RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Перечень авиационных частей / Отдельные вертолетные эскадрильи /

378-й Отдельный Штурмовой Авиационный Полк.

Для поддержки частей сухопутных войск 40-й армии, на аэродроме Ситал-Чай Азербайджанской ССР, в апреле 1981 года на базе 80-го ошап началось формирование отдельной штурмовой авиационной эскадрильи (ошаэ).

Эскадрилья получила наименование 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья. Командиром 200-й ошаэ стал заместить командира полка по летной подготовке подполковник А. Афанасьев. Тут же с завода прибыли первые 12 самолетов Су-25, включенные в эскадрилью.

Командованием для подготовки были установлены жесткие сроки. Через два месяца эскадрилья, в которой большинство летчиков еще не освоили новый самолет, должна была приступить к боевой работе в составе ВВС 40-й армии.

19 июля 1981 года 200-я эскадрилья прибыла на аэродром Шинданд, служивший авиации 40-й армии местом базирования ее ударных сил – истребителей-бомбардиров-щиков 168-го апиб.

Шинданд находился в относительно спокойном по сравнению с центральными и восточными провинциями районе и среди других афганских аэродромов считался низинным – его трехкилометровая бетонка располагалась на высоте 1150 м над уровнем моря и была более чем достаточной для Су-25. Вместе с 200-й эскадрильей в Шинданд прибыла бригада заводских специалистов и работников ОКБ, сопровождавших эксплуатацию (по сути, расширенные войсковые испытания Су-25). На месте оперативно проводились необходимые изменения и доработки, в первую очередь по расширению допустимых режимов эксплуатации и ограничений.

25 июля личный состав эскадрилья принимал активное участие в крупномасштабной операции в горном массиве Луаркох. После многодневной обработки горного массива «гребешками» противник полностью покинул район, понеся крупные потери.

Окрестностями Шинданда боевая работа эскадрильи не ограничивалась, и ее то и дело привлекали к действиям в других районах с аэродромов Кабула и Баграма. Чуть позже Су-25 появились в районе Герата, а с осени с сентября 1981 года – на юге Афганистана в районе второго по величине города страны — Кандагара.

Штурмовики сразу приобрели добрую славу, действуя в тесном взаимодействии с наземными войсками, видевшими результаты их работы и эффективность ударов. У штурмовиков появилось и второе прозвище — «грачи».

Всего за год 200-я ошаэ выполнила более 2000 боевых вылетов, не потеряв ни одной машины. Применялиль 80-мм ракеты С-8, особенно в варианте С-8Д с объемно детонирующей головной частью, кассетные бомбы и зажигательные баки, но самым сильным эффектом обладали объемно-детонирующие бомбы ОДАБ-500, имеющие ужасающую мощность.

Инспектируя работу 200-й ошаэ, в Шинданд несколько раз прилетал маршал авиации П.С.Кутахов, лично курировавший Су-25. К октябрю 1982 года боевые действия велись уже по всему Афганистану.

Вскоре на смену первому составу 200-й ошаэ, из Ситал-Чая, прибыла эскадрилья майора В. Ханарина, через год ее сменила следующая. Так силами одной эскадрильи посменно 80-й ошап продолжал работать в ДРА до сентября 1984 года.

Нескольких десятков боевых самолетов, переброшенных в ДРА, стало явно не хватать. Авиационную группировку требовалось усилить.

Директивой Генерального штаба ВС СССР от 9 октября 1984 года, для более эффективного применения штурмовиков Су-25 в составе ВВС 40-й армии на базе 200-й ошаэ был сформирован 378-й отдельный штурмовой авиационный полк (ошап)  "войсковая часть полевая почта 16411".  Две его эскадрильи разместили в Баграме и одну в Кандагаре. На укомплектование полка был брошен личный состав и техника 200-й ошаэ, управление полка и одна эскадрилья 80-го ошап из Ситил-Чая.

Командором полка был назначен полковник А.В. Бакушева.

Для работы в Афганистане в состав 378-го ошап, по ротационному принципу стал привлекаться личный состав эскадрилий других штурмовых полков.

Летчики вели «кочевой» образ жизни, работая «разных аэродромов в качестве «пожарных команд», нигде не задерживаясь дольше нескольких месяцев. При необходимости Су-25 перебазировались ближе к местам операций, действуя из аэропорта Кабула и полевых аэродромов Мазари-Шарифа и Кундуза на севере страны.

Смена 1984 – 1985 годов.

