RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /


Образование ВВС Республики Йемен

Становление военно-воздушных сил Йеменской Арабской Республики пришлось на нелегкий 1967 год. В стране уже шестой год шла гражданская война между силами республиканцев и отрядами свергнутого имама Мохаммеда Аль-Бадра. Причем ситуация складывалась для республиканцев достаточно непросто: союзнический контингент египетских войск, который был введен в страну сразу после свержения монархии и длительное время удерживал в своих руках треугольник между городами Сана, Ходейда и Таиз, выводился из страны. Вместе с ним уходили и части ВВС Египта, обеспечивавшие воздушную поддержку, а отряды роялистов теперь могли свободно перемещаться по территории страны, не опасаясь атак с воздуха. Получив в свои руки такой козырь, как мобильность, роялисты смогли сконцентрироваться в районе столицы и взять её в осаду.

Понимая, что без воздушной поддержки врага не одолеть, премьер министр республиканского правительства Хассан аль-Амри напрямую обратился к Советскому Союзу с просьбой поставить боевые самолёты "для защиты достижений революции". Отказа не последовало и уже 17-го ноября 1967 года на аэродроме Саны приземлились 18 Ан-12 с грузом из упакованных в контейнеры истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. На следующий день ещё 18 Ан-12 перебросили в Йемен необходимое вспомогательное оборудование и боеприпасы. Прибывшие вместе с самолетами заводские бригады приступили к сборке и облету самолетов. В этом же месяце на аэродром Ходейда прибыли фронтовые бомбардировщики Ил-28 и три легких транспортных самолета Ан-2. Причем, если Ан-2 были доставлены морским путем, то Ил-28 пришлось перегонять своим ходом через Судан. Там же в Ходейде находились 2 самолета Ил-14, 4 МиГ-17 и 2 Ил-28, которые были переданы республиканцам в дар от выводившихся египетских войск. 

 
МиГ-17 №53 111-й эскадрильи ВВС Йеменской Арабской Республики. Обратите внимание на характерное размещение кокарды на киле


20-е ноября 1967 года стало днем образования ВВС ЙАР. Пост командующего занял генерал-майор Мохаммед Шаиф Джаралла. Из всей полученной авиационной техники были сформированы три полноценных эскадрильи:

111-я аэ (самолеты МиГ-17Ф и МиГ-15УТИ), комэск Абдэль Вахед Саид Ганем;

112-я аэ (бомбардировщики Ил-28), комэск Абдулла Ахмед Омар Заид;

113-я аэ (транспортные Ил-14 и Ан-2), комэск Фарес Салем аль-Шарифи.

Решив проблему отсутствия самолетов ВВС Йемена столкнулись с проблемой нехватки летно-технического персонал. Только два самолета Ил-14 имели подготовленные экипажи и активно применялись для транспортировки грузов или разбрасывания листовок. Проблему удалось временно решить за счет прибытия сирийских летчиков-добровольцев, а в некоторых случаях к боевым вылетам привлекались и советские летчики-инструктора, находившиеся в стране после поставки партии самолетов. Но после гибели в одном из вылетов капитана Жаринова А.Г. на участие советников в боевых действиях был получен запрет. В декабре 1967 года в страну вернулись группы национальных летчиков, уже больше года обучавшихся в СССР и Египте, это позволило полностью решить проблему нехватки личного состава.


Боевые действия и осада Саны

К ноябрю 1967 года остатки выводившегося египетского контингента войск находились в Ходейде, прочно удерживая район города, а все остальные гарнизоны перешли под контроль достаточно слабых республиканских войск и ополченцев. Фактически путь к столице был открыт, чем и воспользовались лидеры роялистов планируя свое наступление. Командование общим наступлением роялистов взял на себя принц Мохамед Бин Хуссейн. Отсутствие в небе правительственной авиации позволило мобильным отрядам партизан беспрепятственно выйти к Сане с южного, восточного и западного направлений. 12 ноября 1967 года они заняли высоту Джабаль Аттауль, господствовавшую над районом столичного аэропорта, что позволило вести обстрел стоянкок авиационной техники при помощи артиллерии и неуправляемых реактивных снарядов. 16-17 ноября противнику удалось захватить высоты Асама и Мушараф, с видом на город и перерезать автодорогу Ходейда - Сана, лишив республиканское правительство возможности доставлять окруженным топливо, продовольствие, боеприпасы и подкрепления. 27-го ноября город был полностью изолирован от мира, с этого дня началась долгая 70 дневная осада столицы...

