RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Не секрет, что на стороне Анголы против боевиков УНИТА и правившего в ЮАР режима апартеида сражались летчики различных национальностей. Причем список не ограничивается советскими военными советниками и кубинскими добровольцами. В числе пилотировавших боевую технику ВВС Анголы были португальские летчики, а позже и белые наёмники из частной южно-африканской (!) военной компании Executive Outcomes. Наравне с коллегами из ВВС Анголы интернационалисты несли потери, список которых представлен на этой странице:


14 июля 1977 боевиками организации УНИТА сбит транспортный самолет Ан-26 ВВС Анголы, заходивший на посадку в н.п. Куанга, провинции Куандо Кабанго. Огонь велся из зенитных установок малого калибра, со стороны Намибийской территории, оккупированной южно-африканскими войсками. Все двенадцать человек находившиеся на борту погибли.


17 мая 1978, в 16:10, огнем стрелкового оружия сбит вертолет Ми-8Т H-06 ВВС Анголы, пилотируемый кубинским экипажем в составе старшего лейтенанта Эмилио Гонсалес Риваса (командир), лейтенант Хуан Вальдеспино (летчик-штурман) и младшего лейтенанта Родольфо Кастильо (бортмеханик). Лидером пары вертолет осуществлял непосредственную поддержку ангольских войск на переднем крае, работая по противнику НУРС-ами с высоты 400 метров. После пуска ракет ведомый заметил, что на борту ведущего возник пожар левого подвесного топливного бака, о чем сразу предупредил его. В течение пяти минут (!) экипаж подбитого вертолета подыскивал подходящую для вынужденной посадки площадку, за это время пожар успел распространиться и повредил органы управления машины. Борт потерял управление и упал на склоне горного плато, где видимо хотел приземлиться. В результате крушения и пожара погибли оба летчика и 10 военнослужащих ангольской армии, находившиеся на борту. Бортмеханик Кастильо, с переломанной ключицей и травмой головы, сумел выбраться на вершину склона и подать сигнал белой футболкой вертолету ведомого, который произвел эвакуацию пострадавших. В результате расследования выяснено, что пули пробили подвесной бак, вызвав утечку топлива, а последовавший затем пуск ракет воспламенил его.


2 мая 1981 года огнем с земли сбит самолет МиГ-21 ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком мл.л-том Карлосом Бенитесом. Истребитель был подбит огнем ЗА отряда УНИТА и был разбит при попытке выполнить посадку на аэродроме Лубанго. Летчик остался жив. Первая боевая потеря авиационной группы кубинского контингента.


6 ноября 1981 в ходе воздушного боя с южно-африканскими самолетами сбит истребитель МиГ-21МФ ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком. Взлёт составом пары л-т Эзикеиль Кансела (ведущий) и л-т Данасио Вальдес Эспиноса (ведомый) с аэродрома Лубанго на перехват вражеских самолетов в р-н н.п. Ксангонго. В завязавшемся маневренном бою правый борт самолета ведомого МиГ-21 был поражен снарядами. Воспламенилось топливо выбиваемое из пробитых баков, после чего произошел взрыв. Летчик получил контузию и несколько осколочных ранений в правую руку и лицо, но успел катапультироваться из разваливающейся машины. В результате катапультирования Данасио повредил челюсть (часть костей врачи позже заменили металлическими пластинами). Эвакуацию выполнил вертолет ПСС. Победу одержал летчик 3-й аэ ВВС ЮАР майор Йохан Рэнкин на истребителе Mirage F-1CZ №213.


5 октября 1982 группа самолетов ВВС ЮАР нарушила южную границу Анголы. С авиабазы Лубанго на перехват поднялась дежурная пара МиГ-21бис ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками л-том Рахелем Морреро Родригесом (ведущий) и л-том Гильберто Ортис Пересом (ведомый). По командам с земли МиГ-и вышли в заданный район, где были внезапно атакованы самолетами Mirage F-1CZ. Оба самолета получили значительные повреждения, но сумели выполнить вынужденную посадку в Лубанго. В качестве усиления и прикрытия отхода поврежденных самолетов в воздух поднималась вторая пара МиГ-21, пилотируемая кубинцами Леем Ривасом и Орестесом Лоренсо Пересом (бежал на МиГ-23БН в США 20.03.1991), но она противника в воздухе не встретила. После данного инцидента кубинским летчикам было рекомендовано воздерживаться от прямого контакта с воздушным противником.


