RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Потери ВВС в Афганистане / Потери авиационной техники /

Потери 1985

В начало списка

4 сентября 1985 г. боевая потеря самолета Ан-26 YA-BAM а/к "Бахтар аль-Ватана". Гражданский самолет совершал рейс Кабул - Кандагар - Фарах. Взлет с аэродрома Кандагар выполнен в 11:08 местного времени. В наборе высоты (проходил эшелон Н=4300 м) борт был поражен ракетой ПЗРК "Blowpipe", загорелся и упал около аэропорта. Пуск произвел стрелок-зенитчик из банды Юнуса Халиса. Все находившиеся на борту 5 членов экипажа и 47 пассажиров погибли.

14 сентября 1985г. боевое повреждение вертолета Ми-24В 50-го осап (Кабул). Пара вертолетов м-р М.Кадыров - к-н С.В.Филипченков выполняла второй за день вылет с целью прикрытия вертолетов Ми-8МТ, забиравших раненых из р-на ущелья Арзу. Обнаружив несколько огневых точек, угрожавших бортам с раненными, пара пошла в атаку, на втором заходе вертолет ведомого был поражен ракетой ПЗРК в левый борт. Машину сильно тряхнуло, отказали высотомер и указатель скорости, топливные насосы, перебило жгут электропроводки. Осколками был убит оператор ст. л-т А.В.Миронов. На борту возник пожар, командир кратчайшим маршрутом направился на базовый аэродром и через 10 минут произвел посадку на фюзеляж из-за не выхода стоек шасси. Позже в вертолете насчитали 132 осколочных пробоины (фото из архива Чумакова А.А.).
Радиообмен экипажа:
К: - "Справа на склоне - душманы! Наблюдаете?
Ф: - "Наблюдаю, на склоне и на вершине"
К: - "Атакуем! Ваша цель справа"
[Поражение ракетой]
Ф (СПУ): - "Саша, Саша - помоги! Слышишь?"
Ф (СПУ): - "Саша, Миронов! Ты слышишь?"
К: - "В чем дело? Доложите обстановку"

17 сентября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-6 320-й овэ (Кундуз). Полет по маршруту Кабул - Баграм. Вертолет м-ра Трабо М.В. осуществлявший перевозку 20 бочек бензина был обстрелян противником и взорвался в воздухе. Из экипажа удалось спастись лишь помощнику командира А.Смирнову выпавшему из разрушавшегося вертолета.

21 сентября 1985 г. авария вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Полет Кундуз - Файзабад. На вертолете к-на Еремина в 45 км юго-западнее Файзабада (Аз=225) на высоте Н=4500 м отказал двигатель, командир приказал покинуть поврежденную машину на парашютах. Весь экипаж спасся и был подобран вертолетами ПСС.

21 сентября 1985г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). В районе аэропорта Кабул вертолет к-на Талаева был сбит противником, после чего экипаж покинул падающий вертолет на парашютах и был подобран вертолетами ПСС.

24 сентября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-24Д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара м-р Кадыров - к-н Павленко прикрывала действия мотострелкового полка в 70 км ю.-з. Кабула. Во время возвращения с задания ведущий обнаружил отсутствие ведомого, после чего развернулся на обратный курс и начал поиск. Через несколько минут увидел горящий Ми-24 на склоне горы, а рядом уцелевший экипаж. Вертолет к-на Павленко был сбит огнем ЗГУ, а доложить о вынужденной посадке экипаж не смог из-за потери радиосвязи.

24 сентября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-24Д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). При обеспечении действий мотострелкового подразделения в 50 км ю.-з. Кабула, при полете на высоте Н=2500 м, вертолет был подбит огнем ДШК и выполнил вынужденную посадкуна склон горы, опрокинулся на борт и загорелся. Экипаж жив.

3 октября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Подбит из ЗГУ в 6 км севернее н.п. Талукан (Аз=0) на высоте Н=2300м. При вынужденной посадке перевернулся, вертолет сгорел, экипаж жив.

