RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Не секрет, что на стороне Анголы против боевиков УНИТА и правившего в ЮАР режима апартеида сражались летчики различных национальностей. Причем список не ограничивается советскими военными советниками и кубинскими добравольцами. В числе пилотировавших боевую технику ВВС Анголы были португальские летчики, а позже и белые наёмники из частной южно-африканской (!) военной компании Executive Outcomes. На равне с коллегами из ВВС Анголы интернационалисты несли потери, список которых представлен на этой странице:


14 июля 1977 боевиками организации УНИТА сбит транспортный самолет Ан-26 ВВС Анголы, заходивший на посадку в н.п. Куанга, провинции Куандо Кабанго. Огонь велся из зенитных установок малого калибра, со стороны Намибийской территории, оккупированой южно-африканскими войсками. Все двенадцать человек, находившиеся на борту, погибли.


17 мая 1978, в 16:10, огнем стрелкового оружия сбит вертолет Ми-8Т H-06 ВВС Анголы, пилотируемый кубинским экипажем в составе старшего лейтенанта Эмилио Гонсалес Риваса (командир), лейтенант Хуан Вальдеспино (летчик-штурман) и младшего лейтенанта Родольфо Кастильо (бортмеханик). Лидером пары вертолет осуществлял непосредственную поддержку ангольских войск на переднем крае, работая по противнику НУРС-ами с высоты 400 метров. После пуска ракет ведомый заметил, что на борту ведущего возник пожар левого подвесного топливного бака, о чем сразу предупредил его. В течение пяти минут (!) экипаж подбитого вертолета подыскивал подходящую для вынужденной посадки площадку, за это время пожар успел распространиться и повредил органы управления машины. Борт потерял управление и упал на склоне горного плато, где видимо хотел приземлиться. В результате крушения и пожара погибли оба летчика и 10 военнослужащих ангольской армии, находившиеся на борту. Бортмеханик Кастильо, с переломанной ключицей и травмой головы, сумел выбраться на вершину склона и подать сигнал белой футболкой вертолету ведомого, который произвел эвакуацию пострадавших. В результате расследования выяснено, что пули пробили подвесной бак, вызвав утечку топлива, а последовавший затем пуск ракет воспламенил его.


6 ноября 1981 в ходе воздушного боя с южно-африканскими самолетами сбит истребитель МиГ-21МФ ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком лейтенантом Данасио Вальдесом. Правый борт был поражен вражескими снарядами, воспламенилось топливо, летчик получил контузию от последовавшего взрыва и несколько осколочных ранений в правую руку и лицо. В результате катапультирования Данасио повредил челюсть (часть костей врачи позже заменили металлическими пластинами). Победу одержал летчик 3-й аэ ВВС ЮАР майор Йохан Рэнкин на истребителе Mirage F-1CZ №213.


5 октября 1982 группа самолетов ВВС ЮАР нарушила южную границу Анголы. С авиабазы Лубанго на перехват поднялась дежурная пара МиГ-21бис ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками лейтенантами Рахелем Морреро Родригесом (ведущий) и Гильберто Ортис Пересом (ведомый). По командам с земли МиГ-и вышли в заданный район, где были внезапно атакованы самолетами Mirage F-1CZ. Оба самолета получили значительные повреждения, но сумели выполнить вынужденную посадку в Лубанго. В качестве усиления и прикрытия отхода поврежденных самолетов в воздух поднималась вторая пара МиГ-21, пилотируемая кубинцами Леем Ривасом и Орестесом Лоренсо Пересом (бежал на МиГ-23БН в США 20.03.1991), но она противника в воздухе не встретила. После данного инцидента кубинским летчикам было рекомендовано воздерживаться от прямого контакта с воздушным противником.


8 декабря 1982 не вернулся из тренировочного полета самолет МиГ-21У ВВС Анголы, пилотируемый кубинскими летчиками Мерино и Пастра.


8 августа 1983, в 10:05, огнем стрелкового оружия был поражен вертолет Ми-8Т Н-02 ВВС Анголы, пилотируемый кубинским экипажем Марио Медине Гонсалеса. В результате попадания пули в живот скончался находившийся на борту майор Поликарпо Альварес Пилета, других пострадавших нет. Инцидент произошел в 40 километрах от Темпуэ, во время поиска парой вертолетов заблудившейся автоколонны. По месту откуда велся огонь позже нанесли удар МиГ-21.