8 декабря 1982 не вернулся из тренировочного полета самолет МиГ-21У ВВС Анголы пилотируемый кубинскими летчиками к-ном Мануэлем Мерино и л-том Хосе Пастрана. Взлёт произведен одиночно с аэродрома Лубанго. Обстоятельства потери не установлены, экипаж погиб.


24 июля 1983 года потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком к-ном Роберто Хернандес Альваресом. Учебно-тренировочный полет выполнялся одиночно с целью отработки программы показательных выступлений на предстоящем празднике. При выполнении сложного пилотажа на малой высоте самолет столкнулся с землей и полностью разрушился в р-не аэродрома Лубанго. Летчик погиб. Несколько военнослужащих ангольской армии получили травмы от обломков самолета.


8 августа 1983, в 10:05, огнем стрелкового оружия был поражен вертолет Ми-8Т Н-02 ВВС Анголы, пилотируемый кубинским экипажем Марио Медине Гонсалеса. В результате попадания пули в живот скончался находившийся на борту майор Поликарпо Альварес Пилета, других пострадавших нет. Инцидент произошел в 40 километрах от Темпуэ, во время поиска парой вертолетов заблудившейся автоколонны. По месту откуда велся огонь позже нанесли удар МиГ-21.


21 сентября 1983 получил боевые повреждения самолет МиГ-21Р ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком к-ном Чаконом. При выполнении разведывательного полёта в хвостовую часть самолёта попала ракета ПЗРК, повредившая сопло. Лётчику удалось посадить машину на аэродром Луэна, при этом тормозной парашют не вышел из-за полученных повреждений. Самолёт позже восстановлен.


20 октября 1983 в ходе выполнения боевого задания в районе н.п. Луаю прямым попаданием зенитного снаряда не установленного типа был поврежден истребитель МиГ-21ПФМ С50 ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком капитаном Хенри Перес Мартинесом. В результате взрыва снаряда был поврежден хвостовой обтекатель, закрывавший реактивное сопло, и вырван кусок обшивки правой половины стабилизатора. Произошел самопроизвольный сброс тормозного парашюта. К счастью двигатель продолжал работать устойчиво и самолет сохранил управляемость, что позволило летчику совершить вынужденную посадку на русло высохшей реки. На пробеге МиГ-21 получил дополнительные повреждения передней опоры шасси. Летчик не пострадал и был эвакуирован вертолетом Ми-8 ПСС. Самолёт позже был вывезен с места вынужденной посадки и восстановлен.


29 декабря 1983 в результате "дружественного огня" сбит истребитель МиГ-21бис ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком л-том Фиделем Пересом. Самолёт появился над лагерем СВАПО в р-не н.п. Лубанго сразу после атаки на него самолётов ВВС ЮАР, был неверно опознан и сбит огнем мелкокалиберной ЗА. Лётчик катапультировался и был эвакуирован вертолетом ПСС через два часа.


8 июня 1984 боевиками организации УНИТА сбит истребитель МиГ-21 ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком капитаном Лоренсо Моралес Рамосом. Поражен при нанесении удара по наземной цели, летчик погиб.


9 августа 1984 произошел инцидент, в результате которого ВВС Анголы понесли самые большие однодневные потери за весь период боевых действий против организации УНИТА. В этот день группа из трех истребителей МиГ-23МЛ и одного МиГ-23УБ ВВС Анголы, пилотируемых кубинскими летчиками, наносила бомбовый удар по удаленному лагерю боевиков на востоке страны. Возвращаясь с задания группа попала в тропический шторм, в результате чего распалась и потеряла свое местоположение. С минимальным остатком топлива капитан Педро Зекуэйро Морена и его ведомый лейтенант Альберто Оливарес Хорта выполнили посадку на поле в провинции Моксико. Оба летчика не пострадали и были эвакуированы на следующий день, а вот их самолеты были разбиты и ремонту не подлежали. Оба летчика МиГ-23УБ (передняя кабина майор Антонио Рохас Марреро, задняя кабина полковник Хорхе Вилардель Гонсалес - участник потопления "Фламинго") удачно катапультировались после полного израсходования топлива. Только одному летчику группы капитану Лоренсо Альберто Перес Пересу (участник перехвата двух "Цессн" в феврале 1996) удалось дотянуть до аэродрома Луэно и выполнить там посадку с аварийным остатком в 70 литров керосина по бакам! Таким образом были потеряны сразу три современных самолета, лишь по счастливой случайности все летчики спаслись.


