Критика мирного соглашения между Египтом и Израилем, исходившая от ливийского лидера Муамара Каддафи, в конечном итоге привела к обострению взаимоотношений между Египтом и Ливией. Вспомнились и старые территориальные претензии друг к другу. Из-за пустякового спорного клочка пустыни в 1977 году вспыхнул кратковременный пограничный конфликт, в котором обе стороны задействовали авиацию и тяжелое вооружение, а так как обе страны были получателем крупных партий вооружений из СССР, то и противостоявшая друг-другу техника часто была однотипной… 11 мая 1977 года на самолете Socata Ralley-180 ВВС Ливии совершил побег летчик курсант Рахоме Саид эль-Асфар. В ходе тренировочного полета самолет пересек границу и приземлился на египетской территории, где эль-Асфар попросил политического убежища. 21 июля 1977 года, утром, в ходе нанесения воздушного удара по египетским войскам, вторгшимся на территорию Ливии в области Сиди Омар, был потерян самолет Mirage 5D 1040-й аэ ВВС Ливии пилотируемый летчиком л-том Юсуфом аль-Таибом аль-Тунали. Причина потери не установлена. Л-т аль-Тунали произвёл взлёт в составе ударной группы с аэродрома "Гамаль Абдель Нассер" и после встречи с парой прикрытия взял курс на цель. Видимость в р-не была не более 5 км. В 07:20 группа нанесла удар по цели и на отходе связь с самолётом л-та аль-Тунали прервалась.
21 июля 1977 года, во второй половине дня, своим расчетом ЗРК "Квадрат" ошибочно сбит самолет Mirage 5D 1040-й аэ ВВС Ливии, возвращавшийся после разведывательного полета вдоль Египетско-Ливийской границы. Самолет упал в районе н.п. Камбут, а летчик л-т Масуд аль-Руимд погиб.
22 июля 1977 года, сразу после взлёта с аэродрома Куфра потерпел катастрофу самолет Mirage 5D ВВС Ливии. Для отражения налёта египетских Ту-16 лётчик л-т Наджиб произвел взлёт на неподготовленном самолете, стоявшем в резерве. Не найдя техника он самостоятельно расчехлил его, забыв одну из заглушек. На взлёте заглушку всосало во входное устройство, после чего произошел отказ двигателя. Летчик спастись не успел из-за малой высоты.
24 июля 1977 года, в ходе пограничного конфликта, расчетом мобильного ЗРК "Стрела-1" ПВО Ливийской Арабской Республики были сбиты два истребителя-бомбардировщика Су-20 55-й эскадрильи 205-й ибабр ВВС Египта. В этот день самолеты ВВС Египта предприняли массированный налёт на ливийские военные объекты. Для нанесения удара были задействованы 8 истребителей-бомбардировщиков Су-20 (лидер первого звена ком эск п-к Мохи аль-Айсави, лидер второго звена м-р Ахмед Аббас Метвали), 8 истребителей-бомбардировщиков Mirage-5 и 4 истребителя прикрытия МиГ-21МФ. Вся эта группа взлетела с аэродрома Джанаклис и атаковала ливийский аэродром в районе Мерса-Матрух, поразив ВПП и РД. Ответным огнем были сбиты два Су-20 шедшие в первом звене как №2 (зам кэ м-р Абд эль-Хамид Эффат попал в плен) и №3 (к-н Ахмед Мухаммед Нур аль-Дин Хассан погиб). Причем за поражение самолета м-ра Эффата был награжден военной медалью новобранец народного ополчения Фатма Ахмад, так что один самолет был сбит не ЗРК, а огнем стрелкового оружия или ПЗРК.