10 октября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). Вертолет к-на Силантьева возвращался на базу после успешного выполнения боевого задания по высадке десанта в ущелье Панджшер. В 5 км северо-западнее Баграма (Аз=330) на высоте Н=3900м был обстрелян и сбит ракетой ПЗРК. Два члена экипажа покинули вертолет на парашютах, борттехник л-т Денисов Ю.В. не прыгал - погиб.

12 октября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-6А (борт. №11) 2-й ВЭ 280-го овп (Кандагар). Рейс парой по маршруту Кабул-Гардез-Кабул, Ведущий м-р Приходченко Н., ведомый к-н Малыш М. Вертолеты возвращались на Н=4200м в Кабул после доставки боеприпасов мотострелковому подразделению.  Из Гардеза взлетели в сумерках и пристроились к группе Ми-6, возвращавшихся откуда-то в Кабул. В 23 км южнее Кабула (Аз=170) крайний ведомый был обстрелян противником ракетой ПЗРК и сбит (попадание в правый двигатель). Экипаж покинул машину на парашютах, но противник открыл огонь по спускавшимся из стрелкового оружия, в результате летчик ст. л-т К.Швецов и штурман к-н В.Сучков были убиты до приземления, бортмеханик пр-к Я.Козопас и двое пассажиров покинуть вертолет не успели и так же погибли (по воспоминаниям сослуживцев, пр-к Я.Козопас выпрыгивал). Командир экипажа к-н Малыш М., борттехник ст. л-т Диденко Н. и бортрадист остались живы.

13 октября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм) командир экипажа к-н Дмитрий Сущенко , летчик-штурман ст.л-т Сергей Солдатенко, б/техник ст.л-т Александр Морозов. При доставке продовольствия на высокогорный пост №130, у горы Дари (6 км западнее Анавы) во время посадки вертолет был сбит. При падении борттехник выпал из вертолета и борт упал на него, загорелся. Борттехник ст. л-т А.М.Морозов погиб. Командир экипажа, правый летчик и сопровождавшие груз, получив ранения и переломы, остались живы.

18 октября 1985 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). Ошибка летчика в ТП. Экипаж жив, вертолет восстановлен.

18 октября 1985 г. авария самолета МиГ-23млд 982-го иап (Вазиани), вылет с аэродрома Кандагар. При взлете парой произошло столкновение в воздухе, одному летчику пришлось покинуть самолет в 8 км от Кандагара, а другой сумел выполнить посадку на поврежденном самолете. Катапультировавшийся летчик был подобран вертолетами ПСО.

18 октября 1985 г. катастрофа вертолета Ми-6 280-го овп (Кандагар). При возвращении из Бамиана в Кабул вертолет м-ра Приходченко Н. был подбит в 43 км юго-западнее Кабула (Аз=257) на высоте Н=6000м. Экипаж покинул вертолет на парашютах и спасся. По другим данным, произошло нелокализованное разрушение свободной турбины, перебило тяги управления. Покинувший вертолет экипаж обстреляли с земли до приземления, но никого не задело. Погибли летевшие пассажирами 3 афганца и демобилизованный десантник, возвращавшийся из Бамиана в СССР.

25 октября 1985 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). Экипаж выполнял задачу по доставке десантников в район проведения операции, на горную площадку у н.п. Хайратон. В 25 км северо-западнее Кундуза (Аз=300 град.) на высоте 2400 м произошел взрыв в воздухе. Командир эскадрильи п/п-к Н.Нуждин, командир вертолета к-н А.Корлыханов, летчик-штурман л-т А.Большаков, борттехник ст. л-т Ю.Веремеенко и 10 десантников - погибли.

1 ноября 1985 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ №80 335-го обвп (Джелалабад). Пара ст. л-т С.Штинников - ст. л-т А.Сердюк, под прикрытием пары Ми-24 осуществляла доставку груза на 3-ю площадку у Асадабада. Посадка осложнялась плохими метеоусловиями, ведущий выполнил заход с косанием площадки, но уперся передней стойкой в скалу и решил уйти на круг и повторить посадку. Во время ухода зацепил деревья хвостовым винтом, упал на левый борт и загорелся. Погиб к-н С.Штинников (до последней минуты спасал свой экипаж и сопровождавших груз солдат и офицера, времени выбраться самому не осталось...) и 3 пассажира, летчик-штурман л-т Геннадий Вахрин и борттехник ст. л-т Сергей Рыба получили ранения и ожоги. Раненых эвакуировал в госпиталь вертолет ведомого.