31 июля 1985 потерян истребитель МиГ-21бис ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком ст.л-том Сергио Херрера. Молодые летчики проходили интенсивную подготовку перед отправкой на линию фронта. При выполнении учебно-тренировочного полета на малой высоте в р-не Луанды истребитель столкнулся с проводами ЛЭП, упал на землю и взорвался. Летчик погиб.


9 сентября 1985 пара истребителей МиГ-21бис ВВС Анголы пилотируемая кубинскими летчиками Луисом Брена и Педро Пулом наносила удар по колонне техники УНИТА в р-не н.п. Лумбала. Самолет ведомого на выходе из атаки был поражен ракетой ПЗРК, в результате чего были повреждены правая половина стабилизатора, фальшкиль и контейнер тормозного парашюта. Не смотря на повреждения летчик Педро Пул сумел привести свой МиГ-21бис С-308 на базу и выполнил успешную посадку. Позже истребитель был восстановлен и передан в другую часть, где был потерян в катастрофе. Уже на следующий день Педро на самолете МиГ-21бис С-315 снова наносил удар в том же районе и получил повреждения от огня стрелкового оружия (пули попали в лобовое остекление, но не пробили его).


5 декабря 1985 пара истребителей МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками, выполняла боевую задачу в районе н.п. Менонге. Наблюдая падение сбитого дружественного вертолёта, ведущий пары снизился для поиска его экипажа и в этот момент был поражен ракетой ПЗРК. Лётчик к-н Лино Роберто Виейра Алонсо катапультировался над районом контролируемым боевиками. Сумел спрятаться на дереве и через два дня самостоятельно вышел в расположение своих войск.


7 июля 1986 потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис ВВС Анголы пилотируемый молодым кубинским летчиком л-том Барбаро Раулем Киала Кастанеда. Не имея опыта ночных полетов летчик получил задание нанести бомбовый удар по кострам в районе сосредоточения боевиков. Взлёт выполнен с аэродрома Луэна одиночно, после захода солнца. В процессе выполнения задачи летчик доложил, что цель не обнаружил, сбросил бомбы в безлюдном районе и возвращается на базу по остатку топлива. Позже самолет обнаружен полностью разрушенным в зоне аэродрома. Летчик погиб.


25 июля 1986 огнем с земли сбит истребитель МиГ-21бис С-307 ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком капитаном Хорхе Гонсалес Пересом. Лидером пары наносил удар ракетами С-5 по наземной цели в районе города Менонге. Во время второго захода на цель, самолет был поражен ракетой ПЗРК на боевом курсе и не выходя из пикирования столкнулся с объектом атаки. Капитан Перес погиб. Днем ранее летчик сумел приземлиться на подбитом самолете в Луэна.


13 сентября 1986 ракетой ПЗРК сбит истребитель МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемый кубинским летчиком ст.л-том Жозе Альберто Гарсиа Флоресом. Лётчик получил задачу перелететь с аэродрома Менонге на аэродром Куито-Квенавале, находящийся под осадой противника. В момент захода на посадку самолёт был поражен ракетой ПЗРК и загорелся. В результате неудачного катапультирования летчик погиб (из-за плотной комплекции и неправильной позы позвоночник не выдержал создавшейся перегрузки).


28 октября 1987 боевикам организации УНИТА удалось взять в плен двух кубинских летчиков пилотировавших МиГ-21УМ I-10 ВВС Анголы. Во время доразведки и атаки целей в районе н.п. Лувуэй, провинции Моксико, на втором проходе, самолет был поражен ракетой ПЗРК в хвостовую часть, после чего экипажу в составе подполковника Мануэля Рохас Гарсиа и капитана Рамона Кесада Агилара пришлось катапультироваться над позициями боевиков. Взяты в плен на следующий день и использовались УНИТА-вцами в пропагандистских целях. Освобождены в результате мирных переговоров 24 августа 1988.
Мануэль Рохас Гарсиа родился в Гаване 5.03.1943. В апреле 1961 прошел конкурс и стал курсантом ВВС Кубы. С сентября 1961 проходил краткосрочное обучение на летчика в Китае, а с 1963 по 1965 гг. обучался на реактивную технику в СССР. В партии с 1973 года. Служил в ВВС Кубы на должностях летчика, командира эскадрильи и начальника штаба полка. Принимал участие в отражении агрессии на Эфиопию с 1977 года. С августа 1986 находился в Анголе. Имеет правительственные награды. Написал свои мемуары изданные книгой "Пленник УНИТА - на краю земли" в 2012 году.