После первых артиллерийских обстрелов столичного аэропорта специальным приказом Главного Командования вся авиационная техника была перебазирована в Ходейду. Там самолеты были в относительной безопасности, а наличие морского порта позволяло беспрепятственно снабжать аэродром топливом. Не смотря на обстрелы, международный аэропорт Саны продолжал использоваться для доставки грузов окруженному гарнизону. Транспортные Ил-14 и гражданские DC-3 каждый день перевозили туда грузы и подкрепление из Ходейды и Таиза. Использование аэропорта прекратилось только после повреждения одного из самолетов: выпущенная роялистами мина разорвалась под хвостовой частью стоявшего на разгрузке Ил-14, изрешетив его осколками. Не смотря на повреждения экипаж Саифа аль-Харти сумел выполнить взлет и привел самолет в Ходейду. Советские специалисты осмотревшие планер пришли к однозначному выводу, что требуется заводской ремонт, но самолет был очень необходим для доставки грузов окруженным, поэтому весь технический персонал аэродрома взялся за дело и Ил-14 был введен в строй на месте. Пришлось залатать более чем 800 (!) осколочных пробоин.

 
Ремонт поврежденного самолета Ил-14 ВВС ЙАР


 Определенный интерес в обеспечении бесперебойных полетов самолетов во время осады представляет опыт инженерно-технической службы ВВС Йемена, возглавляемой полковником Сафианом Абдул Рахманом. Например, в условиях дефицита авиационных покрышек техсостав освоил применение автомобильных (!) шин и запасных частей фирмы Land Rover.

30-го ноября при выполнении боевого задания по ликвидации крупного конвоя роялистов в районе Хавлан был потерян самолет управляемый советским летчиком. Его МиГ-17 разбился в районе контролируемом противником, в десяти километрах севернее Саны, что позволило западным корреспондентам осмотреть место крушения и зафиксировать факт участия советских специалистов в боевых действиях. Разразившийся в мировой прессе скандал потребовал отказаться от непосредственного участия наших советников в боевых действиях, а вся нагрузка боев легла на сирийских летчиков-добровольцев. Хочется отметить, что на месте гибели русского летчика до сих пор стоит памятник...

7-го декабря отряды роялистов сконцентрировались в горных районах Аабан и Дофар, что позволило им вести обстрел городских кварталов Саны. Огонь велся без разбора по военным и гражданским объектам, в результате ранеными был переполнен весь столичный госпиталь. Пришлось срочно наладить эвакуацию пострадавших воздушным путем в другие города страны. Не имея возможности совершать посадку в столичном аэропорту, летчики Ил-14 и DC-3 сначала переориентировались на запасной грунтовый аэродром матар Аль-Жираф, а после того как и он оказался в зоне артиллерийского огня противника транспортники стали совершать посадки на одной из центральных улиц города! В самый пик осады, когда артиллерийские обстрелы города были наиболее интенсивными, транспортная авиация была вынуждена перейти к сбросу грузов на парашютах. Сразу возникла острая нехватка грузовых парашютов, которых расходовалось до 20 штук за один заход. Проблему решили достаточно распространенным на востоке способом... за каждый возвращенный в Ходейду парашют платили вознаграждение в 50 реалов. Желающих заработать было немало, и каждый день торговцы и простые крестьяне на ослах пересекали линию фронта и привозили парашюты, которые тут же снова шли в дело. Ежедневно по воздушному мосту доставлялось не менее 6 тонн грузов.

8-го ноября 1967 года командующий осадой Мохамед Бин Хуссейн предъявил республиканцам ультиматум с требованием сложить оружие в течение 40 часов. Всем перешедшим на сторону роялистов гарантировалась амнистия. Казалось бы судьба республики решена, но именно в этот момент наступил перелом ситуации. Войска республиканцев сумели перегруппироваться и использовали свое преимущество в вооружении и технике успешно провели ряд локальных атак на высоты вокруг столицы. Достаточно активно применялись танки Т-34-85, системы залпового огня БМ-21, дальнобойная артиллерия. Без сомнения важную роль в снятии блокады Саны сыграла и Йеменская авиация.


