Ловушки
Так в просторечии называют среди
авиаторов тепловые пиротехнические средства систем живучести авиационной
техники, использующиеся в военной авиации. Кто смотрит репортажи из Сирии,
может наблюдать отстрел этих самых ловушек с самолётов и вертолётов на нижних
эшелонах полёта. Они используются для противодействия ракетам с инфракрасной
головкой самонаведения типа «Стингер». Устанавливаются на, так называемые, автоматы сброса или автоматы
постановки помех. Ну, хватит ликбеза, так как не технические характеристики
ловушек и не их предназначение и использование являются предметом нашего
рассказа. Тем более, что за более, чем 30 лет уже забылась и маркировка
тепловых патронов, которые просто коротко называли АСОшки.
Потребность в ловушках была
чрезвычайно высокая, так как ежедневно во всех видах боевых действий для
исключения безвозвратных потерь ловушки отстреливались в значительных
количествах. А поскольку они использовались, то их нужно было возить. А возили
их из Союза. А для этого нужны были самолёты-транспортники, т.е. наши Ан-12. О
проблемах с убывшими самолётами я рассказал, вспоминая про комсомольские подарки. Не было исключения и в этом случае,
с той лишь разницей,
что с комсомольскими подарками можно и подождать, хотя и тут замполиты
поддавливали. А вот отсутствие ловушек могло бы привести к срыву авиационного
обеспечения, а значит, и боевой задачи. Как и говорилось выше, Командующий давил, но
на ещё более высоких тонах, на меня. Мы подключали КП 73 ВА из Ташкента, ЦКП
ВВС в Москве для скорейшего возвращения борта в Афган. Хотя, как потом
информировали лётчики, по прилёте на аэродром погрузки, расположенный невдалеке от
заводов-изготовителей, загрузку борта приходилось ожидать по причине
некомплекта ловушек из-за их огромной потребности, и заводы просто не поспевали с
производством. Помню, что головная боль была, но не помню, чтобы по этой именно
причине была бы сорвана хоть одна операция. Справедливости ради отмечу, что
ловушки доставлялись не только нашими самолётами, но, по соответствующим заявкам, и прилетающими из Союза
Ил-76 и Ан-12. Затем они распределялись по большим аэродромам: Кандагар,
Шинданд, Джелалабад, Кундуз откуда вертолётами поставлялись по всем авиаточкам Афгана. Таким образом,
отстреливая ложные тепловые цели, или просто - ловушки, мы обеспечивали
надёжную защиту летательных аппаратов от атаки духовских ПЗРК, чем спасли
многие жизни личного состава авиации 40 А. Апрель 2020 П.Винокуров
|