7 ноября 1985г. боевая потеря вертолета Ми-24Д №09 из 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет к-на Тутова выполнявший задание по разведке целей в районе Черной Горы был обстрелян ракетой ПЗРК попавшей в борт и сбит, экипаж покинул неуправляемую машину на парашютах. При приземлении на склон горы погиб оператор лейтенант Е.Гаврилков. Подбор экипажа осуществила пара Ми-8МТ 335-го обвп к-н В.Сапрыкин - ст. л-т И.Рюмин.

12 ноября 1985 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис ВВС ДРА (Кандагар). Перегонка звена самолетов из Кандагара в Шинданд. Ведомым первой пары самолетов полетел советский военный советник генерал-майор Н. Власов. Сразу после взлета его самолет был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2". Летчик катапультировался и вступил в бой с моджахедами на земле, в ходе которого был убит. Поиски летчика осложнились тем, что сбитый самолет упал в заболоченной местности и на три метра ушел в грунт. Николай Андреевич Власов стал самым высокопоставленным советским летчиком погибшим в Афганистане.

12 ноября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 280-го овп (Кандагар). Вертолет к-на А.Горчакова (позывной 777) ведущим в паре был направлен в зону для поиска сбитого в 135 км северо-западнее Кандагара (горы Ислам-Дара, Аз=340) летчика, высадил поисковую группу и после взлета, на Н=600м, был поврежден огнем ДШК, начался пожар. Борттехник л-т И.Лазарев, по команде, покинул вертолет с парашютом и приземлился удачно. Командиру и летчику-штурману удалось произвести вынужденную посадку. Командир и штурман были подобраны ведомым, а борттехнику пришлось всю ночь бегать по горам и отстреливаться от душманов, утром он был замечен ведомым пары Ми-24В к-на Валерия Хрюкина и подобран, на этот момент у него оставалось три патрона в автомате и один в ПМ. Вертолет сгорел.

13 ноября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т отдельной вертолетной эскадрильи ВВС ДРА (Кандагар). Вертолет, пилотируемый экипажем  в составе советского военного советника п/п-ка Тегая В.А. и двух афганцев, выполнял задание по доставке груза подразделению афганской армии, ведущему бой с противником в горном районе к западу от Кандагара. В момент снижения перед посадкой борт попал под сосредоточенный огонь стрелкового оружия, загорелся и потеряв управление упал на землю. Экипаж погиб.

15 ноября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №82 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет командира эскадрильи м-ра Гаура В.Ф. осуществлявший высадку солдат афганской армии в р-не Черной Горы был сбит, и завалившись на правый борт, загорелся. Штурман аэ ст. л-т Павел Балашов получивший перелом руки и борттехник-инструктор ст. л-т Михаил Романчук покинули борт, но заметив, что командира с ними нет, Романчук вернулся и помог ему выбраться, после чего вертолет полностью сгорел. Подобрал летчиков экипаж Ми-8МТ в составе командира звена к-на П.П. Семенова, штурмана звена ст. л-та В.Демина и борттехника ст. л-та А.Бессмертного. Ст. л-т Бессмертный, донес на себе раненого комэску до вертолета.

15 ноября 1985г. боевая потеря вертолета Ми-24 №01 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Во время перегонки вертолета с места вынужденной посадки, после замены двигателя, в ночное время, через несколько минут после взлета с площадки на Н=800 м, произошло самопроизвольное выключение двигателей и отказ оборудования (отказ т/с). Экипаж командира эскадрильи м-ра В.Буяшкина покинул падающую машину на парашютах. При приземлении командир вертолета погиб. Выживших членов экипажа подобрали вертолеты ПСС.

23 ноября 1985 г. боевая потеря двух Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). В 67 км от Кандагара (Аз=325) подверглись обстрелу с земли. Вертолет ведущего командира эскадрильи п/п-ка В.Г.Домрачева был подбит из ДШК и сел на вынужденную.Вертолет сгорел. Экипаж жив. Вертолет ведомого ком звена к-на В.П.Капитонова подбит из стрелкового оружия, сел на вынужденную. Вертолет сгорел. Экипаж жив.