Боевое применение авиации

Вернувшиеся после переучивания йеменские летчики с удвоенным энтузиазмом вступили в бой. Каждой эскадрильи пришлось решать свой круг задач, в зависимости от эксплуатируемой в ней техники. Истребители МиГ-17 111-й аэ осуществляли атаку наземных целей, визуальную разведку местности и прикрытие транспортных самолетов, бомбардировщики Ил-28 наносили удары по местам концентрации отрядов роялистов в районе столицы, мостам и опорным пунктам противника по всей стране, тогда как транспортные самолеты 113-й аэ и самолеты авиакомпании "Йемен Эруэйз" привлекались к организации воздушного моста и ведению разведки.

Из наиболее интересных моментов в боевом применении авиации стоит отметить победу на информационном фронте: важную роль в формировании общественного мнения имели вещания радиостанций республиканцев (ретрансляция велась из Саны) и роялистов (передвижная радиостанция на базе автомобиля). Постоянный выход в эфир станции республиканцев, освещавшей происходящие события с "нужного ракурса", вселял уверенность в сторонников революции, что осажденная Сана держится. Отсутствие электричества в городе требовало постоянной доставки топлива для дизель-генератора, поэтому каждый день Ил-14 или Ан-2 доставлял специально для радиостанции 2-4 бочки ГСМ, благодаря чему выход новостей не прерывался за время осады ни разу. Вещание же станции роялистов удавалось неоднократно прекращать. Для этого в воздух поднимался самолет Ил-14, который при помощи своих радио-навигационных средств пеленговал работу радиостанции и наводил на нее бомбардировщики Ил-28 или пару МиГ-17. Как минимум дважды "источник пропаганды" роялистов уничтожался. 
Другим ярким примером авиационной поддержки является захват горы Аабан. В начале 1968 года на этой высоте были сконцентрированы основные силы роялистов, готовившихся для решающего броска на Сану. Командование республиканцев разработало весьма неожиданный план ликвидации этой угрозы. Сконцентрировав у горы все доступные силы артиллерии, реактивных залповых систем и танков республиканцы предприняли ночную атаку на силы противника занявшие Аабан. В самом начале операции Ил-28 подвесили над горой светящиеся авиабомбы (САБ), обозначив цель, после чего огневые средства сосредоточили огонь на вершине и склонах. Развивая атаку Ил-28 продолжали подсвечивать район САБ-ами, а дополнительные группы Ил-28 и МиГ-17 нанесли несколько ударов свободнопадающими бомбами. Эффект был потрясающим - устроившиеся на ночлег роялисты понесли серьёзные потери и были полностью деморализованы, после чего отряды коммандос республиканцев взяли вершину под свой контроль без каких либо осложнений.

За время боевых действий погибло два летчика 111-й эскадрильи. Первым был капитан Али Саад аль-Рубаи. 15-го января 1968 года его МиГ-17 осуществлял прикрытие транспортного Ил-14, неожиданно изменил курс и ушел в сторону от подопечного, после чего связь с ним была потеряна. Позже обломки самолета были обнаружены у н.п. Бени аль-Хариса. Причина падения так и осталась не выясненной, возможно аль-Рубаи заметил огневую точку противника, угрожавшую безопасности охраняемого Ил-14 и атакуя её напоролся на ответную очередь с земли, или банально потерял контроль над самолетом. В начале февраля 1968 года противником был сбит второй МиГ-17, пилотируемый заместителем командира эскадрильи майором Мохаммедом аль-Дайлами. Лидером пары он наносил удар по позиции артиллерии роялистов к западу от Саны, когда был подбит пулеметной очередью. Летчик катапультировался, но был убит противником уже на земле. В честь погибшего летчика военный сектор международного аэропорта Саны носит имя "авиабаза Аль-Дайлами".

8-го февраля 1968 года осада Саны была снята. Революция устояла...

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100