21 ноября 1987 потерян истребитель МиГ-23МЛ ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком л-том Эрнесто Чавесом Марреро. Действия составом пары. Самолет поражен огнем с земли, после чего летчик катапультировался. Погиб при приземлении.


14 января 1988 группа истребителей МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками (ведущий группы п/п-к Армандо Гонсалес), наносила удар по позициям боевиков УНИТА на господствующих высотах в районе н.п. Куито-Квенавале. В ходе атаки цели самолёт ст.л-та Хуан Франциско Альфонсо Дюваля был поражен ответным огнем мелкокалиберной зенитной артиллерии и начал терять управление (проявилась сильная вибрация), однако летчику удалось увести самолёт на свою территорию и выполнить вынужденную посадку на грунтовую полосу аэродрома Лонга. В ходе посадки самолёт получил значительные повреждения, а лётчик травмы лица.


13 февраля 1988 в ходе планового учебно-тренировочного полета с аэродрома Намиб разбился самолет МиГ-23МЛ пилотируемый кубинским л-том Педро Пабло Реиноссо Берналем. Летчик погиб.


22 февраля 1988 группа истребителей МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками, наносила бомбовый удар по целям противника в районе Куито-Квенавале. Пара прикрытия дождалась отхода самолетов ударной группы и для уверенности, что вражеские "Миражи" отсутствуют в воздухе сделала вираж над объектом атаки. Парным пуском ракет ПЗРК "Stinger" был поражен самолет МиГ-23МЛ С-468 л-та Марсело Фелициано Ризко Переса. Осколками ракеты была повреждена хвостовая часть (сопло, руль направления, отсек тормозного парашюта). В зеркале летчик видел дым в хвостовой части, но машина управлялась и л-т Перес решил тянуть на базу. Посадка выполнена на аэродроме Матала удачно, не смотря на увод самолета в сторону из-за пробитого пневматика основной опоры шасси.


2 марта 1988 пара истребителей МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемая кубинскими летчиками, возвращалась на авиабазу Менонге после нанесения удара по наземной цели в районе Куито-Квенавале. Приближающиеся самолёты были неверно опознаны как вражеские, и расчетом ЗРК С-125 по ним был произведен пуск зенитной ракеты. Ракета поразила самолёт ведущего в момент его выхода под облачность, на предпосадочном снижении, у н.п. Лонга. Летчик капитан Хуан Перес Родригес погиб.


27 апреля 1988 из-за ошибочных действий кубинского расчета ПВО сбит свой самолет Ан-26 T-237 ВВС Анголы. Ранним утром транспортный борт совершал рейс в н.п. Течамутете. При заходе на посадку самолет был сбит ЗРК "Стрела-10", упал и взорвался. Все находившиеся на борту 26 человек погибли (экипаж, группа политработников и члены технической комиссии включавшей бригадного генерала и двух полковников - все кубинцы). Расчет ЗРК длительное время находился в повышенной готовности из-за ожидаемого налёта авиации ЮАР, что способствовало ошибочным действиям.


4 мая 1988 в ходе выполнения облета района боевых действий пропала связь с самолетом МиГ-23МЛ ВВС Анголы пилотируемого кубинцем к-ном Карлосом Росендо Родригес Пересом. Предположительно снизился для выполнения визуальной разведки целей и был сбит противником. Последняя боевая потеря кубинского контингента в Анголе.