24 ноября 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). Экипаж командира полка п-ка Ю. Филюшина (позывной 021) в составе группы высаживал десант на площадку в 67 км северо-западнее Кандагара (Аз=295). После высадки, на взлете (Н=500-600м) по его вертолету стала работать ЗГУ, снаряды которой поразили ХБ и хвостовой винт, машина загорелась и потеряв управление "закрутилась". Вертолет рухнул в пропасть и взорвался. Погибли ком АП, летчик-штурман л-т А.Яковлев и борттехник ст. пр-к П.Коновалов. Сначала даже не поняли, чей экипаж сбит, но когда начали определять по позывным, все стало ясно после пары запросов "021, ответьте".
Радиообмен:
В - "Борт, прыгай, прыгай!"
Ф - "Поздно...".

ноябрь 1985 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 335-го обвп (Газни). Пара к-н Сафонов - к-н Михеев осуществлявшая подвоз боеприпасов подразделению ведущему бой у крепости Кара-Баги, при заходе на посадку попала под огонь ДШК, в результате вертолет ведущего получил значительные повреждения. Душманы стали подходить вплотную к подбитой машине, ситуацию спасло подошедшее звено афганских вертолетов Ми-25 377-го овп ведомое замполитом аэ м-ром Хазрат Омаром - ракетной атакой союзники отогнали банду.

6 декабря 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 280-го овп (Кандагар). Вертолет к-на И.Шамсеева выполнял задание по эвакуации группы спецназа попавшей в окружение у кишлака Дехревут в 124 км северо-западнее н.п. Лашкаргах (Аз=283). Под огнем противника экипаж сумел взять группу на борт, однако при взлете на Н=300м вертолет получил повреждения от огня ДШК и начал падать. При столкновении с землей произошел взрыв, в результате которого экипаж (летчик-штурман л-т Е.Мельников, борттехник ст. л-т В.Перминов) и 13 десантников погибли. Из-за плотного огня противника ведомому вертолету сесть для подбора погибших не удалось.

14 декабря 1985г. катастрофа вертолета Ми-24П №20 1-й вэ 335-го обвп, экипаж из 3-й вэ (Джелалабад). Командир вертолета к-н Г.Черкасов. В маловысотном полете командир был ослеплен лучами восходящего солнца, в результате машина коснулась носовой частью бархана и отделившись от земли через несколько секунд рухнула на землю. Борттехник ст. л-т В.Просандеев погиб при повторном ударе, а летчик-оператор ст.л-т В.Лысенко был тяжело ранен и умер при транспортировке в госпиталь. Командир экипажа Черкасов получил травму позвоночника и был эвакуирован в госпиталь вертолетом Ми-8МТ №55 335-го обвп. 

 Упавший Ми-24П №20


14 декабря 1985 г. поломка вертолета Ми-24П №67 3-й вэ 335-го обвп (Газни). Вертолет ком звена к-на Виктора Карпова (летчик-оператор Михаил Черенков) совершил вынужденную посадку не далеко от Газни в мягкую болотистую почву пересохшего озера из-за помпажа двигателя. Вытащить машину на твердый грунт не удалось, тогда оперативная техническая группа заменила двигатель и поврежденный хвостовой винт на месте, сняла с борта все возможное для максимального облегчения. Утром вырубили фюзеляж из подмерзшей топи и ком аэ п/п-к Шмелев Г.В. сумел вырвать вертолет и привел его на базу в Газни. (
Воспоминания п/п-ка Шмелева Г.В.) 

 На месте вынужденной посадки Ми-24П №67. Обратите внимание на лопасти хвостового винта.


16 декабря 1985 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (371 орап Чимкент), вылет с аэродрома Баграм. Ком звена капитан Фрай Владимир Владимирович. Западнее Баграма 67 км (Аз=260) в районе долины Бамиан на высоте Н=1500м обстрелян из ДШК. Заклинило управление. Летчик катапультировался, подобран группой ПСО.

