RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Поиск сослуживцев /

  

ЛИТЕРНЫЕ БОРТЫ

Написать этот небольшой рассказ меня натолкнуло недавнее событие новейшей российской истории, а именно - визит президента России Путина В.В. в Сирию на аэродром Хмеймим. Точнее, небольшой эпизод этого визита: патрульное сопровождение литерного борта президента парой российских истребителей Су- 35.

И вспомнилось, что более трёх десятков лет тому назад нечто подобное делали и мы в Афгане, хотя наша схема встречи литерных бортов несколько отличалась от той, которую показали в телерепортаже.  А потому представилось, что возможно кое кому интересно было бы узнать, как это происходило.

Некоторые стороны жизни и боевой деятельности ограниченного контингента советских войск в Афганистанена первый взгляд, казалось бы, и не имеют непосредственного касательства к проведению боевых операций по уничтожению бандформирований, проводке колонн, высадке и забору десанта, эвакуации раненых и погибших военнослужащих, воздушным перевозкам личного состава и грузов и многим другим задачам, возникающим в соответствии с быстро меняющейся обстановкой. Одни из описываемых обстоятельств как бы косвенно относятся к боевой деятельности войск, другие же непосредственно и напрямую влияли на принятие решения командования 40А по применению войск в тех или иных боевых операциях. Об одном из таких обстоятельств, оказывающих важное влияние на ход событий, хотелось бы остановиться ниже.

После принятия решения правительством о начале вывода войск из Афганистана с 15 мая 1988 года встал вопрос о возможности визитов высокопоставленных советских партийных деятелей для решения проблем, связанных с положением правительства Наджибуллы в условиях постоянно меняющейся обстановки в стране в связи с усиливающейся активностью антиправительственных сил, а следовательно, и вытекающими отсюда задачами взаимодействия Армии РА и войсками 40А. Задолго до планируемого визита высоких гостей было принято решение соорудить на территории аэродрома Кабул некоторое строение, приличествующее приему будущих визитеров. И такой домик был построен, если не изменяет память, в начале 1988 года южнее западного торца ВПП аэр. Кабул, недалеко от кабульской пересылки, так хорошо известной всем, прибывающим в Афганистан. Этот домик строился при активном участии генерал-полковника ВВС Модяева И.Ф. - представителя штаба ВВС при Начальнике Группы управления МО СССР в Афганистане генерале армии Варенникове В.И. Домик был построен в короткое время и представлял из себя аккуратное одноэтажное строение размером где-то 10 на 10 метров, выстроенное в модернистском стиле из бетона и стекла со всеми атрибутами интерьера для приема гостей высокого ранга. Этот домик с чьей-то лёгкой руки все стали называть “литерный домик”.

Разработка схемы приёма литерных бортов происходила прямо на КП ВВС 40А под руководством генерала Модяева. Так как опыта такого рода действий в авиации ещё не было, да не было ещё и прецедента для этого, то предлагались различные варианты. Учитывались уже применявшиеся некоторые элементы прикрытия транспортных самолетов типа Ил-76 после 4-го разворота вертолётами Ми-24 на прямой глиссаде планирования до самого выравнивания, когда вертолёты с двух сторон от планирующего самолёта отстреливали тепловые ловушки, защищая таким образом самолёт на малой высоте от возможного попадания ПЗРК типа “Стингер”. Однако, наша схема включала ещё несколько оригинальных элементов, подобных которым ни до, ни, насколько мне известно, после никто не применял.

Вот наша схема, разработанная нами и применявшаяся практически при встрече литерных бортов.

Пара истребителей МиГ-23 мл с аэродрома Баграм вылетает в зону ожидания литерного борта в районе афгано - советской границы недалеко от линии пересечения самолетом границы СССР. Вооружение истребителей - ракеты класса “воздух-воздух”, задача - прикрытие литерного борта от возможной атаки истребителями F-16 пакистанских ВВС. Наши истребители, при постоянном радиолокационном контроле, на высоте полёта литерного борта (9 000 - 10 000 м) сопровождают борт сзади на дистанции визуальной видимости (3-4 км) и с сохранением возможности свободного маневра для срыва атаки в заднюю полусферу. (В отличие от показанного в телерепортаже парадного расположения пары Су-35 справа напротив иллюминатора президента). Далее, на удалении 40 -50 км от аэродрома Кабул и высоте 4000-5000 м, сопровождение передается паре штурмовиков Су-25. Их задача - прикрытие литерного борта на спирали снижения по кругу в охранной зоне аэродрома Кабул. При этом штурмовики “ставили свечи” , т.е. сбрасывали САБы (светящиеся авиабомбы) в местах наиболее вероятных точек пуска

ПЗРК типа “Стингер”. Горение фосфора этих бомб, медленно опускающихся на парашютах, создавало мощное тепловое прикрытие от тепловых ракет “земля - воздух”. Кроме этого происходил штатный отстрел 50 мм тепловых ловушек как «Грачами» (Су -25), так и из кассет литерного борта. На нижнем эшелоне, на высоте 500-600 м, прикрытие брали на себя Ми-8, постоянно отстреливая тепловые ловушки и, наконец, на прямой глиссаде после 4-го разворота и до высоты выравнивания, держась слева и справа от литерного борта на интервале 50-60 м и постоянно отстреливая ловушки, проносились Ми-24 и уходили лихо вверх при касании самолетом ВПП.

Такую схему прикрытия мы успешно применяли всякий раз при прилете литерных бортов. Остаётся лишь добавить, что высоким гостем был несколько раз прилетавший в Афганистан министр иностранных дел СССР Шеварднадзе Э.А. После заруливания литерного самолета на стоянку его встречали и препровождали в первые минуты пребывания как раз в упомянутый нами «литерный домик».

 

февраль 2020г.                                           П. Винокуров   

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100