RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Многомиллионное курдское население проживает на стыке границ нескольких стран, активно выступая за создание собственного государства. Вполне естественно, что ни Сирия, ни Турция, ни Иран с Ираком не готовы отдать часть своей территории для удовлетворения курдской независимости. Данная ситуация привела к возникновению курдского национального освободительного движения. В конце 1930-х, начале 1940-х годов вооруженные отряды под предводительством генерала Муллы Мустафы Барзани начали борьбу за свою независимость. Применяемые курдами методы борьбы, схожие с террористическими, значительно сократили международную поддержку их идеи. На данный момент удалось добиться автономии только на севере Ирака, остальными странами курдские повстанческие выступления подавляются.


16 августа 1962 на перехват бомбардировщика Ил-28 8-й аэ ВВС Ирака, нанесшего удар по селению Бискан в турецком курдистане, поднялись четыре истребителя F-84F 181.Filo ВВС Турции (состав звена: к-н Казым Шахин, л-т Джелаль Сурменэ, л-т Хулюсе Айтекен и л-т Нуретдин Гюль). Преследуя иракский самолет турецкие летчики вторглись на территорию Ирака и открыли огонь по бомбардировщику. Ил-28 загорелся и упал, причем покинуть борт успели только двое членов экипажа, а летчик к-н Зухейр Франсис (христианин) погиб, удерживая машину в горизонтальном полете для обеспечения покидания борта коллегами. Победа занесена на счет л-та Нуретдин Гюля.
Рейды иракской авиации на Турецкую территорию имели целью уничтожение инфраструктуры отрядов курдских боевиков Муллы Барзани, совершавших атаки на севере Ирака. Отмечены бомбовые удары 15-го, 16-го и 19-го августа, причем в первом из них иракцы действовали особенно активно (Ил-28 случайно накрыли бомбами пограничный пост Рубарук, убив двух турецких жандармов, а МиГ-17 вторглись вглубь Турции на 40 км, атаковав курдское селение Бискан). Видимо гибель жандармов обусловила жесткий ответ Турецких ВВС.


16 апреля 1969 огнем мелкокалиберной ЗА курдские повстанцы смогли сбить истребитель-бомбардировщик МиГ-17Ф ВВС Ирака, наносивший удар по опорному пункту боевиков в районе города Киркук, на севере страны. Летчик успел катапультироваться и был взят в плен (освобожден 11-го марта 1970 в результате заключенного между сторонами перемирия).

15 декабря 1974 года одиночный бомбардировщик Ту-16 ВВС Ирака управляемый экипажем Халиль Абуд Хассана аль-Мусави выполнял боевую задачу над районом войсковой операции против курдских повстанцев, на северном участке Ирано-Иракской границы. Неожиданно связь с экипажем прервалась, а обломки самолета были обнаружены в горном районе Хошкан у Иранской границы. Среди версий причин потери выдвигались техническая неисправность, или попадание зенитной ракеты выпущенной с иранской территории. Все 6 человек на борту погибли.


17 августа 1979 четверка вертолетов
Agusta Bell – 214 армейской авиации Ирана выполняла рейс с авиабазы Керманшах, имея на борту груз продовольствия и боеприпасов для войск проводивших операцию против курдских повстанцев в районе н.п. Павех. Уже на подлете к пункту назначения вертолеты попали под плотный огонь стрелкового оружия, в результате чего был сбит борт пилотируемый экипажем п/п-ка Джафара Махдави. Все три члена экипажа погибли при крушении.


17 августа 1979 истребитель-бомбардировщик
F-4E ВВС Ирана пилотируемый экипажем в составе летчика ст.л-та Мохаммада Ноджеха и оператора мл.л-та Абдоллы Башири Мусави атаковал опорный пункт курдских повстанцев в районе н.п. Павех. Ответным огнем расчета ЗУ-23-2 самолет был сбит, а оба члена экипажа погибли. Именем погибшего летчика названа авиабаза Шахроки, у города Хамедан.


31 августа 1979 два вертолета Bell 
– 212, под прикрытием одного ударного вертолета AH-1 "Cobra", осуществляли облет района боевой операции проводимой против курдских повстанцев. На борту находилась правительственная комиссия во главе с заместителем премьер-министра Мустафой Шамраном, которая выполняла инспекцию действия войск. Над районом между н.п. Банех и н.п. Мариван вертолеты попали под интенсивный огонь стрелкового оружия и все три получили повреждения. Тем не менее экипажам удалось вернуться на базу, а никто из находившихся на борту не пострадал.


