RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Перечень авиационных частей / 280-й Отдельный Вертолетный Полк /

80-й Отдельный Штурмовой Авиационный Полк.


Приказом ГК ВВС 4 февраля 1981 года был сформирован 80-й отдельный штурмовой авиационный полк (ошап), размещенный в местечке Ситал-Чай /Горячий Ключ/ на каспийском побережье в 65 км от Баку. Его первым командиром стал полковник Бакушев А.В На вооружении самолеты Су-25.

Близость завода-изготовителя в Тбилиси упрощала освоение машины и решение проблем связанных с началом эксплуатации, а находившийся неподалеку полигон ЗакВО должен был помочь летчикам освоить пилотирование в горной местности – ни для кого не было секретом, что часть готовится к отправке в ДРА.

Но в сформированному полку первое время пришлось обходиться без самолетов, проводя переучивание прямо на заводе, а технику пилотирования отрабатывая на «спарках» Су-17ум. К началу 1981 года завод собрал первые десять серийных Су-25. Первые 12 серийных Су-25 полк получил в апреле.

Однако ввиду нерешенности ряда эксплуатационных вопросов, повлекших происшествия при испытаниях, самолеты разрешалось использовать с существенными ограничениями по пилотированию, полетным режимам и применению соблюдая «рамки» по скоростям, допустимым маневрам и перегрузкам. Помимо кратких сроков, освоение штурмовика сопровождалось рядом трудностей иного характера. Су-25 по своим особенностям изрядно отличался от прежних машин, на которых летали летчики, собранные из частей ИА и ИБА на МиГ-21, МиГ-23, Су-15 и Су-17.

Обнадеживающие результаты реальной боевой работы в Афганистане, подкрепленные не раз высказанной заинтересованностью сухопутных войск и 40-й армии, требовали энергичных действий. По команде Министра обороны Д.Ф. Устинова 28 апреля 1981 года в Ситал-Чай прилетел зам. Главкома ВВС маршал авиации А.Н. Ефимов для формирования на базе полка 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи (ошаэ), которая 19 июля 1981 года прилетела на аэродром Шинданд. Полк передал имевшиеся машины в состав эскадрильи и вновь остался без самолетов.

Выпуск штурмовиков на заводе отставал от потребностей ВВС. Комплектование авиатехникой полка задерживалось. Штатом в полку предполагалось наличие 40 боевых самолетов и 6 спарок.

Тем не менее 80-й ошап оставался в роли лидерной части по освоению Су-25. Полк стал первенцем возрождающейся штурмовой авиации. Насколько успешно полк справлялся с этой задачей, можно судить по тому, что за все время службы на Су-25 в Ситал-Чае не было ни одного авиационного проишествия, а пополнение воюющей в Афганистане 200-й ошаэ в течении трех лет обеспечивалось исключительно за счет летчиков и техников 80-го ошап.

В Ситал-Чае полк базировался до распада СССР, пока в ночь на 10 июня 1992 года, в связи с угрозой захвата Азербайджанской стороной, штурмовики были перебазированы на территорию России в Бутурлиновку, Воронежской области. Поводом к этому стал угон одного из самолетов летчиком азербайджанцем при помощи сородичей из числа техсостава.

В том же году 80-й ошап был расформирован, личный состав и техника были переведены в другие полки.


                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100