RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Критика мирного соглашения между Египтом и Израилем, исходившая от ливийского лидера Муамара Каддафи, в конечном итоге привела к обострению взаимоотношений между Египтом и Ливией. Вспомнились и старые территориальные претензии друг к другу. Из-за пустякового спорного клочка пустыни в 1977 году вспыхнул кратковременный пограничный конфликт, в котором обе стороны задействовали авиацию и тяжелое вооружение, а так как обе страны были получателем крупных партий вооружений из СССР, то и противостоявшая друг-другу техника часто была однотипной…


11 мая 1977 года на самолете Socata Ralley-180 ВВС Ливии совершил побег летчик курсант Рахоме Саид эль-Асфар. В ходе тренировочного полета самолет пересек границу и приземлился на египетской территории, где эль-Асфар попросил политического убежища.


24 июля 1977 года, в ходе пограничного конфликта, расчетом мобильного ЗРК "Стрела-1" ПВО Ливийской Арабской Республики был сбит истребитель-бомбардировщик Су-20 55-й эскадрильи 205-й ибабр ВВС Египта. Летчик, заместитель командира эскадрильи майор Абдул Хамид Эффат, попал в плен. Всего в налёте приняли участие 8 истребителей-бомбардировщиков Су-20 (лидер первого звена комэск п-к Мохи аль-Айсави, лидер второго звена м-р Ахмед Аббас Метвали), 8 истребителей-бомбардировщиков Mirage-5 и 4 истребителя прикрытия МиГ-21МФ. Вся эта группа взлетела с аэродрома Джанаклис и атаковала ливийский аэродром в районе Мерса-Матрух, поразив ВПП и РД. Ответным огнем были сбиты два Су-20 (номера 2 и 3 из первого звена). Майор Эффат попал в плен, а капитан Нур погиб.


18 февраля 1978 года, для освобождения 11 египтян, находящихся на борту угнанного террористами самолета DC-8, совершившего посадку в аэропорту города Ларнака, на Кипре, был отправлен отряд коммандос на борту самолета C-130E ВВС Египта. Киприоты дали разрешение на посадку, но предупредили египтян, что ведут переговоры об освобождении заложников и запретили предпринимать какие либо активные действия. Тем не менее отряд коммандос без согласования с киприотами начал проведение полномасштабной атаки на захваченный пассажирский лайнер. После этого бойцы Кипрской Национальной Гвардии вступили в перестрелку с египетскими коммандос, длившуюся 50 минут. В самом начале боя выстрелом из РПГ был поражен в носовую часть транспортный C-130E, в результате чего погиб экипаж самолета в составе командира полковника Яхия Эль Рафия, резервного летчика Абдель Фаттаха,  второго пилота Саида Дарвиша, штурмана Камаль Морси Раслана. Значительная часть фюзеляжа выгорела. В итоге египтяне сложили оружие, причем 15 из них (включая летчиков и коммандос 777-го батальона) погибли. Заложники были освобождены мирным путем. Президент египта Садат возложил всю ответственность на ООП и Ливию, обвинив их в организации угона.


11 февраля 1981 года, совершил побег в Грецию летчик истребителя МиГ-23МС ВВС Ливии Хазем Альбажокна. Изменив плановый маршрут Хазем вошел в воздушное пространство Греции и подав сигнал бедствия приземлился на авиабазе Малеме, на острове Крит. Летчик получил политическое убежище, а самолет уже 14-го февраля был возвращен Ливии.


19 августа 1981 года пара истребителей-бомбардировщиков Су-22М 1022-й аэ ВВС Ливии (авиабаза Аль-Гурдабия), пилотируемая летчиками Белькасем Мохаммедом Амсиха и Абдель Салем Шараф аль-Дином, выполняла рутинный патрульный полет вдоль побережья Ливии, наблюдая за перемещением кораблей ВМФ США. В ответ на появление ливийских самолетов в опасной близости от АУГ на перехват была направлена пара истребителей F-14A эскадрильи VF-41 ВМС США.
В результате последовавшего маневренного боя американские летчики применили оружие и ракетами AIM-9L сбили оба ливийских самолета. По американской версии Су-22 первыми пустили ракету К-13, которая прошла мимо цели, ливийские источники опровергают это заявление, считая, что ничем не спровоцировали атаку на свои самолеты.
К счастью оба летчика катапультировались удачно и были эвакуированы из вод залива Сидра в результате последовавшей спасательной операции. Одного летчика подобрал экипаж вертолета "Super Frelon", а второго пилотируемый советскими инструкторами вертолет Ми-14. Два года спустя один из спасенных летчиков Шараф аль-Дин был сбит над Чадом и попал в плен.


