Начало списка
30 августа 1987 г. потеря вертолета Ми-8МТЯ №94 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Этот полёт был для экипажа крайний. Их прилетела менять эскадрилья, и они возвращались на базу в Кабул из Шинданда с посадкой в Кандагаре. В р-не н.п. Кандагар, в час ночи (НПМУ), на высоте Н=4800м (Нист=2000м) вертолет был поражен ПЗРК в левый двигатель. Одновременно с выключением двигателя отказали обе гидросистемы, и вертолёт полностью обесточился. В кабине наступила темнота. Будучи неуправляемым, вертолет вошёл в крутую спираль и снижался с очень большой вертикальной скоростью. Экипаж в составе: командир экипажа - к-н Владимир Корешков, летчик-штурман - ст.л-т Игорь Горбов, бортовой техник - прапорщик Николай Батрак покинул вертолет и приземлился под парашютами. Командир экипажа покидал борт последним, ему удалось выбраться из кабины только на высоте порядка 300 метров от земли. При покидании он получил удар лопастью по плечу и ноге (перелом кости плеча и плюсневых костей ноги). В момент открытия парашюта командира произошёл взрыв вертолёта. Через час, по этому же маршруту, летел самолёт-ретранслятор. По аварийной радиостанции командир связался с ретранслятором, и было определено место нахождения экипажа. В момент использования аварийной радиостанции на её частоте очень чётко прослушивалась речь на английском языке. Спасатели с прикрытием вертолётов и со спецназом на борту прибыли к 8.00. В момент загрузки сбитого экипажа вертолеты прикрытия и спецназ вели заградительный огонь по горам: как оказалось, недалеко от падения вертолёта был мощный укрепрайон душманов. В результате спасательной операции все члены экипажа остались живы. В то время душманы начали использовать прицелы ночного видения. Вертолёт к-на В.Корешкова был первый, сбитый ночью на эшелоне. До этого момента подобные полеты считались безопасными с точки зрения поражения огнем противника, видимо поэтому комиссия из Москвы квалифицировала потерю как отказ авиатехники. Вертолёты Ми-8МТЯ - это вертолёты-разведчики, предназначенные для прослушивания переговоров на всех частотах. Таких вертолётов было 4 шт. По разведданным за этими вертолётами «духи» специально охотились. (обстоятельства потери борта восстановлены по воспоминаниям командира экипажа к-на Владимира Корешкова)
1 сентября 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж майора Абдуль Джалиля совершал рейс Кабул - Хост, ночью, с грузом двух тонн пшеницы. Во время захода на посадку, когда шасси уже были выпущены и самолет выполнял четвертый разворот, на высоте Н=150 метров, он был последовательно поражен двумя ракетами ПЗРК "Stinger". После этого машина потеряла управление и столкнулась с землей. Погибло четыре члена экипажа и двое сопровождающих груз. Бортмеханик и бортрадист в тяжелом состоянии попали в госпиталь.
5 сентября 1987 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). При заходе на посадку в 70 км восточнее Кундуза (Аз=90) попал в пыльное облако, опрокинулся. Вертолет сгорел, экипаж Овсесяна жив.
10 сентября 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-17 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Вертолет выполнял перевозку 15 гражданских лиц из регионального центра в Кабул. Ещё на взлёте борт попал под массированый обстрел из ДШК и стрелкового оружия, что стало причиной ранения всех (!) трех членов экипажа. Только чудом афганцам удалось выйти из под огня и дотянуть до Кабула.
13 сентября 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж капитана Мухамеда Касыма осуществлял транспортный рейс Кабул - Кундуз. Во время снижения, когда самолет находился на высоте Н=1200 метров, по нему со стороны деревни Джаджи Аманулла была выпущена ракета ПЗРК "Stinger". В 13:22 боевая часть ракеты поразила правый двигатель, вызвав пожар, после чего машина потеряла управление и через 23 секунды с креном близким к 90 град. столкнулась с землей. Погибли 6 членов экипажа и 9 пассажиров, включая советского военного советника п/п-ка А.Артемова с женой.
15 сентября 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). При выполнении захода на площадку Н=2800м для высадки десанта вертолет зам. ком. АП п/п-ка Зенкова задел скалу и разбился. Из состава экипажа погиб летчик-штурман ст. л-т П.Ефимов, а борттехник ст. л-т В.Евсюков получил травмы и был списан с летной работы. Из 12 десантников находившихся на борту уцелели пятеро.
18 сентября 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 302-й овэ (Шинданд). Экипаж к-на Н.Гронта.
