Аварийность в странах «Чёрной Африки»
Эксплуатация современной авиационной техники не обходится без происшествий и инцидентов, приводящих к гибели летного состава и потере дорогостоящей матчасти, поэтому исследованию причин и выдаче рекомендаций по повышению безопасности полетов придаётся важное значение. Как показывает многолетняя практика, в разных частях планеты на причины авиационных происшествий накладывается свой неповторимый отпечаток: погодно-климатические, физико-географические условия, уровень подготовленности и менталитет национального летно-технического состава, всё это напрямую влияет на общую картину аварийности. В данной статье мы рассмотрим ряд особенностей безопасности полетов в боевой авиации стран «Чёрной Африки» на примере отечественной техники.
В конце 1960-х, начале 1970-х годов целый ряд стран Африканского континента обрел независимость от европейских колонизаторов. Во многом обретению независимости и становлению молодых стран способствовала поддержка Советского Союза. Вместе с политической поддержкой в развивающиеся страны хлынул поток различных вооружений, включая боевые самолеты и вертолеты. Выдержки из последствий эксплуатации последних приведены ниже:
1. Погодно-климатические и физико-географические условия
Африканский континент характеризуется жарким климатом, резкими переменами погодных условий и слабо освоенной непроходимой местностью. Учитывая плохое метеорологическое и навигационное обеспечение полетов в странах Африки, слабые навыки пилотирования по приборам у национальных лётчиков, отсутствие развитой сети запасных аэродромов становится понятно, почему на первое место среди причин аварийности выходят случаи полного израсходования топлива. Попав в шторм, или банально потеряв свое местоположение, лётчики обречены на аварийное покидание самолета или вынужденную посадку в незнакомом месте.
Наглядным примером полного отсутствия метеорологического обеспечения служит катастрофа 11 сентября 1971 года самолета МиГ-15УТИ ВВС Гвинеи, пилотируемого экипажем в составе Хайдара Мамадоу (летчик) и Тоурѐ Абубакара (техник, во второй кабине). В этот день пара, в составе одного МиГ-15УТИ и одного МиГ-17Ф, совершала плановое перебазирование с аэродрома Конакри на резервную посадочную площадку в восточной части страны. Планирование полёта производилось с учётом только текущих метеоусловий, долгосрочный прогноз отсутствовал. На маршруте самолеты настиг грозовой фронт, в результате чего летчики уклонились от маршрута, заблудились и нарушили границу соседнего Кот Д'Ивуара. С малым остатком топлива они вышли к аэродрому Одиенне, где сразу пошли на посадку. Летчик МиГ-15УТИ не смог правильно рассчитать заход на незнакомую полосу, и был вынужден уходить на второй круг. Во время выполнения этого маневра топливо закончилось и двигатель остоновился, самолет упал в 4 километрах от населенного пункта Одиенне. Малая высота не позволила экипажу спастись и оба офицера погибли. Летчик истребителя МиГ-17Ф Сойма Оусмане выполнил успешную посадку на указанном аэродроме.
В том же регионе, но уже при простых метеоусловиях, 23 февраля 1976 года, потерпел аварию самолет МиГ-17Ф ВВС Гвинеи-Биссау, пилотируемый лейтенантом Нельсоном Корреа. Во время выполнения планового тренировочного полета лётчик уклонился от заданного курса, действительной помощи от РП не получил и нарушил границу Сенегала. Над местечком Казаманса, в районе города Колда, после полной выработки топлива у самолета остановился двигатель. Из-за близости населенных районов Нельсон Корреа принял решение не катапультироваться, а попытался выполнить вынужденную посадку на берег реки. На пробеге самолет столкнулся с препятствием и разрушился, а летчик получил серьёзные травмы. Эвакуацию пострадавшего произвели солдаты вооруженных сил Сенегала, рядом с базой которых произошло падение. По межправительственному соглашению летчик был возвращен на родину специальным рейсом вертолета Ми-4 ВВС Гвинеи-Биссау, а поврежденный самолет эвакуирован технической бригадой (включавшей советских специалистов) на грузовых автомобилях.
