340-й Отдельный Транспортно-Боевой Вертолетный Бреславльский Полк. 1 апреля 1944 года в городе Нежин Черновицкой области начала формироваться "войсковая часть 22672", 340-й Авиационный Полк авиации Дальнего Действия. На вооружении полка стояли самолёты Ли-2. Первым Командиром полка стал Герой Советского Союза гвардии полковник Степанов Фёдор Фёдорович. После окончания формирования, в июне 1944 года на аэродроме Броники Житомирской области, полку было вручено боевое Знамя части. Во время войны полк входил в состав 54-й Орловской авиационной дивизии Дальнего Действия 4-го гвардейского Авиационного Корпуса авиации Дальнего Действия. В мае 1945 года, за отличия в Нижне-Силезской операции по освобождению Польского города Бреславль, (сейчас город Вроцлав) приказом ВГК от 24.09.45 г. №0163 полку присвоено почётное наименование «Бреславльский». Директивой Генерального Штаба от 26.12.44 г. № Орг/10/315706– 18 августа 1945 года полк был переименован в 340-й Бомбардировочный Авиационный Бреславльский Полк. После окончания Великой Отечественной Войны, полк на самолётах Ли-2 перелетел на Дальний Восток, где вошёл в состав Забайкальского фронта. С 9 августа по 3 сентября участвовал в войне против империалистической Японии и обеспечивал наступление 6-й гвардейской танковой армии Забайкальского фронта в Маньчжурии. За самоотверженную борьбу с врагом во время Великой Отечественной Войны, проявленное при этом мужество и отвагу, войнам Бреславльцам было вручено более 150 наград. Высокого звания героя Советского Союза удостоено два лётчика полка: старший лейтенант Васильев Алексей Александрович (Золотая Звезда № 8784); капитан Тимофеев Северьян Петрович (Золотая Звезда № 8793). За годы войны лётчиками полка: - выполнено 1243 боевых вылета; - перевезено около 4000 человек; - перевезено 534 457 кг груза. В послевоенные годы полк базировался в Монголии, Хабаровске, на аэродроме Шахтерск острова Сахалин. С 27 апреля 1946 года полк в составе 54-й авиадивизии передан в состав десантно-транспортной авиации ВДВ стал именоваться 340-й Десантно-Транспортный Авиационный Бреславльский Полк. С 1949 года десантно-транспортная авиация ВДВ была преобразована в транспортно-десантную авиацию Воздушно-десантной армии (ТДА ВДА), а полк переименован в 340-й Транспортно-Десантный Авиационный Бреславльский Полк. На основании Директивы ГШ от 14 мая 1955 года, в связи с преобразованием Десантно-Транспортной Авиации ВДВ в Военно-Транспортную Авиацию ВВС, 12 октября 1955 года 340-й авиаполк в составе 54-й дивизии передан в состав ВТА ВВС. И с тех пор стал именоваться 340-й Военно-Транспортный Авиационный Бреславльский Полк в составе 54-й военно-транспортной авиационной Орловской дивизии. Позже полк в составе дивизии перебазируется на аэродром города Александрии, Кировоградской области. В 1957 году полк передислоцируется в город Черновцы, Львовской области. С конца 1957 года началось переучивание личного состава полка на новую авиационную технику – вертолёт Ми-4. 17 ноября 1959 года дивизия расформировывается, и полк переподчиняется 57-й Воздушной Армии Прикарпатского ВО. С тех пор он именуется 340-й Отдельный Вертолётный Бреславльский Полк. Первым командиром 340-го ОВП был назначен гвардии полковник Бабенко Василий Никитич. В августе 1960 года 340-й Отдельный Вертолётный Полк перелетает на аэродром посёлка Калинов, Самборского района, Львовской области. Проводилась интенсивная лётная подготовка по совершенствованию и оттачивании навыков при выполнения поставленных задач. Общий налёт полка за год составлял до 8 000 часов. В 1964 году вертолетный парк полка пополнился новой авиационной техникой вертолётами Ми-6 и чуть позже Ми-6а. 4 апреля 1968 года 57-я ВА ПрикВО переименована в 14-ю Воздушную Армию Прикарпатского Военного Округа. В период с 21 августа по 6 сентября 1968 года полк принимал участие в проведении операции "Дунай" с перебазированием на аэродромы Мукачево, Ужгород и Кошице (Чехословакия). В 1970 году