14-го сентября 1983 года с авиабазы Диярбакыр поднялись в воздух два истребителя F-100 "Супер Сейбр" 182-й Filo ВВС Турции. В задачу летчиков пары входил рутинный тренировочный полет на групповую слетанность по заданному маршруту. Номером два в группе шел двухместный учебно-тренировочный F-100F 56-3903, которому было суждено попасть в неприятную историю. Его пилотировал достаточно молодой экипаж в составе старшего лейтенанта Тайфун Булгана, занимавшего заднюю инструкторскую кабину, и летчика лейтенанта Муаммер Ченгиза, только пять месяцев назад окончившего училище.
Войдя в облачность пара распалась. Из-за неверных показаний магнитного компаса на двухместном самолете, его летчики уклонились в направлении к югу и незаметно для себя пересекли Турецко-Иранскую границу. Попытка расчета РЛС ДО в Искандеруне помочь экипажу восстановить свое местоположение результатов не дала и F-100F продолжал углубляться на сопредельную территорию. Сверяя местность с картой Муаммер Ченгиз увидел чужой самолет и опознал его как МиГ-21 (на самом деле это был Mirage F-1EQ-1 №4014 79-й аэ ВВС Ирака, пилотируемый летчиком Халедом Джихад Аргиани) о чем доложил Тайфуну Булгану. Летчики поняли, что находятся над Ираком, но времени предпринять какие либо действия уже не было. Почувствовав удар ракеты Super-530F летчики катапультировались и приземлились на парашютах в районе Захо, на территории контролируемой курдскими ополченцами пешмерги. Тайфун Булган получил легкую травму ноги при приземлении, а Ченгиз практически не пострадал. Неприятным моментом для летчиков стал плен у курдов, которые содержали их в "партизанских условиях", но позже, когда их передали иракскому правительству и доставили вертолетом в Багдад, бытовые условия значительно улучшились. Оба турка содержались как гости в одном из отелей. Через 56 дней плена Булган и Ченгиз были возвращены на родину.
Так закончилось это приключение турков в Ираке, а данный случай стал последней боевой потерей самолетов F-100, снимаемых с вооружения.
|