В период с 4 августа 1984 года по 20 октября 1985 года личный состав 1-й АЭ 90-го ошап (Арцыз) под командованием подполковника Шаповалова Н.В принимал участие в боях на территории Республики Афганистан в составе сначала 200-й ошаэ, а с 09 октября .1984 года в составе и 378-й ошап ВВС 40-й армии.

Смена 1985 – 1986 годов.

С 19 октября 1985 года по 4 ноября 1986 года личный состав 2-й и 3-й эскадрилий 90-го ошап (Арцыз) принимал участие в боях в составе 378-го ошап.

За период с 12 октября 1985 года по 17 октября 1986 года выполнено 15 620 боевых вылетов, из них ночью 2510. Разрушено более 360 крепостей. 

Боевые потери полка — один летчик сбит при выполнении разведывательного полета, четыре самолета Су-25.

Смена 1986– 1987 годов.

Личный состав 80-го ошап (Ситил-Чай), 90-го ошап (Арциз) 368-го ошап (Калинов). Командир полка подполковник Давыдов А.И.

Смена 1987 – 1988 годов.

22…30 октября 1987 года на аэродром Баграм, где находились 1-я и 2-я эскадрильи, прибыл личный состав 187-го ошап (Черниговка). Кроме летчиков двух эскадрилий, с Дальнего Востока прибыло управление полка и ТЭЧ. Техники в эскадрильях остались с прошлой ротации. При этом, находившаяся в Кандагаре 3-я АЭ оставалась укомплектованной летчиками 80-го ошап (Ситил-Чай), которые были в командировке с апреля.

Смена 1988 – 1989 годов.

21 мая 1988 года в соответствии с директивой Генштаба от 13.05.88 г. и телеграммой ЗАО штаба ВВС 40-й армии № 8/1451/ 48 от 14.05.88 г. прошла ротация личного состава 3-й эскадрильи. На «вахту» заступили 16 летчиков и 46 специалистов ИАС из 90-го ошап (Арцыз). В то время эскадрилья находилась на аэродроме Кандагар, затем ее перебросили в Кундуз, а с 7 августа весь полк базировался в Баграме.

29 октября 1988 года 1-я и 2-я АЭ 206-го ошап (Пружаны) на Ил-76 перелетели на аэродром Баграм и вошли в состав 378-го ошап. Их усилили двадцатью экипажами Су-25, прибывшими из 90-го ошап (Арциз). Третья эскадрилья 378-го ошап базировалась на аэродроме Шинданд и состояла из летчиков, инженеров и техников 368-го ошап (Калинов). 378-й ошап, который возглавил подполковник Азаров, имел полуторный комплект летно-технического состава, что позволило вести боевые действия с очень высокой интенсивностью.


К осени 1988 года положение в Афганистане для советского контингента значительно ухудшилось – начался плановый отвод авиационных подразделений. Первым ушел 335-й овп из Джелалабада, затем были выведены 262-я овэ, 254-я овэ и 181-й овп. Для летчиков штурмовой авиации это был очень сложный период, так как теперь при дальнем вылете в случае сбития, рассчитывать на помощь вертолетчиков не приходилось. Активизировались и пакистанские истребители, причем очень часто они атаковали штурмовиков и при наличии истребительного прикрытия.

Су-25 предстояло покинуть Афганистан последними. Они, прикрывая вывод войск, действовали с аэродромов Баграм, Мазари-Шариф, Шинданд, выполняя вылеты на РУД, БШУ, минирование караванных путей, а также прикрытие взлета и посадки литерных воздушных судов.

4 февраля 1989 года начался вывод полка. Выводили полк летчики 206-го ошап. За время участия в боевых действиях на территории Афганистана летчиками 206-го ошап (Пружаны) было выполнено 6628 боевых вылетов (из них 812 — ночью) с общим налетом в 7300 часов.

Первоначально полк перелетел на аэродром Пружаны /Западные/ Брестской области. А через неделю в марте 1989 года 378-й ошап перебазируется на аэродроме Поставы, Витебской области. На основании Директивы МО СССР и ГК ВВС 21 марта полк вошел в состав 26-й ВА БелВО.

По май 1989 года полк доукомплектовывался Личным составом других частей Костяк составили летчики 979-го иап Волковыского Краснознаменного базировавшегося в Щучине, которые тоже прошли Афганистан.

1 июня состоялись первые полеты, а с первой половины августа начались полеты на боевое применение.

После развала СССР полк вошел в состав ВВС Беларуси.

1 ноября 1993 года 378-й ошап переформирован в 378-ю Авиационную Базу.

В 1995 году Авиабаза расформировывается, и организационно АТ и ЛС вливается в состав 602-й Авиабазы на аэродроме Лида.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100