18 февраля 1978 года, для освобождения 11 египтян, находящихся на борту угнанного террористами самолета DC-8, совершившего посадку в аэропорту города Ларнака, на Кипре, был отправлен отряд коммандос на борту самолета C-130E ВВС Египта. Киприоты дали разрешение на посадку, но предупредили египтян, что ведут переговоры об освобождении заложников и запретили предпринимать какие либо активные действия. Тем не менее отряд коммандос без согласования с киприотами начал проведение полномасштабной атаки на захваченный пассажирский лайнер. После этого бойцы Кипрской Национальной Гвардии вступили в перестрелку с египетскими коммандос, длившуюся 50 минут. В самом начале боя выстрелом из РПГ был поражен в носовую часть транспортный C-130E, в результате чего погиб экипаж самолета в составе командира полковника Яхия Эль Рафия, резервного летчика Абдель Фаттаха, второго пилота Саида Дарвиша, штурмана Камаль Морси Раслана. Значительная часть фюзеляжа выгорела. В итоге египтяне сложили оружие, причем 15 из них (включая летчиков и коммандос 777-го батальона) погибли. Заложники были освобождены мирным путем. Президент Египта Садат возложил всю ответственность на ООП и Ливию, обвинив их в организации угона. 18 июля 1980 года, около 11:00, потерпел катастрофу истребитель МиГ-23МС №6950 ВВС Ливии выполнявший учебно-тренировочный полет в составе пары с аэродрома Бенина. Обе машины пилотировали сирийские летчики, группа которых находилась в Ливии по обмену опытом. Ведущий к-н Изз аль-Дин Халиль и ведомый к-н Зафер Жабан произвели взлёт в 09:45. После прохождения высоты 9 500 м они выполнили разворот на обратный курс и продолжили набор до 12 000 м. В этот момент ведущий перестал отвечать на запросы по радио и перешел в плавное снижение, продолжая прямолинейный полет курсом 330 град в строну Средиземного моря. Ведомый сблизился и визуально определил, что летчик ведущего самолета находится без сознания. Неуправляемый самолет следуя постоянным курсом пересек Средиземное море и после полного израсходования топлива упал на территории Италии, в горном районе у н.п. Кастельсилано, провинции Колабрия. Летчик погиб. Предположительной причиной стал отказ или неправильное использование кислородной системы самолета.
11 февраля 1981 года, совершил побег в Грецию летчик истребителя МиГ-23МС ВВС Ливии Хазем Альбажокна. Изменив плановый маршрут Хазем вошел в воздушное пространство Греции и подав сигнал бедствия приземлился на авиабазе Малеме, на острове Крит. Летчик получил политическое убежище, а самолет уже 14-го февраля был возвращен Ливии. 19 августа 1981 года пара истребителей-бомбардировщиков Су-22М 1022-й аэ ВВС Ливии (авиабаза Аль-Гурдабия), пилотируемая летчиками Белькасем Мохаммедом Амсиха и Абдель Салем Шараф аль-Дином, выполняла рутинный патрульный полет вдоль побережья Ливии, наблюдая за перемещением кораблей ВМФ США. В ответ на появление ливийских самолетов в опасной близости от АУГ на перехват была направлена пара истребителей F-14A эскадрильи VF-41 ВМС США. В результате последовавшего маневренного боя американские летчики применили оружие и в 07:16 ракетами AIM-9L сбили оба ливийских самолета. По американской версии Су-22 первыми пустили ракету К-13, которая прошла мимо цели, ливийские источники опровергают это заявление, считая, что ничем не спровоцировали атаку на свои самолеты. К счастью оба летчика катапультировались удачно и были эвакуированы из вод залива Сидра в результате последовавшей спасательной операции. Одного летчика подобрал экипаж вертолета "Super Frelon", а второго пилотируемый советскими инструкторами вертолет Ми-14. Два года спустя один из спасенных летчиков Шараф аль-Дин был сбит над Чадом и попал в плен. Сбитые машины имели заводские номера 37612 и 31612. 3 марта 1987 года, ночью, совершил побег экипаж самолета L-100-30 ВВС Ливии выполнявший рутинный полет с грузом для контингента ливийских войск в Чаде. Инициатором побега стал командир экипажа, а его действия поддержал бортинженер. Изменив курс самолет приземлился на египетской авиабазе Абу-Симбель, откуда его на следующий день перегнали на авиабазу Каир-Вест. Командир и бортинженер попросили политического убежища в Египте. Экипаж полностью: командир п/п-к Бешир Рахман Эль-Шишни, бортинженер л-т Мустафа Эль-Шарек аль-Джабу, Мохаммед Эль-Хинди, Ахмед Имбарак, Фати Эль-Зэйбак. 30 марта 1987 года экипаж вертолета CH-47C Chinook LC-015 ВВС Ливии в составе командира подполковника Мустафы аль-Тахер Караза, второго пилота лейтенанта Аль Саида Мухаммеда аль-Амлоути и бортмеханика Джамаль Массуда Халифа совершил побег в Египет. Вертолет приземлился на авиабазе Мерса-Матрух в 16:14 местного времени. 16 июля 1987 года совершил побег экипаж вертолета Ми-8Т №8607 ВВС Ливии в составе командира капитана Мухаммеда эль-Фахди, летчика-штурмана лейтенанта Адель Сайед аль-Таира и бортмеханика Мохаммеда Шоиба. Вертолет совершил посадку в западной части Египта, в 16:45 местного времени, после чего летчики сдались местным властям, попросив политического убежища.