на вооружение полка стали поступать вертолёты Ми-8т, которые заменили вертолёты Ми-4. Личный состав полка активно принимает участие в войсковых учениях. В 1979 году по приказу правительства Советские войска вошли на территорию Афганистана, выполнять интернациональный долг. В выполнении интернационального долга принимал участие и вертолётчики 340-го ОВП. В апреле 1980 года часть личного состава полка убыла в Коростень на формирования 146-го Отдельного Вертолётного Отряда с последующей отправкой в Афганистан, на аэродром Кундуз. С этого момента начались ежегодные командировки в ДРА: - в 1981 году в состав 280 овп убыла 2-я ВЭ под командованием подполковника Бережного Н.В.; - в 1982 году в состав 280 овп убыла 3-я ВЭ под командование подполковника Курочкина Н.П.; - в 1983 году в состав 302 овэ убыла 1-я ВЭ 12-ю экипажами Ми-8; - в 1984 году в состав 302 овэ убыла группа лётчиков Ми-8; - в 1985 году в состав 280 овп убыла 4-я ВЭ под командование подполковника Гордеева В.; - в 1986 году в состав 335 овп убыла эскадрилья под командованием подполковника Райляна А.М. За подвиги, мужество и героизм проявленный при оказании Интернациональной помощи Демократической республике Афганистан награждены: - 4 военнослужащих орденом "Красного Знамени"; - 57 военнослужащих орденом "Красной Звезды"; - 53 военнослужащих орденом "За службу Родине"; - 423 военнослужащих награждены медалями "За боевые заслуги", "За отвагу" и другими. За умелое командование авиационной эскадрильей, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11566). С 1986 года транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-6а начали заменяться более совершенными вертолетами Ми-26. 2 мая 1986 года личный состав полка был поднят по тревоге. Два вертолёта Ми-6, командиры экипажей подполковник Александр Воронов, и капитан Владимир Сенченко взяли курс на Чернобыль. Всего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие 18 экипажей на вертолётах Ми-8, Ми-6, Ми-26. В конце 80-х годов полк именовался 340-й Отдельный Транспортно-Боевой Вертолётный Бреславльский Полк и имел на вооружении: 1-я и 2-я ВЭ на Ми-8, всего до 40 вертолётов Ми-8; 3-я и 4-я ВЭ на Ми-26 всего до 24 вертолётов Ми-26. С 1968 года по 1990 год полк подчинялся 14-й Воздушной Армии Прикарпатского ВО. Части обеспечения: - 745-й ОБАТО "войсковая часть 55355"; - 389-я ОРС и РТО "войсковая часть 06996". В 1990 году на основании Приказа МО СССР от 30.07.1990г. №0028 к 1 декабря 1990 года полк с частями обеспечения был передан из подчинения 14-й ВА ПрикВО в состав Сухопутных Войск и подчиняется напрямую отделу Армейской Авиации ПрикВО. По штату 15/621-51 в полку числился 691 человек (413 офицеров, 149 прапорщиков). В феврале 1990 года, в связи с обострением межнациональных отношений в Азербайджане полк всем составом перебазировался на аэродром Кюрдамир, Азербайджанской ССР. Личный состав пробыл там около месяца, и в марте вернулись в Калинов. С распадом СССР полк перешел под юрисдикцию Украины. 19 января 1992 года личный состав полка присягнул на верность народу Украины. 1 октября 1995 года на базе 340-го ОТБВП, 335-го ОБВП, а также батальонов и рот обеспечения началось формирование 7-й Бригады Армейской Авиации Вооруженных Сил Украины. Командиром Бригады был назначен полковник Шимков Михаил Романович. Позже на базе 7-й Бригады АА был создан 7-й отдельный Бреславльский Полк АА, "войсковая часть А-3913". Полк подчиняется Западному Оперативному Командованию. В 2016 году 7-й отдельный полк армейской авиации был переформирован в 12-ю отдельную Бреславльский бригаду армейской авиации. Сейчас на вооружении части стоят вертолёты Ми-8, Ми-24. Командиры 340-го ОТБВП: полковник Бабенко Василий Никитич; полковник Калишенко Анатолий Петрович; полковник Горшков Вадим Георгиевич; полковник Лыков Алексей Иванович; полковник Краснов Александр Алексеевич; полковник Панов Олег Владимирович; полковник Райлян Александр Максимович; полковник Ионичев Лев Анатольевич;
|