19 декабря 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 181-го овп. При посадке на площадку в 45 км юго-восточнее н.п. Шахджой (Аз=169 град.) на высоте 100-150м обстрелян из стрелкового оружия. Возник пожар, вертолет опрокинулся и сгорел. Экипаж и десант жив.

26 декабря 1985 г. авария вертолета Ми-8Т 280-го овп (Кандагар). По причине отказа маслосистемы вертолет выполнил посадку в районе занятом противником. Экипаж был подобран, а так же на следующий день была предпринята попытка эвакуировать вертолет на внешней подвеске транспортного Ми-6, но после подъема фюзеляжа с отстыкованой ХБ и лопастями, его уронили. Пришлось уничтожить корпус на месте. От огня стрелкового оружия получил повреждения Ми-24, прикрывавший операцию с воздуха.

26 декабря 1985 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). В 87км северо-западнее аэр. Кандагар (Аз=325 град.) на высоте 150-200м сбит СО. Сели на вынужденную посадку. На земле вертолет получил дополнительные боевые повреждения от огня противника. Вертолет уничтожен на месте. Экипаж жив.

27 декабря 1985 г. боевая потеря самолета МиГ-23млд №07 655-го иап (Пярну), вылет с аэродрома Баграм. Старший штурман АП п/п-к Левченко Анатолий Николаевич. В ходе удара в 27 км севернее Баграма звеном: п/п-к А. Левченко - м-р А. Щербак, В. Шахов - ст.л-т В. Коршун, самолет ведущего был поражен огнем ЗГУ и не выходя из пикирования столкнулся с горой, летчик погиб. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза. Первые два раза за этот день слетал удачно - на атаку банды восточнее Чарикара и туда же на уничтожение отряда с боеприпасами выдвигавшегося к месту боя. Сбит в третьем вылете через 14 минут после взлета.

Без указания точной даты:

боевое повреждение вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Во время атаки цели в вертолет к-на В.Ермакова попала очередь из крупнокалиберного пулемета, повредив органы управления, машина на некоторое время потеряв скорость и "зависла". Ведомый к-н С. Филипченков отвлек огонь зенитной установки на себя, а в это время к-ну Ермакову удалось частично восстановить управляемость и покинуть поле боя.

повреждение вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). У возвращавшегося с задания вертолета к-на Н.Егорова произошел отказ управления, на скорости 120 км/ч начиналось неконтролируемое вращение. Командир увеличил скорость и установив режим с наименьшим разворачивающим моментом, произвел посадку на повышенной скорости "по самолетному". Повреждения системы управления вызваны огнем с земли.

боевая потеря вертолета Ми-24. Экипаж в составе командира п-ка А.Волчкова, летчика-оператора к-на А.Черепанова и борттехника ст. л-та В.Леонова выполнял задание по поддержке с воздуха наземных войск. Попал под обстрел из ДШК, очередью прошило двигатель, возник пожар. После срабатывания 1-й очереди пожаротушения, командир разрядил в двигатель 2-ю очередь принудительно и произвел вынужденную посадку в расположении противника. Пришлось занимать круговую оборону. На помощь пришли вертолеты ВВС ДРА подобрав экипаж подбитой машины.

потеря вертолета Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). В составе группы из 15 вертолетов полка, экипаж к-на С.Новикова возвращался после десантирования в р-не Черной Горы домой. Неожиданно вертолет был подбит, пришлось совершать вынужденную посадку, поломав при этом несущий винт и хвостовую балку. На подбор экипажа пошел Ми-8МТ к-на О. Тараненко, во время посадки он попал под обстрел из ДШК, отказал один из двигателей, появилась утечка топлива. Забрав летчиков Тараненко сумел выполнить взлет на одном двигателе и вернуться на базу.

боевая потеря вертолета Ми-8 181-го овп (Кундуз). Пара вертолетов п/п-ка С.Довженко - к-на В.Кармановского осуществляла подбор группы десанта в провинции Кундуз. Во время захода на посадку вертолет ведущего попал под обстрел из стрелкового оружия. В результате повреждений отказали один двигатель и гидросистема, несмотря на это командиру удалось совершить посадку, экипаж покинул подбитую машину и был эвакуирован вертолетом ведомого.

К списку потерь 1986 года

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100