Даже опытные летчики, имевшие достаточную подготовку для полётов в сложных метеорологических условиях, оказывались не готовыми к резкой смене погоды. Именно так складывались обстоятельства 19-го октября 1969 года (катастрофа Л-29 ВВС Нигерии), 9-го августа 1984 года (потеря трех МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемых кубинскими летчиками) и 4-го июня 1993 года (авария истребителя МиГ-21 ВВС Конго, пилотируемого российским лётчиком-инструктором). Остановимся подробнее на катастрофе Л-29 ВВС Нигерии произошедшей 19-го октября 1969 года – этот самолет пилотировал командующий ВВС Нигерии подполковник Шитту Алао, 32 года. В ходе одиночного тренировочного полета он попал в сложные метеорологические условия, потеряв своё истинное местоположение. После полной выработки топлива и остановки двигателя подполковник Алао попытался выполнить вынужденную посадку на поле у населенного пункта Узебба, но на пробеге произошло столкновение с отдельно стоящим деревом. Самолет разрушился, летчик погиб.
26-го марта 1968 года, потеряв навигационную ориентировку, экипаж самолета Ан-14 ВВС Гвинеи выполнил посадку на чужом аэродроме и допустил захват машины противником. Самолет осуществлял перевозку пяти человек из свиты малийского президента Модиба Кейта, находившегося с визитом в городке Лабе. Маршрут полета проходил от Лабе до Конакри. Потерявшись, экипаж вышел на незнакомый аэродром, который принял за Батурстом в Гамбии. Допустив таким образом вторую ошибку, летчик совершил посадку на аэродроме, оказавшемся Биссаланкой. В результате самолет был интернирован португальскими колониальными властями.
2. Слабая подготовка персонала:
Из-за сложности обучения авиационного персонала Африканский континент постоянно испытывает острый недостаток квалифицированных кадров. Дополнительное отрицательное влияние на уровень подготовки местных кадров оказывает предвзятый отбор курсантов, который производится в первую очередь с учетом лояльности, а не личностных характеристик. В результате на службе в ВВС оказываются недостаточно компетентные люди, что неизбежно повышает риск авиационных происшествий.
Ярким примером недостаточной подготовки летчика может служить катастрофа самолета МиГ-21МФ ВВС Гвинеи-Биссау 23-го октября 1987 года. Истребитель разбился в 80 км севернее столицы страны, в ходе рутинного тренировочного полета. Летчик старший лейтенант На Багна, 27 лет, погиб. О профессиональных навыках летчика можно судить по его биографии: первоначальную летную подготовку получил в Советском Союзе, в качестве летчика самолета Ан-2 (!), а уже на родине был направлен на краткосрочные курсы и получил допуск на управление реактивными истребителями...
Попытка решить вопрос недостатка кадров привлечением наемных летчиков, ранее эксплуатировавших другой тип техники, так же таит в себе определенную опасность. Например 19 июля 1969 года, во время захода на посадку на аэродром Порт-Харкоурт, потерпел катастрофу самолет МиГ-17Ф ВВС Нигерии, пилотируемый лётчиком-контрактником Майком Томпсеттом. Летчик не справился с управлением и столкнулся с землей. Ранее Томпсетт служил на реактивной технике в ВВС Великобритании и имел звание флайт-офицера. До подписания контракта с ВВС Нигерии на самолетах МиГ-17 не летал. Тип освоить не успел и в июне 1969 года допустил грубое приземление в Дагомее, приведшее к поломке матчасти.
3. Отказы авиационной техники
Стандартная для ВВС всех стран мира причина АП усложняется на африканском континенте отсутствием необходимого финансирования, климатическими условиями и политической обстановкой. Просто приведем несколько примеров подобных происшествий в различных странах:
21-го августа 1971 года потерпел катастрофу самолет МиГ-17Ф ВВС Нигерии, пилотируемый майором Даном Атто, 28 лет. Сразу после взлёта с аэродрома Кано отказал двигатель. Летчик доложил о случившемся и попытался воспользоваться средствами спасения, но из-за малой высоты катапультирования майор Атто погиб. В том же районе 3-го июня 1988 года потерпел катастрофу истребитель МиГ-21МФ ВВС Нигерии, пилотируемый капитаном Феми Олугбоде. Во время выполнения тренировочного полета с аэродрома Кано, на борту возник пожар. Самолет потерял управление и столкнулся со зданием полицейского участка в н.п. Макурди, штата Бенуэ. Летчик, шестеро полицейских и пятеро гражданских лиц, находившиеся в здании, погибли.
4-го июня 1990 года потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис ВВС Конго, пилотируемый советским летчиком-инструктором п-ком Геннадием Милаховым. Сразу после взлёта и набора высоты 450 метров, самолет перешел в снижение и упал в болотистой местности рядом с аэродромом Пуэнт-Нуар. Летчик погиб.
|