, что Сережи не стало. На траурной панихиде я хотел сказать добрые слова о Сергее, но после выступле­ния командира вертолетного полка, в котором он оправды­вался и извинялся за гибель экипажа, мои слова потеряли бы всякий смысл. И я этого не сделал.

В память о своем командире Филюшине, Сергее Ивашенкове, Василии Ведерникове и многих, многих боевых друзьях был написан «Третий тост».

 

Мы в праздники встречаемся с друзьями

И говорим приятные слова,

Мы тосты произносим за тостами,

Не забывая третьего тоста.

 

Наш третий тост за тех, кого нет рядом,

За тех, кто своей жизни не щадил,

Кто среди нас блистал, не жил с оглядом,

Жизнь яркую Отчизне посвятил.

 

Кто нас любил, и мы кого любили,

Кто в нашей памяти храним сейчас,

Друзей, родных своих мы не забыли,

За это третий тост мы молча поднимаем в этот час.

 

Однажды на собрании ветеранов ВВС меня познакоми­ли с полковником запаса, бывшим командиром полка, располагавшегося в Баграме, Владимиром Григорьевичем Бураковым.

Завязался разговор: где служили, когда служили и так далее. Оказалось, что Владимир Григорьевич слу­жил в Афганистане в одно и то же время с моим другом, Героем Советского Союза Григорием Павловичем Хаустовым. После увольнения из Воору­женных Сил нас с Гри­горием Павловичем многое связывало по совместной работе Владимиром Григорьевичем Бураковым, почувствовав родство душ, говори­ли в тот день о себе, о своих товарищах, и нам не хотелось расставаться.

Он рассказал мне, что за время службы в Афганиста­не выполнил более 100 боевых вылета на самолете МиГ-23, за боевые действия он награжден орденом Красного Знамени.

После службы в Афганистане Владимир Григорье­вич по состоянию здоровья уволился из Вооруженных Сил, выбрал местом своего жительства город Новоси­бирск. Сейчас работает в одной из коммерческих структур. Мне приятно встречаться и работать с этим скромным человеком.

В настоящее время в Новосибирске очень много офицеров запаса, авиаторов, которые прошли через боевые действия в «горячих точках». Это связано с тем, что до 1991 года Новосибирск был «кузницей» авиационных кадров. С 1930-х годов существует Новосибирский аэроклуб. 28 лет действовал Новосибирский учебный авиационный центр, который за время своего существования под­готовил для Вооруженных Сил СССР и Гражданской авиа­ции более 3000 летчиков!

Сейчас это уже ветераны. Многие на пенсии, но есть люди, которые еще летают. В праздники и в будние дни бывшие воспитанники Новосибирского аэроклуба и Учеб­ного авиационного центра собираются в музее имени три­жды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, чтобы вспомнить о годах своей авиационной юности. Сюда при­ходит и молодежь.

Хранительница и директор музея Раиса Ивановна Дворянчикова собрала богатейший материал по истории раз­вития авиации в Новосибирске, пополнила коллекцию му­зея ценными экспонатами, в экспозиции есть и личные ве­щи, принадлежавшие нашим прославленным землякам: Александру Ивановичу Покрышкину, Георгию Филипповичу Байдукову, а также другим воспитанникам Новоси­бирского аэроклуба.

В прошлом Раиса Ивановна, выпускница Новосибир­ского аэроклуба, долгие годы летала пилотом самолетов и вертолетов в гражданской авиации. Она до тонкости знает особенности авиационной работы и подробно может о ней рассказать.

На базе музея Раиса Ивановна активно проводит воспи­тание молодого поколения, прививает любовь к авиации.

Мы воины-«афганцы», бывшие выпускники Новоси­бирского аэроклуба, благодарны Раисе Ивановне Дворянчиковой, что она создала то место, где о нас Помнят, нас Ждут и нас Любят!

 

Оглавление



Приложения:
Встречи (353K )
                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100