6 декабря 1988 потерпел катастрофу самолет МиГ-23БН №716 ВВС Кубы. В ходе боевых действий в Анголе кубинские летчики пилотировали машины Ангольских ВВС, полученные непосредственно из СССР. Только одна эскадрилья из 12 МиГ-23БН в/ч 2661 была переброшена в Анголу из Кубы уже перед самым выводом контингента. Один самолет был потерян при следующих обстоятельствах: пара кубинских летчиков выполняла тренировочный полет в р-не Луанды. Ведущий Армандо Кастеллянос следуя по маршруту давал ведомому команды по радио. Из-за отказа радиостанции ведомый Джулио Херрера Гуэрра оторвался от него и потерял свое местоположение. После полного израсходования топлива летчик попытался выполнить вынужденную посадку на пересеченной местности у н.п. Амбризетте, в ходе которой самолет был разбит. Летчик погиб.


30 мая 1989 в ходе учебно-тренировочного полета потерпел катастрофу самолет МиГ-23УБ ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком-инструктором к-ном Элой Альберто Мир Травесо и тренируемым ангольским летчиком Рубеном. Выполняя упражнение на малой высоте и скорости экипаж допустил выход на срывной режим, в результате чего самолет перешел в неконтролируемое снижение и упал на склон холма в 40 км южнее Луанды. Оба летчика погибли (к-н Травесо стал последним погибший из состава контингента ВВС Кубы в Анголе).


8 августа 1989 потерпел аварию самолет МиГ-23МЛ С-439 ВВС Анголы пилотируемый кубинским летчиком ст.л-том Хуаном Карлосом Вальдесом. Летчик катапультировался. Учебно-тренировочный полет.


13 января 1993 в результате обстрела с земли произошло ЧП с вертолетом Ми-8 №22587 а/к Тюменьавиатранс выполнявшим гуманитарную миссию в зоне боевых действий. Пострадавших нет.


26 апреля 1993 самолет Ан-12Б №11121 Сыктывкарского ОАО ГА РФ под управлением экипажа КВС Андрея Вячеславовича Орлова выполнял рейс с грузом 12 тонн кукурузы по заказу миссии ООН из Катумбела в Луэно. После разгрузки груза самолет произвел взлёт в обратном направлении. В процессе набора высоты 5000 м, через 13 минут после взлёта, самолет был поражен зенитной ракетой в район первого двигателя. На борту возник пожар, в результате чего экипаж был вынужден совершить экстренную посадку "на брюхо" в Луэно, при выполнении которой самолет на большой скорости вышел за пределы ВПП и остановился в 150 м от торца на минном поле. После покидания борта бортмеханик Владимир Иванович Нестеренко наступил на противопехотную мину и позже скончался от полученных травм. Осколочные ранения получили КВС и анголец сопровождавший груз.


15 июля 1994 боевиками УНИТА при помощи ПЗРК "Стрела-3" сбит самолёт передового наведения РС-7 ВВС Анголы, пилотируемый экипажем Д. О'Коннелла (оба южноафриканские наёмники). Лётчики взяты в плен после падения самолёта у н.п. Сауримо. Дальнейшая их судьба не известна.


6 сентября 1994 потерпел аварию самолет МиГ-23МЛ С-436 ВВС Анголы пилотируемый наемным летчиком EO Пайн Пинаром. Выполняя бомбовый удар по целям противника, из-за неверных показаний суммы топлива, у самолета произошло самовыключение двигателя (полная выработка топлива). Летчик выполнил безуспешную попытку запуска двигателя, после чего используя запас высоты спланировал на аэродром Сауримо, находившийся на удалении 30 км. Из-за падения давления в гидросистеме уборки-выпуска шасси стойки на замки выпущенного положения не встали, в результате чего самолет коснувшись ВПП просел "на брюхо". Не смотря на незначительные повреждения, позволяющие восстановить машину, ангольские военные танком стащили самолет с ВПП. Из-за полученных при этом повреждений машину бросили, сняв ряд агрегатов.


19 сентября 1994 в наборе высоты после взлёта с аэродрома Малану, на 10-й минуте полета, снарядом неустановленного типа был поврежден самолет Ан-12 №11530 ЛИЦ ГосНИИ ГА России, работавший в Анголе по контракту с фирмой "Надон". Поражение зенитным снарядом произошло на высоте 3650 метров, прямо над городом. Взрывной волной была оторвана правая створка грузового люка и осколками ранен техник самолета. Экипаж благополучно завершил полет, совершив вынужденную посадку в аэропорту Луанда.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100