3 марта 1987 года, ночью, совершил побег экипаж самолета L-100-30 ВВС Ливии выполнявший рутинный полет с грузом для контингента ливийских войск в Чаде. Инициатором побега стал командир экипажа, а его действия поддержал бортинженер. Изменив курс самолет приземлился на египетской авиабазе Абу-Симбель, откуда его на следующий день перегнали на авиабазу Каир-Вест. Командир и бортинженер попросили политического убежища в Египте. Экипаж полностью: командир подполковник Бешир Рахман Эль-Шишни, бортинженер лейтенат Мустафа Эль-Шарек аль-Джабу, Мохаммед Эль-Хинди, Ахмед Имбарак, Фати Эль-Зэйбак. 


30 марта 1987 года экипаж вертолета CH-47C Chinook LC-015 ВВС Ливии в составе командира подполковника Мустафы аль-Тахер Караза, второго пилота лейтенанта Аль Саида Мухаммеда аль-Амлоути и бортмеханика Джамаль Массуда Халифа совершил побег в Египет. Вертолет приземлился на авиабазе Мерса-Матрух в 16:14 местного времени.


16 июля 1987 года совершил побег экипаж вертолета Ми-8Т №8607 ВВС Ливии в составе командира капитана Мухаммеда эль-Фахди, летчика-штурмана лейтенанта Адель Сайед аль-Таира и бортмеханика Мохаммеда Шоиба. Вертолет совершил посадку в западной части Египта, в 16:45 местного времени, после чего летчики сдались местным властям, попросив политического убежища.


1 марта 1988 года четверка ливийских истребителей МиГ-23 попала в песчаную бурю в ходе выполнения тренировочного полета. Потеряв навигационную ориентировку, летчики пересекли границу и в 13:30 произвели посадку в Египте, на авиабазе Сива, в 50 км восточнее ливийской границы. Возвращены Ливии 9-го марта.


4 января 1989 года пара самолетов МиГ-23 1050-й эскадрильи ВВС Ливии (авиабаза Аль-Бомбе) совершала рутинный патрульный полет над международными водами, вдоль морской границы Ливии. На маршруте самолеты встретили неопознанные самолеты и попытались сблизиться с ними для установления визуального контакта. Чужаками оказались два палубных истребителя-перехватчика F-14A эскадрильи VF-32 ВМС США, патрулировавшие район нахождения авианосной группы. Сочтя действия ливийских летчиков угрожающими, американцы открыли огонь на поражение и в 10:54 поочередно сбили оба МиГ-а ракетами "Спэрроу" и "Сайдуиндер". Летчики сбитых самолетов полковник Саад Мабрук аль-Керими и подполковник Наджи Реджеп Заид аль-Фунас катапультировались на траверзе мыса Джабаль аль-Ахдар, но погибли в водах средиземного моря. В ходе поисково-спасательной операции удалось обнаружить только пятна разлившегося топлива...


27 апреля 1989 года на территории египта, в 62 км южнее Асуана, совершил посадку вертолет Ми-25 5-й вэ ВВС Ливии, выполнявший боевую задачу в интересах Суданского правительства. Борт пилотировал ливиец майор Фати Милуд аль-Сагир, он попросил политического убежища в египте. Побег он совершил в одиночку, непосредственно с аэродрома.


9 июля 1992 года, на истребителе МиГ-23 ВВС Ливии совершил побег в Грецию летчик капитан Джамаль Салах аль-Кабуи. Маршрут полета и конечный пункт (аэродром Малеме, на острове Крит) практически полностью совпадали с побегом на МиГ-23 другого ливийского летчика 11.02.1981 (см. запись выше). Причем оба летчика обучались в Югославии. Единственным расхождением стала посадка совершенная аль-Кабуи грубо и с перелетом, в результате чего самолет ушел с полосы и загорелся. Летчику удалось спастись отделавшись несколькими синяками.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100