20 октября 1983 в ходе выполнения боевого задания в районе н.п. Луаю прямым попаданием зенитного снаряда не установленного типа был поврежден истребитель МиГ-21ПФМ С50 ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком капитаном Хенри Пересом. В результате взрыва снаряда был поврежден хвостовой обтекатель, закрывавший реактивное сопло, и вырван кусок обшивки правой половины стабилизатора. Произошел самопроизвольный сброс тормозного парашюта. К счастью двигатель продолжал работать устойчиво и самолет сохранил управляемость, что позволило летчику совершить вынужденную посадку на своем аэродроме. На пробеге МиГ-21 выкатился за пределы ВПП и получил дополнительные повреждения передней опоры шасси. Летчик не пострадал.


8 июня 1984 боевиками организации УНИТА сбит истребитель МиГ-21 ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком капитаном Лоренсо Моралес Рамосом. Поражен при нанесении удара по наземной цели, летчик погиб.


9 августа 1984 произошел инцидент, в результате которого ВВС Анголы понесли самые большие однодневные потери за весь период боевых действий против организации УНИТА. В этот день группа из трех истребителей МиГ-23МЛ и одного МиГ-23УБ ВВС Анголы, пилотируемых кубинскими летчиками, наносила бомбовый удар по удаленному лагерю боевиков на востоке страны. Возвращаясь с задания группа попала в тропический шторм, в результате чего распалась и потеряла свое местоположение. С минимальным остатком топлива капитан Педро Зекуэйро Морена и его ведомый лейтенант Альберто Оливарес Хорта выполнили посадку на поле в провинции Моксико. Оба летчика не пострадали и были эвакуированы на следующий день, а вот их самолеты были разбиты и ремонту не подлежали. Оба летчика МиГ-23УБ (передняя кабина майор Антонио Рохас Марреро, задняя кабина полковник Хорхе Вилардель Гонсалес - участник потопления "Фламинго") удачно катапультировались после полного израсходования топлива. Только одному летчику группы капитану Лоренсо Альберто Перес Пересу (участник перехвата двух "Цессн" в феврале 1996) удалось дотянуть до аэродрома Луэно и выполнить там посадку с аварийным остатком в 70 литров керосина по бакам! Таким образом были потеряны сразу три современных самолета, лишь по счастливой случайности все летчики спаслись.


25 июля 1986 огнем с земли сбит истребитель МиГ-23МЛ 25-го авиационного полка ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком капитаном Хорхе Гонсалес Пересом. Лидером пары наносил удар ракетами С-5 по наземной цели в районе города Менонге. Самолет был поражен на боевом курсе и не выходя из пикирования столкнулся с объектом атаки. Капитан Перес погиб.


28 октября 1987 боевикам организации УНИТА удалось взять в плен двух кубинских летчиков пилотировавших МиГ-21УМ I-10 ВВС Анголы. Во время доразведки и атаки целей в районе н.п. Лувуэй, провинции Моксико, на втором проходе, самолет был поражен ракетой ПЗРК в хвостовую часть, после чего экипажу в составе подполковника Мануэля Рохас Гарсиа и капитана Рамона Кесада Агилара пришлось катапультироваться над позициями боевиков. Взяты в плен на следующий день и использовались УНИТА-вцами в пропагандистских целях. Освобождены в результате мирных переговоров 24 августа 1988.
Мануэль Рохас Гарсиа родился в Гаване 5.03.1943. В апреле 1961 прошел конкурс и стал курсантом ВВС Кубы. С сентября 1961 проходил краткосрочное обучение на летчика в Китае, а с 1963 по 1965 гг. обучался на реактивную технику в СССР. В партии с 1973 года. Служил в ВВС Кубы на должностях летчика, командира эскадрильи и начальника штаба полка. Принимал участие в отражении агрессии на Эфиопию с 1977 года. С августа 1986 находился в Анголе. Имеет правительственные награды. Написал свои мемуары изданные книгой "Пленник УНИТА - на краю земли" в 2012 году.


14 января 1988 группа истребителей МиГ-23МЛ 25-го авиационного полка ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками (лидер группы п/п-к Армандо Гонсалес), наносила удар по позициям боевиков УНИТА на господствующих высотах в районе н.п. Куито-Квенавале. В ходе атаки цели самолёт ст.л-та Хуан Франциско Альфонсо Дюваля был поражен ответным огнем мелкокалиберной зенитной артиллериию и начал терять управление (проявилась сильная вибрация), однако лтчику удалось увести самолёт на свою территорию и выполнить вынужденную посадку на грунтовую полосу аэродрома Лонга. В ходе посадки самолёт получил значительные повреждения, а лётчик травмы лица.


13 февраля 1988 в ходе планового учебно-тренировочного полета с аэродрома Намиб разбился самолет МиГ-23МЛ пилотируемый кубинским л-том Педро Пабло Реиноссо Берналем. Летчик погиб.


