RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Наверное, самой малоизвестной войной 1990-х годов, в которой активно применялись все рода войск, стала «летняя» война 1994 года в Йемене. В апреле 1994 года внутренние разногласия привели к фактическому разделению объединившегося в 1990-м году Йемена на Южный и Северный. Во вспыхнувшей гражданской войне стороны активно применяли танки, артиллерию, авиацию и морской флот. Причем необходимо отметить такие редкие даже для полномасштабной войны эпизоды, как работа ЗРК разных классов против летательных аппаратов и баллистических ракет, отражение воздушных налетов корабельным ордером, воздушные бои и нанесение ударов по аэродромам противника.
За счет превосходства в живой силе и технике, вооруженные силы Северного Йемена смогли постепенно оттеснить Южан к Адену и ударами с разных направлений взяли столицу противника в кольцо, постепенно сужая его. Недостаток живой силы Южане пытались компенсировать превосходством своей авиации, постоянно атакуя противника с воздуха (к началу войны у южан в распоряжении оказались 9-я бригада на самолетах МиГ-21, 10-я бригада на вертолетах Ми-8Т и 15-я бригада на самолетах Су-22, большие средства тратились на закупку авиационной техники, запчастей и вооружений. Так уже в ходе войны были куплены самолеты Су-22 и МиГ-29). Но как и в других войнах, авиация не смогла обеспечить победу без наземной составляющей сил. С каждой потерей аэродромов южане утрачивали господство в воздухе над полем боя. Ниже приведен неполный список потерь авиации сторон в ходе конфликта:



7 мая 1994 года боевая потеря самолета МиГ-21 9-й бригады ВВС Южного Йемена (аб Анад). Самолет пилотируемый п-ком Мохаммед Радуан Ахмед Мохсеном выполнял удар по наземной цели одиночно. Возвращаясь с задания сбит противником в районе н.п. Кирш. Летчик увел машину как можно ближе к линии фронта и катапультировался. Расстрелян при снижении под парашютом. 
Данный самолет стал первой боевой потерей авиации Южного Йемена.
Мохсен родился в 1956 году в провинции Лахидж, окончил воздушную академию в 1979 году. К 1994 году был летчиком-инструктором на авиабазе Анад и имел 1-й класс. По медицинским показаниям был отстранен от полетов, но с началом войны добровольно вернулся в строй, не смотря на запрет врачей и успел выполнить несколько успешных боевых вылетов. 


9 мая 1994 года боевая потеря самолета МиГ-21 ВВС Северного Йемена. Машина, пилотируемая п-ком Мохаммедом Али аль-Шарафи, участвовала в налете на аэродром Анад. Во время захода на цель самолет был сбит. Летчик погиб. После победы северян аэродром Гайда несколько лет носил его имя.


10 мая 1994 года боевая потеря самолета Су-22М4 15-й бригады ВВС Южного Йемена (аэродром Бадр). Самолет пилотируемый капитаном Абд эль-Салям Салех Абидом в процессе выполнения повторного захода на цель столкнулся с землей в районе н.п. Каатаба, округа эд-Дали. Причина потери не установлена. Летчик погиб. Капитан Абид родился в 1964 году, в 1989 году окончил Краснодарское ВВАУЛ, после чего проходил службу в 15-й бригаде, на аэродроме Бадр (Аден). За семь дней боевых действий успел выполнить 22 боевых вылета.

 

13 мая 1994 года боевая потеря самолета МиГ-21 9-й бригады ВВС Южного Йемена (аб Анад). Самолет пилотируемый капитаном Ахмад Фадль Абдалла аль-Шахири лидером пары участвовал в рейде на президентский дворец. Подбит средствами ПВО над провинцией Таиз в горном районе Джабаль Сабер, после чего летчик был вынужден катапультироваться над территорией противника в р-не н.п. аль-Рахида. Из-за поврежденного колена не смог скрыться и был пленен. Известно, что плененного летчика сначала доставили в госпиталь Таиз, а затем перевезли в Сану. Далее следы теряются и он по настоящее время числится пропавшим безвести. Капитан Шахири родился в 1961 году, в 1985 году окончил Краснодарское ВВАУЛ.


14 мая 1994 года боевая потеря самолета Су-22М4 5-й аэ 
15-й бригады ВВС Южного Йемена. Лётчик п-к Халед Омар аль-Хаттари утром выполнил один боевой вылет, вернувшись на аэродром Бадр, города Аден. После короткой подготовки, в 10:20 утра, он произвел повторный вылет, действуя одиночно. Используя малую высоту, он вышел в р-н деревни Хобар, в 5 км ю.-в. н.п. Каатаба, где нанес удар по передовой колонне бронетехники противника. В процессе повторного захода на цель, уже на выходе из атаки, его самолет был поражен огнем с земли и загорелся. Летчик успел катапультироваться из разваливавшегося самолета, но был убит при спуске на парашюте. 


17 мая 1994 года боевая потеря вертолета Ми-8Т 10-й бригады ВВС Южного Йемена. Экипаж п-ка Салах Мухаммеда Авада был сбит при выполнении пуска НУРС по передовым позициям противника. Вертолет упал и сгорел. Все находившиеся на борту погибли.


20 мая 1994 года потерян вертолет Ми-8Т 10-й бригады ВВС Южного Йемена. При выполнении боевой задачи в районе аль-Анад на базу не вернулся экипаж в составе командира Мохаммед Салех Хобра, летчика-штурмана Салах Ахмед Нассер Эбади и борттехника Омар Салех Хайдар аль-Дабеха. Причина потери не установлена.