1 марта 1988 года четверка истребителей МиГ-23 ВВС Ливии попала в песчаную бурю в ходе выполнения тренировочного полета. Потеряв навигационную ориентировку летчики пересекли границу Египта и в 13:30 произвели посадку на аэродроме Мерса-Матрух, у оазиса Сива. После разбирательства Египетская сторона разрешила перелет самолетов в Ливию 4-го марта. 4 января 1989 года пара самолетов МиГ-23МФ 1050-й эскадрильи ВВС Ливии (авиабаза Аль-Бомбе) совершала рутинный патрульный полет над международными водами, вдоль морской границы Ливии. На маршруте самолеты встретили неопознанные самолеты и попытались сблизиться с ними для установления визуального контакта. Чужаками оказались два палубных истребителя-перехватчика F-14A эскадрильи VF-32 ВМС США, патрулировавшие район нахождения авианосной группы. Сочтя действия ливийских летчиков угрожающими, американцы открыли огонь на поражение и в 10:54 поочередно сбили оба МиГ-а ракетами "Спэрроу" и "Сайдуиндер". Летчики сбитых самолетов полковник Саад Мабрук аль-Керими и подполковник Наджи Реджеп Заид аль-Фунас катапультировались на траверзе мыса Джабаль аль-Ахдар, но погибли в водах средиземного моря. В ходе поисково-спасательной операции удалось обнаружить только пятна разлившегося топлива... 26 апреля 1989 года на территории Египта, в 62 км южнее Асуана, совершил посадку вертолет Ми-25 5-й вэ ВВС Ливии. Экипаж майора Фати Мавлюда аль-Сагир аль-Хатиба совершал перегоночный полет в Судан (вертолет был одним из двух, подаренных правительством Ливии вооруженным силам Судана). Выполнив взлёт на аэродроме Куфра, вертолет совершил промежуточную посадку на аэродроме Увайнат, где командир экипажа попросил летчика-оператора и борттехника покинуть борт, якобы с целью выполнить тестовый облет. Сразу после взлёта м-р аль-Хатиб взял курс на Египет, где попросил разрешения на посадку по остатку топлива. Позже бежавший летчик попросил и политического убежища в Египте. Вертолет позже был возвращен. 9 июля 1992 года, на истребителе МиГ-23МЛ ВВС Ливии совершил побег в Грецию летчик капитан Джамаль Салах аль-Кабуи. Маршрут полета и конечный пункт (аэродром Малеме, на острове Крит) практически полностью совпадали с побегом на МиГ-23 другого ливийского летчика 11.02.1981 (см. запись выше). Причем оба летчика обучались в Югославии. Единственным расхождением стала посадка совершенная аль-Кабуи грубо и с перелетом, в результате чего самолет ушел с полосы и загорелся. Летчику удалось спастись отделавшись несколькими синяками.
|