29 сентября 1987г. боевая потеря Ми-24П №36 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет к-на Н.Андреева (оператор ст. л-т А.Геращенко) заходил на посадку после выполнения 3-го вылета в этот день по прикрытию аэропорта Кабул, после доклада: - "Шасси выпустил, оружие отключил, разрешите посадку?" на высоте около Н=70 метров машина была поражена ракетой ПЗРК "Stinger", причем попадание произошло в лобовую проекцию, в результате чего экипаж получил ранения от осколков ракеты. Вертолет еще какое то время снижался нормально, но вскоре загорелся, потерял управление и упал на землю с высоты около 50 метров, чудом не задев трехэтажное здание домостроительного комбината. Ведомый к-н Л. Гавриленко момента пуска ракеты не видел, так как садились против солнца, которое слепило глаза. Экипаж погиб в сгоревшем вертолете.
3 октября 1987 г. 9:30 пара вертолетов Ми-24П №63 и №64 10-го оап ПВ (п.п.Гульхана) в составе экипажей м-ра Е.Кузьмина и к-на Н.Шкрябко совершала рутинный патрульный полет вдоль границы. При следовании по маршруту вертолеты попали в сложные метеоусловия и из-за навигационной ошибки нарушили воздушное пространство Пакистана, произведя вынужденную посадку по остатку топлива в высокогорном районе Шатор, у н.п. Мастуж. Место посадки было обнаружено пастухами, сообщившими в местный участок Полиции. На следующий день все шесть членов экипажей были арестованы и переправлены в Исламабад. Позже летчики возвращены СССР, а вертолеты уничтожены на месте посадки из-за невозможности эвакуации. Ещё до ареста бортовые техники уничтожили часть оборудования вертолетов для предотвращения захвата противником.
19 октября 1987г. авария вертолета Ми-24П 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет сопровождал Ми-8 с разведгруппой, идя замыкающим второго звена. В насыщенном зенитными средствами районе группа снизилась до высоты Н=30...50м, в этот момент Ми-24 на скорости 200 км/ч задел левой законцовкой крыла землю и разрушился. Экипаж в составе командира капитана Иванова и оператора ст. л-та Гринкевича уцелел и был подобран вертолетом ведущего п/п-ка Истомина А.А. Вертолет восстановлению не подлежал, прибывшая на место падения тех.группа отметила отсутствие пушки - ее успели демонтировать душманские умельцы.
Фото предоставлено сайтом www.artofwar.net.ru
21 октября 1987 г. катастрофа самолета Ан-12БК (ком-р экипажа к-н Гигорьев А.Д.) 1-й аэ 50-го осап (Кабул). Самолет, загруженный АТИ и ГСМ, выполнял рейс на Кандагар. На взлете из а/п Кабул в условиях плохой видимости, из-за ошибочной команды РП, столкнулся на ВПП с вертолетом Ми-24 3-й аэ 50-го осап. После столкновения с хвостовым винтом вертолета, самолет упал на ближний привод и загорелся, двери заклинило, погибли находившиеся на борту самолета 18 человек (6 членов экипажа и 12 пассажиров), спастись удалось только стрелку, находившемуся в кормовой установке. Экипаж: командир к-н А.Григорьев, помощник командира л-т А.Ляпустин, штурман ст. л-т В.Кузнецов, старший борттехник ст. л-т Н.Ворона, борттехник АДО ст. л-т А.Плечко, воздушный радист пр-к Ю.Селюк. В списке пассажиров был офицер боевого управления с пункта наведения Кандагара л-т Валерий Дамаскин.
21 октября 1987г. поломка вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Столкновение на ВПП а/п Кабул с самолетом Ан-12 (см. описание выше). Экипаж в составе командира Олега Кузмича и летчика-оператора Владимира Урда. Заметив взлетающий самолет командир начал сруливать с полосы, но не успел. Столкновение произошло по касательной с хвостовой частью вертолета, поэтому экипаж Ми-24 не пострадал. После отказа хвостового винта командир выключил двигатели, чем предотвратил опрокидование вертолета.
21 октября 1987 г. боевое повреждение самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Пара в составе к-на Сергея Горохова (позывной 864) и л-та Петра Голубцова (позывной 867) выполняла второй боевой вылет для атаки целей у кишлака Кобай, недалеко от Баграма. В первом же заходе, на выходе из атаки, был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" самолет ведомого л-та Голубцова. При посадке самолет выкатился на боковую полосу безопасности и остановился в 50 метрах от минного поля.