23 мая 1994 года войсками Северного Йемена захвачена авиационная база Атак. Среди брошенного оборудования на авиабазе находились два самолета - МиГ-21УМ №106 и МиГ-21бис №174. Кроме того захвачено большое количество вооружения (в т.ч. ракеты воздух-воздух, воздух-земля, авиационные бомбы, ЗРК, РЛС ДО). Бой за базу длился всего четыре часа...


25 мая 1994 года войсками Северного Йемена взята под полный контроль авиационная база аль-Анад. ВВС Южного Йемена успели вывести всю базировавшуюся там технику 9-й и 10-й авиационных бригад, за исключением одного МиГ-21МФ №134 находившегося на техническом обслуживании в ТЭЧ у ангара. Так же среди трофеев оказались ЗРК С-75 и ЗРК "Квадрат". Бои за базу начались ещё 17-го мая, а 18-го и 19-го мая северянам удалось захватить часть базы, лишив противника возможности использовать её. Потеря Анад стала большим ударом для вооруженных сил Южного Йемена. Известно, что при эвакуации базы был потерян вертолет Ми-8Т 10-й авиационной бригады пилотируемый экипажем п-ка Али Талиб Мутана. Непосредственно на базе погибли вертолётчики 10-й бригады к-н Нассер Мохаммед Хуссейн аль-Хураби и Мохсен Хади Мохаммед (пропал без вести).


28 мая 1994 года боевая потеря самолета (предположительно
F-5E) ВВС Северного Йемена. Борт пилотируемый м-ром Мохаммед Яхья аль-Шами выполнял атаку на корабли ВМС Южного Йемена обстреливавшие побережье в р-не Абьян. Ответным огнем зенитных средств корабля самолет был поражен, загорелся и упал. Летчик погиб. После победы северян аэродром Атак несколько лет носил его имя.


Июнь 1994 года боевая потеря самолета Су-22 15-й бригады ВВС Южного Йемена. Борт пилотируемый бригадиром Ахмедом Абдалла аль-Маддахом сбит огнем средств ПВО на отрезке Абьян - Дуфас. Летчик погиб. Ранее окончил Фрунзенское ВВАУЛ.


15 июня 1994 года боевая потеря самолета МиГ-21УМ 9-й бригады ВВС Южного Йемена. Самолет пилотируемый ком аэ п-ком Хамзой Аббасом Галибом и ст.л-том Ахмед Мохаммед Салемом был подбит ракетой ПЗРК над областью Бир Ахмед. Экипаж попытался выполнить вынужденную посадку в Адене, но был неверно опознан и добит дружественными средствами ПВО в р-не Салах аль-Дин. Экипаж погиб.


20 июня 1994 года боевая потеря МиГ-21 ВВС Южного Йемена. Самолет пилотируемый к-ном Салах Абдул Хабиб Джорменом сбит в ходе воздушного боя с самолетами
F-5E ВВС Северного Йемена прямо над авиабазой Анад. Упал в пределах периметра базы и взорвался. Летчик погиб.


29 июня 1994 года боевая потеря самолета ВВС Северного Йемена. Борт пилотируемый к-ном Абдаллой Али аль-Табабом произвел взлёт с аэродрома Таиз с задачей атаковать корабли противника в районе Рас-Омран у порта Аден. При выполнении захода на применение вооружения самолет был сбит ответным огнем корабельного ордера и упал в море. Летчик погиб. После победы северян аэродром Аден несколько лет носил его имя.


Июль 1994 года боевая потеря самолета МиГ-21 Южного Йемена. Самолет пилотируемый п-ком Галибом аль-Саккафом упал в горном районе Хадрамут, на траверзе аэродрома Мукалла. Причины не известны. Летчик погиб. Полковник Саккаф выполнил первый боевой вылет ВВС Южного Йемена в войне (5-го мая 1994 взлетел на прикрытие истребителей-бомбардировщиков атаковавших аэродром Саны).


7 июля 1994 года боевая потеря самолета Су-22 15-й бригады ВВС Южного Йемена. В последний день войны самолет пилотируемый Али Мохаммадом Али взлетел с аэродрома Аден незадолго до его захвата и нанес удар по наступающему противнику. Видя, что аэродром атакован противником и посадка на нем не возможна, летчик проследовал к н.п. Мукалла. Но и находившийся там аэродром уже был захвачен противником. После полного израсходования топлива летчик катапультировался над морем на траверзе н.п. Мукалла. Был подобран местными рыбаками и доставлен в госпиталь. Далее был арестован и пропал без вести. Последняя потеря в войне.


7 июля 1994 года совершен перелёт двух вертолетов Ми-8Т 10-й бригады ВВС Южного Йемена в сопредельные страны. В последний день войны, когда наступающие войска северян полностью блокировали Аден, высшее руководство Южного Йемена и ряд офицеров с семьями эвакуировались в сопредельные страны. Так из порта Аден ушли 6 кораблей Южного Йемена. Среди авиационной техники пригодными оказались именно вертолеты. Один Ми-8Т перелетел в Оман, совершив вынужденную посадку на побережье у н.п. Далькут, где был брошен и постепенно разбит волнами. Второй Ми-8Т перелетел в Джибути.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100