RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Воспоминания участников /

Один день

Борт №41 показался мне странноватым ещё при первых вылетах. Казалось, что он летит левым бортом вперёд, со скольжением, хотя указатели скольжения на всех авиагоризонтах АГК-47Б показывали норму. Я поделился своим сомнением с б/техником л-том Разуваевым. Он рассказал, что предшественник поведал ему историю борта: однажды, когда они уже готовились к запуску на стоянке, в густой утренней дымке, им на хвост «уселся» Ми-24. «Погнутку» нашли небольшой, приклепали новую балку, и продолжили летать. Как оказалось, рассказал он не всё…

На площадке в Файзабаде иногда возникала напряжёнка с топливом, колонны туда ходили далеко не каждый месяц, особенно зимой. Тогда в первый раз и поступила команда оборудовать пару МИ-6 под танкеры. Специальных бортов не было, но и в простой Ми-6 на ложементах установили 2 дополнительных бака (в Забайкалье и 4 ставили), чтобы тонн 7-8 можно было слить в Файзабаде. В пробном полёте решил слетать сам. Когда увидел подготовленный 41-й борт, то удивило, что баки установлены на ложементы и зашвартованы вперед далековато. Так швартуются передние баки, при установке четырех.

-Почему?,- спросил инженера

-А, -говорит, - соединительный шланг короткий почему-то, вот и поставили так.

-? Ну, ладно, в центровку вписывается.

На контрольном висении всё нормально. Взлетели, набрали высоту, стали на курс - всё штатно. Минут через 20 полета появилась вибрация, перешедшая в тряску с нарастающей амплитудой. При уменьшении скорости она уменьшалась, потом снова начинала нарастать. Прошли уже Ханабад, и вперёд и назад далековато, рассыплемся, чего доброго. Скорость 140, дальше уменьшать некуда.

Спросил экипаж: «Ну, что будем делать? Нужно идти на вынужденную». Впереди - Талукан, где на северной окраине есть грунтовая полоса. Подумал - всё проще катиться по грунтовке, чем по косогору между валунов с 13 тоннами горючки за спиной.

И тут Разуваев выдал:«А на ней такое уже было, садились из-за тряски."

-Ну, и что?

-А ничего,.. причину не нашли.

 

Начал прикидывать от чего может трясти. Вспомнилась страница Технического описания (часть 1), на которой есть График изменения центровки по мере выработки топлива по группам баков. У нас вырабатывается 4 группа (баки в гаргроте хвостовой балки), при этом центр тяжести смещается вперёд, да еще и дополнительные баки в грузовой кабине установили с передней центровкой. Вдруг - это причина?

Даю команду б/технику: включить подкачивающие насосы 5-ой группы, и перекачивающие 3-ей; открыть кран заправки 4-ой группы, перейти на ручное управление расходом топлива. Следить за наполнением 4-ой, чтобы не перелить!

Б/техник, хоть и молодой был, но всё понял и сделал правильно. Постепенно тряска стала уменьшаться и вскоре совсем прекратилась.

 По возвращении сказал инженеру этот комплект шлангов снять и куда-нибудь упрятать, а под танкер оборудовать другой борт, от греха подальше. А Разуваеву - никогда больше не допускать передней центровки и другим передать.

Так прошёл один день, а всего их было 400…

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100