14 августа 1980 вертолет 
Agusta Bell – 214 армейской авиации Ирана в составе смешанной пары (Bell – 214 и Кобра) выполнял перевозку представителей командования из Бане в Сердешт, в район волнения курдского населения. При следовании на отрезке между сел Коул и Лилан, в 11:30, вертолет подвергся обстрелу из стрелкового оружия и выполнил вынужденную посадку в 500 метрах от точки поражения, в р-не н.п. Калтех. Экипаж л-та Али Асгара Ноуруза и пассажиры заняли круговую оборону. При поддержке с воздуха оборонявшиеся смогли около получаса сдерживать натиск окруживших их повстанцев огнем личного оружия. Эвакуированы вертолетом "Чинук". Поврежденный вертолет был сожжен повстанцами на месте вынужденной посадки. 


1 апреля 1988 вертолет UH-1 Турецкой полиции был задействован в уничтожении отряда курдских боевиков, напавших на деревню Мардин. В задачу экипажа вертолета входило целеуказание и координация действий наземных сил. В одном из проходов над районом боя по вертолету был произведен выстрел из РПГ-7, граната которого попала в хвостовую балку, вызвав её разрушение. В результате подения аппарата с высоты 8-10м погиб летчик вертолета м-р Ильмаз Озганер.


26 марта 1991 курдские повстанцы захватили авиабазу Халид в южном пригороде Киркука. Среди трофеев оказались два находившихся в ТЭЧ относительно целых боевых самолета ВВС Ирака Су-20 №20505 и №20511, ещё три самолета были уничтожены правительственными войсками в момент отступления. Лидер курдских боевиков Джалаль Талабани пытался использовать захваченные самолеты против правительственных войск, но осуществить эту идею так и не удалось.


1 июля 1992, в 7:40, на территории северного Ирака, разбился истребитель CF-104 "Starfighter" 182.Filo ВВС Турции. Самолет выполнял боевую задачу по доразведке опорного пункта курдских боевиков, упал и сгорел у населенного пункта Бандирма. Летчик лейтенант Джемиль Кая погиб. Официальная версия потери озвученная турецкой стороной указывает на техническую неисправность.


18 мая 1997 шел четвертый день крупномасштабной операции турецких войск "Балъёз" (кувалда) по зачистке от курдских боевиков горного района Зап на севере Ирака. Вертолет AH-1W "Super Cobra" ВВС Турции, пилотируемый экипажем в составе летчика ст.л-та Бюлент Озтюрка и оператора л-та Мехмет Ишикаля, выполнял задачу по непосредственной поддержке наземных частей, когда по нему был произведен пуск одной ракеты ПЗРК "Стрела-2М". Прямым попаданием вертолет был сбит, а оба члена экипажа погибли при падении. Данный эпизод характеризуется первым применением курдскими боевиками зенитных ракет, что вызвало серьёзные опасения турецкой стороны. Позже, 29-го мая, экипажи двух AH-1W были готовы к подобной атаке и смогли уклониться от пущенной ракеты.


4 июня 1997, в 06:55, по вертолету AS-532UL "Cougar" 3HvKuv Турецкой полиции, возвращавшемуся после облета района боевой операции, был произведен пуск ракеты ПЗРК "Стрела-2М". После прямого попадания вертолет, разрушаясь в воздухе, упал на землю у н.п. Хаккари, округа Зап. Экипаж из трех человек и 8 пассажиров погибли. Большим ударом для ВВС Турции стало то, что пассажирами на борту этого вертолета были четыре летчика истребителей-бомбардировщиков "Фантом", летавшие на север Ирака для ознакомления с целью планируемого воздушного удара. Этот эпизод стал третьим применением ПЗРК в курдистане.


27 ноября 1998, в 12:30, вертолет S-70A №1896 Filo K.Lydy Турецкой полиции осуществлял транспортировку солдат принимавших участие в операции против курдских боевиков в районе Джукурджя. На траверзе селения Басуян, на севере Ирака, вертолет попал под плотный огонь стрелкового оружия. В результате ранения в шею был убит командир вертолета ст.л-та Огуз Кылыча, а второму пилоту ст.л-ту Эрдему Озтюрку пришлось совершать вынужденную посадку на территории контролируемой противником. S-70A завалился на борт и загорелся, а спастись успели только 8 из 18 находившихся на его борту. Среди сгоревших был и второй пилот ст.л-т Озтюрк. По спасавшимся велся огонь из стрелкового оружия, что привело к дополнительным жертвам.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100