В - 867-й заходим на цель (11:20)
Г - Понял
В - Буря, на боевом
Б - Ближе, ближе к нам отработайте! Ориентир по дымам
В - Сброс...Выхо-одим
Г - 864-й я кажется получил пробоину... (11:23)
В - 867-й я рядом. Уходим... Уходим от зеленки на юг...в пустыню... Подскажи свою высоту. (11:24)
Г - Высотомер не работает
22 октября 1987 г.боевая потеря самолета Ан-26 2-й аэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на М.Мельникова выполнял свой третий боевой вылет в Республике Афганистан, совершая рейс по маршруту Кабул - Джелалабад. Ночью, при маневре захода на посадку, самолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" и столкнувшись с землей разрушился. Кроме командира корабля погибли его помощник ст. л-т Симонян, борттехник к-н К.Зинченко, штурман ст. л-т Б.Литвинов, старший бортмеханик ст. пр-к С.Русак, радист пр-к А.Курило и два пассажира, один из которых - начальник ГБУ 66 омсбр (Джелалабад) к-н Валерий Свинин.
27 октября 1987 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (313 орап Вазиани), вылет с аэродрома Баграм. Ст. летчик ст. л-нт Пантелюк Сергей. При выполнении воздушной разведки предположительно сбит из ПРЗК в 180 км северо-восточнее Баграма (Аз=76) на высоте Н=3700м. Самолет и летчик не найдены. Ведущий не заметил, когда пропал ведомый.
30 октября 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24П 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Вылет на прикрытие Ил-76. Экипаж к-на А.Аксенова. Через 40 секунд после взлета, когда вертолет совершал левый разворот, в левый двигатель попала ракета ПЗРК "Stinger". Командир погиб сразу, управление взял летчик-оператор пытаясь выполнить посадку "перед собой". Прямо по курсу были производственные здания и корпуса инфекционного госпиталя, уклоняясь от них, машина завалилась на правый борт и загорелась. Экипаж в составе командира и оператора л-та И.Кравцова, а так же находившиеся на борту представитель ТЭЧ прапорщик А.Бенкерат и вооруженец ст. л-т А.Попов погибли.
31 октября 1987г. боевое повреждение вертолета Ми-24 4-го отряда 205-й овэ (Кандагар). Вертолет к-на Николая Кожуха осуществлявший в составе пары прикрытие двух Ми-8 с досмотровой группой вылетел в район Дури-Мандех для эвакуации разведгруппы. В районе подбора по вертолетам был открыт огонь, в результате которого летчик-оператор получил ранение в колено (попала пуля ДШК). В одном из Ми-8 шальной пулей был смертельно ранен десантник стоявший в проеме двери.
18 ноября 1987 г. боевое повреждение Ми-24П №20 239-й овэ (Газни). Около 16 часов дня моджахеды обстреляли из безоткатного орудия окраину стоянки Газнийского аэродрома попав в крайнюю машину, стоявшую ближе всего к офицерскому модулю. Снаряд поразил ХБ в районе правого стабилизатора, при этом погибли выполнявшие обслуживание хвостового редуктора нач. группы регламента ВиД ст. л-т В.Косилов и механик ряд М.Войтович. Осколками повреждены 2 Ми-8МТ и ранены трое военнослужащих. Обшивку на Ми-24 повело и после длительного ремонта его перегнали в Союз на КВР. (Воспоминания очевидца)
27 ноября 1987 г. 06:05 боевая потеря вертолета Ми-8МТ 335-го обвп (Джелалабад). Экипаж к-на Н.Маркова выполнял задание по доставке личного состава, боеприпасов и продовольствия на посты боевого охранения у Асадабада под прикрытием пары Ми-24 (командир к-н Н.Захаров / оператор ст. л-т Ирик Мурясов и командир ст. л-т В.Вдовин / оператор ст. л-т Латыпов Х.). В 05:55 отработали на постах №1 и №3. В 06:00 пошли на пост №2 с пологим набором и в 06:05 на высоте Нист=100м транспортный вертолет был поражен двумя ракетами ПЗРК "Stinger", после чего загорелся и стал терять высоту. В упавшем вертолете погибли командир в-та (прыгал, но высоты не хватило), борттехник к-н А.Гуртов и 6 пассажиров - разведгруппа 334-го ооСпН ст. л-та В.А.Матюшина. Спастись удалось только летчику-штурману воспользовавшемуся парашютом.
Радиообмен
З: -"Всем АСО! Горит борт Ми-8!"
З: - "Раскрыты два купола".
8 декабря 1987 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8Т 239-й овэ (Газни). Пара вертолетов к-нов С.Евдокимова и А.Радаева под прикрытием пары Ми-24 осуществляла подбор спецназовцев "Газнийского" батальона в р-не н.п. Хайракот. При пролете ущелья ведущим, после изменения курса на 90 град. летчик-штурман ст. л-т Егор Новиков доложил к-ну Евдокимову об опасности. На одном из выступов стояли трое душманов и целились в вертолет из РПГ, не смотря на выполнение маневра один из выстрелов попал в хвостовую часть. Сильный удар потряс машину, осколки стекла посыпались в кабину:
Радиообмен
ЛШ: - "Командир, справа!"
