RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Дарзабская операция
(январь 1982 года)

Прологом к ней послужила Джаркудукская (это на северо-западе, севернее Меймене). Я услышал о ней по ящику, находясь в краткосрочном отпуске в Улан-Удэ. Успешно блокировали кишлак, выпустили стариков, женщин и детей, а потом врезали, захватив пленных и много оружия и другого добра. Аж Москва говорила! Руководили в ней нач.разведки 40 А и Апрелкин (отмывались потом в нашей бане). Сил привлекли немного, но вышло удачно. Было это в ноябре-декабре1981 года.

Сразу же возник полководческий зуд у более высоких начальников - Маршала Соколова. Нашли объект - кишлак Дарзаб (это между Мазари-Шерифом и Меймене) и начали готовиться: Джалалабадский полк перелетел в Меймене, часть нашего - в Мазари-Шериф, туда же десантники из Кабула, привлекли афганцев.

Всего я не знаю, т.к. ещё до начала операции 4-мя экипажами ушёл в Кокайты с целью доставки авиационных боеприпасов в Меймене: НУРСы, ФАБы, ЗАБы. Последние - препоганая вещь при самозагрузке, что, в основном, и было. Если перетаскать 6 т ящиков с НУРСами или закатить 10-20 ФАБов экипажем - это ещё куда ни шло, но эти заразы по ширине не входили. Приходилось подкатывать к трапу, разворачивать вдоль и, переставляя по 30-40 см, затаскивать внутрь. Если правильно помню, весит эта штука в укупорке 620кг. Ну, какие наши годы были, пупки не развязались.
Архив Беличенко В.С.
Холод - не тетка! Дарзабская операция, январь 1982г.

Архив Беличенко В.С.


  Стратеги всё предусмотрели кроме рельефа и погоды. Кишлак  Дарзаб лежал в предгорьях, в каньоне метров 300. С началом операции высадили десантников на господствующие высоты, потом должны были оседлать дороги и пустить афганцев в кишлак. А вот этого-то погода и не дала. Духи, на глазах у десантуры, но за пределами досягаемости стрельбы, ушли по дорогам и всё уволокли. Получился пшик.

Архив Беличенко В.С. 
Дарзабская операция. На связи ком-р 181 овп п/п-к Варюхин Е.А., в глубине кабины, в шапке, к-н Васильев. Январь 1982г.


  К сожалению, не все так просто закончилось. В СМУ врезались в гору 2 Ми-24 из Джелалабадского полка, 15 января упала наша пара Ми-8, м-р Зайцев - к-н Васильев. При высадке десанта на вершину холма, ведущий, закончив работу с площадки, уже взлетал, а ведомый в это время, при зависании, попадает в режим самопроизвольного разворота, падает и катится с холма. Осколки его НВ, разлетаясь, попадают в ХВ ведущему, и тот катится следом. Ст. л-т Сельков был на правом у ведущего. Отстегнувшись, хотел выпрыгнуть из катящегося вертолета, но был задавлен. На ведомом погиб один десантник, которому шкворень пробил грудную клетку, остальные отделались травмами.

16 января мы  вернулись в Кундуз, а 17-го в 5.30 меня подняли с постели: "Срочно к телефону из Кабула!».

- Вам через 40 мин сидеть на площадке №1 парой!

- Помилуйте, - говорю,- я не готовился на эту операцию и где там какие площадки понятия не имею, да и люди у меня ещё спят, а только до Мазари-Шерифа около часа полёта.

- Ничего не знаем, выполняйте приказ!

Лепота - приказали и хоть на Луну садись.

- Тогда, - говорю, - слушайте моё решение: по готовности вылетаю на Мазари-Шериф, а там разберусь что почём.

Поднял экипажи свой и м-ра Лукьянова, поставил задачу: "Опробовать вертолёты, без выключения осмотреть, выруливаем и взлетаем. Времени на набор высоты не тратим, скорость 300, высота 30 м, чтобы бабы не рожали." (Ограничение по скорости до 250км/ч нам не доводили).

Завтракали мы уже в Мазарях, потом еще 2 ночи спали в вертолётах и только 19 января полетели на площадку, эвакуировать туземцев. Надо ли говорить, что маршал уже давно слинял из района операции, предоставив возможность расхлёбывать неудачу нижестоящим. Площадка - раскисшая низина меж холмов. Перед операцией я наказал лётчикам - не брать больше 40 человек. На площадку мы с Лукьяновым пришли последними, как и на операцию. После посадки в кабину заглянул бортмеханик: "Там вас зовут".

Выхожу, стоит генерал Шканакин в зимней пехотной полёвке без погон, шапка без кокарды, хорошо, что в лицо знал. Говорит:

- Если вы возьмёте по 60 человек, то больше вертолётов не надо будет.               

- Сейчас сбегаю, посоветуюсь с ведомым, - отвечаю.

Лукьянов согласился, начали загрузку. Сами то они мелкие, но при них СПГ, миномёты на трофейных ишаках. Хотел загнать одного, белого такого, кудрявого к себе в вертолёт, чтобы в Кундузе на стоянку ездить, но Шканакин их какой-то инкрустированной тростью поразгонял. Сел на своё место, а в это время по радио начали вопить:

- Спросите у 01-го, нужны ли ещё вертолёты?, - а он уже ушёл в сторону борта Лукьянова.

Говорю ему по радио:

- Пошли правого, пусть спросит.

Лукьянов послал своего правого летчика Лёшу Санникова, тот выскочил, а вокруг одни афганцы, движки ревут, слышно плохо. Алексей схватил единственного русского за воротник бушлата:

- Вертолёты еще  нужны?

- Я - ГЕНЕРАЛ!!!

- Извините, я не знал.

- Больше не надо.

Начал взлетать, а места маловато и по грязи борт разгоняется медленно. Оторвался метра на 2, обороты НВ 78%, со снижением тянет влево, на склон холма. Замер, поминая генерала добрыми словами… Ничего, вытянул, главное - винт не перетяжелить. Погодка так себе: пасмурно, видимость 2-3. На вертодроме высадили афганцев, загрузили наших десантников, по пути подбросили их на «Мазар-Товар» - аэропорт километрах в 20-ти от Мазари-Шериф, для отлёта в Кабул на самолётах. Домой шли на 100 метрах, т.к. не знали высоту нижней кромки облаков. Только когда Лукьянов доложил, что по мне стреляют из ГаЗ-66, едущего по дороге параллельно курсу, решили уйти в облака. Не попали, слава Богу, но и Лукьянов не успел их «поблагодарить». Я на 220, ведомый - на 200 км/ч пошли в набор, предварительно согласовав коды ПДСП и включив системы. На 900м вошел в облака, на 1300 вышел за облака. Километров за 30 до Кундуза облака стали редеть, потом и совсем кончились. Впереди нас ждали банька, ужин, дополнительный с «нурсиками», штучки по 3 и чистая постель.

Такой для меня была эта операция.

Март 2009г.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100