22 февраля 1988 группа истребителей МиГ-23МЛ 25-го авиационного полка ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками, наносила бомбовый удар по целям противника в районе Куито-Квенавале. Пара прикрытия дождалась отхода самолетов ударной группы и для уверенности, что вражеские "Миражи" отсутствуют в воздухе сделала вираж над объектом атаки. Парным пуском ракет ПЗРК "Stinger" был поражен самолет МиГ-23МЛ С-468 л-та Марсело Фелициано Ризко Переса. Осколками ракеты была повреждена хвостовая часть (сопло, руль направления, отсек тормозного парашюта). В зеркале летчик видел дым в хвостовой части, но машина управлялась и л-т Перес решил тянуть на базу. Посадка выполнена на аэродроме Матала удачно, не смотря на увод самолета в сторону из-за пробитого пневматика основной опоры шасси.


2 марта 1988 пара истребителей МиГ-23МЛ 25-го авиационного полка ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками, возвращалась на авиабазу Менонгве после нанесения удара по наземной цели в районе Куито-Квенавале. Приближающиеся самолёты были неверно опознаны как вражеские, и расчетом ЗРК С-125 по ним был произведен пуск зенитной ракеты. Ракета поразила самолёт ведущего в момент его выхода под облачность, на предпосадочном снижении, у н.п. Лонга. Летчик капитан Хуан Перес Родригес погиб.


4 мая 1988 в ходе выполнения облета района боевых действий пропала связь с самолетом МиГ-23МЛ 25-го полка ВВС Анголы пилотируемого кубинцем к-ном Карлосом Родригесом Пересом. Предположительно снизился для выполнения визуальной разведки целей и был сбит противником. Последняя боевая потеря кубинского контингента в Анголе.


13 января 1993 в результате обстрела с земли произошло ЧП с вертолетом Ми-8 №22587 а/к Тюменьавиатранс выполнявшим гуманитарную миссию в зоне боевых действий. Пострадавших нет.


26 апреля 1993 самолет Ан-12Б №11121 Сыктывкарского ОАО ГА РФ под управлением экипажа КВС Андрея Вячеславовича Орлова выполнял рейс с грузом 12 тонн кукурузы по заказу миссии ООН из Катумбела в Луэно. После разгрузки груза самолет произвел взлёт в обратном направлении. В процессе набора высоты 5000 м, через 13 минут после взлёта, самолет был поражен зенитной ракетой в район первого двигателя. На борту возник пожар, в результате чего экипаж был вынужден совершить экстренную посадку "на брюхо" в Луэно, при выполнении которой самолет на большой скорости вышел за пределы ВПП и остановился в 150 м от торца на минном поле. После покидания борта бортмеханик Владимир Иванович Нестеренко наступил на противопехотную мину и позже скончался от полученных травм. Осколочные ранения получили КВС и анголец сопровождавший груз.


15 июля 1994 боевиками УНИТА при помощи ПЗРК "Стрела-3" сбит самолёт передового наведения РС-7 ВВС Анголы, пилотируемый экипажем Д. О'Коннелла (оба южноафриканские наёмники). Лётчики взяты в плен после падения самолёта у н.п. Сауримо. Дальнейшая их судьба не известна.


6 сентября 1994 потерпел аварию самолет МиГ-23МЛ С-436 ВВС Анголы пилотируемый наемным летчиком EO Пайн Пинаром. Выполняя бомбовый удар по целям противника, из-за неверных показаний суммы топлива, у самолета произошло самовыключение двигателя (полная выработка топлива). Летчик выполнил безуспешную попытку запуска двигателя, после чего используя запас высоты спланировал на аэродром Сауримо, находившийся на удалении 30 км. Из-за падения давления в гидросистеме уборки-выпуска шасси стойки на замки выпущенного положения не встали, в результате чего самолет коснувшись ВПП просел "на брюхо". Не смотря на незначительные повреждения, позволяющие восстановить машину, ангольские военные танком стащили самолет с ВПП. Из-за полученных при этом повреждений машину бросили, сняв ряд агрегатов.


19 сентября 1994 в наборе высоты после взлёта с аэродрома Малану, на 10-й минуте полета, снарядом неустановленного типа был поврежден самолет Ан-12 №11530 ЛИЦ ГосНИИ ГА России, работавший в Анголе по контракту с фирмой "Надон". Поражение зенитным снарядом произошло на высоте 3650 метров, прямо над городом. Взрывной волной была оторвана правая створка грузолюка и осколками ранен техник самолета. Экипаж благополучно завершил полет, совершив вынужденную посадку в аэропорту Луанда.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100