[Поражение]
РИ: - "Отказ подкачивающих насосов"
РИ: - "Отказ основной гидросистемы"
КК: - "Егор, сажать будем вместе, крепче держи управление"
ЛШ: - "Понял, держу"
РИ: - "Отказ дублирующией гидросистемы"
БТ: - "Пробоина в хвостовой части, сверху течет масло. Дымим, командир!"
КК: - "А черт! Ничего, сейчас дотянем!"
КК: - "Сашок, меня подбили! Постораюсь дотянуть до площадки!"
Р: - "Держись, иду на помощь!"
КК: - "Всем за борт!".
У самой площадки подбитый вертолет начало мотать в стороны и подняв облако пыли, он ударился о землю. Экипаж успел отбежать на 15 м до взрыва, но тут же попал под обстрел душманов. Передвигаясь перебежками, вертолетчики присоединились к группе, которую должны были эвакуировать. Подошедший вертолет ведомого отстрелялся НУРС и пошел на посадку, Забрав десант и экипаж Евдокимова стал взлетать, но тут же был подбит, с трудом удалось сесть при этом завалившись на борт. Теперь оба экипажа вместе со спецназовцами заняли круговую оборону и снова вступили в бой с моджахедами. На помощь из Газни срочно подняли группу из 6 Ми-8МТ и 10 Ми-24.
Основную задачу выполнила пара вертолетов ПСО к-н Н. Майданов (Ми-8МТ №011, летчик-штурман ст.л-т В.Альмаков, борттехник ст.л-т С.Лазарев) - к-н Ю. Кузнецов. Под прикрытием звена Ми-24 м-ра А. Скворцова они высадили десантников, которые со свежими силами вступили в бой, что позволило эвакуировать раненых и экипажи сбитых машин. На борт взяли по 10 человек, после чего вывезли их в степь, за 5-6 км от места боя, где было безопасно. Затем ведущий ушел на подбор оставшихся десантников. Под сильнейшим огнем противника, к-ну Майданову удалось эвакуировать всех. Отметим, что участники спасательной операции действовали хладнокровно и слаженно. Николай Саинович Майданов за проявленное мужество был удостоен звания "Герой Советского Союза".
10 декабря 1987г. катастрофа вертолета Ми-24В №07 335-го обвп (Гардез). Экипаж к-на А.Панушкина выполнял полет вдоль ущелья в районе Гардеза, потерял ориентировку и залетел в одно из ответвлений закончившееся глухой стеной. Попытался осуществить экстренный набор и торможение, но скороподьемности не хватило, и вертолет столкнулся со склоном горы. Оператор к-н Загир Ишкильдин погиб, командиру удалось спастись.
15 декабря 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Вертолет, выполнявший транспортный рейс Кундуз - Файзабад, при снижении для посадки попал под интенсивный огонь противника и получил значительные повреждения. Благодаря слаженным действиям экипажа удолось произвести благополучную посадку на аэродроме Файзабад.
21 декабря 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 2-й АЭ 50-го осап (Кабул). Самолет командира эскадрильи м-ра Ковалева готовился к рейсу в Джелалабад за ранеными, но задачу поменяли - предстояло совершить рейс в Баграм. Произвели взлет в 16 ч 42 м по местному времени и перешли в набор высоты. На втором витке набора Н=1200м, на третьей минуте полета, ракета ПЗРК "Stinger" попала в левый двигатель. Согласно расшифровке переговоров Штурман доложил:
Ш: - "Пуск!"
КК: - "Зафлюгировать левый"
БТ: - "Левый во флюгер"
КК: - "Пожаротушение ... штурман, зона поражения какая?"
ШТ: - "Командир весь зад горит!"
КК: - "Открывай, прыгай! Открывай!".
По левому борту выбило иллюминаторы и хлеставший из пробитого бака керосин и дым потоком забивало в грузовую кабину. Открыв аварийный люк экипаж стал покидать самолет на парашютах. Командир удерживал машину до последнего момента и покинул самолет на высоте, не обеспечивавшей нормального раскрытия купола - погиб (ГСС). Остальные члены экипажа - второй пилот л-т Ю.Девятка, штурман л-т С.Ясинский, борттехник ст.л-т В.Андрюшишин, радист пр-к В.Жиловский и бортмеханик пр-к Г.Петров спаслись (только радист при приземлении получил травму позвоночника и попал в госпиталь) и были ч/з 5 минут эвакуированы. Экипаж вертолета Ми-8МТ 262-й овэ ПСС находившийся на дежурстве, увидев падение самолета, взлетел без команды и обеспечил спасение экипажа под огнем противника. Получил несколько пробоин. Самолет упал в 2 км от аэродрома в зеленую зону.